Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна

Зинаида Гиппиус — русская поэтесса, прозаик, драматург, публицист, литературный критик. Является одной из самых ярких фигур в русской поэзии Серебряного века. На раннее творчество поэтессы наибольшее влияние оказало декадентство, однако позднее она стала одним из главных идеологов символистского течения в русской литературе. После Октябрьской революции 1917 года вместе с супругом Д. Мережковским эмигрировала во Францию.

Что нам известно о Зинаиде Гиппиус

Реальное имя:

Зинаида Гиппиус

Дата рождения:

20.11.1869 года

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

09.09.1945 года

На момент смерти Зинаиде Гиппиус было:

75 лет

Место рождения:

Российская империя, Тульская губерния, г. Белёв

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Замужем

Дети:

-

Род деятельности:

Поэтесса, Писательница, Прозаик, Публицист, Драматург

Видео с участием Зинаиды Гиппиус

Предлагаем вам посмотреть видео про Зинаиду Гиппиус. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Зинаида Гиппиус - поэтесса, писательница, прозаик, публицист, драматург. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Зинаиды Гиппиус

Гиппиус Зинаида Николаевна родилась 20 ноября 1869 года в Белёве — небольшом городе Тульской губернии. Будущая поэтесса была старшей из четырёх дочерей и воспитывалась в семье юриста Николая Гиппиуса, предки которого имели дворянское происхождение и эмигрировали из Германии в Россию в XVI веке. По долгу службы отец был вынужден часто менять место жительства, и семья переезжала вместе с ним.

Переезды стали причиной того, что маленькая Зинаида и её сёстры не могли получать качественное и систематическое образование и, как правило, их пробелами в знаниях занимались гувернантки. Однако ещё в раннем детстве девочка обнаружила незаурядный творческий потенциал: так, уже в 7-летнем возрасте она начала писать стихи. При этом шутливые строки она с удовольствием читала взрослым, но более серьёзные работы предпочитала скрывать.

После получения очередной новой должности Н. Гиппиуса семья переехала в Нежин (Украина), а вскоре после этого Зинаида был зачислена в Киевский женский институт. Однако она провела там только несколько месяцев: тоскуя по дому, девочка не могла заниматься учёбой, и в конечном итоге родители решили забрать её. После этого она находилась на домашнем обучении и занималась с преподавателем одного из местных лицеев.

Счастливое детство поэтессы закончилось, когда ей исполнилось 12 лет: от туберкулёза скоропостижно скончался её отец, и семья осталась без средств к существованию. Вместе с четырьмя детьми Анастасия Гиппиус перебралась в Москву, где вскоре страшный диагноз был поставлен и её старшей дочери Зинаиде. После этого, опасаясь за здоровье дочерей, женщина приняла решение о переезде в Крым, а позднее семья обосновалась в Тифлисе (ныне Тбилиси).

Там же через несколько лет произошло событие, оказавшее влияние на всю дальнейшую судьбу и будущую карьеру Гиппиус: восемнадцатилетняя девушка познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским, за которого в скором времени вышла замуж. Он стал не только единственным спутником жизни поэтессы, но и всячески способствовал успехам своей избранницы на раннем этапе её творческой деятельности.

Творческая деятельность

Уже в статусе замужней женщины Зинаида Гиппиус переехала в Петербург, где супруг ввёл её в круг петербуржской интеллигенции: она завела знакомства со многими писателями, поэтами и публицистами, находившимися в авангарде литературной жизни России и в дальнейшем оказывающими ей поддержку. В это же время она находится под влиянием творческих идей Мережковского, что отражается на её художественном стиле.

В этот же период Гиппиус предпринимает первые попытки публиковать стихи, а в возрасте 21 года дебютирует в качестве прозаика. Один за другим публикуются несколько её рассказов, а позднее она пробует себя в романном жанре. Однако спустя годы сама поэтесса пренебрежительно выскажется о своих ранних работах и, по собственному признанию, не сможет вспомнить ни названий своих романов, ни их содержания.

Во многом сосредоточенность поэтессы на прозаических жанрах становится следствием негласного договора с супругом: чтобы не конкурировать друг с другом, Гиппиус и Мережковский разграничивают сферы творческой деятельности: так, он пишет только поэзию, а она — прозу. Тем не менее, позднее супруги отказываются от этой договорённости, после чего оба работают как в стихотворных, так и в прозаических жанрах.

В начале 1900-х молодая писательница также пробует себя в качестве публициста: она сотрудничает с несколькими журналами, в которых под разными мужскими псевдонимами публикует критические статьи. В своих работах она негативно высказывается о творчестве Максима Горького, Антона Чехова, Константина Бальмонта и других знаменитых современников. В этот же период она получает широкую известность как автор стихов.

Уже первые поэтические произведения вызывают оживлённый интерес русского читателя к личности молодой поэтессы, а в 1904 году она издаёт свой первый сборник стихотворений — выход этого издания становится значимым событием в литературной жизни России. В этот период Гиппиус становится одним из главных символов декаданса, а коллеги по цеху дают ей такие имена, как «декадентская мадонна», «белая дьяволица» и др.

Многие ранние произведения Зинаиды Николаевны не только вызывают оживление, но и воспринимаются как кощунство. Так, в своём творчестве поэтесса решается на смелые высказывания, которые трактуются читателем как «богохульство» и вызов. Сама же она становится художником, в котором одновременно сосуществуют «демоническое и ангельское начала»: имея склонность к эстетике декаданса, она относится к поэзии как к молитве.

Позднее всё большее влияние на её творчество оказывает символистское течение, а после 1905 года важное место в её лирике занимают гражданские мотивы. Забастовки рабочих и последовавшие за ними события Кровавого воскресенья приводят к разочарованию четы Мережковских в российском самодержавии, и они принимают решение об эмиграции. Следующие три года они проводят в Париже и возвращаются в Россию в 1908 году.

За это время Гиппиус были опубликованы две книги рассказов — «Алый меч» и «Чёрным по белому». Кроме того, в соавторстве с Дмитрием Мережковским и Дмитрием Философовым ею был написана драма «Маков цвет» — в этом произведении нашли отражение события Первой русской революции. В 1910 году поэтесса выпустила второй сборник стихов, одной из главных тем которого стал поиск высших смыслов и потерянность человека в мире.

Ещё через два года ею был опубликовано прозаическое собрание «Лунные муравьи», в которое были включены рассказы, отобранные самим автором и являющимися, по её мнению, лучшими, а также первая и третья части романа-трилогии («Чёртова кукла» и «Роман-царевич»), который так и не был завершён. Последняя работа была холодно принята критиками: считаясь ярким и самобытным поэтом, Гиппиус не воспринималась ими как мастер прозаического жанра.

В 1918 году вышла книга «Последние стихи», ознаменовавшая собой завершение одного из важнейших периодов творчества поэтессы. Ни она, ни Дмитрий Мережковский не смогли принять Октябрьскую революцию, к которой оба относились как к «воцарению Антихриста». Позднее ими было принято решение о бегстве, и Мережковский начал добиваться разрешения покинуть город: поводом для этого стало чтение лекций для солдат Красной армии.

В конечном итоге им удалось добраться до Польши, а через несколько месяцев они окончательно обосновались во Франции. В Париже Гиппиус решает создать сообщество, которое объединило бы творческую интеллигенцию из русской эмиграции, — так в 1927 году появляется литературно-философское общество «Зелёная лампа». В это же время семья Мережковских разрывает связи с коллегами по цеху, принявшими революцию.

В Франции Гиппиус продолжает много и плодотворно работать: в 1922 году выходит её четвёртая книга стихов, а через 16 лет, в 1938 году, публикуется сборник «Сияния». Однако позднее творчество поэтессы, как правило, получает сдержанные или холодные отзывы рецензентов. Стихи, написанные ею в эмиграции, воспринимаются безжизненными и лишёнными прежней силы и страсти, а главная роль в них отводится эсхатологическим мотивам.

Всего за годы творческой карьеры Зинаида Гиппиус опубликовала пять книг стихов и шесть прозаических сборников. Однако многие художественные произведения так и не были завершены. Так, одним из неоконченных творческих проектов поэтессы стала поэма «Последний круг». Несмотря на широкую известность, долгое время Гиппиус считалась в СССР опальным автором, и её произведения не печатались в России вплоть до 1990 года.

Личная жизнь и семья Зинаиды Гиппиус

За всю жизнь Зинаида Гиппиус была замужем лишь один раз: её первой и единственной любовью был поэт Дмитрий Мережковский. Они познакомились в 1888 году в Боржоми, где юная поэтесса восстанавливала здоровье, а её будущий супруг оказался проездом, совершая путешествие по Кавказу. На тот момент Мережковский уже был известен в кругу русской интеллигенции и считался перспективным молодым автором.

Уже при первой встрече между молодыми людьми возникла симпатия, однако их сближению способствовало не столько романтические чувство, сколько ощущение эмоциональной и «интеллектуальной совместимости»: они оба обладали незаурядным умом и, разделяя многие идеи, понимали друг друга «с полуслова». Вскоре после знакомства они начали тайно встречаться, а уже через полгода обвенчались.

Со дня свадьбы, по словам самой поэтессы, она не разлучалась с мужем ни на один день. Однако природа этого творческого и любовного союза не была понята многими современниками, и об отношениях в семье Мережковских ходили многочисленные слухи. Причиной тому послужил тот факт, что с самого начала оба супруга предоставили друг другу полную свободу: так, оставаясь привязанными друг к другу, каждый из них находил романтические увлечения на стороне.

Гиппиус считалась одной из самых привлекательных и незаурядных женщин в кругу русской интеллигенции и никогда не испытывала недостатка в поклонниках. При этом самой поэтессе нравилось чувствовать интерес других мужчин, и она часто отвечала им взаимностью: она любила очаровывать и быть очарованной. Тем не менее, её увлечения, как правило, имели только платонический характер и ограничивались перепиской.

Являясь более сухим и бесстрастным человеком, Мережковский довольно холодно реагировал на увлечения своей жены. Отстранённость последнего порождала многочисленные слухи о фиктивности их брака. Количество всевозможных домыслов об их отношениях увеличилось, когда супружеская пара сблизилась с публицистом Дмитрием Философовым, с которым каждого из них связывали как творческие интересы, так и дружеские отношения.

Позднее вместе с Мережковскими он эмигрировал в Париж. В тот период они вместе не только занимались литературной деятельностью, но и жили в одной квартире. Этот «тройственный союз» не был понят их окружением, и многие современники были убеждены в романе Гиппиус и Философова. Однако самими участниками троебратства такой формат взаимоотношений воспринимался как своеобразный вызов обществу.

Тем не менее, Мережковский и Гиппиус прожили вместе всю жизнь, а их творческий союз оказал огромное влияние на становление поэзии Серебряного века. Ощущая особую духовную близость, они воспринимали самих себя как единую и неделимую личность. Так, в одном из писем к публицисту и близкому другу Василию Розанову Мережковский писал о своей супруге: «Она ведь не другой человек, а я в другом теле».

Подробности смерти Зинаиды Гиппиус

В 1941 году Зинаида Гиппиус потеряла своего супруга и главного соратника на литературном поприще. Смерть Дмитрия Мережковского стала большим ударом для поэтессы, после которого она так и не сумела оправиться по-настоящему. Позднее она писала о потере мужа: «Я умерла, осталось умереть только телу». Свои последние годы жизни поэтесса посвятила работе над биографией супруга, создание которой считала своим долгом.

Как и в ранние годы, она работала преимущественно по ночам, что существенно сказывалось на её здоровье. Кроме того, в тот период отказывалась функционировать её правая рука, и она почти не могла писать. В конечном итоге этот труд так и не был завершён. Поэтесса ушла из жизни 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет. Она пережила Мережковского всего на 4 года и была похоронена вместе с ним на городском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Дата публикации: 19.08.2021 года
Дата последнего обновления: 03.12.2021 года
Автор:
Константин Бальмонт 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Татьяна Доронина 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Людмила Гурченко 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Саша Чёрный 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *