Цискаридзе Николай Максимович

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе — российский артист балета, телеведущий, народный артист РФ. Начал свою профессиональную карьеру в 1992 году как танцор балетной труппы Большого театра, а уже через несколько лет стал его премьером. Завершил карьеру на сцене в 2013 году и в это же время взял на себя руководство Академией русского балета имени А. Я. Вагановой. Сегодня считается одним из самых успешных танцовщиков современного русского балета.

Что нам известно о Николае Цискаридзе

Полное имя:

Цискаридзе Николай Максимович

Дата рождения:

31.12.1973 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Козерог

Сейчас Николаю Цискаридзе:

50 лет

Место рождения:

г. Тбилиси, Грузинская ССР

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не женат

Рост Николая Цискаридзе:

183 см

Вес:

76 кг

Род деятельности:

Артист балета, Педагог, Телеведущий

Николай Цискаридзе в социальных сетях

Видео с участием Николая Цискаридзе

Предлагаем вам посмотреть видео про Николая Цискаридзе. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Цискаридзе Николай Максимович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Становление творческой личности

Цискаридзе Николай Максимович родился 31 декабря 1973 года в грузинской столице Тбилиси. Он был поздним и единственным ребёнком в семье: мальчик появился на свет, когда его матери исполнилось 42 года. Ламара Цискаридзе мечтала о детях, однако долгое время ей не удавалось забеременеть. Имя отца знаменитого танцовщика неизвестно. По словам самого Николая, отец не принимал участия в его жизни, и артист не знал его.

Воспитанием мальчика занимался отчим, с которым у него с самого начала сложились хорошие отношения. Родители всячески поддерживали сына в его интересе к творчеству: уже в ранние годы он любил петь и декламировать стихи. Другим важным человеком в его жизни стала няня. Именно она привила маленькому Николаю любовь к литературе и искусству: женщина читала ему произведения Шекспира и Льва Толстого, а также водила его в театр.

Когда же ему исполнилось десять лет, он случайно увидел по телевизору выступление учеников хореографического училища. Мальчик сразу же заявил семье, что хочет учиться в балетной школе. Однако его идея не встретила поддержки: и мать, и отчим были педагогами, и они надеялись, что в будущем сын пойдёт по их стопам. После этого Николай, втайне от семьи, поступил в Тбилисское хореографическое училище.

Если изначально мать артиста относилась скептически к мечтам сына о сцене, то позднее его преподаватели сумели убедить её в незаурядном таланте мальчика и необходимости развития его потенциала. Уже через три года он был принят в Московское хореографическое училище. Не желая разлучаться с сыном, Ламара Николаевна переехала в Москву, оставив ради этого мужа, работу и всю прежнюю жизнь. С этого момента успех сына стал её главной целью.

В столице наставником Николая стал балетный педагог и заслуженный артист РСФСР Пётр Пестов. Отношения преподавателя и ученика складывались непросто. Пётр Антонович не только обучал своих студентов безупречной танцевальной технике. Требуя от них максимальной отдачи, он стремился воспитать в них умение справляться с жизненными трудностями и «закалить» их для большой сцены, где им придётся не раз столкнуться с интригами и конкуренцией.

По словам Николая, долгое время он не испытывал симпатии к своему наставнику, которого считал закрытым и жёстким человеком. Однако позднее, уже став артистом Большого театра, он позвонил ему, чтобы сказать слова благодарности: «Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что, даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль».

Николай Цискаридзе в молодости

Николай Цискаридзе в молодости

Балетная карьера на сцене Большого театра

Уже в юности Николай Цискаридзе зарекомендовал себя как одарённый и перспективный артист, а в 19-летнем возрасте, окончив училище как лучший ученик класса, он был принят в Большой театр и впервые вышел на его знаменитую сцену. С этого момента карьера молодого танцовщика начала стремительно развиваться. Как и многие артисты-дебютанты, изначально он танцевал в кордебалете, однако вскоре ему начали доверять сольные партии.

Его первыми знаковыми ролями стали Конферансье (балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича) и Меркуцио (балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева). Когда же танцовщику исполнилось 22 года, он уже исполнял главные партии в таких балетах, как «Шопениана» (хореография Михаила Фокина), «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса (хореография обоих балетов поставлена Юрием Григоровичем) и др.

В 1995 году он впервые исполнил партию Ротбарта — злого волшебника и главного отрицательного героя балета «Лебединое озеро» Чайковского. А через год предстал в роли Короля в новой вариации этого же произведения русского композитора (в 2001 году Николай также исполнит партию принца Зигфрида). Кроме того, в этот же период он примерил на себя образ знаменитого скрипача Никколо Паганини в балете «Паганини», поставленном на музыку Сергея Рахманинова.

Уже в конце 1990-х Николай является ведущим артистом Большого театра и гастролирует в составе труппы по всему миру. А в 2000-х начинается его сотрудничество с французским хореографом Роланом Пети. Их первым совместным проектом становится балет «Пиковая дама» — в нём российский танцовщик исполняет партию Германна. После успешной премьеры он получает от балетмейстера предложение самостоятельно выбрать роль в следующей постановке.

Премьер Большого театра останавливает свой выбор на партии Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери». Примечательно, что ещё в 1965 году на сцене Парижской оперы этого героя играл сам Пети. Оценивая работу Цискаридзе, хореограф остался доволен своим коллегой, а позднее подчёркивал, что тот сумел придать своему персонажу такую энергетику и силу, какую ранее он не видел в исполнении ни одного танцовщика.

В 2001 году Николай также начинает сотрудничать с Мариинским и другими театрами. С этого момента его репертуар пополняется такими балетами, как «Шехеразада» (композитор — Николай Римский-Корсаков, хореография Михаила Фокина), «Манон» (композитор — Жюль Массне, хореография Конвея Макмиллана), «Юноша и смерть» (композитор — Иоганн Себастьян Бах, хореография Ролана Пети), «Легенда о любви» (композитор — Ариф Меликов, хореография Юрия Григоровича) и др.

В 2002 году артист принял участие в гала-концерте в Милане, посвящённом памяти Рудольфа Нуреева — знаменитого балетмейстера и одного из самых известных невозвращенцев СССР. А в 2006 году, наряду с другими звёздами мирового балета, он был задействован в проекте «Короли танца». Ещё через год вышла в свет посвященная творчеству Цискаридзе книга-альбом «Мгновения», а в 2010 году, уже под его авторством, было издано «Полёта вольное упорство…».

В 2006 году состоялся первый бенефис Николая. Примечательно, что он стал первым московским артистом, получившим возможность провести творческий вечер на сцене Мариинского театра. Для самого танцовщика это предложение стало одним из главных признаний его таланта. Билеты были распроданы задолго до назначенной даты, а в день спектакля сотрудникам театра пришлось выставлять в зале дополнительные стулья, чтобы разместить всех зрителей.

Следующий сольный творческий вечер состоялся на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был посвящён Льву Баксту — одному из любимых художников Цискаридзе. Для программы были отобраны три спектакля, для которых ранее Бакст оформлял декорации, — «Шехерезада», «Послеполуденный отдых фавна» и «Видение розы». Ранее главные партии этих балетов исполнял Вацлав Нижинский – один из ведущих танцоров Русского балета Сергея Дягилева.

До этого ни один артист не решался исполнять в течение одного вечера сразу три спектакля из репертуара Нижинского, поскольку каждый из них представлял собой серьёзное испытание физических возможностей танцовщика. При этом хореография всех партий была существенно усложнена со временем, и исполнить их в один день — стало одним из главных вызовов для Цискаридзе за всю его профессиональную карьеру.

Сложность заключалась и в специфике самих образов. Если Призрак розы требовал от артиста лёгкости и эфемерности в исполнении, то Фавн должен был представлять собой «комок нервов». Свою трактовку этого персонажа Николай представлял так: «Рогатое животное, с копытами, у которого есть не просто аромат, а запах, и запах очень резкий. При этом сам балет такой, что совершенно понятно, что этот персонаж должен буквально излучать тестостерон».

По словам артиста, идея о проведении третьего бенефиса возникла у него случайно. Мероприятие стало выражением благодарности двум его педагогам — Марии Семёновой, которая праздновала своё столетие в 2008 году, и Галине Улановой, со дня смерти которой в том же году исполнялось десять лет. Творческий вечер прошёл на сцене Большого театра, а его программа включала такие спектакли, как «Баядерка», «Нарцисс» и «Пиковая дама».

В 2011 году артист резко высказался о реставрации Большого театра, которая, по его мнению, была выполнена некачественно. В частности, он раскритиковал то, как была осуществлена реконструкция исторической сцены: если раньше она была украшена лепниной, то позднее её заменили на декорации из пластика. Танцовщик высказал недовольство и в отношении оформления других помещений, которое, по его словам, больше соответствовало «турецкому отелю».

Через год деятели культуры написали коллективное письмо Владимиру Путину. В нём артисты обращались к президенту с просьбой об отставке действующего генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова и назначении на эту должность Николая Цискаридзе. Но уже в 2013 году отношения танцора с руководством театра обострились до предела: он был обвинён в причастности к нападению на худрука балетной труппы Сергея Филина.

Предположение о том, что Цискаридзе мог быть соучастником этого преступления, высказывал и Анатолий Иксанов. Сам же Николай позднее был вызван Следственным комитетом на допрос, однако его причастность к нападению не подтвердилась. Тем не менее скандал стал причиной того, что после истечения срока договора сотрудничество с танцовщиком не было продлено, и в июне 2013 года он покинул балетную труппу Большого театра.

Николай Цискаридзе в балете «Спящая красавица»

Николай Цискаридзе в балете «Спящая красавица»

Фильмография Николая Цискаридзе

  • 2007

    «Бенефис Николая Цискаридзе» (видеозапись балетного спектакля)

    Роль: Призрак Розы, Фавн, Золотой Раб

  • 2006

    «Пиковая дама» (видеозапись балетного спектакля)

    Роль: Германн

  • 2003

    «Собор Парижской богоматери» (видеозапись балетного спектакля)

    Роль: Квазимодо

  • 1998

    «Жизель» (видеозапись балетного спектакля)

    Роль: Граф Альберт

Реклама с участием Николая Цискаридзе

  • 2006

    Компания: Вдохновение

    Шоколад

Николай Цискаридзе на сцене

Николай Цискаридзе на сцене

Педагогическая деятельность

В октябре 2013 года стало известно о том, что Николай Цискаридзе назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Таким образом, он стал первым человеком, кто возглавил эту балетную школу, не являясь её выпускником. Это событие было неоднозначно принято сотрудниками учебного заведения: многие из них считали артиста неподходящей кандидатурой по той причине, что он не был знаком с традициями их школы.

Тем не менее за непродолжительное время ему удалось изменить отношение своих подчинённых к себе, и большинство из них поддержали кандидатуру Николая Максимовича в качестве нового ректора (227 — «за», 17 — «против»). Уже в 2014 году он официально вступил в эту должность. При этом артист стал объектом критики, так как сам ранее отрицательно высказывался о подобных назначениях и называл неэффективным управление «человека со стороны».

2013 год стал знаковым в биографии артиста: танцовщик официально покинул сцену. Дело в том, что ещё на заре карьеры он получил совет от своего педагога Петра Пестова. Наставник рекомендовал ему вовремя уйти со сцены, поскольку у артиста балета есть около 20 лет, в течение которых он может танцевать безупречно. Цискаридзе оставил балет спустя 21 год после того, как впервые вышел на большую сцену. С этого времени основную часть его деятельности занимает управление Академией русского балета. Кроме того, в 2014 году он с отличием окончил магистратуру Московского государственного юридического университета.

Николай Цискаридзе – ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой

Николай Цискаридзе – ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой

Работа на телевидении

Несмотря на уход со сцены, Николай Цискаридзе по-прежнему часто предстаёт перед зрителями – на телевидении. В качестве ведущего, участника или члена жюри он выступает в различных телепроектах – большинство из них являются танцевальными шоу. Так, Николай Максимович неоднократно входил в судейский состав на съёмках конкурса «Танцы со звёздами». А на канале «Культура» он ведёт передачу «Шедевры мирового музыкального театра». В 2020-м несколько раз выступил в роли ведущего программы «Модный приговор».

В 2021 году Цискаридзе стал членом жюри в развлекательном телешоу Первого канала «Я почти знаменит», главной целью которого был поиск новых талантов. Также в команде судей выступали Жанна Бадоева и Алексей Ягудин. С 2022 года Николай Максимович ведёт ток-шоу «Сегодня вечером», ведущим которого ранее был Андрей Малахов. Здесь за круглым столом собираются для душевной беседы певцы, актёры, поэты, композиторы, художники и другие известные личности.

Николай Цискаридзе в программе «Модный приговор»

Николай Цискаридзе в программе «Модный приговор»

Личная жизнь и семья Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе никогда не был женат. Артист признаётся, что у него было много романов, однако предпочитает держать личную жизнь в тайне. По словам танцовщика, всё его время занимает работа, и ему представляется невозможным совмещение профессиональной деятельности и постоянных гастролей с созданием семьи и воспитанием детей. Тем не менее артист не отрицает той возможности, что когда-нибудь решится на брак.

Награды и звания Николая Цискаридзе

  • 2018

    Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ

  • 2018

    Орден «Дружбы»

    За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

    Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2018 года №182

  • 2013

    Почётное звание «Народный артист Республики Северная Осетия — Алания»

  • 2002

    Золотая маска

    Лучшая мужская роль (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»)

  • 2003

    Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства

    За балетный спектакль Государственного академического Большого театра России «Пиковая дама»

    Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года №614

  • 2002

    Триумф

  • 2001

    Государственная премия Российской Федерации в области музыкального и хореографического искусства

    За главные партии в спектаклях Государственного академического Большого театра России «Спящая красавица» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Баядерка» Л.Минкуса, «Раймонда» А.Глазунова, «Дочь фараона» Ц.Пуни

    Указ Президента Российской Федерации от 22.03.2001 года №325

  • 2000

    Почётное звание «Народный артист Российской Федерации»

    За большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства

    Указ Президента Российской Федерации от 22.03.2001 года №325

  • 2000

    Золотая маска

    Лучшая мужская роль

  • 1997

    Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»

    За заслуги в области искусства

    Указ Президента Российской Федерации от 19.11.1997 года №1240

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Дата публикации: 10.10.2021 года
Дата последнего обновления: 28.03.2024 года
Автор: