Михаил Ломоносов
- Биографическая справка
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы
- Образование
- Научная деятельность
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
- Легенды
Биография Михаила Ломоносова
Михаил Ломоносов — величайший российский учёный-естествоиспытатель, «человек-университет», реформатор в области наук и образования, первооткрыватель во многих областях знаний. Известен как выдающийся химик, устроитель славянской школы, основоположник литературного русского языка, астроном, художник, пионер в научном мореплавании. Считается создателем первого высшего учебного заведения в России МГУ, которому присвоили его имя.
Что нам известно о Михаиле Ломоносове
Полное имя:
Ломоносов Михаил Васильевич
Дата рождения:
19.11.1711 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
15.04.1765 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Михаилу Ломоносову было:
53 года
Место рождения:
Архангельская область, д. Мишанинская
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Женат
Дети:
2
Рост Михаила Ломоносова:
199 см
Род деятельности:
Учёный
Видео с участием Михаила Ломоносова
Предлагаем вам посмотреть видео про Михаил Ломоносова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Ломоносов Михаил Васильевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Ломоносов Михаил Васильевич родился в небольшой деревушке Архангеловодской губернии 19 ноября 1711 года. Деревня в то время называлась Мишанинская, а позже была переименована в Ломоносово. Отец Василий Дорофеевич занимался рыбным промыслом, был помором. Мать Елена Ивановна прожила недолго — скончалась, когда сыну Михаилу исполнилось всего девять.
Семья Ломоносовых считалась достаточно зажиточной: несмотря на то что её глава был простым черносошным крестьянином, он умел работать и к рождению сына имел собственную землю и суда, на которых ловил рыбу. Согласно словам учёного, его отец обладал большой добротой, но отличался «крайним невежеством», не имел достаточного образования. С 10 лет мальчик выходил с ним в море ставить сети.
Вместе они достигали Соловецких островов и рыбачили в Белом море. Преодолевая трудности, связанные с морскими путешествиями, Михаил набирался физической силы и учился наблюдать за изменчивой природой, что впоследствии отразилось на его мышлении и проявилось в научных работах. Отношения с мачехами после смерти матери у одарённого юноши не сложились: вторая супруга отца, по имени Феодора Ускова, вслед за первой его женой тоже умерла, а третью мальчик невзлюбил.
Ирина Корельская, по его воспоминаниям, оказалась «злой и завистливой». Она всячески корила Михаила, и он часто вспоминал о своей родной матери, которая, будучи образованной дочерью дьякона, учила сына грамоте. К 14 годам юноша освоил всю литературу, которую ему рекомендовал для изучения его первый учитель — С.Н.Сабельников, служивший дьяком в деревенской церквушке.
Свои первые книги, которые Ломоносов прочёл залпом, он позже назовёт «вратами учёности»: это были «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Но любовь к книгам сильно злила мачеху мальчика. Отец видел решение проблемы в том, чтобы женить Михаила. Узнав об этом, последний решил бежать из отчего дома.
Для этого он выбрал самый, по его мнению, лучший период — морозный декабрь. Беглец решил, что по лютому холоду его никто не станет догонять в страхе замёрзнуть. В конце 1730 года 19-летний Ломоносов тайком и в ночное время выбрался из дома и пешком направился за рыбным обозом, который сумел нагнать лишь на третий день. С собой у будущего ученого были две рубахи, тулуп и любимые книги.
Образование
В течение трёх недель рыбаки, которых Михаил Ломоносов уговорил взять с собой, шли до Москвы и прибыли в январе 1731-го. Отчаянно желая учиться, молодой человек пошёл на крайний шаг: он направился в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию, куда принимали только отпрысков знатных людей, и подделал документы. По ним он являлся сыном «холмогорского дворянина».
В ту пору, начиная с 1723 года, существовал запрет на обучение детей простых крестьян в высших учебных заведениях. С этим Михаил Васильевич боролся всю свою жизнь. Ради того, чтобы поступить, юноша не пожалел своих последних денег — отдал на взятку рубль, который долго копил на своё путешествие.
Спустя двадцать с лишним лет учёный вспоминал о том периоде как о голодном времени, сопровождаемом отчаянной бедностью. Помимо этого, малолетние одноклассники издевались над Михаилом, одевавшимся далеко не так богато, как они, и говорившим по-другому. Но жажда знаний не покидала Ломоносова ни на минуту. Ему была интересна древнерусская литература, а книги по философии и математике он находил в Заиконоспасском монастыре, обладавшем обширной библиотекой.
Учителя отмечали его прилежность и усердие. В 1734-м талантливый студент был направлен на обучение в Киево-Могилянскую академию, где изучал летописи и записи святых отцов. Ещё ранее Ломоносов решил стать священником, но при этом продолжать изучать науки. Он заявил преподавателям, что его отец служил в церкви. Те решили проверить информацию и направили запрос в Холмогоры, откуда родом, согласно подделанным документам, был Ломоносов.
Тут и обнаружился его обман. И хотя руководство решило, что будущему священнику не пристало начинать с обмана, всё же Михаила не отчислили, а в составе 12 лучших учеников Спасского училища, подающих надежды в изучении естествознания, направили в Академию наук в Петербург. Там Ломоносов оказался в условиях, близких к спартанским: спал на деревянной кровати, делил с остальными товарищами самое необходимое.
К тому же обнаружился недостаток в его образовании: семинарист не был обучен немецкому языку, которым пользовались в Академии. Пришлось ежедневно брать уроки и с этого начинать учёбу. Охотнее всего Михаил Ломоносов осваивал математику и философию, стихосложение. Он со страстью писал стихи, изучал физику, химию и науку о минералах.
В 1736 году президент Академии наук Иоганн Корф выбрал троих самых способных своих учеников и обратился к Кабинету министров с предложением направить их за границу, а именно — в немецкий город Фрайберг. Одарённые молодые люди должны были получить новые знания в химии, горном деле, металлургии. В том списке оказался и Михаил Ломоносов.
С этого началось его обучение в Германии, которое продлилось пять лет. Три из них прошли в Марбургском университете, один — в Фрайбургском, ещё год прошёл в поездках по Европе. Там русский студент преуспел в изучении немецкого, итальянского, французского языков, научился фехтовать, танцевать и рисовать.
Именно в период своей жизни за границей Ломоносов стал коллекционировать книги, не жалея на их покупку денег, выдававшихся на его содержание Академией наук. Библиотека студента включала произведения с периода античности до авторов того времени. Он также создал несколько своих научных работ по физике и химии. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей нельзя было назвать лёгкой.
Прибыв в начале своего обучения в город Марбург, Михаил Ломоносов в течение трёх лет жил в доме немецкой вдовы, покойный муж которой был пивоваром. Там он познакомился со своей будущей супругой — хозяйской дочерью. Но обеспечения студентов финансами от Академии наук не хватало, деньги поступали с перебоями, и они жили в постоянных долгах. Летом 1739 года русские воспитанники направились в Фрайберг и из относительно свободной жизни попали в строгое подчинение к Иоганну Генкелю.
В конце того же года между Ломоносовым и его учителем разразилась ссора: последний отказался выдавать средства на содержание студентов. Михаил решил покинуть Германию и вернуться на родину, что оказалось не так легко: при попытке преодолеть путь через Голландию молодого человека схватили и повезли в город Везель, насильно отправили служить в прусскую армию. Ему удалось сбежать оттуда лишь спустя несколько недель. Пробыв в Марбурге около полугода в доме 20-летней супруги, к тому моменту родившей ему дочь Елизавету, в 1941 году Ломоносов наконец смог уехать в Петербург.
Научная деятельность Михаила Ломоносова
Оказавшись в России, Михаил Ломоносов решил скрыть факт своей женитьбы, который обнаружился из-за запроса посольства только через два года после его приезда. Но к тому моменту он оказался совсем без денег. Ему не платили никакого жалованья, и для того, чтобы оставаться на плаву, учёный переводил статьи и составлял Каталог минералов Кунсткамеры. Тем не менее, он продолжал свою научную деятельность: написал две диссертации по физике и химии, которые были представлены им на суд академиков.
Время шло, а ответа от последних не поступало. Власть в России сменилась: на престол взошла дочь Петра I, Елизавета. Ломоносов решился вновь подать прошение о своём назначении и, наконец, был услышан: за научные труды ему жаловали звание адъюнкта физического класса и положили регулярное денежное вознаграждение. В 1745 году, в возрасте 34 лет, молодой учёный стал профессором химии.
Так крестьянский сын и выходец из поморов получил дворянский статус. В то время он много времени уделяет изучению минералогии и физики, пишет трактаты на латыни. Наконец, обращает на себя пристальное внимание императорского двора, произнеся знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне» при большом стечении учёных из Академии наук.
Императрица оценила данную речь и жаловала Ломоносову целую деревню Усть-Рудицу и ещё четыре населённых пункта вокруг неё. Там Михаил Васильевич, не без участия фаворита императрицы Ивана Шувалова, устроил фабрику мозаики. Учёный ставит много опытов с электричеством, хлопочет о праве обучаться наукам выходцам из низших сословий и в 1755 году создаёт первый русский университет — нынешний МГУ.
В 1757 году Ломоносова возводят в чиновники VI класса, он получает чин коллежского советника. С этих пор исследователь руководит учебными департаментами в Академии наук. Он продолжает рьяно отстаивать возможности простых людей получать образование. Чем больше учёных мужей воспитает Россия, говорит Ломоносов, тем стремительнее будет развиваться страна. В этот период времени его взгляд обращается к науке географии.
В 1758 году назначенный главой соответствующего департамента, учёный составляет обновлённый «Атлас российский», а под воздействием его работы в 1764 году организовывается экспедиционный отряд, отправившийся в Сибирь. К завершению жизненного пути Михаил Васильевич Ломоносов получает признание зарубежных академий наук — Болонской и Стокгольмской.
Вклад Михаила Ломоносова в развитие русской науки невозможно переоценить. Труды учёного затронули так много её направлений, что энциклопедиста по праву назвали полиматом — универсальным человеком, которому под силу освоить самые разные области знаний. Сам учёный признавал химию как основную сферу своей научной деятельности. Он опроверг алхимию своими трудами о «корпускулярной философии», или теории о молекулах.
Разработанная им «молекулярно-кинетическая теория тепла», в которой вещество рассматривалось как скопление частиц, атомов и ионов, легла в основу всей современной науки и стала её фундаментом. Рассуждения исследователя вызвали широкий резонанс не только в отечественной, но и в европейской научной среде: последняя предполагала, что частицы имеют кубическую форму, согласно Ломоносову же, они имели форму шара.
Диссертации, написанные Михаилом Ломоносовым, предвосхитили время и стали обоснованием многих гипотез в физической химии. Он объяснял химические явления и их связь с физикой. В течение долгих трёх лет добивался разрешения на строительство собственной лаборатории и, получив его, заложил первую в России учебную и научно-исследовательскую базу. Чертежи и проекты для неё он делал сам.
В лаборатории Михаил Васильевич поставил свыше четырёх тысяч экспериментальных исследований и опытов. Основал науку о стекле, которое в то время окрашивали лишь в синий и зелёный цвета. Благодаря исследованиям Ломоносова бесцветное стекло приобрело ярко-красный цвет, что до этого удалось сделать только Кункелю и мастерам Древнего Рима.
Преуспел учёный и в астрономии. Он проводил наблюдения за Венерой и открыл наличие у неё атмосферы. Он один увидел отражение Солнца в её крае. Эту работу Ломоносова опубликовали на европейских языках, но открытие приписали Шретеру и Гершелю. Также русский исследователь собственноручно сконструировал новейшие для того времени оптические приборы. В их числе были такие, которые позволяли увидеть в ночном море дальние предметы.
Им был разработан «горизонтоскоп», или огромных размеров перископ, созданы новые телескопы, которые давали больше обозрения. Много работал Ломоносов над теориями электричества и метеорологии. Именно он сформировал основные электрические теории, которые и в современном мире не потеряли актуальность. Свой доклад учёный подтвердил собственными опытами, проводимыми во время гроз. В одну из них его коллегу Георга Рихмана убило разрядом молнии.
После этого критики осуждали действия исследователя, что не помешало Ломоносову провести собрание и выступить с докладом, содержимое которого долго обсуждалось в научных кругах. Не отрицая существования бога, Михаил Васильевич объяснил природу северного сияния. Доказал, что ртуть относится к металлам, первым получив её в твёрдом виде. Также учёный представил собственную конструкцию летательного аппарата, ставшую прототипом современного вертолёта.
Обоснования и труды Михаила Ломоносова простирались всё дальше: он выявил трёхслойность атмосферы и обосновывал формирование морского и континентального климата, изучил перемещение льдов Арктики, проявлял большой интерес к демографии, создал труд «О сохранении и размножении российского народа». Помимо того, он разработал основы безопасности труда и организации отдыха рабочих.
Невозможно переоценить и вклад ученого-полимата в развитие российской грамматики и литературы. Ломоносов выделил художественные приёмы речи, создал классический стихотворный размер — четырёхстопный ямб, сам творил как литератор, осуществлял многочисленные переводы книг греческих философов. Историки считают его великим реформатором русского языка.
В изучении истории государства высказывал теории происхождения славян от сарматов. Его издание «Краткий летописец с родословием» стал первым учебником истории России. Также был силён Михаил Ломоносов в изобразительном искусстве. Будучи уже профессором Академии наук, открыл мастерскую мозаики на Васильевском острове в Петербурге, где проводил занятия с учениками по созданию мозаичных картин.
Его собственное творение, выложенное кусочками смальты и изображавшее портрет Петра I, признано культурно-художественным шедевром. Следующее огромное панно получило название «Полтавская баталия» и в длину было больше четырёх метров. Учёный занимался изготовлением картин из мозаики до самой своей смерти, его последняя работа «Покорение Азова» не была завершена в связи с кончиной.
Портрет первого русского учёного-естествоиспытателя Михаила Ломоносова кисти неизвестного художника
Личная жизнь и семья Михаила Ломоносова
Со своей единственной супругой Михаил Ломоносов встретился ещё будучи студентом в немецком городе Марбурге. По приезде он снял квартиру у вдовы пивовара, с которой жила Елизавета Цильх, её 19-летняя дочь. Между молодыми людьми возникли чувства, девушка забеременела и родила девочку, которая прожила всего три года. Позже супруге учёного удалось снова оказаться в положении, и она подарила ему сына.
Увы, и этому ребёнку не суждено было прожить долго: он умер в возрасте всего одного года. Третьим ребёнком гения стала дочь Елена, родившаяся в 1749 году в Санкт-Петербурге. Девочка выжила, выросла в России и была выдана замуж за библиотекаря императрицы Екатерины II Алексея Константинова. У пары родилось трое дочерей — Софья, впоследствии известная как супруга героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, Екатерина и Анна.
Современники характеризовали Михаила Васильевича Ломоносова как крепкого, отличающегося почти атлетическим телосложением, статного мужчину. О его силе и бурном нраве ходили легенды. Как-то на великого учёного во время его одиночной прогулки напали трое матросов, решив обворовать. Он дал отпор, избил всех, а одного раздел, забрав одежду со словами: «Так я ж тебя ограблю!».
Был строг с равными, имел постоянную и неуемную жажду новых знаний, был прямолинеен и не пытался «сгладить острые углы» в общении. Ум Ломоносова всегда искал новых знаний, а пылкая и увлекающаяся натура порой приводила к несдержанности.
Подробности смерти Михаила Ломоносова
В 1764 году учёный, естествоиспытатель, литератор и «универсальный человек» Михаил Ломоносов часто бывал при императорском дворе. Ещё во времена правления Елизаветы Петровны он заслужил расположение и авторитет в царской семье. Правительницу сменила Екатерина Великая, при которой признание Михаила Васильевича не угасло: новая императрица прислушивалась к его мнению и часто приглашала в Зимний дворец.
По окончании одного из таких приёмов Ломоносов слёг со странной болезнью. Но отменное физическое здоровье, которым он обладал, помогло ему восстановиться, хоть это и заняло целый год. В марте 1765 года учёный вновь захворал, подхватив воспаление лёгких. Перед самой смертью Екатерина II навещала его. 15 апреля Михаила Васильевича не стало. На следующий же день Григорий Орлов, фаворит императрицы, конфисковал все документы, которые мыслитель хранил дома, якобы с целью исключить их попадание в чужие руки.
Памятник Ломоносову перед МГУ
Легенды
Согласно некоторым источникам, которые, однако, не имеют никакого точного подтверждения, великий русский учёный Михаил Ломоносов был отравлен из-за страхов Екатерины Великой. Поговаривают, что его мать выходила замуж за Василия Ломоносова, будучи уже в положении, а перед этим, в 1711 году, ездила со старообрядцами-поморами в Петербург, где навещала императора Петра I.
Мнение некоторых историков о том, что Михаил являлся незаконным сыном правителя, могло подтверждаться некоторыми вещами. В их числе тот факт, что отец учёного имел немалое состояние, хоть и был обычным рыбаком. В момент принятия Ломоносова в Славяно-греко-латинскую академию за подделку его документов грозила смертная казнь, также, как и за его женитьбу на немецкой лютеранке по реформаторскому обычаю, но учёный, вопреки всему, остался жив, что говорит о его крайней удачливости или покровительству свыше.