Янковский Олег Иванович

Янковский Олег Иванович

Олег Янковский — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР. За годы творческой деятельности снялся более чем в 80 картинах, многие из которых сегодня являются классикой советского кинематографа. Ещё при жизни Янковский был известен как один из самых ярких и неординарных отечественных артистов, а позднее многие фильмы с его участием стали хрестоматийными для студентов театральных вузов.

Что нам известно о Олеге Янковском

Реальное имя:

Олег Янковский

Дата рождения:

23.02.1944 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Рыбы

Дата смерти:

20.05.2009 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Олегу Янковскому было:

65 лет

Место рождения:

Казахская ССР, Карагандинская область, п. Карсакпай

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

1

Рост Олега Янковского:

182 см

Род деятельности:

Актер, Кинорежиссер

Видео с участием Олега Янковского

Предлагаем вам посмотреть видео про Олега Янковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Олег Янковский - актер, кинорежиссер. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Олега Янковского

Янковский Олег Иванович родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (ныне Жезказган, Казахстан), согласно другим источникам, местом рождения артиста является посёлок Карсакпай Казахской ССР. Семья Янковских принадлежала к одному из старинных польских родов, что стало одной из причин ссылки Янковского-старшего: в годы войны он работал на металлургических комбинатах Джезказгана и Ленинабада (ныне город Худжанд, Таджикистан).

Другая причина преследования была связана с тем, что ранее Иван Янковский в составе Семёновского полка участвовал в Первой мировой войне. На фронте он познакомился с военным деятелем Михаилом Тухачевским — позднее репрессированным Маршалом Советского Союза. Дружеские отношения с последним послужили поводом арестов Янковского в начале 1930-х и в 1937 году (вскоре после второго ареста был освобождён).

Несмотря на то, что в послевоенные годы семья Янковских жила очень бедно, родители сохранили для троих сыновей богатую библиотеку. Они также старались привить им интерес к искусству, а после переезда в Саратов старшие братья Олега — Ростислав и Николай — начали заниматься художественной самодеятельностью. Вскоре после этого ушёл из жизни глава семьи, и Марина Янковская была вынуждена заботиться о детях в одиночку.

Ранее окончивший театральную студию Ростислав переехал в Минск, где был принят в труппу одного из театров белорусской столицы. Чтобы избавить от части забот свою мать, вместе с собой он забрал Олега, которому на тот момент исполнилось 14 лет. Там же будущий актёр был зачислен в школу и всерьёз увлёкся футболом. Однако это хобби негативно сказывалось на успеваемости подростка, и вскоре старший брат запретил ему заниматься футболом.

В это же время он впервые выступил на театральной сцене. Перед спектаклем, в котором был задействован Ростислав, заболела игравшая эпизодическую роль мальчика актриса, и ей срочно требовалась замена — в конечном итоге вместо неё в постановке сыграл младший Янковский. Но тогда театр не слишком заинтересовал подростка, а снова вернувшись в Саратов, он планировал поступать в медицинский университет.

Тем не менее, позднее Янковский изменил своё решение: однажды увидев объявление о наборе студентов в Саратовское театральное училище, он задумался о том, чтобы последовать примеру братьев. Однако на тот момент вступительные экзамены уже завершились, и он решил узнать о приёмной кампании следующего года. Когда же он встретился с директором училища, последний только спросил фамилию подростка и сказал, что тот уже принят.

Решив, что произошла какая-то ошибка, и не веря в такую большую удачу, молодой человек первое время не посещал занятия, и ситуация прояснилась только через несколько месяцев. Как оказалось, в то же театральное училище втайне от всей семьи подавал документы его старший брат Николай. Именно он успешно прошёл вступительные испытания и был зачислен, но в конечном итоге решил уступить своё место Олегу.

Творческая деятельность

В первые годы учёбы Олег Янковский не смог проявить себя, а преподаватели критиковали студента за проблемы с артикуляцией, и только на старших курсах он раскрыл свой потенциал. Тем не менее, окончив училище, молодой актёр был принят в Саратовский драмтеатр во многом благодаря своей супруге Людмиле Зориной, которая уже служила в нём. Девушка настояла на том, чтобы руководство театра присмотрелось к Янковскому.

Некоторое время молодой человек играл в постановках только эпизодические роли и был вынужден оставаться в тени своей талантливой супруги, вскоре ставшей одной из главных актрис театра. Всё изменилось только тогда, когда вместе со своей труппой он отправился на гастроли во Львов: там Янковский впервые встретился с режиссёром Владимиром Басовым — именно эта встречала стала судьбоносной в карьере будущего знаменитого артиста.

В то время Басов занимался подготовкой к съёмкам военной драмы «Щит и меч», и на одну из главных ролей долгое время не могли найти актёра. Вместе со съёмочной группой режиссёр находился в гостиничном ресторане, где обсуждал эту проблему. Тогда супруга Басова, актриса Валентина Титова, обратила внимание на сидящего неподалёку Янковского и сказала, что он мог бы стать идеальным кандидатом на эту роль.

Басов согласился, но, не зная Янковского, предположил, что тот не имеет никакого отношения к кино и театру. Позднее ассистентка режиссёра случайно встретилась с ним на киностудии «Мосфильм» — узнав, что тот является актёром, она предложила ему попробоваться на роль Генриха Шварцкопфа. Когда же молодой человек пришёл на пробы, он сильно разволновался. Тем не менее, волнение только сыграло ему на руку.

Так, репетировавший вместе с ним Станислав Любшин позднее вспоминал, что Янковский от переживаний стал бледнее, чем мраморная колонна, на которую опирался в разыгрываемой сцене: «Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше». Артист указал на это режиссёру, на что тот согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».

Драма «Щит и меч» получила восторженные отзывы кинокритиков и стала самой кассовой картиной советского проката. Так, первая часть собрала в кинотеатрах около семидесяти миллионов зрителей, что позволило ей стать одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кино. Такой триумфальный кинодебют Янковского привлёк внимание других режиссёров, после чего актёра стали приглашать в кино.

В том же 1968 году вышла ещё одна кинолента с его участием: он воплотил на экране одну из ключевых ролей в художественном фильме «Служили два товарища», а его партнёрами по съёмочной площадке выступили Ролан Быков, Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий и др. Действие картины повествует о событиях Гражданской войны в России и представлено с двух точек зрения — красноармейских офицеров и белой армии.

Именно в роли красноармейца Олег Иванович впервые обнаружил свой талант «выразительно молчать», впоследствии не раз эксплуатировавшийся многими режиссёрами. Так, долгое время работавший с ним как на съёмочной площадке, так и на сцене М. Захаров утверждал, что Янковский был одним из немногих актёров, кому не обязательно было много говорить: он умел, не произнося ни слова, «излучать нервную энергию, “сгорать”, не двигаясь с места».

После выхода этой картины актёр обрёл всесоюзную известность. В это же время он стал получать ведущие роли на сцене Саратовского театра. Так, он играл князя Мышкина в спектакле «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского — эта роль стала одной из самых ярких за все годы его службы в театре. Постановка пользовалась огромным успехом и регулярно собирала аншлаг: зрители скупали билеты, чтобы увидеть Янковского.

В образе князя Мышкина его впервые увидел и главный режиссёр Московского театра им. Ленинского комсомола Марк Захаров: он намеренно приехал в Саратов, чтобы оценить игру молодого артиста на театральной сцене. После этого он получил предложение перейти в «Ленком». На новой сцене актёр дебютировал в 1971 году — с этого момента началось его многолетнее сотрудничество с постановщиком М. Захаровым.

Несмотря на большую занятость в театре, в этот период времени Олег Иванович активно снимается в кино. В 1970‒80 годы вышло так много успешных кинокартин с его участием, что позднее этот период был назван кинокритиками «временем Янковского». Самой яркой работой этого периода стала драма «Зеркало» — сегодня эта картина считается одним из шедевров мирового кинематографа, а также вершиной творчества Андрея Тарковского.

Артист сыграл в «Зеркале» Отца, прототипом которого стал отец режиссёра Арсений Тарковский. Примечательно то, что он был приглашён на эту роль из-за сходства с Тарковским-старшим, а специального для него роль была расширена режиссёром. В автобиографической драме также появился сын артиста Филипп — он сыграл главного героя Алексея в 5-летнем возрасте. Эта роль стала дебютной для мальчика, впоследствии тоже ставшего актёром.

Позднее Тарковский планировал создать экранизацию знаменитой шекспировской трагедии «Гамлет». Главную роль он обещал Янковскому, но так и не получил разрешение киностудии на съёмки. Тогда сценарий был передан в «Ленком»: актёр уговорил режиссёра Марка Захарова поставить его на сцене и в течение двух лет ждал того, чтобы сыграть Гамлета. Однако незадолго до начала репетиций Тарковский изменил решение.

Посчитав, что Янковскому особенно хорошо даются романтические герои, режиссёр предложил ему сыграть Лаэрта, а на роль Гамлета утвердил Анатолия Солоницына. Это решение вызвало обиду у актёра, и в конечном итоге он вовсе отказался принимать участие в постановке. Тем не менее, через несколько лет артисту всё же удалось осуществить свою давнюю мечту: он сыграл принца датского в постановке Г. Панфилова.

Однако спектакль был холодно принят критиками, а большинство негативных отзывов получила игра Олега Ивановича. По мнению рецензентов, артист представил зрителю нового шекспировского героя, холодного и безжизненного, — и он был далёк от оригинального Гамлета. Со временем актёр начал лучше справляться с этой ролью и сильнее вживаться в своего персонажа, и, тем не менее, постановка была исключена из репертуара театра.

В 1978 году на экраны вышла мелодрама «Мой ласковый и нежный зверь», в которой он сыграл ведущую роль. Позднее она была номинирована на главный приз Каннского фестиваля. Кроме того, особенно популярен стал прозвучавший в ней одноимённый вальс композитора Е. Доги: после выхода ленты он стал считаться самостоятельным произведением искусства, а сегодня является одним из самых известных киновальсов.

В этом же году состоялась премьера музыкального фильма «Обыкновенное чудо», в котором Олег Иванович сыграл Волшебника. Незадолго до начала съёмок актёр перенёс сердечный приступ и был готов отказаться от роли, однако Марк Захаров решил дождаться его восстановления, и в конечном итоге роль осталась за ним. Вместе с актёром в съёмках были задействованы Андрей Миронов, Евгений Леонов и другие звёзды советского кино.

А ещё через год на экраны вышла трагикомедия «Тот самый Мюнхгаузен» М. Захарова. Кинолента снималась по пьесе Григория Горина, который с предубеждением принял кандидата на главную роль. Из-за того, что Янковский играл преимущественно сильные и волевые характеры, драматург долгое время не соглашался на его участие, считая, что тот не справится с комедийной ролью, но режиссёр сумел настоять на своём выборе актёра.

Тем не менее, после начала съёмок автор пьесы изменил своё мнение относительно игры Янковского и был вынужден признать свою неправоту. Позднее Горин вспоминал о том, что, вживаясь в непривычного для себя комедийного персонажа, артист начинал «меняться на глазах». Впоследствии ироничный, изящный и остроумный Мюнхгаузен Янковского был признан одной из лучших ролей артиста, а реплики его героя разошлись на цитаты.

Затем последовали остросоциальная драма «Мы, нижеподписавшиеся» и культовая советская экранизация произведений Конана Дойла о приключениях Шерлока Холмса (актёр появился в третьей части цикла фильмов о знаменитом сыщике в роли Хьюго Баскервиля). В последней кинокартине главные роли сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин, также в съёмках были задействованы Ирина Купченко, Никита Михалков и др.

Позднее Михалков был вынужден уступить свою роль Олегу Ивановичу в трагикомедии «Полёты во сне и наяву». Изначально сценарий картины писался под него, однако увидев Янковского в одном из фильмов, Роман Балаян изменил решение и отдал роль последнему. Этот фильм стал началом многолетнего плодотворного сотрудничества артиста с режиссёром: в дальнейшем он снялся ещё в нескольких работах Р. Балаяна.

Следующими кинолентами с участием Олега Ивановича стали сатирическая комедия «Дом, который построил Свифт» и мелодрама «Влюблён по собственному желанию». Обе картины были тепло приняты зрителем, а последняя также получила номинацию на главный приз Берлинского кинофестиваля и принесла победу сыгравшей главную женскую роль Евгении Глушко. Кроме того, она была отмечена призом на Всесоюзном кинофестивале.

А в 1983 году состоялась мировая премьера «Ностальгии» Андрея Тарковского. Изначально режиссёр рассматривал на главную роль А. Солоницына, однако актёра не стало ещё до того, как был завершён сценарий. Поэтому он был написан специально под Янковского. Съёмки картины проходили в Италии, в ней Олег Иванович сыграл русского писателя, занимающегося изучением биографии композитора Павла Сосновского.

Ключевая тема киноленты заявлена в самом названии: находясь за границей, главный герой тоскует по родине и впадает в меланхолию из-за того, что не имеет возможности вернуться. Чтобы подготовить Янковского к этой роли, Тарковский находит весьма необычный способ: актёра заселили в итальянскую гостиницу и бросили в одиночестве. Так он провёл две недели, не зная языка и имея при себе незначительную сумму денег.

При этом Тарковский не сообщил ему, как долго продлится его заточение, и вскоре радость актёра от того, что он находится в Италии, сменилась тоской. Когда же режиссёр, наконец, явился к нему, артист был почти в отчаянии. Оценив его состояние, Тарковский остался доволен: «Вот теперь тебя можно снимать». Сегодня «Ностальгия» считается одной из лучших работ актёра и входит в золотой фонд советского кинематографа.

Эта картина стала одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а также завоевала награду за лучшую режиссуру, премию ФИПРЕССИ и приз экуменического (христианского) жюри фестиваля. Несмотря на то, что «Ностальгия» была восторженно принята европейским зрителем, в Советском Союзе она была запрещена. Закончив съёмки, Андрей Тарковский отказался возвращаться в СССР, из-за чего получил статус «невозвращенца».

В 1987 году актёр сыграл главную роль в драме «Крейцерова соната». И если съёмки в «Ностальгии» дались ему тяжело с психологической точки зрения, то эта работа была тяжелой как эмоционально, так и физически. Чтобы сыграть в экранизации произведения Л. Н. Толстого, Олег Иванович заучивает наизусть огромные массивы текста: ему было запрещено отступать от первоисточника хотя бы на одно слово.

Ещё одной из успешных работ стал фильм-притча «Убить дракона», в котором он сыграл антагониста: его работа была отмечена несколькими кинонаградами. А в 1991 году он стал лауреатом российской кинопремии «Ника» за главную роль в исторической картине «Цареубийца». Драма также получила высокие отзывы зарубежных кинокритиков. В этом же году Олег Иванович стал последним, кто был удостоен звания народного артиста СССР.

В 1990-е фильмография Янковского пополнилась ещё несколькими экранизациями русской классики. Так, он играет ведущую роль в фильме «Роковые яйца» по повести М. Булгакова и воплощает судью Ляпкина-Тяпкина по гоголевской комедии «Ревизор». А в 2000 году Олег Иванович дебютировал в роли кинорежиссёра: совместно с М. Аграновичем он снимает комедию «Приходи на меня посмотреть», позднее завоевавшую несколько кинонаград.

Ещё через четыре года актёр вновь пробует себя в режиссёрском амплуа: на сцене «Ленкома» вместе с эстонским постановщиком Эльмо Нюганеном он ставит спектакль «Tout payé, или Всё оплачено», а также играет в нём ключевую роль. А в 2006 году на экраны выходит многосерийный телефильм «Доктор Живаго» по мотивам одноимённого романа Б. Пастернака (он стал первой в России экранизацией этого произведения).

Ранее обещавший никогда не сниматься в сериалах, актёр вскоре подвергся критике за то, что нарушил своё же слово. Однако сам Янковский объяснил своё решение участвовать в этом проекте тем, что для него экранизация романа «Доктор Живаго» — это, прежде всего, художественный фильм, созданный «по законам кино». Артист воплотил на экране адвоката Комаровского, а его коллегами по съёмочной площадке стали Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова и др.

В 2009 году на широкие экраны вышла «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Съёмки киноленты были начаты ещё в начале 1990-х, но были приостановлены из-за недостатка финансирования. В этой картине Олег Иванович сыграл Алексея Каренина, от лица которого велось повествование. Эта роль принесла актёру очередной приз кинофестиваля «Созвездие», а также получила номинацию на премию «Ника».

Последней работой в фильмографии артиста стала историческая драма «Царь». Если Пётр Мамонтов сразу был утверждён на роль Ивана Грозного, то поиски кандидата на роль митрополита Филиппа заняли определённое время. По словам актёра Ивана Охлобыстина, именно он порекомендовал режиссёру Павлу Лунгину пригласить на неё Янковского. Премьера картины состоялась в Каннах и была положительно принята кинорецензентами.

Всего фильмография актёра насчитывает более 80 работ. Важно отметить, что на протяжении всей кинокарьеры Олег Янковский продолжал играть на театральной сцене. За этот период театром были поставлены десятки спектаклей с его участием. В их числе «Шут Балакирев» и «Чайка», по которым были записаны телеспектакли, «Варвар и еретик» и др. Последней постановкой с участием знаменитого актёра стала «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя.

Фильмография Олега Янковского

  • 2008 СтилягиРоль: Брусницын-старший, отец Фреда
  • 2005 Доктор ЖивагоРоль: Комаровский, адвокат
  • 2000 Приходи на меня посмотретьРоль: Игорь
  • 1999 Китайский сервизъ Роль: Дмитрий Петрович Строганов, граф
  • 1988 Убить драконаРоль: Дракон
  • 1982 Влюблен по собственному желаниюРоль: Игорь Брагин
  • 1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака БаскервилейРоль: Джек Стэплтон
  • 1978 Обыкновенное чудоРоль: Хозяин (Волшебник)
  • 1978 Парень из нашего городаРоль: Аркадий Бурмин
  • 1976 Сладкая женщинаРоль: Тихон Соколов

Награды и звания Олега Янковского

  • 2009 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусстваУказ Президента Российской Федерации от 23.02.2009 года №200
  • 2002 Благодарность Президента Российской ФедерацииЗа большой вклад в развитие театрального искусстваРаспоряжение Президента Российской Федерации от 16.09.2002 года №427-рп
  • 2002 Государственная премия Российской ФедерацииЗа исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком»Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года №614
  • 1995 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусстваУказ Президента Российской Федерации от 28.12.1995 года №1325
  • 1991 Почётное звание «Народный артист СССР»
  • 1989 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых За роль в фильме «Крейцерова соната»
  • 1987 Государственная премия СССРЗа роль в фильме «Полёты во сне и наяву»
  • 1984 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1977 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
  • 1977 Премия Ленинского комсомола За талантливое воплощение образов современников в кино

Личная жизнь и семья Олега Янковского

За всю жизнь Олег Янковский был женат только один раз. Со своей будущей супругой он познакомился ещё в студенчестве: молодой человек учился на втором курсе, когда встретил Людмилу Зорину. По признанию самого артиста, романтические отношения между ними начались после одного из выступлений в цирке. Тогда молодых людей по неясной причине приняли за мужа и жену и выделили им общую гримёрную, а спустя некоторое время они начали встречаться.

Людмила Зорина уже успела зарекомендовать себя как талантливая актриса, и некоторое время служивший вместе с ней в Саратовском драмтеатре Янковский довольствовался тем, что был известен только как «муж Зориной». Однако вскоре ситуация изменилась в обратную сторону, и уже Людмила была вынуждена находиться в тени своего звёздного супруга. По словам артиста, это стало серьёзным испытанием для их брака, но они сумели его преодолеть.

Позднее Олегу Ивановичу не раз приписывали многочисленные романы с другими актрисами, однако всю свою жизнь он прожил только с одной женщиной. В этом браке у Олега Ивановича родился единственный сын — Филипп Янковский, сегодня известный российский актёр и кинорежиссёр. Кроме того, по стопам артиста пошли и его внуки. Так, на счету Ивана Янковского уже более 10 кинопроектов, а его сестра Елизавета является студенткой театрального вуза.

Подробности смерти Олега Янковского

В последние годы жизни Олег Янковский имел серьёзные проблемы со здоровьем. В частности, артист испытывал боли в сердце, но предпочитал не придавать этому серьёзного значения и продолжал играть в постановках. Но в 2008 году его состояние резко ухудшилось, и вскоре у артиста был диагностирован рак поджелудочной железы. Сразу после этого он начал лечение, но из-за того, что болезнь достигла поздней стадии, оно не помогло.

После этого Олег Иванович прекратил лечение и вернулся на театральную сцену. Однако уже весной 2009 года стало известно о его госпитализации из-за очередного ухудшения здоровья, а 20 мая его не стало. Проститься с ним пришли не только коллеги, но и тысячи других людей. Позднее за вклад в развитие кино и театрального искусства он был посмертно удостоен нескольких наград, включая приз «Верю. Константин Станиславский».

Дата публикации: 16.06.2021 года
Дата последнего обновления: 26.03.2023 года
Автор: