Константин Бальмонт
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы
- Творческая деятельность
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
Константин Бальмонт — российский поэт, переводчик, прозаик, эссеист. Является одной из ключевых фигур в истории русского символизма и поэзии Серебряного века. Оставаясь незамеченным литературным сообществом в начале творческого пути, позднее он стал одной из самых влиятельных персон в российской поэтической среде, создав новый язык русской поэзии — вычурный и витиеватый, но в то же время мелодичный и красочный.
Что нам известно о Константине Бальмонте
Полное имя:
Бальмонт Константин Дмитриевич
Дата рождения:
15.06.1867 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
23.12.1942 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Константину Бальмонту было:
75 лет
Место рождения:
Российская империя, Владимирская губерния, с. Гумнищи
Гражданство:
Российская империя, РСФСР, Франция
Семейное положение:
Был женат
Дети:
5
Род деятельности:
Поэт, Писатель, Переводчик, Эссеист, Прозаик, Публицист
Видео с участием Константина Бальмонта
Предлагаем вам посмотреть видео про Константина Бальмонта. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Бальмонт Константин Дмитриевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Бальмонт Константин Дмитриевич родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, принадлежал к дворянской семье. Его отец состоял на государственной службе и занимал пост председателя уездной земской управы, а мать, Вера Николаевна, была образованной и деятельной женщиной: она увлекалась литературным творчеством и любила устраивать в доме поэтические вечера и любительские постановки.
По словам самого поэта, по отцовской линии его предками были моряки из Скандинавии и Шотландии, а мать принадлежала к древнему татарскому роду: считалось, что её предком был один из золотоордынских князей. Позднее именно происхождением матери Константин Дмитриевич объяснял свой вольнолюбивый и страстный темперамент. Кроме того, именно от неё он унаследовал интерес к литературе и поэзии.
Уже в пятилетнем возрасте, наблюдая за тем, как мать учит старшего брата читать, маленький Константан самостоятельно освоил чтение. Тогда же он начал знакомиться с творчеством таких русских поэтов, как Некрасов, Кольцов, Лермонтов и др. По воспоминаниям самого Бальмонта, последний уже тогда был одним из его любимых авторов. А в 10-летнем возрасте маленький Константин и сам предпринял первую попытку писать стихи.
Однако его первые поэтические работы получили не самую высокую оценку матери, после чего в течение следующих шесть лет он не решался заниматься поэтическим творчеством. Когда для старших детей Бальмонтов пришло время получения образования (Константин был третьим ребёнком из семи), семья перебралась в Шую, и вскоре будущий поэт был зачислен в местную гимназию, которую позднее он сам охарактеризовал как «гнездо декадентства».
Если сначала подросток увлечённо занимался учёбой, то спустя время она ему наскучила. В то же время он примкнул к нелегальному объединению гимназистов и, разделяя его революционные взгляды, стал принимать участие в распространении листков и прокламаций организации народовольцев. Это стало причиной перевода молодого человека во владимирскую гимназию, которую спустя многие годы он сравнивал с тюрьмой и предпочитал не вспоминать.
В 1885 году, когда Константину исполнилось 18 лет, в одном из петербургских изданий были впервые напечатаны его стихи, однако творчество дебютанта осталось незамеченным. В этот же период молодой человек знакомится с писателем Владимиром Короленко: последнему были переданы работы юного поэта, и, высоко оценив их, он написал письмо Бальмонту, в котором рекомендовал и дальше развивать свой поэтический талант.
Через год, окончив гимназию, он поступил в Московский университет, где начал изучать юриспруденцию, а также сблизился с некоторыми представителями революционной молодёжи. Однако следствием этих знакомств становится участие в студенческих беспорядках и исключение из вуза. После этого, без какого-либо судебного решения, он был выслан в Шую. Позднее сам поэт свои действия тех лет объяснял желанием помочь другим людям обрести счастье.
Уже через год он восстановился в университете, однако учёба давалась тяжело из-за пережитого ранее нервного истощения. В конечном итоге, молодой человек отказался от идеи получить юридическое образование, к которому он успел потерять интерес. В этот же период его главными увлечениями становятся философия и история. Кроме того, он читает многих зарубежных и русских классиков и занимается изучением филологии.
В 1890 году, в возрасте 23 лет, за счёт собственных средств он издаёт свой дебютный поэтический сборник, однако это остаётся без внимания со стороны российской интеллигенции и не воспринимается всерьёз окружением самого автора. Столкнувшись с непониманием и пережив глубокое разочарование, позднее поэт уничтожил почти весь тираж. На этот же период пришлась его первая попытка уйти из жизни, к счастью, оказавшаяся неудачной.
После этого для Константина Дмитриевича начался долгий период восстановления здоровья, растянувшийся на целый год. Тем не менее, именно это время стало для него одним из самых плодотворных и счастливых. Осознав, что во что бы то ни стало хочет заниматься поэзией, Бальмонт много работал, а после возвращения к обычной жизни занимался переводами произведений таких авторов, как Эдгар По и Перси Шелли.
В первой половине 1890-х он также заводит знакомства со многими представителями современной русской литературы, в числе которых оказываются Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов и др. Последний вскоре становится одним из его ближайших друзей. В это же время поэт устанавливает дружеские отношения со многими публицистами и меценатами, которые всячески оказывают ему поддержку.
Константин Бальмонт
Бальмонт Константин Дмитриевич
Творческая деятельность Константина Бальмонта
В 1894 году Константин Бальмонт издаёт книгу стихов «Под северным небом», которую сегодня принято считать началом его литературной карьеры. Сам поэт ожидал, что вновь окажется непринятым и непонятым его коллегами по цеху, однако сборник получил противоположную реакцию и был отмечен десятками положительных отзывов. Что касается его автора, то многими он был воспринят как «выразитель жизнечувствования переломной эпохи».
Таким образом, он одним из первых заявил о себе как о поэте декаданса и упадка, остро ощущаемого всем человечеством в конце XIX столетия. В то же время литературным сообществом была отмечена необычайна музыкальность и выразительность стихов молодого поэта, умеющего мастерски работать не только с рифмами и формами, но и звуком. Одним из знаковых произведений, написанных им в этот период, становится «Чёлн томленья».
Вслед за первой книгой выходит вторая работа — «В безбрежности». Она получила более сдержанные оценки критиков, однако позволила её автору публиковаться в крупнейших литературных изданиях. Сам поэт большую часть времени уделяет самообразованию и изучению как исторических и философских трудов, так и языков. В этот период, уже владея на высоком уровне многими европейскими языками, он изучает санскрит.
Позднее К. Бальмонт много путешествует по Европе, где занимается совершенствованием своего знания французского, итальянского и английского, а в 1987 году русский литератор получает приглашение Оксфордского университета читать лекции по литературе для его студентов. В дальнейшем время, проведенное в Европе, а также знакомство с произведениями искусства знаменитых европейских авторов найдут отражение в его сборнике «Тишина».
А уже в 1900 году вышла книга «Горящие здания», принёсшая её автору известность во всей России и ознаменовавшая его переход к новому этапу творчества. С этого времени поэт становится во главе русского символизма и оказывает огромное влияние на тех, кто относит себя к этому течению: его современники начинают копировать витиеватый и красочный бальмонтовский стиль, а поклонники создают десятки посвящённых ему поэтических кружков.
Ещё более успешным стал следующий сборник, в течение полугода после публикации разошедшийся в 1800 экземпляров. В настоящее время «Будем как Солнце» считается вершиной творчества русского символиста, а также одним из самых выдающихся произведений в русской поэзии Серебряного века. Если предыдущую книгу автор охарактеризовал как «крик души разорванный», то эту работу назвал «сотканной из лучей».
В сборник вошли более 200 стихотворений, однако некоторые из них были исключены цензурой. Так, не были опубликованы многие «эротические» стихи, получившие оценку «циничных» и «кощунственных». При этом сам автор был обвинён в антирелигиозности по той причине, что божественные функции в его книге принадлежат природным стихиям, звёздам, космическим телам и, в первую очередь, — Солнцу, ставшему источником всего живого.
В это же время поэт с новой силой увлекается революционным движением. Так, в 1901 году, после жестоко подавленной властью студенческой демонстрации, он пишет стихотворение «Маленький султан», в котором обличает императора Николая II и с которым выступает на одном из поэтических вечеров в Санкт-Петербурге. Это событие сразу же становится резонансным, а переписанные строчки расходятся по всему городу.
После этого поэт был выслан из северной столицы и на ближайшие три года лишился прав проживания не только в Петербурге и Москве, но и в крупнейших университетских городах. Некоторое время он проводит во Франции и других европейских странах, включая Швейцарию и Испанию, а позднее путешествует по Мексике и Америке. Впечатления этих лет находят отражения в книге стихов «Змеиные цветы», изданной в 1910 году.
По возвращении на родину в 1905 году Константин Дмитриевич вновь примкнул к антиправительственному движению и всячески поддерживал революционные настроения, захватившие значительную часть российского населения. Однако в это же время поэт начал опасаться преследования со стороны власти, что в конечном итоге подтолкнуло его принять решение об эмиграции. Уже через год он снова покинул Россию и обосновался во Франции.
Находясь за границей, К. Бальмонт продолжает писать стихи и издаёт несколько сборников, затрагивающих события в России последних лет. Эти работы («Злые чары», «Песни мстителя» и др.) были восприняты русской цензурой как «богохульные» и запрещены к печати. Сам поэт, не имея возможности вернуться, испытывает сильную ностальгию по родине. В этот период он посещает Индию, Австралию и многие островные государства Океании.
Однако уже в 1913 году, наряду с другими политическими эмигрантами, он использует шанс вернуться в Россию по амнистии, объявленной по случаю трёхсот лет правления династии Романовых. Тем не менее, поэт не задерживается надолго в Москве и через некоторое время отправляется во Францию, Японию и Грузию, переводит произведения грузинской поэзии и древнеиндийский религиозный трактат «Упанишады».
Кроме того, он занимается исследованием русской и европейской литературы и публикует ряд теоретических работ, а в годы революции выступает с лекциями. Что касается октябрьских событий 1917 года, то поэт негативно воспринимает приход новой власти, которую называет «кровавой» и «разрушительной». Так и не сумев принять Октябрьскую революцию, он вновь решает покинуть Россию и добивается разрешения отправиться в командировку.
Уехав в 1920 году, Константин Дмитриевич провёл за границей всю оставшуюся жизнь, поскольку так и не смог смириться с приходом большевистской власти. При этом поэт не был принят многими представителями русской эмиграции по той причине, что получил официальное разрешение нового правительства, а не бежал из России, как это сделали другие. Это воспринималось как признак лояльного отношения последнего к коммунистам.
В эмиграции символист продолжает активно работать и в течение следующих 17 лет издаёт более 15 поэтических сборников: в их числе «Марево», «Дар Земле», «Гамаюн», «Северное сияние» и многие другие. В то же время он не оставляет деятельность переводчика и исследователя литературы, а также публикует мемуары, очерки и путевые заметки. Только в конце жизни, имея серьёзные проблемы со здоровьем, он перестает писать стихи.
На сегодняшний день Константин Бальмонт известен как автор 35 стихотворных сборников и один из ярчайших представителей русской символизма. Кроме того, он является одним из самых выдающихся российских переводчиков. По утверждению Марины Цветаевой, поэт владел 16 языками, а переводить мог с тридцати, в числе которых были не только европейские и славянские, но и древние восточные языки.
Русский поэт Бальмонт Константин Дмитриевич
Личная жизнь и семья Константина Бальмонта
Как и в поэзии, в жизни Константин Бальмонт отличался той же страстностью, чувствительностью и необузданностью. Поэт часто влюблялся и был женат несколько раз. Его первой супругой стала Лариса Гарелина, принадлежавшая к купеческой семье. Узнав о его планах жениться на этой девушке, семья Бальмонта не дала своего согласия. Однако это не остановило поэта, и впоследствии отношения с родителями были испорчены на долгие годы.
Как позднее отмечали многие исследователи творчества Бальмонта, его возлюбленная отличалась вспыльчивым характером и была склонна к вспышкам неоправданной ревности по отношению к мужу. Кроме того, считается, что она поощряла пристрастие поэта к вину. Между супругами с самого начала не было взаимопонимания, и поэт не находил у любимой женщины поддержки ни на литературном поприще, ни в своих революционных взглядах.
Также усугубляла отношения бедность, с которой молодая семья столкнулась после разрыва Бальмонта с семьёй, на тот момент не имевшего стабильного заработка. Позднее эта болезненная связь стала причиной попытки самоубийства поэта: он выпрыгнул из окна третьего этажа. И хотя Константин Дмитриевич не получил серьезных травм, он был вынужден провести в постели целый год, а хромота осталась у него на всю оставшуюся жизнь.
В этом браке были рождены двое детей, однако первый ребёнок умер ещё в младенчестве, а родившийся вторым сын Николай страдал от нервного расстройства. После неудачной попытки уйти из жизни поэт разорвал отношения со своей женой, однако в дальнейшем её образ не раз встречался в его стихах. Гарелина стала для бывшего мужа «вампирным гением», а своё чувство к ней он считал «дьявольским» наваждением.
В 1896 году поэт знакомится с Екатериной Андреевой, принадлежащей к купеческой семье — состоятельной и одной из самых уважаемых в Москве. Девушка отличалась не только редкой красотой, но и необычайной образованностью и интересом к литературному творчеству, чем сразу же покорила Бальмонта. Однако по решению суда, принятому после бракоразводного процесса с Гарелиной, поэт не мог вступить в брак снова.
Тем не менее запрет на женитьбу не стал препятствием для свадьбы: чтобы обвенчаться с возлюбленной, К. Бальмонт использовал старые документы, согласно которым считался ранее не состоявшим в браке. После этого молодая супружеская пара отправилась в свадебное путешествие во Францию, а через пять лет, в 1901 году, у них родилась дочь Нина (Ниника) — именно ей был посвящён сборник «Фейные сказки».
Общее увлечение литературным творчеством во многом способствовало благополучию этого брака: Екатерина Алексеевна не только поддерживала мужа в его желании писать стихи, но и вместе с ним занималась переводами работ зарубежных авторов. Однако и этому союзу не суждено было стать счастливым. Вскоре после рождения дочери в жизни поэта появилась ещё одна женщина, и он фактически начал жить на две семьи.
Его новой возлюбленной стала Елена Цветковская. По воспоминаниям современников, женщина не отличалась сильным характером, однако была преданной поклонницей поэта, которого боготворила. Изначально он не испытывал к ней симпатии, но позднее преданность и готовность всегда следовать за ним подкупила его. Тем не менее, долгое время он не решался разорвать отношения с женой ради новой возлюбленной, а однажды снова предпринял попытку уйти из жизни.
В этот период поэт то возвращался к супруге и дочери, то по нескольку месяцев путешествовал в компании с Цветковской. Когда же от последней возлюбленной у него родилась дочь Мирра, он был окончательно привязан к ней. Позднее вместе с ней же он эмигрировал во Францию, где провёл всю оставшуюся жизнь. Однако Елена так и не смогла остаться последней любовью в жизни поэта: уже за границей у него случился ещё один яркий роман.
Новой любовью Бальмонта стала княгиня Дагмар Шаховская. И хотя поэт не оставил ради неё свою фактическую супругу, влюблённые регулярно встречались и постоянно состояли в переписке, а спустя время она родила от него двоих детей — сына Георгия и дочь Светлану. Тем не менее, свои последние дни поэт провёл с Цветковской: всегда оставаясь преданной мужу, она заботилась о нём и не смогла перенести потерю, когда его не стало.
Лариса Гарелина – первая жена Константина Бальмонта
Екатерина Андреева– вторая жена Константина Бальмонта
Константин Бальмонт и Елена Цветковская
Подробности смерти Константина Бальмонта
Свои последние годы жизни Константин Бальмонт провёл в эмиграции, практически оставшись без средств к существованию и пребывая в бедственном положении. Если сначала русской эмиграции оказывали финансовую помощь различные европейские фонды, то позднее она перестала поступать, а в 1930-х поэт уже не мог самостоятельно обеспечивать себя и семью: многолетняя депрессия переросла в психическое расстройство, и он был не в состоянии работать.
Вместе с Еленой Цветковской и дочерью Константин Дмитриевич ютился в небольшой квартирке во французской столице, а в периоды ухудшения здоровья находился на лечении в одном из местных приютов. Поэт ушёл из жизни 23 декабря 1942 года, причиной смерти стало воспаление лёгких. Он был похоронен на католическом кладбище коммуны Нуази-ле-Гран под Парижем, а ещё через год рядом с ним была похоронена его жена.
Константин Бальмонт