Алексей Баталов
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Детство и юность
- Творческая деятельность
- Общественная деятельность
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
- Фильмография
- Награды и звания
Алексей Баталов — советский и российский кинодеятель. Представитель известной театральной семьи, Алексей Баталов уже в детстве выбрал профессию актёра, но известным его сделала не сцена, а кино. Его фильмография насчитывает около тридцати кинокартин, но в большинстве из них он сыграл главные роли. Также актёр работал в общественных и благотворительных организациях и преподавал в институте кинематографии.
Что нам известно о Алексее Баталове
Полное имя:
Баталов Алексей Владимирович
Дата рождения:
20.11.1928 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
15.06.2017 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Алексею Баталову было:
88 лет
Место рождения:
г. Владимир
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
2
Рост Алексея Баталова:
182 см
Род деятельности:
Актер, Кинорежиссер, Сценарист, Театральный педагог, Общественный деятель
Видео с участием Алексея Баталова
Предлагаем вам посмотреть видео про Алексея Баталова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Баталов Алексей Владимирович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Детство и юность
Баталов Алексей Владимирович родился 20 ноября 1928 года в Москве. Его отец, актёр и режиссёр Владимир Баталов, и его дядя, Заслуженный артист РСФСР Николай Баталов, были детьми крестьян, перебравшихся из Ярославской губернии в Москву. В роду его матери, Нины Ольшевской, были польские дворяне: бабушка актрисы, графиня Понятовская, сбежала из Польши с её дедом, представителем обедневшей дворянской семьи Ольшевских, во Владимир.
Врождённый талант Алексея Владимировича постепенно раскрывался благодаря тому, что его детство прошло в окружении людей, которых сегодня называют гениями. Дядя актёра по приглашению самого Константина Станиславского вошёл в труппу МХАТа. Туда же затем был приглашён его отец, ставший впоследствии помощником режиссёра. Во МХАТе служили его мать и две тёти — Мария Баталова-Щербинина и Ольга Андровская.
В начале 1930-х родители Алексея Баталова разошлись. Нина Ольшевская вышла замуж за писателя и драматурга Виктора Ардова и родила двоих сыновей: Михаила, ставшего церковнослужителем, и Бориса, актёра и мультипликатора (дочерью последнего является актриса Анна Ардова). Семья жила на Большой Ордынке, в их доме жил Осип Мандельштам, гостили Михаил Булгаков, Иосиф Бродский, Фаина Раневская и многие другие деятели культуры.
В доме Ардовых часто останавливалась поэтесса Анна Ахматова. Актёр говорил, что её личность оказала на него сильное впечатление. Уже будучи взрослым, он и сам гостил у неё в Ленинграде, потому что актёрской зарплаты не хватало на оплату гостиницы. «Она была поразительно глубоким, умным, удивительным по доброте и по какому-то особому отношению и к жизни, и к людям. И это повлияло на меня гораздо больше, чем я могу рассказать».
Кинодеятель отмечал, что воспоминания, полученные им, когда он играл во дворе МХАТа и жил на Большой Ордынке, относятся к его «первому детству», закончившемуся с приходом Великой Отечественной войны. «Вторым детством» он называл годы, проведённые в городе Бугульме (сегодня Республика Татарстан), куда его мать с ним и единоутробными братьями отправили при эвакуации из Москвы. Они вернулись обратно незадолго до победы.
В Бугульме мать актёра, ученица Станиславского, руководила небольшим профессиональным театром (сегодня — Бугульминский государственный русский драмтеатр им. А. В. Баталова), в котором играли эвакуированные артисты. Поначалу он помогал ей в организации спектаклей, — носил реквизит, расставлял стулья и лавки для зрителей, отапливал помещение театра, поднимал и опускал занавес, — а позднее и сам начал играть небольшие роли.
Уже в Москве, по возвращении из эвакуации, 16-летний юноша получил свою первую кинороль в фильме «Зоя» Лео Арнштама. Представители «Союздетфильма», где снималась картина о школьнице Зое, ставшей партизанкой Космодемьянской, пришли в школу, где он учился, чтобы подобрать актёров второго плана. Ради своей первой роли школьник подтянул успеваемость и в итоге был приглашён на студию, где сыграл одноклассника главной героини.
Получив аттестат зрелости, молодой человек со второй попытки поступил в Школу-студию МХАТ. Учился в актёрской мастерской известных педагогов, народных артистов СССР Сергея Блинникова и Виктора Станицына. В своём дипломном спектакле «Разлом», поставленном во МХАТе, Алексей сыграл матроса-анархиста и полковника Ярцева. Ольга Книппер-Чехова, жена А. П. Чехова, увидев юношу на сцене, назвала его «настоящим мхатовским актёром».
По окончании вуза 22-летний Алексей Баталов был призван в армию. Он служил в Центральном театре Советской армии (ныне Центральный академический театр Российской армии, ЦАТРА). Спустя три года молодой актёр был принят в труппу знакомого ему с детства МХАТа. И хотя его дарования никто не ставил под сомнение, крупных ролей ему не давали. А когда театр стал препятствовать ему в съёмках в кино, он покинул его.
Алексей Баталов в молодости
Алексей Баталов в молодости
Творческая деятельность Алексея Баталова
Актёр Алексей Баталов стал известен благодаря кино. Он отмечал, что выпускался из Школы-студии как характерный артист, — «смешной, попросту говоря», — но в кинематографе играл противоположные роли. Так, его герой Алёша Журбин в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица, снятом по роману Всеволода Кочетова, отличается самым сложным характером и проходит наиболее тяжёлые испытания, выпадающие на долю семьи потомственных корабелов.
Этот фильм стал его первой крупной киноработой. На роль клепальщика Алёши, по словам актёра, претендовало 12 человек, но Хейфиц отдал предпочтение ему. На этот выбор в немалой степени повлияла его внешность — голубоглазый и высокий (рост Алексея Баталова — 182 см.), он имел портретное сходство с актёрами, игравшими других представителей «Большой семьи» — Сергеем Лукьяновым, Борисом Андреевым и другими.
Хейфиц высоко оценил игру актёра и позднее часто приглашал его в свои картины. В мелодраматическом детективе «Дело Румянцева» он сыграл главного героя, шофёра Сашу Румянцева, который, как и Алёша Журбин, отличался верой в справедливость и внутренней культурой, несмотря на простое происхождение и рабочую профессию. Этот фильм получил приз кинофестиваля в Карловых Варах, хотя Баталов говорил, что он был «изуродован» цензурой.
Актёр отличался серьёзным подходом к работе. Про себя и своих героев он говорил: «Я всеми силами старался быть ими». Ради съёмок сцены «Большой семьи», где его герой работает на заводе, он выменял новую робу, полученную в костюмерной, на старую. Перед тем, как приступить к «Делу Румянцева», актёр много общался с шофёрами, перенимая их манеры, а для съёмки перевозки детей в автобусе получил права соответствующей категории.
И хотя слава к Баталову пришла ещё в начале его кинокарьеры, он не отказывался и от небольших ролей — для него был важен не масштаб его героя, а актёрский состав и сюжет. В 1955 году актёр сыграл безымянного рыжего мужика в фильме Александра Иванова «Михайло Ломоносов». В тот же год вышла драма «Мать» Марка Донского, где он исполнил роль Павла Власова. Его экранной матерью стала Вера Марецкая. Актёр с гордостью вспоминал об их совместной работе.
Одним из самых выдающихся советских фильмов с Алексеем Баталовым в главной роли считается драма 1957 года «Летят журавли» Михаила Калатозова (по пьесе Виктора Розова «Вечно живые»), где он сыграл Бориса Бороздина, ушедшего на фронт, разлучившись с любимой девушкой. На эту роль его утвердили потому, что, по мнению режиссёра, он гармонично смотрелся в паре с Татьяной Самойловой, сыгравшей его возлюбленную Веронику.
Стремление Баталова вжиться в роль совпало с желанием режиссёра достичь совершенства каждой сцены. Кадр, где герой Баталова падает в лужу с фразой «Я не ранен, я убит», снимали три дня подряд. А во время съёмок драки актёр упал на ветку, которая вспорола ему нос и щёку. Картина стала единственной в СССР, удостоенной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Французский кинодеятель Клод Лелуш называл его шедевром.
Годом позже фильмография Алексея Баталова пополнилась ещё одной выдающейся картиной о войне — кинороманом «Дорогой мой человек», снятом Хейфицем по книге Юрия Германа «Дело, которому служишь». В отличие от предыдущих картин этого режиссёра, здесь Баталов играл представителя советской интеллигенции — врача Владимира Устименко, преданного своей профессии и пронёсшего любовь к одной женщине через всю жизнь.
В следующем фильме Хейфица, экранизации «Дамы с собачкой», Баталов получил роль Дмитрия Гурова. И хотя руководство «Ленфильма» прежде доверяла выбору режиссёра, в этот раз он вызвал критику: о Баталове говорили, что он подходит для ролей рабочего типа, но играть героя А. П. Чехова должен более зрелый и «интеллигентный» актёр. Тем не менее, фильм получил множество наград, одна из них — финская премия «Юсси» — была вручена Баталову лично.
Своего героя в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года» — физика-ядерщика Дмитрия Гусева—Баталов называл «человеком новой советской формации». Фильм, повествующий об упорном труде экспериментатора, был назван режиссёром Кареном Шахназаровым «самой шестидесятнической картиной». Друга и соперника главного героя, Илью Куликова, должен был сыграть Юрий Яковлев, но он попал в аварию и был заменён Иннокентием Смоктуновским.
Среди других фильмов с Алексеем Баталовым, вышедших в 1960-х, биографы выделяют приключенческую сказку «Три толстяка», где он исполнил роль гимнаста Тибула. Ради съёмок небольшого эпизода, где его герой, убегая от стражников, идёт по канату над площадью, он в течение года упражнялся в исполнении цирковых трюков. В этом ему помогала его супруга, Гитана Леонтенко — цирковая артистка и танцовщица.
Картина «Три толстяка» примечательна тем, что Баталов выступил не только главным героем, но и первым режиссёром, и автором сценария. Также он привлёк к нему своих братьев: Михаил помогал ему в работе над сценарием, а Борис сыграл капитана Бонавентуру. Этот фильм был не единственным режиссёрским проектом Баталова: ещё в конце 1950-х он снял экранизацию повести «Шинель» Н. В. Гоголя, но она не была показана в прокате.
Главные роли Алексей Баталов сыграл в таких фильмах конца 1960-х — начала 1970-х, как: «Живой труп» (роль — Фёдор Протасов), «Бег» (Сергей Голубков), «Чисто английское убийство» (доктор Ботвинк), «Рикки-Тикки-Тави» (Роберт Лоусон) и «Звезда пленительного счастья» (князь Сергей Трубецкой). О своём герое в последнем из них актёр говорил, что Трубецкой — самый удивительный и загадочный из всех персонажей в картине Владимира Мотыля.
Одним из наиболее известных фильмов с актёром в главной роли стала мелодрама режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»; Алексей Баталов сыграл в ней слесаря Гошу (Георгия Ивановича). Его герой здесь совместил два социальных типа, которые ему доводилось играть прежде — рабочего и интеллигента. «Москва…» была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Но после выхода киноработы на актёра обрушилась критика, что его герой получился слишком противоречивым. Он делился: «Про Гошу писали так. Если вы хотели показать идеального советского рабочего, то с какой стати он пьёт горькую и к женщинам пристаёт? Если он трудится на заводе, то к чему его рассуждения о высших материях и пикники с шашлыками? Но как раз это отсутствие мгновенной внешней схожести меня больше всего и радовало».
Большую часть фильмографии Алексея Баталова составляют драматические картины, однако среди поздних работ с его участием есть фильмы других жанров. Например, в 1983 году он сыграл главную роль в спортивном фильме «Скорость», в 1986 — в мелодраматической комедии «Зонтик для новобрачных», а в 1991 — в научной фантастике «Полтергейст-90». Последим художественным фильмом с его участием стал ремейк «Карнавальной ночи» (камео).
По словам коллеги актёра, Юрия Норштейна, Алексей Баталов обладал необыкновенным голосом, отличающимся успокаивающим тембром и вкрадчивыми интонациями «сказочника». В 1970-х он всё больше отходил от съёмок в кино, посвящая время озвучиванию художественных, документальных и мультипликационных фильмов. Именно его голосом говорит рассказчик в известном советском мультфильме «Ёжик в тумане».
Более трёх десятилетий актёр проработал во ВГИКе, куда пришёл в 47 лет. Спустя шесть лет стал профессором, ещё через восемь возглавил кафедру актёрского мастерства. В последние годы жизни Алексей Баталов был художественным руководителем актёрского факультета. Его мастерскую окончили Татьяна Лютаева, Надежда Смирнова, Инна Франскевич, Матлюба Алимова, Любовь Толкалина, Дмитрий Иосифов, Андрей Бубашкин и другие.
Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»
Общественная деятельность Алексея Баталова
Ирина Ротова – первая жена Алексея Баталова
Алексей Баталов со второй женой Гитаной Леонтенко
Личная жизнь и семья Алексея Баталова
Актёр Алексей Баталов был женат дважды. Его первой супругой стала Ирина Ротова — дочь карикатуриста Константина Ротова, арестованного за антисоветскую пропаганду и впоследствии реабилитированного. Они поженились, когда им было по двадцать лет. Спустя семь лет появилась на свет их дочь, Надежда, ставшая переводчиком. В этот период карьера актёра стремительно развивалась, и через три года брак был расторгнут.
Недолгое время Алексей Баталов встречался с балериной Ольгой Заботкиной. Но семья у актёра сложилась лишь с Гитаной Леонтенко. Их первая встреча произошла в цирке, где выступала девушка, в 1953 году. Они поженились спустя десять лет. В 1968 родилась вторая дочь Алексея Баталова, Мария. Несмотря на диагноз ДЦП, она стала писательницей и сценаристом. Актёр иллюстрировал книгу сказок «И были, и не были…», написанную Марией.
Алексей Баталов
Алексей Баталов, его жена Гитана Леонтенко и дочь Мария Баталова
Подробности смерти Алексея Баталова
Алексей Баталов умер в 88 лет, 15 июня 2017 года, в одной из московских больниц. За полгода до этого он сломал шейку бедра, подвернув ногу. За день до кончины, по словам близких, он чувствовал себя хорошо, но следующим утром его нашли мёртвым. Причиной смерти Алексея Баталова называют остановку сердца из-за осложнений операции и сопутствующих заболеваний (известно, что он много лет страдал от головокружений).
Актёр был похоронен на Преображенском кладбище в Москве. В 2019 году на его могиле был установлен бронзовый памятник, изображающий Алексея Баталова в роли Бориса Бороздина из фильма «Летят журавли», созданный художником-скульптором Александром Ноздриным по задумке вдовы актёра, Гитаны Леонтенко, и их дочери, Марии Баталовой. Фигура актёра в солдатской шинели украшена позолоченными журавлями.
Фильмография Алексея Баталова
1998
Чехов и Ко
Роль: Пётр Сергеевич
1986
Зонтик для новобрачных
Роль: Дмитрий Павлович Красков
1983
Скорость
Роль: Игорь Владимирович Лагутин
1979
Москва слезам не верит
Роль: Георгий Иванович (Гоша, Гога)
1978
Поздняя встреча
Роль: Сергей Иванович Гущин
1975
Звезда пленительного счастья
Роль: Сергей Петрович Трубецкой
1974
Чисто английское убийство
Роль: доктор Ботвинк
1966
Три толстяка
Роль: канатоходец-революционер Тибул
1958
Дорогой мой человек
Роль: Владимир Устименко
1957
Летят журавли
Роль: Борис Фёдорович Бороздин
Алексей Баталов
Награды и звания Алексея Баталова
2008
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 20.11.2008 года №1630
2006
Благодарность Президента Российской Федерации
За большой вклад в подготовку Интернет-проекта «Виртуальный тур по Кремлю»
Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.07.2006 года №314-рп
1998
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
За выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства
Указ Президента Российской Федерации от 10.11.1998 года №1335
1989
Орден «Ленина»
1981
Государственная премия СССР
За исполнение роли Георгия Ивановича в фильме «Москва слезам не верит»
1976
Почётное звание «Народный артист СССР»
1969
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
За заслуги в области советской кинематографии
1967
Премия Ленинского комсомола
За создание образов советского молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек», «Летят журавли», «Девять дней одного года» и др.
1966
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
За исполнение роли Дмитрия Алексеевича Гусева в фильме «Девять дней одного года»
1964
Почётное звание «Народный артист РСФСР»