Андрей Звягинцев
- Базовая информация о персоне
- Социальные сети и сайт
- Интересные видео
- Ранние годы
- Творческая деятельность
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Персона сейчас
- Награды и звания
Андрей Звягинцев — российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Он начал карьеру в качестве артиста, но настоящую известность обрёл в режиссёрской деятельности. Андрей Петрович является многократным лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей и других престижных кинопремий. Дважды был номинирован на премию «Оскар» за создание фильмов «Левиафан» и «Нелюбовь». Ныне Звягинцев считается одним из самых ярких создателей современного российского кино.
Что нам известно о Андрее Звягинцеве
Полное имя:
Звягинцев Андрей Петрович
Дата рождения:
06.02.1964 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Андрею Звягинцеву:
60 лет
Место рождения:
Новосибирск
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не женат
Дети:
2
Род деятельности:
Режиссер, Сценарист, Актер
Андрей Звягинцев в социальных сетях
Видео с участием Андрея Звягинцева
Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Звягинцева. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Звягинцев Андрей Петрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Звягинцев Андрей Петрович родился 6 февраля 1964 года. Родным городом режиссёра является Новосибирск, там же прошло его детство и юные годы. Отец был милиционером, а мать преподавала русский язык и литературу в одной из городских школ. Родители развелись, когда сыну едва исполнилось 5 лет, после чего его воспитанием занималась только мать. Что касается отца, то с ним режиссёру не удалось восстановить отношения даже спустя многие годы.
По словам самого Звягинцева, с детских лет ему была предоставлена абсолютная свобода: мать не только не препятствовала, но и всячески поддерживала любые начинания сына. Так, в 16-летнем возрасте он всерьёз увлёкся театром и начал посещать театральную студию при ТЮЗе Новосибирска. Уже после получения школьного аттестата молодой человек поступил в Новосибирское театральное училище, где стал изучать актёрское мастерство.
После окончания вуза он был призван в армию, а уже после демобилизации, в 1986 году, переехал в Москву и подал документы в ГИТИС. После успешно пройдённых испытаний был зачислен на актёрский факультет вуза. Однако вскоре театральная сцена перестала представлять интерес для молодого человека: современный театр воспринимался им как институт, для которого первостепенное значение имеет не искусство, а успех у зрителя.
Окончив вуз в 1990 году, он устроился дворником, так как эта работа позволяла получить служебное жилье. В течение следующих трёх лет Звягинцев жил в одной из комнат дома XIX века, находившегося рядом с Театром имени Владимира Маяковского и в прошлом принадлежавшего одной из дворянских семей. В этот же период он принимает участие в нескольких постановках и пробует писать рассказы, однако ни то, ни другое не увлекает его по-настоящему.
При этом особый интерес для молодого человека представляет кинематограф. Он знакомится с творчеством таких мэтров мирового кино, как Жан-Люк Годар, Эрнст Ингмар Бергман и Акира Куросава, каждый из которых в будущем оказывает влияние на его творчество. В это же время Звягинцев начинает заниматься производством рекламных роликов, а также играет небольшие роли в нескольких фильмах и сериалах.
Андрей Звягинцев в молодости
Творческая деятельность Андрея Звягинцева
Свою первую режиссёрскую работу Андрей Звягинцев выпускает в 2000 году — его дебютной картиной становится киноальманах «Чёрная комната», для которой он снимает три новеллы. Действие каждой истории происходит здесь и сейчас, а в центре сюжета — оказавшаяся на грани реальности и фантазии драма героев. Этот фильм позволяет молодому режиссёру зарекомендовать себя в качестве незаурядного автора, работающего в жанре артхаусного кино.
А уже в 2003 году к Звягинцеву приходит всемирная известность. Его первый полнометражный фильм, «Возвращение», принимает участие в конкурсной программе Венецианского фестиваля, где завоёвывает сразу пять призов, включая главную награду — «Золотого льва». Кинодебют российского режиссёра был восторженно принят кинокритиками, а после завершения показа гости фестиваля аплодировали ему стоя в течение пятнадцати минут.
Позднее картина стала лауреатом премии Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года» и вошла в число претендентов на победу кинопремий «Золотой глобус» и «Сезар» как лучший иностранный фильм. Кроме того, в этой же номинации она выдвигалась на «Оскар», однако не была включена в шорт-лист. «Возвращение» также стало успешным началом актёрской карьеры Ивана Добронравова, сыгравшего одного из главных героев.
Триумф картины Звягинцева получил сравнение с успехом первых работ Андрея Тарковского, а сам фильм сравнивался с дебютной картиной мэтра советского кино — «Ивановым детством». При этом пресса не обошла вниманием и сходство в биографиях двух авторов: оба остались без отца ещё в раннем детстве, что спустя годы нашло отражение в их творчестве: вслед за Тарковским, Звягинцев обращался к теме поиска фигуры отца.
В 2007 году на экраны вышел второй фильма режиссёра. Как и дебютная картина, «Изгнание» было отмечено сразу несколькими международными и российскими кинопремиями. Так, фильм вошёл в число претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» и принёс Серебряную премию Каннского фестиваля сыгравшему главную роль актёру Константину Лавроненко. Он также завоевал приз Федерации киноклубов России на Московском международном кинофестивале.
В центре философской драмы отношения между двумя людьми — Александром и его женой Верой. Долгое время казавшийся благополучным, их брак начинает рушиться после того, как Вера сообщает Александру: «Я жду ребёнка. Он не твой». Главному герою предстоит сделать сложный выбор между «убить», «прогнать» и «простить», однако позднее конфликт становится ещё более запутанным, и он узнаёт, что на самом деле произошло с его любимой женщиной.
Следующей работой режиссёра стал киноальманах «Нью-Йорк, я люблю тебя», для которого он снял новеллу «Апокриф». Изначально предполагалось, что всего в картину войдут 13 короткометражных фильмов разных авторов, но в конечном итоге две из них были вырезаны — одной из исключённых работ стала новелла Звягинцева. Как выяснилось в дальнейшем, это решение было принято киностудией после тестового показа картины.
В 2011 году состоялась премьера художественного фильма «Елена», ознаменовавшего собой очередной триумф российского режиссёра в Каннах: картина стала лауреатом премии «Особый взгляд». Кроме того, она завоевала сразу несколько наград кинопремий «Золотой орёл» и «Ника», включая призы за лучшую режиссуру и операторскую работу. Также были отмечены премиями сыгравшие главные роли Елена Лядова и Надежда Маркина.
Однако фильм получил неоднозначные оценки критиков. Так, по мнению первых, «Елена» стала одной из главных картин российского кинематографа последних лет, в то время как вторые обвинили режиссёра в использовании «чудовищных штампов из плохой драматургии конца XIX века» (Михаил Ратгауз). Кроме того, её не обошли вниманием американские издания, увидевшие в сюжете киноленты возвращение российского общества к «средневековому феодализму».
Тем не менее, уже через восемь лет после премьеры, в 2019 году, американским изданием Rolling Stone кинокартина была включена в 50 лучших фильмов мирового кинематографа, вышедших во втором десятилетии 21 века. После этого режиссёр снова принял участие в создании киноальманаха: он стал одним из авторов кинопроекта «Эксперимент 5IVE». А в 2014 году выпустил очередную полнометражную работу — драму «Левиафан».
По словам самого Звягинцева, вдохновением при создании этой картины послужила реальная история, произошедшая в США в 2004 году и получившая широкий резонанс в прессе как «Война Марвина Химейера». Потеряв свой земельный участок в результате конфликта с бетонным заводом штата Колорадо, мужчина разрушил бульдозером все строения предприятия, после чего покончил с собой. Услышав эту историю, режиссёр решил её экранизировать.
Однако уже при работе над сценарием действие было перенесено в российские реалии, а в основу сюжета было положено противостояние власти и «маленького человека»: в центре картины столкновение автослесаря Николая Сергеева и коррумпированного мэра города, решившего отобрать у него землю для собственных нужд. Главный герой пытается защитить своё имущество, однако в этом конфликте оказывается проигравшей стороной.
В этой работе режиссёр создаёт образ жестокой и бездушной власти, способной хладнокровно уничтожить человека ради собственных целей: она представлена как в лице самого мэра, так и всех остальных представителей государственной системы, которые защищают его интересы. Образ власти, по Звягинцеву, связан с образом Левиафана — древнего морского чудовища из библейской мифологии, которое олицетворяет собой зло и хаос.
Другой важной темой стала церковь и её место в конфликте между человеком и государством. Так, писатель и журналист Дмитрий Быков назвал Звягинцева единственным автором, сумевшим высказаться об «отпадении России от Бога». Позднее это стало причиной конфликта режиссёра с Российской православной церковью: некоторые её активисты обратились к министру культуры России с просьбой запретить показ киноленты.
Кроме того, фильм получил противоречивые отзывы кинокритиков. Так, из-за откровенности высказывания на актуальные для России социальные темы он получил сравнение с культовой картиной Алексея Балабанова «Груз 200». При этом многие кинорецензенты обвинили режиссёра в гиперболизации проблем российской действительности и русофобии, а его работу охарактеризовали как «антироссийский политический заказ».
В то же время, кинолента была преимущественно положительно принята западными критиками. Так, она завоевала приз Каннского фестиваля в номинации «Лучший сценарий», и одержала победу на кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, что позволило ей стать первой российской картиной, удостоенной этой награды в постсоветский период. Кроме того, «Левиафан» был выдвинут на премию «Оскар».
Одним из номинантов на «Оскар» также стала следующая кинолента режиссёра, драма «Нелюбовь», вышедшая на экраны в 2017 году и на сегодняшний день являющаяся последней работой в фильмографии Звягинцева. Помимо того, картина приняла участие в конкурсной программе Каннского фестиваля, где завоевала приз жюри, и стала одним из претендентов на победу кинопремии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Новая работа российского режиссёра вызвала широкий интерес у европейской аудитории: права на показ фильма были приобретены всеми странами Европы, а сама лента получила самые высокие отзывы зарубежных изданий и рецензентов. В то же время, она была охарактеризована критиками как «напряжённая семейная драма, проклинающая российское общество», которое поглощено «карьеризмом, эгоизмом и жадностью» (Энн Томпсон).
При этом по своей эмоциональной выразительности драма «Нелюбовь» во многом сравнивалась с «Левиафаном», но если в последней кинокартине акцент был сделан на политическом вопросе, то здесь основой сюжета стал распад семьи. Её главные герои — в скором будущем бывшие супруги — настолько озабочены вопросом развода и своей новой жизнью, что им становится безразличной судьба их общего сына.
На сегодняшний день Андрей Звягинцев является автором пяти картин полнометражных картин и трёх киноальманахов. Однако, несмотря на небольшое количество работ в его фильмографии, он считается одним из самых успешных и незаурядных режиссёров отечественного кинематографа постсоветского периода. За годы творческой деятельности ему удалось не только завоевать признание в России, но и покорить зарубежных зрителей.
Режиссёр Андрей Звягинцев
Фильмография Андрея Звягинцева
2000 - 2011
Каменская
Роль: Валерий Турбин (серия «Смерть и немного любви»)
2000
Любовь до гроба
Роль: Олег, бизнесмен
1998
Отражение
Роль: секретарь
1995
Ширли-мырли
Роль: журналист
Личная жизнь и семья Андрея Звягинцева
Ныне Андрей Звягинцев не женат, однако за его плечами несколько романов и браков. Ещё в студенческие годы он познакомился с актрисой Верой Сергеевой, с которой вскоре сошёлся. Несмотря на то, что их союз был неофициальным, в нём появилась двойня. К сожалению, один из мальчиков умер через неделю после рождения. Через несколько лет пара рассталась, и второй сын Никита остался с матерью. Он получил музыкальное образование, живёт в Новосибирске, ведёт бизнес, имеет семью.
В 1988 г. Звягинцев женился на однокурснице Инне – молодые люди вместе учились в ГИТИСе. Однако девушка оставила театральный вуз и в дальнейшем получила медицинское образование, став акушером-гинекологом. Но их брак был недолгим. Творческая натура Андрея тяготилась семейными узами. Понимая это, жена ушла от него. Спустя некоторое время в её жизни появился актёр Владимир Мишуков. Оформив развод со Звягинцевым, она вышла замуж за нового возлюбленного в 1994 году.
Позже в жизни артиста появилась модель и телеведущая Инна Гомес. Дебютировав в качестве режиссёра в киноальманахе «Чёрная комната» (2000), он взял её на главную роль в новелле Obscure. Позже музой постановщика являлась Ирина Гринёва – не оформляя отношений, они вместе прожили 6 лет. Расставшись с ней, Звягинцев взял в жёны монтажёра Анну Матвееву – этот союз стал вторым официальным браком режиссёра. В 2009 году у них родился сын Пётр.
Спустя 9 лет их совместной жизни в прессе появилась новость о том, что супруги развелись. Сообщалось, что сын остался жить с матерью. Но постановщик и его жена не комментировали эту информацию. Сейчас Андрей Звягинцев предпочитает не афишировать свою личную жизнь, о его романах ничего не известно. Также у него нет аккаунтов в социальных сетях, а с журналистами он общается только на тему его творческой деятельности.
Андрей Звягинцев и его бывшая жена Анна Матвеева
Андрей Звягинцев сейчас
В настоящее время Андрей Звягинцев занимается реализацией новых творческих проектов. Одним из них стала драма What Happens — первая картина режиссёра, которая будет снята на английском языке. Об этой работе также известно, что она будет выпущена при сотрудничестве с голливудской компанией Paramount Television Studios, а продюсером выступит Александр Роднянский. Дата премьеры фильма пока что не названа.
Награды и звания Андрея Звягинцева
2003
Золотой лев
Главная награда Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение»
2003
Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля
За лучший дебютный фильм («Возвращение»)
2003
Премия Европейской киноакадемии «Феликс»
Категория «Европейское открытие года» (за фильм «Возвращение»)
2003
Премия «Ника»
Лучший игровой фильм («Возвращение»)
2006
Национальная премия общественного признания «Россиянин года»
2007
Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале
За фильм «Изгнание»
2011
Национальная премия общественного признания «Россиянин года»
2011
Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале
За фильм «Елена»
2011
Гран-При Гентского международного кинофестиваля
За фильм «Елена»
2012
Премия «Золотой орёл»
За лучшую режиссёрскую работу (фильм «Елена»)
2012
Премия «Золотой орёл»
Лучший игровой фильм («Елена»)
2012
Премия «Ника»
Лучшая режиссёрская работа (фильм «Елена»)
2014
Приз Каннского кинофестиваля
Лучший сценарий (фильм «Левиафан»)
2015
Премия «Золотой глобус»
Лучший фильм на иностранном языке («Левиафан»)
2015
Премия «Золотой орёл»
За лучшую режиссёрскую работу («Левиафан»)
2017
Премия GQ
Режиссёр года
2017
Приз жюри на Каннском кинофестивале
За фильм «Нелюбовь»
2017
Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене
За фильм «Нелюбовь»
2018
Премия «Золотой орёл»
За лучшую режиссёрскую работу («Нелюбовь»)
2018
Премия «Сезар»
Лучший иностранный фильм («Нелюбовь»)