Кайдановский Александр Леонидович

Александр Кайдановский

Александр Кайдановский — советский актёр, режиссёр, педагог. Кинодеятель приобрёл известность благодаря актёрскому мастерству. По словам критиков, он обладал драматическим даром, который позволял ему играть исключительных героев. Главным фильмом с ним в главной роли стал «Сталкер» Андрея Тарковского. Обратившись к режиссуре, Кайдановский сам снимал фильмы на экзистенциальные темы, которые удостаивали наградами на международных фестивалях.

Что нам известно о Александре Кайдановском

Полное имя:

Кайдановский Александр Леонидович

Дата рождения:

23.07.1946 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Рак

Дата смерти:

03.12.1995 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Александру Кайдановскому было:

49 лет

Место рождения:

г. Ростов-на-Дону

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

3

Рост Александра Кайдановского:

175 см

Род деятельности:

Актер, Режиссер, Кинорежиссер, Сценарист

Видео с участием Александра Кайдановского

Предлагаем вам посмотреть видео про Александра Кайдановского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Кайдановский Александр Леонидович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детство и юность

Кайдановский Александр Леонидович родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Актёр имел смешанное происхождение. По линии отца, Леонида (Лейба) Кайдановского, он был наполовину евреем. По свидетельствам родственников, его дедушка и бабушка, Лев-Иезекииль Кайдановский и Фрида Шульман, стали жертвами Холокоста — они были расстреляны в годы Второй Мировой войны немцами. По линии матери, Веры Онищук, он, предположительно, имел украинские корни.

Родители актёра поженились вскоре после победы. В годы Великой Отечественной войны отец Александра был радистом, победу встретил в звании младшего сержанта, вернувшись с фронта, руководил радиолокационной станцией, а впоследствии стал заместителем управляющего треста, который специализировался на сварочных работах. Мать актёра, когда он был ещё маленьким, уехала учиться в Москву в институте культуры.

Будучи ребёнком, Александр часто оставался у родственников в Днепропетровске, где жила его тётя Зина (она была двойняшкой отца Кайдановского). Ребёнок тяжело переносил разлуку с матерью и чувствовал себя покинутым. В семье тёти всегда было много книг и периодики: Зинаида работала в типографии, а её муж — в газете. Так Александр приучился к чтению, полюбил поэзию. Его любимыми поэтами были Николай Гумилёв и Андрей Вознесенский.

Когда Александру пришла пора пойти в первый класс, его мать всё ещё училась в Москве, и мальчика сдали в интернат (позднее перевели в общеобразовательную школу). На каникулах он жил у тёти. Вернувшись в Ростов-на-Дону, мать заведовала детским сектором во Дворце энергетиков, была режиссёром детской театральной студии, но сына в свои постановки не брала. Через пять лет родители Саши развелись, и он остался с отцом.

Леонид Кайдановский женился, и вскоре у Александра появились сёстры Ольга и Татьяна. Мать Саши тоже обрела новую семью. Но к этому времени он уже уехал из Ростова, по совету отца в 1960 году поступив в Днепропетровский сварочный техникум. Тогда ему было 14 лет. Вместе с другом Александр записался в молодёжный театр Днепропетровского Дворца студентов, которым руководил театральный деятель Виталий Ковалевский.

Актёрские задатки Александр унаследовал от деда Льва-Иезекииля Кайдановского — тот был артистом Народного театра Екатеринослава. Попробовав силы на сцене, подросток увлёкся. Его дебютом стала роль пленного немца в спектакле «Первый день свободы». Руководитель студии Ковалевский помог ему поверить в себя, посоветовав учиться на актёра. Так, не доучившись до конца года, 15-летний Александр поступил в Ростовское театральное училище.

По воспоминаниям мачехи актёра, Ирмы, уже подростком он искал себя, осваивал разные виды деятельности. Отец Кайдановского поддерживал сына в его начинаниях и гордился им. В 17 лет юноша, обладающий музыкальным слухом, освоил гитару и аккомпанировал себе, исполняя песни Булата Окуджавы, Александра Галича, Юрия Визбора. Но уже тогда он отличался вспыльчивым характером, из-за чего у него часто возникали сложности в общении с людьми.

Из-за конфликта с первым руководителем актёрского курса в ростовском училище ему пришлось перевестись. Окончил обучение он у народного артиста СССР Михаила Бушнова в 1965 году. Александр Кайдановский немного поработал в Ростовском драмтеатре имени М. Горького и ТЮЗе, а затем вместе с первой женой Ириной переехал в Москву получать высшее образование. Его приняли в Школу-студию МХАТ, но там ему стало скучно, и он перевёлся в Щукинское училище.

Александр Кайдановский в роли Стэплтона в фильме «Собака Баскервилей» (1971)

Александр Кайдановский в роли Стэплтона в фильме «Собака Баскервилей» (1971)

Актёрская карьера

В кино актёр Александр Кайдановский пришёл раньше, чем в театр. Первыми работами стали экранизации классики, что критики связывали с его аристократической внешностью. Так, будучи второкурсником, он сыграл француза Жюля Ландо в драме «Анна Каренина» Александра Зархи по роману Л. Н. Толстого, в которой снимались Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская и Майя Плисецкая.

Начинающий актёр много работал со знаменитыми коллегами по цеху. В экранизации И. С. Тургенева «Первая любовь», снятой Василием Ордынским, главные роли исполнили Иннокентий Смоктуновский и Инна Перечникова. В другой экранизации автора, драме «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, играли Ирина Купченко и Леонид Кулагин. Свою первую главную роль — графа Карнеева — Кайдановский исполнил в телеспектакле «Драма на охоте» по А. П. Чехову.

Эти картины успели выйти ещё до того, как актёр окончил Щукинское училище в 1969 году. После этого его пригласили играть в академический театр имени Е. Б. Вахтангова. Но больших драматических ролей ему не давали. Ему хотелось сыграть Мышкина в спектакле по Ф. М. Достоевскому «Идиот», но из-за жёсткой конкуренции исполнить эту роль ему не дали. Уйдя оттуда через три года, он немного поработал в Театре на Малой Бронной и в МХАТе.

Образы, созданные Достоевским, привлекали Кайдановского. По воспоминаниям семьи актёра, Александр готовился сыграть Алёшу Карамазова в культовой экранизации романа «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева. Но из-за его грубой шутки в адрес режиссёра эту роль отдали Андрею Мягкову. Зато в другой экранизации Достоевского — драме «Игрок» Алексея Баталова 1972 года — ему довелось сыграть богатого англичанина Астлея.

В 27 лет актёра призвали в армию. Он прослужил два года в кавалерийском полку при «Мосфильме». В это время вышло несколько фильмов с ним: «Крахе инженера Гарина» Леонида Квинихидзе он сыграл доктора Вольфа; в «Былом и думах» Льва Елагина — Виссариона Белинского. Тогда же снималась картина, сделавшая Кайдановского известным — «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, где он исполнил роль поручика Лемке.

После истерна Михалкова актёра Кайдановского не раз приглашали в приключенческие картины. Так, в дилогии «Пропавшая экспедиция» Вениамина Дормана он получил роль бывшего царского офицера Кирилла Зимина. Во второй половине 1970-х актёр играл в фильмах, посвящённых теме творчества. Крупнейшей из них стала драма «Мой дом — театр» об А. Н. Островском, где ему доверили сыграть драматурга. В фильме-биографии также снимались Олег Янковский и Галина Польских.

Но главной картиной в фильмографии Александра Кайдановского считается фильм-притча «Сталкер» Андрея Тарковского. Сценарий картины был написал братьями Аркадием и Борисом Стругацкими по их роману «Пикник на обочине». Действие происходит в вымышленном пространстве — Зоне. Актёр исполнил в фильме главную роль — проводника, который организует нелегальные экспедиции по полной неожиданных опасностей территории Зоны.

Съёмки фильма длились три года. Актёр рассказывал, что, по сути, он сыграл двух разных героев. Первый, по словам самих Стругацких, был похож на свой прообраз из романа — крутого парня Рэдрика Шухарта. Но эти кадры были утеряны при проявке плёнки. Затем сценарий существенно переработали. В итоге в личность героя Кайдановского были привнесены черты юродивого, хотя в жизни актёр, по мнению съёмочной группы, был полной противоположностью.

Образ Сталкера стал переломным в карьере актёра — все последующие казались ему мелкими. Он говорил: «Это все равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера». Тарковский, впечатлённый талантом Кайдановского, хотел доверить ему сыграть главного героя в своей следующей картине — писателя Андрея Горчакова в драме «Ностальгия». Но картина снималась в Италии, и актёра не выпустили из СССР. В итоге роль досталась Олегу Янковскому.

В 1980-х вышли две крупные работы с участием актёра. В первой, мелодраме «Спасатель» Сергея Соловьёва, Александр Кайдановский исполнил роль режиссёра Николая Вараксина. Во второй, детективном триллере Станислава Говорухина по роману Агаты Кристи «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным в главной роли, он сыграл капитана Филиппа Ломбарда. Всего за 28 лет актёрской карьеры он снялся больше чем в 50 фильмах.

Фильмография Александра Кайдановского

  • 1988

    Новые приключения янки при дворе короля Артура

    Роль: Ланселот

  • 1987

    Десять негритят

    Роль: Филипп Ломбард

  • 1980

    Рафферти

    Роль: Эймс

  • 1979

    Сталкер

    Роль: Сталкер

  • 1977

    Золотая речка

    Роль: Зимин

  • 1975

    Пропавшая экспедиция

    Роль: офицер Зимин

  • 1974

    Свой среди чужих, чужой среди своих

    Роль: Лемке, налетчик, бывший ротмистр

  • 1973

    Крах инженера Гарина

    Роль: Вольф

  • 1972

    Следствие ведут знатоки 6. Шантаж

    Роль: Миркин

Режиссёр Александр Кайдановский

Говоря о решении сменить вид деятельности, Александр Кайдановский в шутку ссылался на фильм «Спасатель», называя свою роль режиссёра пророческой. Он поступил на режиссёрский факультет Высших курсов сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии, в мастерскую Андрея Тарковского. Но из-за отъезда последнего в Италию учиться актёру пришлось у Сергея Соловьёва, который впоследствии стал его близким другом.

Снимать фильмы Кайдановский начал уже в 1983 году. Вдохновение для первых опытов он черпал из зарубежной классики. Его дебютной работой как режиссёра стала короткометражка «Иона, или художник за работой» по рассказу французского писателя-экзистенциалиста Альбера Камю. Здесь главные роли он доверил Борису Плотникову и Наталье Аринбасаровой. Также в фильме снималась дочь Александра Кайдановского и Евгении Симоновой Зоя.

Дипломный проект Кайдановского под названием «Простая смерть» был снят по мотивам повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Он же выступил сценаристом картины. Главные роли в ней сыграли Валерий Приёмыхов и Алиса Фрейндлих. Снять фильм-притчу о смерти режиссёр решил потому, что через погружение в эту тему он хотел избавиться от страха конца жизни. Драма получила главную премию на Международной неделе авторского кино в Испании в 1988 году.

Ещё один фильм Кайдановского под названием «Гость» был снят по мотивам рассказа аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса «Евангелие от Марка». Эта работа кинорежиссёра была удостоена приза экуменического (христианского) жюри на Кинофестивале в Локарно (Швейцария) и собрал все награды — главный приз, приз критиков и приз зрительских симпатий — на Международном кинофестивале авторского кино в Испании.

К следующей своей картине «Жена керосинщика» режиссёр написал сценарий сам. В нём повествуется о жизни старинного городка с полуразрушенными готическими храмами, жители которого не помнят ничего, что происходило с ними в детстве и юности. Критики предполагали, фильм рассказывает о ростовском периоде жизни автора. Драма получила Гран-при в номинации «Странный фильм» на Международном кинофестивале фантастического кино в Авориазе (Франция).

Известный кинодеятель не только снимал фильмы, но и учил этому других. В конце 1980-х он преподавал дисциплины, связанные с режиссурой, в альма-матер — Щукинском училище. Через несколько лет он возглавил сценарную мастерскую в рамках Высших курсов сценаристов и режиссёров. А в 1994 году ему доверили представлять Российскую Федерацию в жюри Международного Каннского кинофестиваля.

Александр Кайдановский и его первая жена Ирина Бычкова

Александр Кайдановский и его первая жена Ирина Бычкова

Валентина Малявина

Валентина Малявина

Личная жизнь и семья Александра Кайдановского

Александр Кайдановский писал в своём дневнике: «Только когда я несчастлив в чувствах, я что-то могу делать». Официально кинодеятель был женат 4 раза, имел множество романов. Со своей первой женой, Ириной Бычковой, Александр познакомился в Ростове, на сцене Дворца культуры строителей. В то время он был студентом театрального училища, и его пригласили сыграть в одном спектакле с Ириной. Они поженились, когда ему было 19 лет.

С первой женой Александр Кайдановский прожил 9 лет. Она переехала вместе с ним в Москву, где у них в 1970 году родилась дочь Дарья. А незадолго до этого его судили за очередное рукоприкладство: он ударил женщину за грубое замечание, а та оказалась судьёй. Избежать тюремного заключения ему удалось благодаря поддержке Михаила Ульянова, актёра Вахтанговского театра, в труппе которой состоял тогда Кайдановский.

Когда актёра исключили из труппы, он с семьёй переехал из общежития театра в полуподвальное помещение. Ирина оставалась с Александром, несмотря на бытовые сложности и его неверность. Она ушла, лишь когда актёр объявил о намерении быть с артисткой Валентиной Малявиной, которая была вхожа в их дом как друг семьи. Развод состоялся в 1975-м, а через год, окончив психфак МГУ, Ирина уехала в Ростов, где стала преподавателем в университете. Дочь Дарья выучилась на биолога.

Роман Александра Кайдановского и Валентины Малявиной длился 6 лет. Ради актёра его возлюбленная ушла от мужа, режиссёра Павла Арсенова. Друзья кинодеятеля вспоминали, что тогда они переживали не только за его благополучие, но и за жизнь. Ссоры с Валентиной доходили до рукоприкладства, а однажды они вдвоём едва не умерли из-за порезанных вен. Но уже после расставания, когда Малявину обвиняли в убийстве сожителя, актёра Станислава Жданько, он выступал в её защиту.

Со второй женой, Евгенией Симоновой, Александр Кайдановский познакомился в 1974-м, за год до расставания с Малявиной. С Евгенией он снимался в дилогии Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Через год они сыграли свадьбу, а в 1976-м родилась их дочь Зоя. Девочка с ранних лет находилась рядом с родителями и уже во взрослом возрасте тоже стала актрисой, в том числе снималась в картинах отца, а также работала телеведущей.

Брак с Евгенией Симоновой продлился 5 лет, до 1980 года. Актёр постоянно ревновал жену и к тому же тяготился спокойной семейной жизнью, которая, по его мнению, мешала его творчеству. Но вскоре после развода он женился ещё раз. Его третьей женой стала танцовщица Большого театра Наталия Судакова. Актёр усыновил двух детей от её первого брака. В 1987 году у них родился сын Андрей, а через 3 года они разошлись. Андрей стал танцором.

С четвёртой женой, Инной Пиварс, Александр Кайдановский познакомился во время кинопроб к его так и не вышедшему фильму «Восхождение к Экхарту». Их отношения продлились 2 года, при этом жили они раздельно. Инна рассказывала, что всё это время обращалась к нему на «вы» из-за разницы в возрасте (она младше его на 22 года) и почтения к его таланту. Их свадьба состоялась в ноябре 1995 года, незадолго до смерти кинодеятеля.

Александр Кайдановский и его вторая жена Евгения Симонова в фильме «Пропавшая экспедиция»

Александр Кайдановский и его вторая жена Евгения Симонова в фильме «Пропавшая экспедиция»

Последние годы и смерть

За шесть лет до смерти Александр Кайдановский начал испытывать проблемы с сердцем. У него была диагностирована гипертония. Иногда боли были настолько сильными, что он просыпался по ночам. Друзья помогали ему получать редкие лекарства из заграницы. Но сам Кайдановский не берёг себя — увлёкшись режиссурой, он писал сценарии, занимался подбором актёров, искал финансирование. И говорил: «Я поздно начал. Надо успеть многое сделать».

Причиной смерти Александра Кайдановского стал третий по счёту инфаркт. Первый приступ случился с ним за день до поездки на «Мосфильм», где он должен был заключить контракт на съёмки в длительном проекте, из-за чего сильно переживал. Второй инфаркт настиг его во время лекции во ВГИКе, после чего его положили в больницу. Актёр лежал в отделении рядом с близким другом Леонидом Филатовым. Третий инфаркт произошёл в коммунальной комнате. Спасти его не удалось.

Наталия Судакова – третья жена Александра Кайдановского – и их сын Андрей

Наталия Судакова – третья жена Александра Кайдановского – и их сын Андрей

Признание и память

По словам критиков, Александр Кайдановский остался в истории советского кино одной из самых ярких личностей. В память о нём снят ряд документальных фильмов, в том числе «Сны Сталкера» Евгения Цымбала. А в 2021 году в честь 75-летия со дня рождения кинодеятеля дирекция Международного кинофестиваля «Зеркало» учредила приз имени Александра Кайдановского, который вручается лучшему актёру и режиссёру. Первым лауреатом стал Филипп Янковский.

Инна Пиварс – четвёртая жена Александра Кайдановского

Инна Пиварс – четвёртая жена Александра Кайдановского

Награды и звания Александра Кайдановского

  • 1992

    Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»

    За заслуги в области киноискусства

    Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 года №1524

Дата публикации: 18.04.2022 года
Дата последнего обновления: 25.04.2024 года
Автор: