Гурченко Людмила Марковна

Гурченко Людмила Марковна

Людмила Гурченко — советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, сценарист, режиссёр. Получив широкую известность как актриса музыкально-комедийного жанра, она долгое время не могла реализовать себя в драматическом амплуа, однако позднее вошла в число самых востребованных артисток отечественного кино. Сегодня считается одной из самых известных и влиятельных фигур в истории советского кинематографа.

Что нам известно о Людмиле Гурченко

Реальное имя:

Людмила Гурченко

Дата рождения:

12.11.1935 года

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

30.03.2011 года

На момент смерти Людмиле Гурченко было:

75 лет

Место рождения:

г. Харьков

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Замужем

Дети:

1

Рост Людмилы Гурченко:

173 см

Род деятельности:

Актриса, Певица, Режиссер, Сценарист, Писатель, Композитор

Видео с участием Людмилы Гурченко

Предлагаем вам посмотреть видео про Людмилу Гурченко. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Людмила Гурченко - актриса, певица, режиссер, сценарист, писатель, композитор. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Людмилы Гурченко

Гурченко Людмила Марковна родилась 12 ноября 1935 года в Харькове — одном из крупнейших украинских городов. Отец будущей актрисы происходил из семьи крестьян и зарабатывал на жизнь музыкой: он был профессиональным баянистом и часто выступал на городских праздниках. О матери же известно то, что она принадлежала к древнему дворянскому роду и, как и супруг, работала в Харьковской филармонии.

Маленькая Людмила унаследовала от родителей любовь к музыке, и уже в детские годы ей нравилось петь и танцевать. Однако с началом войны родной город актрисы оказался в немецкой оккупации — её отец был призван на фронт, а она сама стала исполнять русские народные песни и немецкие оперетты перед немецкими солдатами, чтобы заработать на еду для себя и матери. Скромный заработок маленькой девочки спас её семью от голода в годы войны.

Гурченко пошла в школу только в 1943 году — именно тогда Харьков был полностью освобождён после 641 дня оккупации. Ещё через год она начала посещать музыкальную школу — уже тогда девочка понимала, что хочет связать свою жизнь со сценой. После получения школьного аттестата она не изменила своим планам: Гурченко переехала в Москву и подала документы во ВГИК. Успешно пройдя вступительные экзамены, она начала изучать актёрское мастерство.

Творческая деятельность

Окончив вуз в 1958 году, Людмила Гурченко была принята в труппу Театра-студии киноактёра. Позднее молодая артистка стала сотрудничать с театром «Современник» и была задействована в таких постановках, как «Голый король», «Сирано де Бержерак», «В день свадьбы» и многих других. Однако широкую известность она получила как киноактриса, а свою первую роль в кино получила на третьем курсе института.

Девушка сыграла небольшую роль в драме «Дорога правды», а уже через несколько месяцев состоялась премьера «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, в которой ей досталась роль главной героини Леночки Крыловой. Новогодняя комедийная кинолента стала лидером проката: в течение года её посмотрели около 50 миллионов зрителей. Сама же Гурченко после выхода фильма получила всесоюзную известность и считалась восходящей звездой советского кино.

Примечательно, что изначально она провалилась на пробах. Однако это произошло по вине не самой актрисы, а оператора, с которым она работала. Последний неправильно выставил свет, из-за чего девушка смотрелась в кадре неудачно, и роль была отдана другой кандидатке. Тем не менее, уже во время съёмок выяснилось, что утверждённая актриса не справляется с ролью, и было приняло решение пригласить Гурченко на повторные пробы.

После такого триумфа у молодой актрисы не было недостатка в работе: так, вскоре она была утверждена на главную роль в музыкальной картине «Девушка с гитарой». При этом сценарий фильма изначально писался под Гурченко: киностудия рассчитывала на то, что популярность актрисы будет способствовать успеху киноленты в прокате. Однако эта работа не смогла превзойти «Карнавальную ночь» и негативно сказалась на дальнейшей карьере Гурченко.

Так, после этого за ней закрепился штамп артистки лёгкого песенного жанра, неспособной на серьёзные драматические роли. В тот же период, имея недостаток в деньгах, она много ездила по стране с концертами и творческими вечерами, что негативно воспринималось в актёрской среде. Всё это послужило поводом для начала её травли прессой, и одна за другой стали выходить «обличающие» Гурченко статьи.

Однако, по многочисленным слухам, настоящей причиной такой реакции стал отказ актрисы сотрудничать с КГБ в период проведения в столице Всемирного фестиваля молодёжи. После этого в течение 10 лет Гурченко была опальной персоной в советском кино: несмотря на то, что она продолжала сниматься, ей удавалось получать только незначительные и проходные роли. Сама актриса крайне болезненно воспринимала растянувшееся на годы забвение.

К самым ярким её картинам того времени относятся военная драма «Балтийское небо» Владимира Венгерова; комедия «Человек ниоткуда», ставшая вторым совместным проектом артистки с Э. Рязановым; мелодрама «Женитьба Бальзаминова» и др. Несмотря на конфликт с киностудиями, актриса продолжает много работать и стремится испытать свои силы не только в комедиях и мюзиклах, но и в драматическом амплуа.

Знаковым для её карьеры становится 1974 год: она играет главную героиню в художественном фильме «Старые стены» — именно эта работа вскоре ознаменует конец периода забвения и начало нового этапа в её творчестве. Роль директора ткацкой фабрики Анны Смирновой принесла ей Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых, а позднее она также была удостоена почётного звания народной артистки РСФСР.

Через год состоялась премьера мюзикла «Соломенная шляпка», в котором актриса сыграла одного из ключевых персонажей, а её партнёрами по съёмочной площадке выступили Владислав Стржельчик и Андрей Миронов. В этот же период вместе с последним она принимала участие в пробах культовой мелодрамы «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», однако оба актёра не были утверждены. Тем не менее, герои Рязанова смотрели по телевизору именно «Соломенную шляпку».

В 1970-годы Гурченко становится одной из самых востребованных и успешных актрис советского кинематографа, однако в этот же период в жизни актрисы начинается очередная чёрная полоса. Так, в 1975 году она была утверждена на роль в музыкальном фильме «Мама», на съёмках которого получила серьёзную травму: столкнувшись на катке со своим партнёром Олегом Поповым, актриса сломала ногу, раздробив кость на 19 осколков.

Эта травма грозила Л. Гурченко получением инвалидности, но усилиями врачей этого удалось избежать. После этого перед съёмочной группой встал вопрос о замене актрисы, однако режиссёр Элизабета Бостан не видела в главной роли никого другого и отказалась искать замену. Людмила Марковна продолжила съёмки, но эпизоды с её участием снимались только крупным и средним планом, что позволило скрыть от зрителя наложенный гипс.

И хотя артистка вернулась к работе сразу после операции, период реабилитации растянулся на многие годы, в течение которых она не могла танцевать. Как позднее с горечью вспоминала сама Гурченко, именно в этот период она стала получать наиболее интересные предложения о съёмках, однако из-за состояния здоровья и неспособности в полной мере владеть своим телом была вынуждена отказываться от многих проектов.

Тем не менее, уже в 1977 году вышла новая картина с её участием: вместе с Юрием Никулиным Гурченко снялась в военной драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», впоследствии ставшей одной из самых сильных работ в её фильмографии. Примечательно, что конкуренцию актрисе на кастинге составили Алла Демидова, Алиса Фрейндлих и другие звёзды советского кино, однако именно ей было отдано предпочтение режиссёром и автором повести К. Симоновым.

Позднее артистка присоединилась к актёрскому составу нового фильма Никиты Михалкова — драмы «Пять вечеров», а также сыграла одну из ролей второго плана в исторической картине «Сибириада» Андрея Кончаловского. Последняя кинолента стала участником конкурсной программы Каннского фестиваля, где завоевала гран-при жюри и вошла в число претендентов на главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».

В начале 1980-х вышло сразу несколько фильмов с Л. Гурченко в главной роли. Так, вместе с Юрием Яковлевым она была задействована в съёмках комедии «Идеальный муж», а в 1982 году воплотила на экране главную героиню картины «Любимая женщина механика Гаврилова». Ещё через год актриса появилась в драме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву», где её экранными партнёрами выступили Олег Янковский, Олег Табаков и другие звёзды советского кино.

В это же время состоялась премьера очередной киноленты Эльдара Рязанова, «Вокзал для двоих», которая на сегодняшний день считается одной из лучших работ в фильмографии артистки. В этой мелодраме она сыграла возлюбленную пианиста Платона Рябинина (Олег Басилашвили) — официантку привокзального кафе Веру. Картина получила высокие отзывы кинокритиков, а также стала одним из кандидатов на главный приз Каннского кинофестиваля.

Следующей знаковой работой в творчестве актрисы является культовая мелодрама Владимира Меньшова «Любовь и голуби»: в этой киноленте она играет Раису Захаровну — взбалмошную и привлекательную женщину, с которой заводит роман Василий Кузякин. Ради новой возлюбленной главный герой решает оставить семью, однако конфликт в любовном треугольнике разрешается довольно непредсказуемым образом.

В 1991 году вместе с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Жигуновым и Михаилом Боярским актриса принимает участие в съёмках картины «Виват, гардемарины!», а через год появляется в третьей части истории о приключениях гардемаринов. В этот же период, за роль в музыкальном фильме «Моя морячка», она получает вторую номинацию на кинопремию «Ника». Кроме того, при создании этой ленты артистка впервые выступает в качестве композитора.

Несмотря на большую загруженность на съёмочной площадке, все эти годы Л. Гурченко продолжает играть на театральной сцене. Так, с 1993 года она сотрудничает с антрепризным Театром Антона Чехова, а в 2000-е годы переходит в творческое объединение «Дуэт». Однако с началом нового десятилетия актриса всё реже появляется в кино — одной из самых ярких работ этого времени становится комедия «Старые клячи» Э. Рязанова.

В 2009 году Людмила Марковна дебютирует в качестве режиссёра — её первой и единственной режиссёрской работой становится художественный фильм «Пёстрые сумерки», для которого она также пишет музыку и сценарий и в котором играет одну из ключевых ролей. Позднее этот опыт был отражён в одной из автобиографических книг артистки: ранее никогда не занимавшая режиссёрское кресло, она назвала эту картину одним из самых сложных проектов.

Всего фильмография Людмилы Гурченко насчитывает более 100 работ, многие из которых на сегодняшний день считаются классикой отечественного кинематографа. Однако в сферу её интересов входили не только кино и театр: с детских лет и в течение всей жизни она любила музыку и позднее часто выступала на сцене в качестве эстрадной певицы. За годы творческой деятельности ею было выпущено 17 альбомов с песнями в собственном исполнении.

Кроме того, Людмила Гурченко является автором трёх автобиографий. Первая из этих книг, «Моё взрослое детство», увидела свет в 1982 году. Две другие работы, «Аплодисменты» и «Люся, стоп!», были изданы в 1987 и 2002 годах соответственно. Что касается увлечений актрисы, то одним из главных её хобби был дизайн одежды. Она часто шила для себя наряды, а безупречный вкус позволил ей считаться одной из самых элегантных женщин советской сцены.

Фильмография Людмилы Гурченко

  • 2009 Пестрые сумеркиРоль: Анна Дмитриевна
  • 2002 Шукшинские рассказыРоль: Малышева
  • 2000 Старые клячиРоль: Лиза
  • 1991 Виват, гардемарины!Роль: мама Фике
  • 1984 Любовь и голубиРоль: Раиса Захаровна
  • 1982 Вокзал для двоихРоль: Вера Нефёдова
  • 1981 Любимая женщина механика ГавриловаРоль: Рита
  • 1964 Женитьба БальзаминоваРоль: Устинка
  • 1956 Карнавальная ночьРоль: Леночка Крылова

Дискография Людмилы Гурченко

  • 2011 Белый снег
  • 2006 Не грусти!
  • 2004 Жизнь как дым…
  • 2002 Мадлен, спокойно!
  • 2001 Актёр и песня. Людмила Гурченко
  • 2001 Прощай, Двадцатый… (2CD)
  • 1998 Бюро счастья (мюзикл)
  • 1997 есни войны
  • 1996 Грустная пластинка (Что знает о любви любовь…)
  • 1995 Хорошее настроение
  • 1994 Люблю

Награды и звания Людмилы Гурченко

  • 2010 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 12.11.2010 года №1414
  • 2005 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степениЗа выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 12.11.2005 года №1300
  • 2004 Золотой граммофонЗа исполнение песни «Петербург — Ленинград» в дуэте с Б. Моисеевым
  • 2000 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа большие заслуги в области киноискусстваУказ Президента Российской Федерации от 11.11.2000 года №1874
  • 1995 Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусстваЗа роли в художественных фильмах последних летУказ Президента Российской Федерации от 29.05.1995 года №537
  • 1983 Почётное звание «Народный артист СССР»За заслуги в развитии советского киноискусства
  • 1981 Орден «Трудового Красного Знамени»За заслуги в развитии советской кинематографии, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и успешное выполнение заданий десятой пятилетки
  • 1977 Почётное звание «Народный артист РСФСР»За заслуги в области советской кинематографии
  • 1976 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых За художественный фильм «Старые стены» производства Ленинградской киностудии художественных фильмов «Ленфильм»Постановление Совета Министров РСФСР от 23.12.1976 года №677
  • 1969 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»За заслуги в области советской кинематографии

Личная жизнь и семья Людмилы Гурченко

За всю жизнь Людмила Гурченко была замужем несколько раз. Являясь одной из самых привлекательных актрис советского кино, она была идеалом для многих мужчин, однако долгое время ей не удавалось найти человека, с которым она могла быть счастлива. Артистка впервые вышла замуж в 18-летнем возрасте: её избранником стал режиссёр Василий Ордынский. Но уже через год пара развелась, и в дальнейшем бывшие супруги не комментировали свои отношения.

Вторым мужем актрисы стал сценарист и писатель Борис Андроникашвили. Пара поженилась в 1958 году, а уже через год у них родилась дочь Мария. Уделяя всё время карьере, Людмила отдала девочку на воспитание своей матери, и до трёх лет она находилась под опекой бабушки. Позднее этот поступок стал одной из главных причин отчуждения между ними: Мария не могла простить матери постоянного отсутствия.

Кроме того, осложняли отношения между дочерью и матерью многочисленные романы последней. Так, когда девочке исполнилось три года, Гурченко вышла замуж в третий раз — за актёра Александра Фадеева. Но и этот союз оказался непрочным и продлился только два года, а через некоторое время актриса вступила в брак с певцом Иосифом Кобзоном. И хотя оба отчима относились к девочке хорошо, напряжённые отношения матери с мужчинами сказывались и на ней.

Четвёртый брак Людмилы продлился три года, а после расставания бывшие супруги всю оставшуюся жизнь не говорили друг с другом. По словам близких актрисы, этот разрыв стал следствием того, что оба артиста имели сильный характер и не могли «ужиться» друг с другом. Позднее Гурченко встретила другого мужчину: её избранником стал музыкант Константин Купервейс. Их отношения так и не были зарегистрированы официально, однако они длились 18 лет.

Именно К. Купервейс заменил единственной дочери Гурченко отца. Ему с самого начала удалось подружиться с девочкой, в то время как её отношения с матерью так и оставались напряжёнными. Уже в более взрослом возрасте Мария стремилась во всём поступать ей наперекор, а вместо актёрской карьеры выбрала профессию врача. Имея совершенно другие взгляды на жизнь, она с раздражением относилась к разговорам матери о кино и театре.

В 1991 году Людмила Марковна пережила очередное расставание, а вскоре после этого встретила другого мужчину: позднее продюсер Сергей Сенин стал её шестым мужем. А в 1998 году от передозировки наркотиками погиб 16-летний внук артистки — Марк Королёв. Эта трагедия ещё больше способствовала отчуждению между дочерью и матерью. Что касается последнего брака Гурченко, то он продлился около 20 лет, вплоть до самой смерти актрисы.

Подробности смерти Людмилы Гурченко

В феврале 2011 года Людмила Гурченко сломала бедро, поскользнувшись на улице. После этого актриса перенесла операцию и уже через несколько недель была выписана. Однако 30 марта состояние артистки резко ухудшилось. Для неё сразу же была вызвана бригада скорой помощи, но прибывшие через 20 минут после звонка медики не успели спасти её: актриса скончалась на 76-ом году жизни от сердечной недостаточности.

Прощание с ней прошло 2 апреля. Проводить Л. Гурченко в последний путь пришли не только коллеги, но и тысячи поклонников. Однако дочь артистки, Мария Королёва, не принимала участия в организации церемонии уже после её начала. О смерти матери она узнала в одной из газет. Дочь Людмилы Гурченко пережила её только на шесть лет: как и мать, она ушла из жизни в результате сердечной недостаточности.

Дата публикации: 18.08.2021 года
Дата последнего обновления: 19.10.2021 года
Автор:
Леонид Филатов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Наталья О’Шей 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Наталья Водянова 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Вероника Степанова 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *