Янковский Олег Иванович

Олег Янковский

Олег Янковский — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР. За годы творческой деятельности снялся более чем в 80 картинах, многие из которых сегодня являются классикой советского кинематографа. Ещё при жизни Янковский был известен как один из самых ярких и неординарных отечественных артистов, а позднее многие фильмы с его участием стали хрестоматийными для студентов театральных вузов.

Что нам известно о Олеге Янковском

Полное имя:

Янковский Олег Иванович

Дата рождения:

23.02.1944 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Рыбы

Дата смерти:

20.05.2009 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Олегу Янковскому было:

65 лет

Место рождения:

Казахская ССР, Карагандинская область, п. Карсакпай

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

1

Рост Олега Янковского:

182 см

Род деятельности:

Актер, Кинорежиссер

Видео с участием Олега Янковского

Предлагаем вам посмотреть видео про Олега Янковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Янковский Олег Иванович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Олег Янковский в молодости

Олег Янковский в молодости

Ранние годы и образование

Янковский Олег Иванович родился 23 февраля 1944 года в посёлке Карсакпае, (Джезказганский район, Карагандинская область, Казахская ССР). Семья Янковских принадлежала к одному из старинных польских родов, что стало одной из причин ссылки Янковского-старшего. В годы Великой Отечественной войны отец будущего артиста работал на металлургических комбинатах Джезказгана (сейчас – город Жезказган, Казахстан) и Ленинабада (сегодня – город Худжанд, Таджикистан).

Другая причина преследования была связана с тем, что ранее Иван Янковский в составе Семёновского полка участвовал в Первой мировой войне. На фронте он познакомился с военным деятелем Михаилом Тухачевским — позднее репрессированным Маршалом Советского Союза. Дружеские отношения с последним послужили поводом арестов Янковского в начале 1930-х и в 1937 году (вскоре после второго ареста был освобождён).

Несмотря на то, что в послевоенные годы семья Янковских жила очень бедно, родители сохранили для троих сыновей богатую библиотеку. Они также старались привить им интерес к искусству, а после переезда в Саратов старшие братья Олега — Ростислав и Николай — начали заниматься художественной самодеятельностью. Вскоре после этого ушёл из жизни глава семьи, и Марина Янковская была вынуждена заботиться о детях в одиночку.

Ранее окончивший театральную студию Ростислав переехал в Минск, где был принят в труппу одного из театров белорусской столицы. Чтобы избавить от части забот свою мать, вместе с собой он забрал Олега, которому на тот момент исполнилось 14 лет. Там же будущий актёр был зачислен в школу и всерьёз увлёкся футболом. Однако это хобби негативно сказывалось на успеваемости подростка, и вскоре старший брат запретил ему заниматься эти видом спорта.

В этот же период юноша впервые выступил на театральной сцене. Перед спектаклем, в котором был задействован Ростислав, заболела игравшая эпизодическую роль мальчика актриса, и ей срочно требовалась замена. Вместо неё в постановке сыграл Олег Янковский. Но тогда театр не слишком заинтересовал подростка. Снова вернувшись в Саратов к матери, молодой человек планировал поступать в медицинский университет.

Тем не менее позднее Янковский изменил своё решение. Однажды увидев объявление о наборе студентов в Саратовское театральное училище, он задумался о том, чтобы последовать примеру братьев. Однако на тот момент вступительные экзамены уже завершились, и он решил узнать о приёмной кампании следующего года. Когда же юноша встретился с директором училища, педагог только спросил фамилию подростка и сказал, что тот уже принят.

Решив, что произошла какая-то ошибка, и не веря в такую большую удачу, молодой человек первое время не посещал занятия, и ситуация прояснилась только через несколько месяцев. Как оказалось, в то же театральное училище втайне от всей семьи подавал документы его старший брат Николай. Именно он успешно прошёл вступительные испытания и был зачислен, но в конечном итоге решил уступить своё место Олегу.

Поступление в это учебное заведение стало для актёра судьбоносным: именно здесь он встретил свою будущую жену Людмилу Зорину, учившуюся курсом старше. В первые годы учёбы Олег Янковский не смог проявить себя, а преподаватели критиковали студента за проблемы с артикуляцией. Только на старших курсах он раскрыл свой потенциал. А в своём дипломном спектакле по пьесе Антона «Три сестры», где он сыграл Тузенбаха, юноша показал себя талантливым, многообещающим актёром. В 1965 году он получил диплом.

Олег Янковский в фильме «Щит и меч» (1968)

Олег Янковский в фильме «Щит и меч» (1968)

Творческая деятельность Олега Янковского

После окончания театрального училища в 1965 году Олег Янковский поступил на службу в Саратовский драматический театр во многом благодаря своей супруге Людмиле Зориной, которая уже служила в нём. Девушка настояла на том, чтобы руководство приняло молодого актёра в труппу. Некоторое время юноша играл в постановках только эпизодические роли и был вынужден оставаться в тени своей талантливой жены, вскоре ставшей одной из главных актрис театра.

Всё изменилось, когда вместе со своей труппой он отправился на гастроли во Львов. Там Янковский впервые встретился с режиссёром Владимиром Басовым — именно эта встречала стала судьбоносной в карьере артиста. В то время Басов занимался подготовкой к съёмкам военной драмы «Щит и меч», и на одну из главных ролей долгое время не могли найти актёра. Вместе со съёмочной группой режиссёр находился в гостиничном ресторане, где обсуждал эту проблему.

Тогда супруга Басова, актриса Валентина Титова, обратила внимание на сидящего неподалёку Янковского и сказала, что этот юноша с арийской внешностью мог бы стать идеальным кандидатом на данную роль. Басов согласился, но, не зная молодого человека, предположил, что тот не имеет никакого отношения к кино и театру. Постановщик сказал: «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?»

Позднее ассистентка режиссёра случайно встретилась с ним на «Мосфильме». Узнав, что он актёр, она предложила ему пройти пробы на роль Генриха Шварцкопфа. На кастинге юноша сильно разволновался. Но волнение только сыграло ему на руку. Репетировавший вместе с ним Станислав Любшин позднее вспоминал, что Янковский от переживаний стал бледнее, чем мраморная колонна, на которую опирался в разыгрываемой сцене: «Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице».

Режиссёр с этим был согласен: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем». По воспоминаниям Басова, Янковский был «необстрелянным, кинематографом не испорченным», покорял «обаянием непринуждённости». Драма о работе советских разведчиков «Щит и меч» (1968), в котором дебютировавший артист сыграл одну из главных ролей, получила восторженные отзывы кинокритиков и вошла в десятку самых кассовых картин советского проката.

Так, первая часть 4-серийной эпопеи собрала в кинотеатрах около 70 миллионов зрителей, что позволило кинокартине стать одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинематографа. Такой триумфальный кинодебют Олега Янковского привлёк к нему внимание других режиссёров, после чего начинающего актёра стали приглашать в новые кинопроекты.

В том же 1968 году вышла ещё одна кинолента с его участием: он воплотил на экране одну из ключевых ролей в художественном фильме «Служили два товарища». Его партнёрами по съёмочной площадке выступили Ролан Быков, Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий и др. Действие картины показывает события Гражданской войны в России, представленные с двух точек зрения — красноармейских офицеров и белой армии.

Именно в роли красноармейца Олег Иванович впервые обнаружил свой талант «выразительно молчать», впоследствии не раз эксплуатировавшийся многими режиссёрами. Так, Марк Захаров, долгое время работавший с ним на съёмочной площадке и на сцене театра, утверждал, что Янковский был одним из немногих актёров, кому не обязательно было много говорить: он умел, не произнося ни слова, «излучать нервную энергию, “сгорать”, не двигаясь с места».

После выхода этой картины актёр обрёл всесоюзную известность. В это же время он стал получать ведущие роли на сцене Саратовского театра. Так, артист играл князя Мышкина в спектакле «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского. Эта роль стала одной из самых ярких за все годы его службы в театре. Постановка пользовалась огромным успехом и регулярно собирала аншлаг: зрители скупали билеты, чтобы увидеть Янковского.

В образе князя Мышкина его впервые увидел и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров: он намеренно приехал в Саратов, чтобы оценить игру молодого артиста на театральной сцене. После этого актёр получил предложение перейти в «Ленком». На столичной сцене он дебютировал в 1971 году — с этого момента началось его многолетнее сотрудничество с постановщиком Марком Захаровым.

Несмотря на большую занятость в театре, в это время Олег Иванович активно снимается в кино. В 1970 ‒ 1980 годы вышло так много успешных кинокартин с его участием (в общей сложности – свыше 40 фильмов), что позднее этот период был назван кинокритиками «временем Янковского». Самой яркой работой стала драма «Зеркало» (1974) — сегодня эта картина считается одним из шедевров мирового кинематографа, а также вершиной творчества режиссёра Андрея Тарковского.

Артист сыграл в «Зеркале» отца, прототипом которого стал отец режиссёра Арсений Тарковский. Примечательно то, что он был приглашён на эту роль из-за сходства с Тарковским-старшим, а специального для него роль была расширена режиссёром. В автобиографической драме также появился сын артиста Филипп Янковский — он сыграл главного героя Алексея в 5-летнем возрасте. Эта роль стала дебютной для мальчика, впоследствии тоже ставшего актёром.

Позднее Тарковский планировал создать экранизацию знаменитой шекспировской трагедии «Гамлет». Главную роль он обещал Янковскому, но так и не получил разрешение киностудии на съёмки. Тогда сценарий был передан в «Ленком». Актёр уговорил режиссёра Марка Захарова поставить его на сцене и в течение двух лет ждал того, чтобы сыграть Гамлета. Однако незадолго до начала репетиций Тарковский изменил решение.

Посчитав, что Янковскому особенно хорошо даются романтические герои, режиссёр предложил ему сыграть Лаэрта, а на роль Гамлета утвердил Анатолия Солоницына. Это решение вызвало обиду у актёра, и в конечном итоге он вовсе отказался принимать участие в постановке. Тем не менее через несколько лет артисту всё же удалось осуществить свою давнюю мечту: он сыграл принца датского в постановке Глеба Панфилова.

Однако спектакль был холодно принят критиками, а большинство негативных отзывов получила игра Олега Ивановича. По мнению рецензентов, артист представил зрителю нового шекспировского героя, холодного и безжизненного, — и он был далёк от оригинального Гамлета. Со временем актёр начал лучше справляться с этой ролью и сильнее вживаться в своего персонажа. Тем не менее постановка была исключена из репертуара театра.

В 1978 году на экраны вышла мелодрама «Мой ласковый и нежный зверь», в которой он сыграл ведущую роль. Позднее она была номинирована на главный приз Каннского фестиваля. Кроме того, особенно популярен стал прозвучавший в ней одноимённый вальс композитора Евгения Доги. После выхода ленты он стал считаться самостоятельным произведением искусства, а сегодня является одним из самых известных киновальсов.

В этом же году состоялась премьера музыкального фильма «Обыкновенное чудо», в котором Олег Иванович сыграл Волшебника. Незадолго до начала съёмок актёр перенёс сердечный приступ и был готов отказаться от роли, однако Марк Захаров решил дождаться его восстановления. Вместе с выздоровевшим актёром в съёмках были задействованы Андрей Миронов, Евгений Леонов и другие звёзды советского кино.

А ещё через год на экраны вышла трагикомедия «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. Кинолента снималась по пьесе Григория Горина, который с предубеждением принял кандидата на главную роль. Из-за того, что Янковский играл преимущественно сильные и волевые характеры, драматург долгое время не соглашался на его участие, считая, что тот не справится с комедийной ролью. Но режиссёр сумел настоять на своём выборе актёра.

После начала съёмок автор пьесы изменил своё мнение относительно игры Олега Янковского и был вынужден признать свою неправоту. Позднее Горин вспоминал о том, что, вживаясь в непривычного для себя комедийного персонажа, артист начинал «меняться на глазах». Впоследствии ироничный, изящный и остроумный Мюнхгаузен Янковского был признан одной из лучших ролей артиста, а реплики его героя разошлись на цитаты.

В 1981 году последовали остросоциальная драма «Мы, нижеподписавшиеся» и культовая советская экранизация произведений Конана Дойла о приключениях Шерлока Холмса (актёр появился в третьей части цикла фильмов о знаменитом сыщике – в ленте «Собака Баскервилей» в роли Джека Стэплтона/Хьюго Баскервиля). В последней кинокартине главные роли сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин, также в съёмках были задействованы Ирина Купченко, Никита Михалков и др.

Позднее Михалков был вынужден уступить свою роль Олегу Ивановичу в трагикомедии «Полёты во сне и наяву» (1982). Изначально сценарий картины писался под него, однако, увидев Янковского в одном из фильмов, Роман Балаян изменил решение и отдал роль последнему. Этот фильм стал началом многолетнего плодотворного сотрудничества артиста с режиссёром: в дальнейшем он снялся ещё в нескольких работах Балаяна.

Следующими кинолентами с участием Олега Ивановича стали сатирическая комедия «Дом, который построил Свифт» и мелодрама «Влюблён по собственному желанию» – они вышли в 1982 году. Обе картины были тепло приняты зрителями, а последняя также получила номинацию на главный приз Берлинского кинофестиваля и принесла победу сыгравшей главную женскую роль Евгении Глушко. Кроме того, лента была отмечена призом на Всесоюзном кинофестивале.

А в 1983 году состоялась мировая премьера «Ностальгии» Андрея Тарковского. Изначально режиссёр рассматривал на главную роль Анатолия Солоницына, однако актёра не стало в 1982 году – ещё до того, как был завершён сценарий. Поэтому он был написан специально под Янковского. Съёмки картины проходили в Италии. Здесь Олег Иванович сыграл русского писателя, занимающегося изучением биографии композитора Павла Сосновского.

Ключевая тема киноленты заявлена в самом названии: находясь за границей, главный герой тоскует по Родине и впадает в меланхолию из-за того, что не имеет возможности вернуться. Чтобы подготовить Янковского к этой роли, Тарковский находит весьма необычный способ: актёра заселили в итальянскую гостиницу и бросили в одиночестве. Так он провёл две недели, не зная языка и имея при себе лишь незначительную сумму денег.

При этом Тарковский не сообщил ему, как долго продлится его заточение, и вскоре радость актёра от того, что он находится в Италии, сменилась тоской. Когда же режиссёр, наконец, явился к нему, артист был почти в отчаянии. Оценив его состояние, Тарковский остался доволен: «Вот теперь тебя можно снимать». Сегодня «Ностальгия» считается одной из лучших работ актёра и входит в золотой фонд советского кинематографа.

Эта картина стала одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а также завоевала награду за лучшую режиссуру, премию ФИПРЕССИ и приз экуменического (христианского) жюри фестиваля. Несмотря на то, что «Ностальгия» была восторженно принята европейскими зрителями, в Советском Союзе она была запрещена. Закончив съёмки, Андрей Тарковский отказался возвращаться в СССР, из-за чего получил статус «невозвращенца».

В 1987 году актёр сыграл главную роль в драме «Крейцерова соната». И если съёмки в «Ностальгии» дались ему тяжело с психологической точки зрения, то эта работа была тяжелой как эмоционально, так и физически. Чтобы сыграть в экранизации произведения Льва Толстого, Олег Иванович заучивает наизусть огромные массивы текста: ему было запрещено отступать от первоисточника хотя бы на одно слово.

Ещё одной из успешных работ стал фильм-притча «Убить дракона» (1988), в котором он сыграл антагониста: его работа была отмечена несколькими кинонаградами. А в 1991 году артист стал лауреатом российской кинопремии «Ника» за главную роль в исторической картине «Цареубийца». Драма также получила высокие отзывы зарубежных кинокритиков. В этом же году Олег Иванович стал последним, кто был удостоен звания народного артиста СССР.

В 1990-е фильмография Янковского пополнилась ещё несколькими экранизациями русской классики. Так, он играет ведущую роль в фильме «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова и воплощает судью Ляпкина-Тяпкина по комедии Николая Гоголя «Ревизор». А в 2000 году Олег Иванович дебютировал в роли кинорежиссёра: совместно с Михаилом Аграновичем он снимает комедию «Приходи на меня посмотреть», позднее завоевавшую несколько кинонаград.

Через 4 года актёр пробует себя в качестве театрального режиссёра. На сцене «Ленкома» вместе с эстонским постановщиком Эльмо Нюганеном он ставит спектакль «Tout payé, или Всё оплачено», а также играет в нём ключевую роль. А в 2006 году на экраны выходит многосерийный телефильм «Доктор Живаго» по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака (лента стала первой в России экранизацией этого произведения).

Ранее обещавший никогда не сниматься в сериалах, актёр вскоре подвергся критике за то, что нарушил своё же слово. Однако Янковский объяснил своё решение участвовать в этом проекте тем, что для него экранизация романа «Доктор Живаго» — это, прежде всего, художественный фильм, созданный «по законам кино». Артист воплотил на экране адвоката Комаровского, а его коллегами по съёмочной площадке стали Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова и др.

В 2009 году на широкие экраны вышла «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Съёмки киноленты были начаты ещё в начале 1990-х, но были приостановлены из-за недостатка финансирования. В этой картине Олег Иванович сыграл Алексея Каренина, от лица которого велось повествование. Эта роль принесла актёру очередной приз кинофестиваля «Созвездие», а также получила номинацию на премию «Ника».

Последней работой в фильмографии артиста стала историческая драма «Царь» (2009). Если Пётр Мамонтов сразу был утверждён на роль Ивана Грозного, то поиски кандидата на роль митрополита Филиппа заняли определённое время. По словам актёра Ивана Охлобыстина, именно он порекомендовал режиссёру Павлу Лунгину пригласить на неё Янковского. Премьера картины состоялась в Каннах и была положительно принята кинорецензентами.

Фильмография актёра насчитывает более 80 работ. Важно отметить, что на протяжении всей кинокарьеры Олег Янковский продолжал играть на театральной сцене. В «Ленкоме» были поставлены десятки спектаклей с его участием. В их числе «Шут Балакирев» и «Чайка», по которым были записаны телеспектакли, «Варвар и еретик» и др. Последней постановкой с участием знаменитого актёра стала «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя.

Олег Янковский и Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978)

Олег Янковский и Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978)

Олег Янковский в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Олег Янковский в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Фильмография Олега Янковского

  • 2009

    Царь

    Роль: митрополит Филипп (Колычёв)

  • 2008

    Стиляги

    Роль: Брусницын-старший, отец Фреда

  • 2005

    Доктор Живаго

    Роль: Комаровский, адвокат

  • 2000

    Приходи на меня посмотреть

    Роль: Игорь

  • 1991

    Цареубийца

    Роль: Смирнов, психиатр / Николай II

  • 1981

    Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей

    Роль: Джек Стэплтон

  • 1979

    Тот самый Мюнхгаузен

    Роль: Мюнхгаузен

  • 1978

    Обыкновенное чудо

    Роль: Хозяин (Волшебник)

  • 1978

    Мой ласковый и нежный зверь

    Роль: Сергей Петрович Камышев

  • 1968

    Щит и меч

    Роль: Генрих Шварцкопф

Олег Янковский и Ольга Антонова в фильме «Цареубийца» (1991)

Олег Янковский и Ольга Антонова в фильме «Цареубийца» (1991)

Олег Янковский и Пётр Мамонов в фильме «Царь» (2009)

Олег Янковский и Пётр Мамонов в фильме «Царь» (2009)

Личная жизнь и семья Олега Янковского

Олег Янковский был женат только один раз. Со своей будущей супругой он познакомился ещё в студенчестве: молодой человек учился на втором курсе, когда встретил Людмилу Зорину. По признанию артиста, романтические отношения между ними начались после одного из выступлений в цирке. Тогда молодых людей по неясной причине приняли за мужа и жену и выделили им общую гримёрную, а спустя некоторое время они начали встречаться.

Людмила Зорина очень быстро зарекомендовать себя как талантливая актриса. Янковский, служивший вместе с ней в Саратовском драмтеатре, некоторое время был известен только как «муж Зориной». Однако вскоре ситуация изменилась в обратную сторону, и уже Людмила была вынуждена находиться в тени своего звёздного супруга. По словам артиста, это стало серьёзным испытанием для их брака, но они сумели его преодолеть.

Позднее Олегу Ивановичу не раз приписывали многочисленные романы с другими актрисами, однако всю свою жизнь он прожил только с одной женщиной. В этом браке у Олега Ивановича родился единственный сын — Филипп Янковский, сегодня известный как актёр и кинорежиссёр. Кроме того, по стопам артиста пошли и его внуки. Так, на счету Ивана Янковского уже более 20 кинопроектов, а его сестра Елизавета Янковская является студенткой театрального вуза.

Олег Янковский и его жена Людмила Зорина в молодости

Олег Янковский и его жена Людмила Зорина в молодости

Олег Янковский и его жена Людмила Зорина

Олег Янковский и его жена Людмила Зорина

Подробности смерти Олега Янковского

В последние годы жизни Олег Янковский имел серьёзные проблемы со здоровьем. В частности, артист испытывал боли в сердце, но предпочитал не придавать этому серьёзного значения и продолжал играть на сцене и в кино. Но в 2008 году его состояние резко ухудшилось, и вскоре у артиста был диагностирован рак поджелудочной железы. Сразу после этого он начал лечение, но из-за того, что болезнь достигла поздней стадии, оно не помогло.

Олег Иванович прекратил лечение и вернулся на театральную сцену. Однако уже весной 2009 года стало известно о его госпитализации из-за очередного ухудшения здоровья, а 20 мая его не стало. Проститься с ним пришли не только коллеги и близкие, но и тысячи поклонников. Позднее за вклад в развитие кино и театрального искусства он был посмертно удостоен нескольких наград, включая приз «Верю. Константин Станиславский».

Олег Янковский

Олег Янковский

Награды и звания Олега Янковского

  • 2009

    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

    За выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства

    Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2009 года №200

  • 2002

    Благодарность Президента Российской Федерации

    За большой вклад в развитие театрального искусства

    Распоряжение Президента Российской Федерации от 16.09.2002 года №427-рп

  • 2002

    Государственная премия Российской Федерации

    За исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком»

    Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года №614

  • 1995

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

    За заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства

    Указ Президента Российской Федерации от 28.12.1995 года №1325

  • 1991

    Почётное звание «Народный артист СССР»

  • 1989

    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых

    За роль в фильме «Крейцерова соната»

  • 1987

    Государственная премия СССР

    За роль в фильме «Полёты во сне и наяву»

  • 1984

    Почётное звание «Народный артист РСФСР»

  • 1977

    Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

  • 1977

    Премия Ленинского комсомола

    За талантливое воплощение образов современников в кино

Дата публикации: 16.06.2021 года
Дата последнего обновления: 25.04.2024 года
Автор: