Звягинцев Андрей Петрович
Андрей Звягинцев — российский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Начал творческую карьеру в качестве актёра, однако получил широкую известность в 2003 году, дебютировав в качестве режиссёра с картиной «Возвращение». Является многократным лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей и других престижных кинопремий. На сегодняшний день считается одним из самых ярких авторов современного российского кино.
Что нам известно о Андрее Звягинцеве
Реальное имя:
Андрей Звягинцев
Дата рождения:
06.02.1964 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Андрею Звягинцеву:
58 лет
Место рождения:
Новосибирск
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не женат
Дети:
2
Род деятельности:
Режиссер, Сценарист, Актер
Видео с участием Андрея Звягинцева
Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Звягинцева. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Андрей Звягинцев - режиссер, сценарист, актер. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Биография Андрея Звягинцева
Звягинцев Андрей Петрович родился 6 февраля 1964 года. Родным городом режиссёра является Новосибирск, там же прошло его детство и юные годы. Отец был милиционером, а мать преподавала русский язык и литературу в одной из городских школ. Родители развелись, когда сыну едва исполнилось пять лет, после чего его воспитанием занималась только мать. Что касается отца, то с ним режиссёру не удалось восстановить отношения даже спустя многие годы.
По словам самого Звягинцева, с детских лет ему была предоставлена абсолютная свобода: мать не только не препятствовала, но и всячески поддерживала любые начинания сына. Так, в 16-летнем возрасте он всерьёз увлёкся театром и начал посещать театральную студию при ТЮЗе Новосибирска. Уже после получения школьного аттестата молодой человек поступил в Новосибирское театральное училище, где стал изучать актёрское мастерство.
После окончания вуза он был призван в армию, а уже после демобилизации, в 1986 году, переехал в Москву и подал документы в ГИТИС. После успешно пройдённых испытаний был зачислен на актёрский факультет вуза. Однако вскоре театральная сцена перестала представлять интерес для молодого человека: современный театр воспринимался им как институт, для которого первостепенное значение имеет не искусство, а успех у зрителя.
Окончив вуз в 1990 году, он устроился дворником, так как эта работа позволяла получить служебное жилье: в течение следующих трёх лет Звягинцев жил в одной из комнат дома XIX века, находившегося рядом с Театром имени Владимира Маяковского и в прошлом принадлежавшего одной из дворянских семей. В этот же период он принимает участие в нескольких постановках и пробует писать рассказы, однако ни то, ни другое не увлекает его по-настоящему.
При этом особый интерес для молодого человека представляет кинематограф: он знакомится с творчеством таких мэтров мирового кино, как Жан-Люк Годар, Эрнст Ингмар Бергман и Акира Куросава, каждый из которых в будущем оказывает влияние на его творчество. В это же время Звягинцев начинает заниматься производством рекламных роликов, а также играет небольшие роли в нескольких фильмах и сериалах.
Творческая деятельность
Свою первую режиссёрскую работу Андрей Звягинцев выпускает в 2000 году — его дебютной картиной становится киноальманах «Чёрная комната», для которой он снимает три новеллы. Действие каждой истории происходит здесь и сейчас, а в центре сюжета — оказавшаяся на грани реальности и фантазии драма героев. Этот фильм позволяет молодому режиссёру зарекомендовать себя в качестве незаурядного автора, работающего в жанре артхаусного кино.
А уже в 2003 году к Звягинцеву приходит всемирная известность. Его первый полнометражный фильм, «Возвращение», принимает участие в конкурсной программе Венецианского фестиваля, где завоёвывает сразу пять призов, включая главную награду — «Золотого льва». Кинодебют российского режиссёра был восторженно принят кинокритиками, а после завершения показа гости фестиваля аплодировали ему стоя в течение пятнадцати минут.
Позднее картина стала лауреатом премии Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года» и вошла в число претендентов на победу кинопремий «Золотой глобус» и «Сезар» как лучший иностранный фильм. Кроме того, в этой же номинации она выдвигалась на «Оскар», однако не была включена в шорт-лист. «Возвращение» также стало успешным началом актёрской карьеры Ивана Добронравова, сыгравшего одного из главных героев.
Триумф картины Звягинцева получил сравнение с успехом первых работ Андрея Тарковского, а сам фильм сравнивался с дебютной картиной мэтра советского кино — «Ивановым детством». При этом пресса не обошла вниманием и сходство в биографиях двух авторов: оба остались без отца ещё в раннем детстве, что спустя годы нашло отражение в их творчестве: вслед за Тарковским, Звягинцев обращался к теме поиска фигуры отца.
В 2007 году на экраны вышел второй фильма режиссёра. Как и дебютная картина, «Изгнание» было отмечено сразу несколькими международными и российскими кинопремиями. Так, фильм вошёл в число претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» и принёс Серебряную премию Каннского фестиваля сыгравшему главную роль актёру Константину Лавроненко. Он также завоевал приз Федерации киноклубов России на Московском международном кинофестивале.
В центре философской драмы отношения между двумя людьми — Александром и его женой Верой. Долгое время казавшийся благополучным, их брак начинает рушиться после того, как Вера сообщает Александру: «Я жду ребёнка. Он не твой». Главному герою предстоит сделать сложный выбор между «убить», «прогнать» и «простить», однако позднее конфликт становится ещё более запутанным, и он узнаёт, что на самом деле произошло с его любимой женщиной.
Следующей работой режиссёра стал киноальманах «Нью-Йорк, я люблю тебя», для которого он снял новеллу «Апокриф». Изначально предполагалось, что всего в картину войдут 13 короткометражных фильмов разных авторов, но в конечном итоге две из них были вырезаны — одной из исключённых работ стала новелла Звягинцева. Как выяснилось в дальнейшем, это решение было принято киностудией после тестового показа картины.
В 2011 году состоялась премьера художественного фильма «Елена», ознаменовавшего собой очередной триумф российского режиссёра в Каннах: картина стала лауреатом премии «Особый взгляд». Кроме того, она завоевала сразу несколько наград кинопремий «Золотой орёл» и «Ника», включая призы за лучшую режиссуру и операторскую работу. Также были отмечены премиями сыгравшие главные роли Елена Лядова и Надежда Маркина.
Однако фильм получил неоднозначные оценки критиков. Так, по мнению первых, «Елена» стала одной из главных картин российского кинематографа последних лет, в то время как вторые обвинили режиссёра в использовании «чудовищных штампов из плохой драматургии конца XIX века» (Михаил Ратгауз). Кроме того, её не обошли вниманием американские издания, увидевшие в сюжете киноленты возвращение российского общества к «средневековому феодализму».
Тем не менее, уже через восемь лет после премьеры, в 2019 году, американским изданием Rolling Stone кинокартина была включена в 50 лучших фильмов мирового кинематографа, вышедших во втором десятилетии 21 века. После этого режиссёр снова принял участие в создании киноальманаха: он стал одним из авторов кинопроекта «Эксперимент 5IVE». А в 2014 году выпустил очередную полнометражную работу — драму «Левиафан».
По словам самого Звягинцева, вдохновением при создании этой картины послужила реальная история, произошедшая в США в 2004 году и получившая широкий резонанс в прессе как «Война Марвина Химейера». Потеряв свой земельный участок в результате конфликта с бетонным заводом штата Колорадо, мужчина разрушил бульдозером все строения предприятия, после чего покончил с собой. Услышав эту историю, режиссёр решил её экранизировать.
Однако уже при работе над сценарием действие было перенесено в российские реалии, а в основу сюжета было положено противостояние власти и «маленького человека»: в центре картины столкновение автослесаря Николая Сергеева и коррумпированного мэра города, решившего отобрать у него землю для собственных нужд. Главный герой пытается защитить своё имущество, однако в этом конфликте оказывается проигравшей стороной.
В этой работе режиссёр создаёт образ жестокой и бездушной власти, способной хладнокровно уничтожить человека ради собственных целей: она представлена как в лице самого мэра, так и всех остальных представителей государственной системы, которые защищают его интересы. Образ власти, по Звягинцеву, связан с образом Левиафана — древнего морского чудовища из библейской мифологии, которое олицетворяет собой зло и хаос.
Другой важной темой стала церковь и её место в конфликте между человеком и государством. Так, писатель и журналист Дмитрий Быков назвал Звягинцева единственным автором, сумевшим высказаться об «отпадении России от Бога». Позднее это стало причиной конфликта режиссёра с Российской православной церковью: некоторые её активисты обратились к министру культуры России с просьбой запретить показ киноленты.
Кроме того, фильм получил противоречивые отзывы кинокритиков. Так, из-за откровенности высказывания на актуальные для России социальные темы он получил сравнение с культовой картиной Алексея Балабанова «Груз 200». При этом многие кинорецензенты обвинили режиссёра в гиперболизации проблем российской действительности и русофобии, а его работу охарактеризовали как «антироссийский политический заказ».
В то же время, кинолента была преимущественно положительно принята западными критиками. Так, она завоевала приз Каннского фестиваля в номинации «Лучший сценарий», и одержала победу на кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, что позволило ей стать первой российской картиной, удостоенной этой награды в постсоветский период. Кроме того, «Левиафан» был выдвинут на премию «Оскар».
Одним из номинантов на «Оскар» также стала следующая кинолента режиссёра, драма «Нелюбовь», вышедшая на экраны в 2017 году и на сегодняшний день являющаяся последней работой в фильмографии Звягинцева. Помимо того, картина приняла участие в конкурсной программе Каннского фестиваля, где завоевала приз жюри, и стала одним из претендентов на победу кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Новая работа российского режиссёра вызвала широкий интерес у европейской аудитории: права на показ фильма были приобретены всеми странами Европы, а сама лента получила самые высокие отзывы зарубежных изданий и рецензентов. В то же время, она была охарактеризована критиками как «напряжённая семейная драма, проклинающая российское общество», которое поглощено «карьеризмом, эгоизмом и жадностью» (Энн Томпсон).
При этом по своей эмоциональной выразительности драма «Нелюбовь» во многом сравнивалась с «Левиафаном», но если в последней кинокартине акцент был сделан на политическом вопросе, то здесь основой сюжета стал распад семьи. Её главные герои — в скором будущем бывшие супруги — настолько озабочены вопросом развода и своей новой жизнью, что им становится безразличной судьба их общего сына.
На сегодняшний день Андрей Звягинцев является автором пяти картин полнометражных картин и трёх киноальманахов. Однако, несмотря на небольшое количество работ в его фильмографии, он считается одним из самых успешных и незаурядных режиссёров отечественного кинематографа постсоветского периода. За годы творческой деятельности ему удалось не только завоевать признание в России, но и покорить зарубежных зрителей.
Фильмография Андрея Звягинцева
- 2000 - 2011 КаменскаяРоль: Валерий Турбин (серия «Смерть и немного любви»)
- 2000 Любовь до гробаРоль: Олег, бизнесмен
- 1998 ОтражениеРоль: секретарь
- 1995 Ширли-мырлиРоль: журналист
Награды и звания Андрея Звягинцева
- 2018 Золотой орёлЛучший режиссер («Нелюбовь»)
- 2018 СезарЛучший фильм на иностранном языке («Нелюбовь»)
- 2017 Премия GQРежиссёр года
- 2015 Золотой орёлЛучший режиссёр («Левиафан»)
- 2014 Приз Каннского кинофестиваляЛучший сценарий («Левиафан»)
- 2012 Золотой орёлЛучший режиссер («Елена»)
- 2012 НикаЛучший режиссер («Елена»)
- 2004 НикаЛучший фильм («Возвращение»)
- 2003 Золотой лев За фильм «Возвращение»
Андрей Звягинцев сейчас
В настоящее время Андрей Звягинцев занимается реализацией других творческих проектов. Одним из них стала драма What Happens — первая картина режиссёра, которая будет снята на английском языке. Об этой работе также известно, что она будет выпущена при сотрудничестве с голливудской компанией Paramount Television Studios, а продюсером выступит Александр Роднянский. Дата премьеры фильма пока что не названа.
Личная жизнь и семья Андрея Звягинцева
В настоящее время Андрей Звягинцев не женат, однако за плечами у режиссёра есть несколько неудавшихся браков. Ещё в студенческие годы он познакомился с актрисой Верой Сергеевой, которая вскоре стала его фактической супругой. Позднее у них родилась двойня, однако один из мальчиков умер через неделю после рождения. Через несколько лет пара рассталась, и второй сын режиссёра остался с матерью.
Спустя время стало известно о романе Звягинцева с актрисой театра и кино Ириной Гринёвой (снималась в таких картинах, как «Доктор Лиза», «Таинственная страсть» и др.). Влюблённые поженились в начале 2000-х, но этот брак продлился только шесть лет. Вскоре после развода оба бывших супруга смогли устроить свою личную жизнь: Ирина вышла замуж во второй раз, а новой избранницей режиссёра стала монтажёр Анна Матвеева.
В 2009 году у пары родился сын Пётр. Однако появление ребёнка не смогло укрепить этот союз, и уже через девять лет эти отношения изжили себя. В настоящий момент о других романах российского режиссёра нет официальной информации: Звягинцев ведёт закрытый образ жизни и не комментирует свои отношения с женщинами. Кроме того, режиссёр не является поклонником социальных сетей, а с прессой предпочитает обсуждать только творческие проекты.
Мнения - 0