Звягинцев Андрей Петрович

Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев — российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Он начал карьеру в качестве артиста, но настоящую известность обрёл в режиссёрской деятельности. Андрей Петрович является многократным лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей и других престижных кинопремий. Дважды был номинирован на премию «Оскар» за создание фильмов «Левиафан» и «Нелюбовь». Ныне Звягинцев считается одним из самых ярких создателей современного российского кино.

Что нам известно о Андрее Звягинцеве

Полное имя:

Звягинцев Андрей Петрович

Дата рождения:

06.02.1964 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Водолей

Сейчас Андрею Звягинцеву:

60 лет

Место рождения:

Новосибирск

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не женат

Дети:

2

Род деятельности:

Режиссер, Сценарист, Актер

Андрей Звягинцев в социальных сетях

Видео с участием Андрея Звягинцева

Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Звягинцева. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Звягинцев Андрей Петрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы

Звягинцев Андрей Петрович родился 6 февраля 1964 года. Родным городом режиссёра является Новосибирск, там же прошло его детство и юные годы. Отец был милиционером, а мать преподавала русский язык и литературу в одной из городских школ. Родители развелись, когда сыну едва исполнилось 5 лет, после чего его воспитанием занималась только мать. Что касается отца, то с ним режиссёру не удалось восстановить отношения даже спустя многие годы.

По словам самого Звягинцева, с детских лет ему была предоставлена абсолютная свобода: мать не только не препятствовала, но и всячески поддерживала любые начинания сына. Так, в 16-летнем возрасте он всерьёз увлёкся театром и начал посещать театральную студию при ТЮЗе Новосибирска. Уже после получения школьного аттестата молодой человек поступил в Новосибирское театральное училище, где стал изучать актёрское мастерство.

После окончания вуза он был призван в армию, а уже после демобилизации, в 1986 году, переехал в Москву и подал документы в ГИТИС. После успешно пройдённых испытаний был зачислен на актёрский факультет вуза. Однако вскоре театральная сцена перестала представлять интерес для молодого человека: современный театр воспринимался им как институт, для которого первостепенное значение имеет не искусство, а успех у зрителя.

Окончив вуз в 1990 году, он устроился дворником, так как эта работа позволяла получить служебное жилье. В течение следующих трёх лет Звягинцев жил в одной из комнат дома XIX века, находившегося рядом с Театром имени Владимира Маяковского и в прошлом принадлежавшего одной из дворянских семей. В этот же период он принимает участие в нескольких постановках и пробует писать рассказы, однако ни то, ни другое не увлекает его по-настоящему.

При этом особый интерес для молодого человека представляет кинематограф. Он знакомится с творчеством таких мэтров мирового кино, как Жан-Люк Годар, Эрнст Ингмар Бергман и Акира Куросава, каждый из которых в будущем оказывает влияние на его творчество. В это же время Звягинцев начинает заниматься производством рекламных роликов, а также играет небольшие роли в нескольких фильмах и сериалах.

Андрей Звягинцев в молодости

Андрей Звягинцев в молодости

Творческая деятельность Андрея Звягинцева

Свою первую режиссёрскую работу Андрей Звягинцев выпускает в 2000 году — его дебютной картиной становится киноальманах «Чёрная комната», для которой он снимает три новеллы. Действие каждой истории происходит здесь и сейчас, а в центре сюжета — оказавшаяся на грани реальности и фантазии драма героев. Этот фильм позволяет молодому режиссёру зарекомендовать себя в качестве незаурядного автора, работающего в жанре артхаусного кино.

А уже в 2003 году к Звягинцеву приходит всемирная известность. Его первый полнометражный фильм, «Возвращение», принимает участие в конкурсной программе Венецианского фестиваля, где завоёвывает сразу пять призов, включая главную награду — «Золотого льва». Кинодебют российского режиссёра был восторженно принят кинокритиками, а после завершения показа гости фестиваля аплодировали ему стоя в течение пятнадцати минут.

Позднее картина стала лауреатом премии Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года» и вошла в число претендентов на победу кинопремий «Золотой глобус» и «Сезар» как лучший иностранный фильм. Кроме того, в этой же номинации она выдвигалась на «Оскар», однако не была включена в шорт-лист. «Возвращение» также стало успешным началом актёрской карьеры Ивана Добронравова, сыгравшего одного из главных героев.

Триумф картины Звягинцева получил сравнение с успехом первых работ Андрея Тарковского, а сам фильм сравнивался с дебютной картиной мэтра советского кино — «Ивановым детством». При этом пресса не обошла вниманием и сходство в биографиях двух авторов: оба остались без отца ещё в раннем детстве, что спустя годы нашло отражение в их творчестве: вслед за Тарковским, Звягинцев обращался к теме поиска фигуры отца.

В 2007 году на экраны вышел второй фильма режиссёра. Как и дебютная картина, «Изгнание» было отмечено сразу несколькими международными и российскими кинопремиями. Так, фильм вошёл в число претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» и принёс Серебряную премию Каннского фестиваля сыгравшему главную роль актёру Константину Лавроненко. Он также завоевал приз Федерации киноклубов России на Московском международном кинофестивале.

В центре философской драмы отношения между двумя людьми — Александром и его женой Верой. Долгое время казавшийся благополучным, их брак начинает рушиться после того, как Вера сообщает Александру: «Я жду ребёнка. Он не твой». Главному герою предстоит сделать сложный выбор между «убить», «прогнать» и «простить», однако позднее конфликт становится ещё более запутанным, и он узнаёт, что на самом деле произошло с его любимой женщиной.

Следующей работой режиссёра стал киноальманах «Нью-Йорк, я люблю тебя», для которого он снял новеллу «Апокриф». Изначально предполагалось, что всего в картину войдут 13 короткометражных фильмов разных авторов, но в конечном итоге две из них были вырезаны — одной из исключённых работ стала новелла Звягинцева. Как выяснилось в дальнейшем, это решение было принято киностудией после тестового показа картины.

В 2011 году состоялась премьера художественного фильма «Елена», ознаменовавшего собой очередной триумф российского режиссёра в Каннах: картина стала лауреатом премии «Особый взгляд». Кроме того, она завоевала сразу несколько наград кинопремий «Золотой орёл» и «Ника», включая призы за лучшую режиссуру и операторскую работу. Также были отмечены премиями сыгравшие главные роли Елена Лядова и Надежда Маркина.

Однако фильм получил неоднозначные оценки критиков. Так, по мнению первых, «Елена» стала одной из главных картин российского кинематографа последних лет, в то время как вторые обвинили режиссёра в использовании «чудовищных штампов из плохой драматургии конца XIX века» (Михаил Ратгауз). Кроме того, её не обошли вниманием американские издания, увидевшие в сюжете киноленты возвращение российского общества к «средневековому феодализму».

Тем не менее, уже через восемь лет после премьеры, в 2019 году, американским изданием Rolling Stone кинокартина была включена в 50 лучших фильмов мирового кинематографа, вышедших во втором десятилетии 21 века. После этого режиссёр снова принял участие в создании киноальманаха: он стал одним из авторов кинопроекта «Эксперимент 5IVE». А в 2014 году выпустил очередную полнометражную работу — драму «Левиафан».

По словам самого Звягинцева, вдохновением при создании этой картины послужила реальная история, произошедшая в США в 2004 году и получившая широкий резонанс в прессе как «Война Марвина Химейера». Потеряв свой земельный участок в результате конфликта с бетонным заводом штата Колорадо, мужчина разрушил бульдозером все строения предприятия, после чего покончил с собой. Услышав эту историю, режиссёр решил её экранизировать.

Однако уже при работе над сценарием действие было перенесено в российские реалии, а в основу сюжета было положено противостояние власти и «маленького человека»: в центре картины столкновение автослесаря Николая Сергеева и коррумпированного мэра города, решившего отобрать у него землю для собственных нужд. Главный герой пытается защитить своё имущество, однако в этом конфликте оказывается проигравшей стороной.

В этой работе режиссёр создаёт образ жестокой и бездушной власти, способной хладнокровно уничтожить человека ради собственных целей: она представлена как в лице самого мэра, так и всех остальных представителей государственной системы, которые защищают его интересы. Образ власти, по Звягинцеву, связан с образом Левиафана — древнего морского чудовища из библейской мифологии, которое олицетворяет собой зло и хаос.

Другой важной темой стала церковь и её место в конфликте между человеком и государством. Так, писатель и журналист Дмитрий Быков назвал Звягинцева единственным автором, сумевшим высказаться об «отпадении России от Бога». Позднее это стало причиной конфликта режиссёра с Российской православной церковью: некоторые её активисты обратились к министру культуры России с просьбой запретить показ киноленты.

Кроме того, фильм получил противоречивые отзывы кинокритиков. Так, из-за откровенности высказывания на актуальные для России социальные темы он получил сравнение с культовой картиной Алексея Балабанова «Груз 200». При этом многие кинорецензенты обвинили режиссёра в гиперболизации проблем российской действительности и русофобии, а его работу охарактеризовали как «антироссийский политический заказ».

В то же время, кинолента была преимущественно положительно принята западными критиками. Так, она завоевала приз Каннского фестиваля в номинации «Лучший сценарий», и одержала победу на кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, что позволило ей стать первой российской картиной, удостоенной этой награды в постсоветский период. Кроме того, «Левиафан» был выдвинут на премию «Оскар».

Одним из номинантов на «Оскар» также стала следующая кинолента режиссёра, драма «Нелюбовь», вышедшая на экраны в 2017 году и на сегодняшний день являющаяся последней работой в фильмографии Звягинцева. Помимо того, картина приняла участие в конкурсной программе Каннского фестиваля, где завоевала приз жюри, и стала одним из претендентов на победу кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

Новая работа российского режиссёра вызвала широкий интерес у европейской аудитории: права на показ фильма были приобретены всеми странами Европы, а сама лента получила самые высокие отзывы зарубежных изданий и рецензентов. В то же время, она была охарактеризована критиками как «напряжённая семейная драма, проклинающая российское общество», которое поглощено «карьеризмом, эгоизмом и жадностью» (Энн Томпсон).

При этом по своей эмоциональной выразительности драма «Нелюбовь» во многом сравнивалась с «Левиафаном», но если в последней кинокартине акцент был сделан на политическом вопросе, то здесь основой сюжета стал распад семьи. Её главные герои — в скором будущем бывшие супруги — настолько озабочены вопросом развода и своей новой жизнью, что им становится безразличной судьба их общего сына.

На сегодняшний день Андрей Звягинцев является автором пяти картин полнометражных картин и трёх киноальманахов. Однако, несмотря на небольшое количество работ в его фильмографии, он считается одним из самых успешных и незаурядных режиссёров отечественного кинематографа постсоветского периода. За годы творческой деятельности ему удалось не только завоевать признание в России, но и покорить зарубежных зрителей.

Режиссёр Андрей Звягинцев

Режиссёр Андрей Звягинцев

Фильмография Андрея Звягинцева

  • 2000 - 2011

    Каменская

    Роль: Валерий Турбин (серия «Смерть и немного любви»)

  • 2000

    Любовь до гроба

    Роль: Олег, бизнесмен

  • 1998

    Отражение

    Роль: секретарь

  • 1995

    Ширли-мырли

    Роль: журналист

Личная жизнь и семья Андрея Звягинцева

Ныне Андрей Звягинцев не женат, однако за его плечами несколько романов и браков. Ещё в студенческие годы он познакомился с актрисой Верой Сергеевой, с которой вскоре сошёлся. Несмотря на то, что их союз был неофициальным, в нём появилась двойня. К сожалению, один из мальчиков умер через неделю после рождения. Через несколько лет пара рассталась, и второй сын Никита остался с матерью. Он получил музыкальное образование, живёт в Новосибирске, ведёт бизнес, имеет семью.

В 1988 г. Звягинцев женился на однокурснице Инне – молодые люди вместе учились в ГИТИСе. Однако девушка оставила театральный вуз и в дальнейшем получила медицинское образование, став акушером-гинекологом. Но их брак был недолгим. Творческая натура Андрея тяготилась семейными узами. Понимая это, жена ушла от него. Спустя некоторое время в её жизни появился актёр Владимир Мишуков. Оформив развод со Звягинцевым, она вышла замуж за нового возлюбленного в 1994 году.

Позже в жизни артиста появилась модель и телеведущая Инна Гомес. Дебютировав в качестве режиссёра в киноальманахе «Чёрная комната» (2000), он взял её на главную роль в новелле Obscure. Позже музой постановщика являлась Ирина Гринёва – не оформляя отношений, они вместе прожили 6 лет. Расставшись с ней, Звягинцев взял в жёны монтажёра Анну Матвееву – этот союз стал вторым официальным браком режиссёра. В 2009 году у них родился сын Пётр.

Спустя 9 лет их совместной жизни в прессе появилась новость о том, что супруги развелись. Сообщалось, что сын остался жить с матерью. Но постановщик и его жена не комментировали эту информацию. Сейчас Андрей Звягинцев предпочитает не афишировать свою личную жизнь, о его романах ничего не известно. Также у него нет аккаунтов в социальных сетях, а с журналистами он общается только на тему его творческой деятельности.

Андрей Звягинцев и его бывшая жена Анна Матвеева

Андрей Звягинцев и его бывшая жена Анна Матвеева

Андрей Звягинцев сейчас

В настоящее время Андрей Звягинцев занимается реализацией новых творческих проектов. Одним из них стала драма What Happens — первая картина режиссёра, которая будет снята на английском языке. Об этой работе также известно, что она будет выпущена при сотрудничестве с голливудской компанией Paramount Television Studios, а продюсером выступит Александр Роднянский. Дата премьеры фильма пока что не названа.

Награды и звания Андрея Звягинцева

  • 2003

    Золотой лев

    Главная награда Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение»

  • 2003

    Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля

    За лучший дебютный фильм («Возвращение»)

  • 2003

    Премия Европейской киноакадемии «Феликс»

    Категория «Европейское открытие года» (за фильм «Возвращение»)

  • 2003

    Премия «Ника»

    Лучший игровой фильм («Возвращение»)

  • 2006

    Национальная премия общественного признания «Россиянин года»

  • 2007

    Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале

    За фильм «Изгнание»

  • 2011

    Национальная премия общественного признания «Россиянин года»

  • 2011

    Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале

    За фильм «Елена»

  • 2011

    Гран-При Гентского международного кинофестиваля

    За фильм «Елена»

  • 2012

    Премия «Золотой орёл»

    За лучшую режиссёрскую работу (фильм «Елена»)

  • 2012

    Премия «Золотой орёл»

    Лучший игровой фильм («Елена»)

  • 2012

    Премия «Ника»

    Лучшая режиссёрская работа (фильм «Елена»)

  • 2014

    Приз Каннского кинофестиваля

    Лучший сценарий (фильм «Левиафан»)

  • 2015

    Премия «Золотой глобус»

    Лучший фильм на иностранном языке («Левиафан»)

  • 2015

    Премия «Золотой орёл»

    За лучшую режиссёрскую работу («Левиафан»)

  • 2017

    Премия GQ

    Режиссёр года

  • 2017

    Приз жюри на Каннском кинофестивале

    За фильм «Нелюбовь»

  • 2017

    Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене

    За фильм «Нелюбовь»

  • 2018

    Премия «Золотой орёл»

    За лучшую режиссёрскую работу («Нелюбовь»)

  • 2018

    Премия «Сезар»

    Лучший иностранный фильм («Нелюбовь»)

Дата публикации: 17.08.2021 года
Дата последнего обновления: 19.03.2024 года
Автор: