Андрей Тарковский
- Базовая информация о персоне
- Социальные сети и сайт
- Интересные видео
- Детство и образование
- Творческая деятельность
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
- Награды и звания
Андрей Тарковский — культовый советский режиссёр и сценарист, классик мирового кинематографа. Является обладателем многочисленных наград Каннского, Венецианского и других кинофестивалей, считается одним из самых ярких и неординарных мастеров мирового киноискусства. За свою творческую карьеру снял семь полнометражных фильмов, каждый из которых сегодня включён в число лучших картин всех времён.
Что нам известно о Андрее Тарковском
Полное имя:
Тарковский Андрей Арсеньевич
Дата рождения:
04.04.1932 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♈Овен
Дата смерти:
29.12.1986 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Андрею Тарковскому было:
54 года
Место рождения:
РСФСР, Ивановская Промышленная область, с. Завражье
Гражданство:
СССР
Семейное положение:
Был женат
Дети:
3
Рост Андрея Тарковского:
171 см
Род деятельности:
Режиссер, Кинорежиссер, Театральный режиссер, Сценарист
Андрей Тарковский в социальных сетях
Видео с участием Андрея Тарковского
Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Тарковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Тарковский Андрей Арсеньевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Детство и образование
Тарковский Андрей Арсеньевич родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. Через полгода семья перебралась в Москву, а в 1934 году у Андрея появилась сестра Марина. Отец режиссёра, поэт Арсений Тарковский, оставил семью, когда сыну исполнилось три года, а дочери — только год. Дети воспитывались матерью и бабушкой. А когда началась Великая Отечественная война, семья была эвакуирована в Юрьевец.
Через много лет этот период найдёт отражение в одной из кинокартин режиссёра: детские воспоминания о доме в Юрьевце будут воссозданы им в фильме «Зеркало». Однако семья проживёт в этом городке недолго: уже в 1943 году мать Тарковского, Мария Юрьевна, получает должность корректора в одной из московских типографий, и возвращается с детьми в столицу. Вскоре Андрей снова зачисляется в свою старую школу.
Несмотря на то, что он растёт способным ребёнком, ни один из школьных предметов не привлекает его, и в получении среднего образования он достигает весьма посредственных успехов. Однако в это же время Андрей, по настоянию матери, посещает музыкальную школу, а позднее поступает и в художественную школу. Получив школьный аттестат, молодой человек зачисляется в Московский институт востоковедения, где изучает арабский язык.
Но уже через год из-за неуспеваемости Андрей бросает учёбу (по другой версии, причиной становится сотрясение мозга). Тем не менее, это решение не вызовет у него сожалений: Тарковский назовёт свой выбор профессии поспешным и ошибочным. В это же время молодой человек попадает в дурную компанию — встревожившись, Мария Юрьевна решает избавить сына от негативного влияния и отправляет его в геологическую экспедицию.
После этого Тарковский проводит целый год в сибирской тайге, много работая и делая зарисовки, когда выпадает свободное время. Позднее он назовёт этот период одним из лучших в своей жизни: месяцы наедине с природой и собственными мыслями помогли ему определиться с тем, чем заниматься в дальнейшем. Вернувшись в Москву, он подаёт документы во ВГИК и зачисляется на режиссёрское отделение. Его руководителем становится Михаил Ромм.
На третьем курсе Тарковский знакомится с Андреем Кончаловским, и между молодыми людьми сразу же завязывается дружба. Вместе они пишут свои первые киносценарии — и хотя «Антарктида, далёкая страна» получает отказ киностудии, авторам удаётся получить согласие на экранизацию сценария «Каток и скрипка». Этот творческий проект также становится дипломной работой Тарковского, который в 1960 году окончивает ВГИК с отличием.
Андрей Тарковский в детстве
Андрей Тарковский в молодости
Творческая деятельность Андрея Тарковского
В 1961 году Андрей Тарковский начинает работать над своим первым полнометражным фильмом — «Андреем Рублёвым», однако подготовка к съёмкам требует много времени, и сначала молодой режиссёр берётся за другой проект. Его дебютной картиной становится «Иваново детство». Уже через год фильм выходит в прокат и получает главную награду на Венецианском кинофестивале — Тарковский становится известен не только в СССР, но и за рубежом.
Примечательно то, что изначально у военной драмы был другой режиссёр. Значительная часть материала была уже отснята, когда художественный совет решил остановить съёмочный процесс: фильм выходил слабым и неубедительным. Затраты на съёмки должны были списаться в убыток, но неожиданно ситуацию предложил спасти Тарковский: он переснимет фильм с оставшимся бюджетом, но перепишет сценарий и полностью изменит актёрский состав.
В конечном итоге эта работа стала первой советской кинолентой, которой удалось завоевать «Золотого льва», а также одним из самых коммерчески успешных проектов того времени. Вскоре после этого режиссёр приступил к съёмкам драмы «Андрей Рублёв». Посвящённая жизни русского иконописца картина была высоко оценена на Каннском фестивале и принесла её автору очередную награду — приз международной ассоциации кинокритиков.
Однако этому успеху предшествовало долгое согласование фильма с руководством: изначально носивший название «Страсти по Андрею», он был переименован и значительно сокращён, а самого режиссёра обвинили в искажении исторических фактов, антипатриотичности и жестоком обращении с животными на съёмочной площадке. Чтобы отвлечься от затянувшегося бюрократического процесса, Тарковский берётся за другие сценарии.
Третий фильм выходит после пятилетнего перерыва — им становится «Солярис», сегодня заслуженно считающийся одним из шедевров мирового кинематографа. Новая работа Тарковского снова побеждает на Каннском фестивале и получает гран-при жюри. Однако вскоре после этого режиссёр ссорится с автором одноимённого романа Станиславом Лемом: последний обвиняет Тарковского в том, что тот снял «Преступление и наказание», а не «Солярис».
А в 1974 году выходит «Зеркало», позднее признанное критиками вершиной творчества Тарковского. В основу сценария легка собсвенная биография режиссёра, его воспоминания о детстве и родителях. Так, за кадром зритель слышит стихи его отца Арсения Тарковского, а в другом эпизоде видит его мать: Мария Вишнякова сыграла роль постаревшей матери главного героя. Сам автор назвал этот фильм попыткой рассказать о себе и своих чувствах.
Однако «Зеркалу» не удалось выйти в широкий прокат, и оно было показано только в нескольких кинотеатрах. Главной причиной этому послужила критика коллегии Госкино, посчитавшей фильм слишком «непонятным» и сложным. Неоднозначной оказалась реакция и её председателя Филиппа Ермаша: он дважды давал обещание Тарковскому отправить картину на Каннский фестиваль, но впоследствии так и не сделал этого.
С выходом «Зеркала» с каждым годом усугубляющееся противостояние между режиссёром и правящей властью становится очевидным. Сам Тарковский расценивает последние действия Госкино как травлю, а в одном из писем к отцу говорит о том, что по вине комитета из более чем двадцати лет своей карьеры семнадцать провёл безработным. После премьеры фильма он переключается на другие проекты, и новая картина выходит только через несколько лет.
В 1976 году Тарковский получает разрешение экранизировать один из романов братьев Стругацких и начинает работать над «Сталкером», съёмки которого затягиваются на три года. Совместно с писателями он снова и снова перерабатывает сценарий, пока, наконец, количество его вариантов не приблизится к десятку. Позднее авторы «Пикника на обочине» назовут этот проект одним из самых сложных и изматывающих.
Закончив работу со сценарием, режиссёр принимается за поиски основной локации для съёмок и находит натуру в Исфаре (Таджикистан). Но вскоре после этого город страдает от землетрясения, и съёмочный процесс переносится в Эстонию. Однако и на этом трудности не заканчиваются: первая проявленная плёнка оказывается браком, а за ней испорченной оказывается и вторая. В конечном итоге фильм полностью пересняли в третий раз.
«Сталкер» принёс режиссёру очередную награду в Каннах — приз экуменического (христианского) жюри. А в 1980 году он получил звание Народного артиста РСФСР. Тем не менее, этот фильм стал последней работой Тарковского, снятой в СССР. После этого он отправился в Италию, где приступил к съёмкам «Ностальгии». Новый картина завоевала сразу три награды Каннского фестиваля, однако уступила «Золотую пальмовую ветвь» другому проекту.
Закончив съёмки шестого фильма, Тарковский пишет письмо председателю Госкино Ермашу, в котором просит продлить свою командировку и позволить ему остаться с семьёй в Италии на три года. Однако режиссёр получает отказ и, не желая и дальше мириться с цензурой своего творчества, решает стать «невозвращенцем». После этого все его фильмы запрещаются к показу в советских кинотеатрах, а имя Тарковского больше не упоминается в печати.
В 1986 году на экраны выходит «Жертвоприношение» — последняя работа мэтра кино, которая также стала своего рода завещанием человечеству: жертвоприношением Тарковский назвал то, что каждое поколение должно сделать по отношению к своим детям. Как и «Ностальгия», философская драма с восторгом принимается критиками и завоевывает три награды в Каннах, но главный приз в очередной раз уходит к другому фильму.
Помимо уже названных работ, известны также и другие проекты Тарковского. Так, на одной из московских театральных сцен он выступил в качестве режиссёра спектакля «Гамлет», а позднее на сцене Королевского театра в Лондоне поставил оперу «Борис Годунов». Тарковский был поклонником Толстого, Достоевского, Гофмана и Манна и долгое время вынашивал идеи экранизации их произведений. Однако эти проекты остались нереализованными.
Тем не менее, сегодня все 7 картин русского режиссёра считаются классикой мирового кинематографа. Андрей Тарковский оказал огромное влияние на развитие киноискусства, а его творчество стало хрестоматийным для всего последующего поколения режиссёров, в числе которых Дэнни Бойл, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Кристофер Нолан, Александр Сокуров и др. Его также считает своим кумиром культовый датский режиссёр Ларс фон Триер.
Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съёмках фильма «Андрей Рублёв»
Фильмография Андрея Тарковского
1984
Путь к Брессону
Роль: камео
1979
Алиса Фрейндлих
Роль: камео
1974
Размышления о герое
Роль: камео
1967
Сергей Лазо
Роль: Бочкарев, белый офицер
1966
Три Андрея
Роль: камео
1958
Сегодня увольнения не будет
Роль: Солдат-взрыватель
1956
Убийцы
Роль: Второй клиент
Ирма Рауш (Ирина Тарковская) – первая жена Андрея Тарковского
Личная жизнь и семья Андрея Тарковского
Свою первую супругу, Ирму Рауш (также известна как Ирина Тарковская), Андрей Тарковский встретил ещё в студенчестве: они оба учились на режиссёрском курсе. Пара поженилась в 1957 году, а через пять лет у них родился сын Арсений. Ирма снялась в двух первых картинах своего мужа, а позднее и сама решила стать режиссёром. Несмотря на то, что в этих отношениях Тарковский всегда находил понимание и поддержку, в 1970 году этот брак распался.
По одной из распространенных версий, причиной разрыва стало увлечение Тарковского Ларисой Кизиловой, которая была его ассистенткой на съёмках «Андрея Рублёва». Вскоре после развода с первой супругой Тарковский женился на своей помощнице и удочерил её дочь Ольгу, а позднее у пары родился сын Андрей. Этот брак продлился всю оставшуюся жизнь режиссёра. Лариса пережила своего супруга Андрея Тарковского на 11 лет.
Андрей Тарковский, его вторая жена Лариса Кизилова и сын Андрей
Подробности смерти Андрея Тарковского
Ещё во время съёмок «Сталкера» Андрей Тарковский перенёс инфаркт, а в 1985 году режиссёру поставили ещё один тяжёлый диагноз — рак лёгких. После этого он отправился во Францию, где начал проходить курс химиотерапии, однако лечение не помогло — Тарковского не стало 29 декабря 1986 года на 55-ом году жизни. Пятого января 1987 года он был захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, расположенном недалеко от Парижа.
Позднее на могиле Андрея Тарковского был установлен надгробный памятник, выполненный по эскизу его супруги: на нём, по числу снятых фильмом, высечены семь ступенек, а также надпись: «Человеку, который увидел ангела». После кончины режиссёра в Советском Союзе снимается запрет на его творчество, и его фильмы снова появляются в кинотеатрах. А в 1990 году режиссёр посмертно был удостоен Ленинской премии.
Андрей Тарковский с сыном Андреем
Награды и звания Андрея Тарковского
1990
Ленинская премия
За выдающийся вклад в развитие киноискусства, новаторские произведения, способствующие утверждению общечеловеческих ценностей и идей гуманизма
1980
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
За заслуги в развитии советского киноискусства
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1980 года №121
1974
Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»
За заслуги в области советского киноискусства
1963
Золотая голова Паленке
За фильм «Иваново детство»
1962
Золотой лев
За фильм «Иваново детство»
1962
Золотые ворота
За фильм «Иваново детство»