Цискаридзе Николай Максимович
Николай Цискаридзе — советский и российский артист балета, телеведущий, народный артист РФ. Начал свою профессиональную карьеру в 1992 году как артист балетной труппы Большого театра, а уже через несколько лет стал его премьером. Завершил карьеру на сцене в 2013 году и в это же время взял на себя руководство Академией имени А. Я. Вагановой. Сегодня считается одним из самых успешных танцовщиков современного русского балета.
Что нам известно о Николае Цискаридзе
Реальное имя:
Николай Цискаридзе
Дата рождения:
31.12.1973 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Николаю Цискаридзе:
49 лет
Место рождения:
г. Тбилиси
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не женат
Дети:
-
Рост Николая Цискаридзе:
183 см
Вес:
76 кг
Род деятельности:
Артист балета, Педагог, Телеведущий
Видео с участием Николая Цискаридзе
Предлагаем вам посмотреть видео про Николая Цискаридзе. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Николай Цискаридзе - артист балета, педагог, телеведущий. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Биография Николая Цискаридзе
Цискаридзе Николай Максимович родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Артист был поздним и единственным ребёнком в семье: он появился на свет, когда его матери исполнилось 42 года. Ламара Цискаридзе мечтала о детях, однако долгое время ей не удавалось забеременеть. Имя отца знаменитого танцовщика неизвестно. По словам самого Николая, отец не принимал участия в его жизни, и он никогда не знал его.
Воспитанием мальчика занимался отчим, с которым у него с самого начала сложились хорошие отношения. Родители всячески поддерживали сына в его интересе к творчеству: уже в ранние годы он любил петь и декламировать стихи. Другим важным человеком в его жизни стала няня. Именно она привила маленькому Николаю любовь к литературе и искусству: женщина читала ему произведения Шекспира и Льва Толстого, а также водила его в театр.
Когда же ему исполнилось десять лет, он случайно увидел по телевизору выступление учеников хореографического училища. Мальчик сразу же заявил семье, что хочет учиться в балетной школе, однако его идея не встретила поддержки: и мать, и отчим были педагогами, и оба они надеялись, что в будущем сын пойдёт по их стопам. После этого Николай, втайне от семьи, поступил в Тбилисское хореографическое училище.
Если изначально мать артиста относилась скептически к мечтам сына о сцене, то позднее его преподаватели сумели убедить её в незаурядном таланте мальчика и необходимости развития его потенциала. Уже через три года он был принят в Московское хореографическое училище. Не желая разлучаться с сыном, Ламара Николаевна переехала в Москву, оставив ради этого мужа, работу и всю прежнюю жизнь. С этого момента успех сына стал её главной целью.
Уже в столице наставником Николая стал балетный педагог и заслуженный артист РСФСР Пётр Пестов. Отношения преподавателя и ученика складывались непросто. Пётр Антонович не только обучал своих студентов безупречной танцевальной технике: требуя от них максимальной отдачи, он стремился воспитать в них умение справляться с жизненными трудностями и «закалить» их для большой сцены, где им придётся не раз столкнуться с интригами и конкуренцией.
По словам самого Николая, долгое время он не испытывал симпатии к своему наставнику, которого считал закрытым и жёстким человеком. Однако позднее, уже став артистом Большого театра, он позвонил ему, чтобы сказать слова благодарности: «Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что, даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль».
Творческая деятельность
Уже в юности Николай Цискаридзе зарекомендовал себя как одарённый и перспективный артист, а в 19-летнем возрасте, окончив училище как лучший ученик класса, он был принят в Большой театр и впервые вышел на сцену. С этого момента карьера молодого танцовщика начала стремительно развиваться. Как и многие артисты-дебютанты, изначально он танцевал в кордебалете, однако вскоре ему начали доверять сольные партии.
Его первыми знаковыми ролями стали Конферансье (балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича) и Меркуцио (балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева). Когда же танцовщику исполнилось 22 года, он уже исполнял главные партии в таких балетах, как «Шопениана» (хореография Михаила Фокина), «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса (хореография обоих балетов поставлена Юрием Григоровичем) и др.
В это же время он впервые исполнил партию Ротбарта — злого волшебника и главного отрицательного героя балета «Лебединое озеро» Чайковского, а через год предстал в роли Короля в новой вариации этого же произведения русского композитора (в 2001 году Николай также исполнит партию принца Зигфрида). Кроме того, в этот же период он примерил на себя образ знаменитого скрипача Паганини в одноимённом балете, поставленном на музыку Сергея Рахманинова.
Уже в конце 1990-х Николай является ведущим артистом Большого театра и гастролирует с ним по всему миру, а в 2000-х начинается его сотрудничество с французским хореографом Роланом Пети. Их первым совместным проектом становится балет «Пиковая дама» — в нём российский танцовщик исполняет партию Германна. После успешной премьеры он получает от балетмейстера предложение самостоятельно выбрать роль в следующей постановке.
Премьер Большого театра останавливает свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери». Примечательно, что ещё в 1965 году, на сцене Парижской оперы, этого героя играл сам Пети. Оценивая работу Цискаридзе, хореограф остался доволен своим коллегой, а позднее подчёркивал, что тот сумел придать этому персонажу ту энергетику и силу, какую ранее он не видел в исполнении ни одного танцовщика.
В 2001 году Николай также начинает сотрудничать с Мариинским и другими театрами. С этого момента его репертуар пополняется такими балетами, как «Шехеразада» (композитор — Н. Римский-Корсаков, хореография М. Фокина), «Манон» (композитор — Ж. Массне, хореография К. Макмиллана), «Юноша и смерть» (композитор — И. С. Бах, хореография Р. Пети), «Легенда о любви» (композитор — А. Меликов, хореография Ю. Григоровича) и др.
В 2002 году артист принял участие в гала-концерте в Милане, посвящённом памяти Рудольфа Нуреева — знаменитого балетмейстера и одного из самых известных невозвращенцев СССР. А в 2006 году, наряду с другими звёздами мирового балета, он был задействован в проекте «Короли танца». Ещё через год вышла в свет посвященная творчеству Цискаридзе книга-альбом «Мгновения», а в 2010 году, уже под его авторством, было издано «Полёта вольное упорство…».
В 2006 году состоялся первый бенефис Николая. Примечательно, что он стал первым московским артистом, получившим возможность провести творческий вечер на сцене Мариинского театра. Для самого танцовщика это предложение стало одним из главных признаний его таланта. Билеты были распроданы задолго до назначенной даты, а в день спектакля сотрудникам театра пришлось выставлять в зале дополнительные стулья, чтобы разместить всех зрителей.
Следующий сольный творческий вечер состоялся на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и был посвящён Льву Баксту — одному из любимых художников Цискаридзе. Для программы были отобраны три спектакля, для которых ранее Бакст оформлял декорации — «Шехерезада», «Послеполуденный отдых фавна» и «Видение розы». Примечательно, что главные партии всех балетов ранее исполнял Вацлав Нижинский.
До этого ни один артист не решался исполнять в течение только одного вечера сразу три спектакля из репертуара Нижинского, поскольку уже один из них представлял собой серьёзное испытание физических возможностей танцовщика. При этом хореография каждой из партий была существенно усложнена со временем, и исполнить их все сегодня — стало одним из главных вызовов для Цискаридзе за всю его профессиональную карьеру.
Сложность заключалась и в специфике самих образов. Если Призрак розы требовал от артиста лёгкости и эфемерности в исполнении, то Фавн должен был представлять собой «комок нервов». Свою трактовку этого персонажа Николай представлял так: «Рогатое животное, с копытами, у которого есть не просто аромат, а запах, и запах очень резкий. При этом сам балет такой, что совершенно понятно, что этот персонаж должен буквально излучать тестостерон».
По словам самого артиста, идея о проведении третьего бенефиса возникла у него случайно, и он стал данью благодарности двум его педагогам — Марии Семёновой, которая праздновала своё столетие в 2008 году, и Галине Улановой, со дня смерти которой в том же году было десять лет. Творческий вечер прошёл на сцене Большого театра, а его программа включала такие спектакли, как «Баядерка», «Нарцисс» и «Пиковая дама».
В 2011 году артист резко высказался о реставрации Большого театра, которая, по его мнению, была выполнена некачественно. В частности, он раскритиковал то, как была осуществлена реконструкция исторической сцены: если раньше она была украшена лепниной, то позднее её заменили на декорации из пластика. Недовольство танцовщика вызвало оформление и других помещений, которое, по его словам, больше соответствовало «турецкому отелю».
Ещё через год деятелями культуры было написано коллективное письмо Владимиру Путину: в нём они обращались к президенту с просьбой об отставке действующего генерального директора Анатолия Иксанова и назначении на эту должность Николая Цискаридзе. Уже в 2013 году отношения артиста с руководством театра обострились до предела: он был обвинён в причастности к нападению на худрука балетной труппы Сергея Филина.
Предположение о том, что Цискаридзе мог быть соучастником этого преступления, высказывал и Анатолий Иксанов. Сам же Николай позднее был вызван Следственным комитетом на допрос, однако его причастность к нападению не подтвердилась. Этот скандал стал причиной того, что после истечения срока договора сотрудничество с танцовщиком не было продлено, и в 2013 году он покинул балетную труппу Большого театра.
Уже через несколько месяцев стало известно о назначении Николая исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Таким образом, он стал первым человеком, кто возглавил эту балетную школу, не являясь её выпускником. Это событие было неоднозначно принято сотрудниками учебного заведения: многие из них считали артиста неподходящей кандидатурой по той причине, что он не был знаком с традициями их школы.
Тем не менее, за непродолжительное время ему удалось изменить отношение своих подчинённых к себе, и большинство из них поддержало кандидатуру Николая Максимовича в качестве нового ректора. Уже в 2014 году он официально вступил в эту должность. При этом артист стал объектом критики по той причине, что ранее отрицательно высказывался о подобных назначениях и называл неэффективным управление «человека со стороны».
2013 год стал знаковым в биографии артиста и по той причине, что он официально покинул сцену. Этому решению предшествовал совет, который он получил от своего педагога Петра Пестова ещё на заре своей карьеры. Последний порекомендовал ему вовремя уйти со сцены, поскольку у артиста балета есть около двадцати лет, в течение которых он может танцевать безупречно. Цискаридзе оставил балет спустя 21 год после того, как впервые вышел на большую сцену.
С этого времени основную часть его профессиональной деятельности занимает управление Академией русского балета. Кроме того, в 2014 году Николай Цискаридзе с отличием окончил магистратуру Московского государственного юридического университета. Также сегодня он часто появляется в различных телевизионных проектах как в качестве участника, так и телеведущего. Большинство этих проектов носят формат танцевального шоу.
Реклама с участием Николая Цискаридзе
- 2006 Компания: ВдохновениеШоколад
Награды и звания Николая Цискаридзе
- 2018 Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ
- 2018 Орден «Дружбы»За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 03.05.2018 года №182
- 2013 Почётное звание «Народный артист Республики Северная Осетия — Алания»
- 2002 Золотая маскаЛучшая мужская роль (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»)
- 2003 Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусстваЗа балетный спектакль Государственного академического Большого театра России «Пиковая дама»Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года №614
- 2002 Триумф
- 2001 Государственная премия Российской Федерации в области музыкального и хореографического искусстваЗа главные партии в спектаклях Государственного академического Большого театра России «Спящая красавица» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Баядерка» Л.Минкуса, «Раймонда» А.Глазунова, «Дочь фараона» Ц.ПуниУказ Президента Российской Федерации от 22.03.2001 года №325
- 2000 Почётное звание «Народный артист Российской Федерации»За большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 22.03.2001 года №325
- 2000 Золотая маскаЛучшая мужская роль
- 1997 Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» За заслуги в области искусстваУказ Президента Российской Федерации от 19.11.1997 года №1240
Николай Цискаридзе сейчас
В настоящее время Николай Цискаридзе совмещает руководство Академией им. А. Я. Вагановой с телевизионными проектами. Так, в 2021 году, в качестве одного из членов жюри, он в очередной раз принял участие в съёмках шоу «Танцы со звёздами». Кроме того, в это же время он вошёл в состав жюри нового телепроекта, запущенного на «Первом канале», — развлекательного телешоу «Я почти знаменит», главной целью которого является поиск новых талантов.
Личная жизнь и семья Николая Цискаридзе
Николай Цискаридзе никогда не был женат. Артист признаётся, что у него было много романов, однако предпочитает держать личную жизнь в тайне. По словам танцовщика, всё его время занимает работа, и ему представляется невозможным совмещение профессиональной деятельности и постоянных гастролей с созданием семьи и воспитанием детей. Тем не менее, артист не отрицает той возможности, что когда-нибудь решится на брак.