Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский — один их самых известных поэтов XX века, ставший настоящим событием в отечественной культуре. Центральной темой его произведений является революция, однако не только политическая, но и общекультурная. Выступая против старого уклада, он способствовал приходу нового. Жизнь поэта оборвалась, когда ему было 36 лет, но исследования его творческого наследия продолжаются и сегодня.

Что нам известно о Владимире Маяковском

Полное имя:

Маяковский Владимир Владимирович

Дата рождения:

19.07.1893 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Рак

Дата смерти:

14.04.1930 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Владимиру Маяковскому было:

36 лет

Место рождения:

Российская империя, Кутаисская губерния, г. Багдати

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не был женат

Дети:

2

Рост Владимира Маяковского:

189 см

Род деятельности:

Писатель, Поэт, Драматург, Публицист, Киносценарист, Режиссер

Видео с участием Владимира Маяковского

Предлагаем вам посмотреть видео про Владимира Маяковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Маяковский Владимир Владимирович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы

Маяковский Владимир Владимирович родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии Российской империи (ныне город Багдади, Грузия). Отец поэта, лесничий третьего разряда Владимир Константинович, относился к запорожским казакам, а мать Александра Алексеевна (урождённая Павленко) — к кубанским казакам. Прапрадед поэта получил дворянство за службу есаулом в Черноморском казачьем войске.

У Владимира Маяковского были две старшие сестры – Людмила и Ольга. Братья поэта Константин и Александр умерли в раннем возрасте. В автобиографии он писал, что его «учили мама и всякоюродные сёстры». Мальчик быстро освоил чтение, а вот арифметика «казалась неправдоподобной». Первым языком поэта был грузинский. Свою родину он воспевал во многих поздних произведениях, например, в поэме «Владикавказ — Тифлис».

Позже семья Маяковского переехала в город Кутаиси, где он в 9 лет пошёл в гимназию. На приёмном экзамене мальчика спросили, что такое «око», и он ответил: «Три фунта» (по-грузински). «Мне объяснили любезные экзаменаторы, что „око“ — это „глаз“ по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — всё древнее, всё церковное и всё славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм».

Революционные настроения поэт поддерживал уже в раннем возрасте. По воспоминаниям его сестры Людмилы, когда до Кутаиси докатилась волна Первой русской революции, он, тогда ещё ребёнок, участвовал в уличных протестах. Но вскоре мальчик с матерью и сёстрами покинул Грузию. После смерти главы семейства от заражения крови — тот укололся иголкой при сшивании бумаг — они в поисках лучшей жизни переехали в Москву.

В Москве поэт пошёл в Пятую классическую гимназию. Учился плохо, но исключён был по другой причине — семья не могла платить за его обучение. Затем перешёл в Третью гимназию. Узнав о том, что некоторые ученики публикуют свои работы в нелегальном журнале «Порыв», написал 2 стихотворения. Первое посчитал «невероятно революционным и в той же степени безобразным», второе — слишком лиричным, а потому бросил сочинительство.

В 15-летнем возрасте поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Занимался пропагандой большевизма (звался «товарищем Константином»). Трижды подвергался арестам, в том числе за «писание прокламации» и пособничество побегу каторжанок.  В 1909 — 1910 годах провёл в Бутырской тюрьме несколько месяцев (по официальным данным — 6, по автобиографии поэта — 11).

Время, проведённое в тюрьме, он называл началом своего поэтического пути. Перечитав классиков, пришёл к выводу: «До чего же нетрудно писать лучше их». Но первые опыты, навеянные стихами Андрея Белого и Константина Бальмонта, назвал «ходульными и ревплаксивыми» («рев» — сокр. от «революционный»). После Бутырской тюрьмы поэта могли отправить в лагеря в Туруханск. Но друг его отца способствовал, чтобы юношу выпустили на волю как несовершеннолетнего.

После тюрьмы Маяковский хотел заниматься «социалистическим искусством», но товарищ по партии ему заявил: «Кишка тонка». Поэт покинул партию. Посчитав, что стихи у него не получаются, вернулся к давнему увлечению — живописи. Лучшим своим учителем называл Петра Келина. Спустя год стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это было единственное заведение, куда его приняли, несмотря на неблагонадёжность.

Владимир Маяковский в молодости

Владимир Маяковский в молодости

Молодой Владимир Маяковский

Молодой Владимир Маяковский

Творческая деятельность Владимира Маяковского

Своё первое стихотворение «Ночь» Владимир Маяковский написал в 1912 году. Это произошло после знакомства с Давидом Бурлюком, лидером поэтической группы «Гилея», который учился в одном училище с ним. Бурлюк ввёл нового приятеля в круг молодых литераторов. «Ночь» была опубликована в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», который сопровождался манифестом, написанным Бурлюком, Маяковским и Алексеем Кручёных.

В манифесте авторы заявляли: «Только мы — лицо нашего Времени». Вскоре вышел первый, рукописный, сборник поэта «Я». Его стихи публиковались также в футуристических альманахах. Тогда же поэт обратился к театральному творчеству, написав программную пьесу «Владимир Маяковский». Центральная роль в ней была отведена ему самому. Трагедия была показана 2 раза в петербургском театре «Луна-парк».

Творчество поэта относят к такому авангардному направлению, как кубофутуризм, хотя его последователи начали называть себя кубофутуристами только к концу 1913 года. Приставка «кубо» была добавлена в целях разделения их творчества от работ других почитателей футуризма, в том числе эгофутуристов. Ранее этот термин использовался, в основном, применительно к живописи; формы кубофутуризма в изобразительном творчестве использовал Бурлюк.

Маяковский и Бурлюк часто выступали на собраниях с лекциями о новой поэзии, за что впоследствии их исключили из училища. Действия поэтов порождали резкую критику в прессе. «Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли „сукиным сыном“», — отметил поэт в своих воспоминаниях. Зарабатывать подобными «крамольными» сочинениями ему не удавалось, потому что издательства «не брали ни строчки».

Первую мировую войну поэт встретил «взволнованно», посвятил ей стихотворение «Война объявлена». Не желая сидеть в тылу, он хотел пойти воевать добровольцем, но ему отказали из-за политической неблагонадёжности. Критику царской армии и ужас войны Маяковский выразил в стихах «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», в поэме «Война и мир». В этот же период вышли такие его работы, как «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник».

Эти произведения были опубликованы Осипом Бриком, когда поэт служил в армии. Он был зачислен на службу в тыловую Учебную автомобильную школу при содействии друзей, в частности, Максима Горького. Годом позже вышел его первый крупный сборник «Простое как мычание». А в 1917-м газета «Новая жизнь» опубликовала его произведение «Революция. Поэтохроника». В нём поэт описал события, происходившие в Петербурге в феврале, которые он горячо приветствовал.

Летом 1917-го Маяковский был освобождён от военной службы. Он начал работу над социально-бытовой пьесой «Мистерия-буфф», поставленной режиссёром Всеволодом Мейерхольдом спустя год в Театре музыкальной драмы. Пьеса была показана трижды, после чего её отменили. Второй вариант «Мистерии», доработанный к 1921 году, был представлен в Театре РСФСР-1 (им. Вс. Мейерхольда) около 100 раз.

Поэт внёс свой вклад и в кино. Так, в 1918 году он написал сценарий к картине «Не для денег родившийся» и сам же исполнил роль главного героя. Основой для киноленты послужил роман Джека Лондона «Мартин Иден». Но запись не сохранилась. Образ ключевого персонажа Маяковский воплотил и в немом кино «Закованная фильмой» (1918). Здесь главную женскую роль отвели Лиле Брик. В том же году в немом фильме «Барышня и хулиган» поэт выступил не только сценаристом и исполнителем главной роли, но и вторым режиссёром.

В 1919 году поэт, вернувшийся из Петербурга в Москву, начал работать над серией агитационных плакатов «Окна РОСТА»: писал для них стихи и создавал иллюстрации. «Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей», — отмечал он. Художник Александр Родченко вспоминал, что Маяковскому удавалось рисовать их не вымеряя, от руки. Несмотря на напряжённую работу в РОСТА, он продолжал писать стихи и в 1920-м закончил поэму «Сто пятьдесят миллионов».

В 1922 году стал лидером объединения «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). В одноимённом журнале обозначались идеи развития производственного искусства, литературы факта и пр. Спустя 3 года издание было закрыто из-за убыточности, потому что массовый читатель им не интересовался. В 1927 году журнал был восстановлен, выпускался в меньшем объёме, но вскоре после выхода поэта из ЛЕФа прекратил существование окончательно.

1920-е годы стали одним из самых плодотворных периодов в творчестве Маяковского. Он ездил по СССР с лекциями о «ЛЕФе», путешествовал по другим странам, среди которых Латвия, Германия, Франция, США, Куба, Мексика и пр. Писал для газет «Известия» и «Комсомольская правда». Среди крупнейших работ последнего десятилетия в жизни поэта — поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» и «Плохо!», пьесы «Клоп» и «Баня».

Под конец 1920-х Владимир Маяковский, ранее поддерживаемый властью, начал чувствовать её недовольство. В литературных кругах высказывалось мнение, что в своих стихах он поднимает темы, например, бюрократизм, которые уже не имеют ничего общего с реальностью. Болезненно поэт воспринял и то, что никто из правящих чинов и товарищей по «ЛЕФу» не посетил его выставку, в которой он представил труды, созданные за 20 лет работы.

Поэт Владимир Маяковский

Поэт Владимир Маяковский

Маяковский Владимир Владимирович

Маяковский Владимир Владимирович

Фильмография Владимира Маяковского

  • 1918

    Барышня и хулиган

    Роль: хулиган

  • 1918

    Закованная фильмой

    Роль: Художник

  • 1918

    Не для денег родившийся

    Роль: Иван Нов

  • 1914

    Драма в кабаре футуристов №13

    Роль: «Демоническая» роль

Софья Шамардина

Софья Шамардина

Мария Денисова

Мария Денисова

Личная жизнь и семья Владимира Маяковского

Биографам известно о нескольких романах поэта. Так, в 1913 году Владимир Маяковский познакомился с Софьей Шамардиной — артисткой, известной под псевдонимом Эсклармонда Орлеанская. Девушка поддерживала деятельность футуристов, играла в постановках по их произведениям. Возлюбленная вдохновила поэта на стихотворение «Послушайте!». После расставания с Маяковским она вышла замуж и прекратила артистическую деятельность.

Следующей возлюбленной Маяковского стала Мария Денисова. Они встретились в 1914 году на поэтическом вечере в Одессе, где футуристы продвигали идеи «новой поэзии». Вскоре поэт сделал девушке предложение, но она отказала ему. Упоминание о ней встречается в его поэме «Облако в штанах». Бывшие возлюбленные сохранили добрые отношения. Денисова, впоследствии увлёкшаяся скульптурой, изваяла бюст поэта.

Для многих почитателей творчества Маяковского его имя тесно связано с Лилей Брик. Поэт познакомился с ней и её мужем Осипом Бриком в 1915 году благодаря её младшей сестре, писательнице Эльзе Триоле (урождённая Элла Каган), с которой имел кратковременную романтическую связь. Спустя месяц после знакомства в доме Бриков поэт прочёл поэму «Облако в штанах» и попросил разрешения посвятить его хозяйке вечера.

Брик утверждала, что сначала она относилась к молодому литератору только как к другу, но позднее уступила его настойчивым ухаживаниям и призналась мужу в романе. Между тем, её супруг поддерживал Маяковского в его творчестве. Когда тот служил в армии, Осип Брик покупал его стихи и печатал в журналах, был негласным лидером возглавляемого поэтом «ЛЕФа» (на двери одной из их штаб-квартир висела табличка «Брик. Маяковский»).

Через 3 года они начали жить втроём. В 1922-м в отношениях поэта с возлюбленной наступил кризис, и они пришли к решению сделать перерыв, который продлился 2 месяца. В это время он жил отдельно, но продолжал оказывать Лиле Брик знаки внимания. После воссоединения они вместе совершили ряд поездок за границу, где продвигали «лефовские» идеи. Но позднее отношения Маяковского и Брик приобрели более спокойный характер.

В 1925 году во время поездки в США поэт сошёлся с Элли Джонс (урождённая Елизавета Зиберт). Девушка выступала переводчицей Маяковского. В Америке мужчина провёл около трёх месяцев. В следующем году в Нью-Йорке Джонс родила дочь Хелен Патрисию. Бывший муж Элли, Джордж Джонс, дал девочке свою фамилию, чтобы она могла считаться законнорождённой. Поэт видел дочь всего однажды, когда в 1928 году находился в Ницце, но хранил её фотографию.

После возвращения из заграничной поездки Маяковский начал роман с работницей Госиздата Натальей Брюханенко, который продлился почти 2 года. Однако, по признанию Натальи, чувства поэта были довольно поверхностными. Так, Маяковский признался ей, что всё ещё любит Брик. Не желая быть на втором месте, девушка прекратила отношения. Тем не менее, они продолжали работать над его рукописями.

В 1928 году поэт находился в Париже. Там у него начался роман с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, работавшей в столице моды манекенщицей. Перед отъездом Маяковский просил её выйти за него замуж и вернуться вместе с ним, но утончённая Яковлева отказала неистовому, страстному футуристу. Существует легенда: поэт отдал весь свой парижский гонорар цветочной компании, чтобы несколько раз в неделю его любимая получала цветы; их приносили даже после смерти Владимира. Но многие биографы подвергают эту историю сомнению.

Последней возлюбленной поэта стала актриса Вероника (Нора) Полонская. Их знакомство состоялось в 1929 году благодаря Лиле Брик — девушка играла главную роль в фильме «Стеклянный глаз», в котором Брик была вторым режиссёром. Владимир Маяковский настаивал на том, чтобы артистка рассталась с мужем Михаилом Яншиным, и стала его женой. Он даже вступил в писательский кооператив, чтобы получить квартиру, где они могли бы жить вместе. Но 21-летняя девушка не ушла от супруга, видя порывистый, неровный характер 36-летнего футуриста.

Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик

Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик

Татьяна Яковлева

Татьяна Яковлева

Вероника Полонская

Вероника Полонская

Подробности смерти Владимира Маяковского

Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством в возрасте 36 лет. Дата смерти поэта — 14 апреля 1930 года. Причиной рокового шага называют тяжёлое эмоциональное состояние футуриста из-за непризнания его заслуг — пресса, некогда звавшая его «первым поэтом революции», начала резко критиковать его последние драматические работы. Болезненно воспринял Маяковский и то, что ему впервые отказали в выезде за границу.

Усугубляло состояние поэта и то обстоятельство, что он, мечтавший создать семью со своей возлюбленной Норой Полонской, был вынужден смиряться с её неготовностью уйти от мужа. Несмотря на чувства к Маяковскому, девушка боялась, что он в любой момент может прекратить отношения. В интервью актриса говорила, что незадолго до смерти футуриста она согласилась развестись и поселиться с ним в одной квартире, но тот был не в силах ждать.

Полонская стала последним человеком, с кем поэт виделся перед своей смертью. В тот день, 14 апреля, они встретились в его мастерской на Лубянке, после чего она должна была отправиться на репетицию во МХАТ. По свидетельству актрисы, он просил её остаться с ним и вовсе бросить театр. Так и не сумев его успокоить, Полонская покинула квартиру. Услышав выстрел, она вернулась и увидела рану в его груди. Поэт скончался до приезда «Скорой помощи».

В своём посмертном письме футурист написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо». Творческое наследие он оставил Брикам. Прощание с литератором проходило в Доме писателей. Тело поэта было кремировано, прах хранился в колумбарии Нового Донского кладбища, а спустя 22 года был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Награды и звания Владимира Маяковского

  • 1917

    Медаль «За усердие»

Дата публикации: 20.04.2021 года
Дата последнего обновления: 28.03.2024 года
Автор: