Тарковский Андрей Арсеньевич

Тарковский Андрей Арсеньевич

Андрей Тарковский — культовый советский режиссёр и сценарист, классик мирового кинематографа. Является обладателем многочисленных наград Каннского, Венецианского и других кинофестивалей, считается одним из самых ярких и неординарных мастеров мирового киноискусства. За свою творческую карьеру снял семь полнометражных фильмов, каждый из которых сегодня включён в число лучших картин всех времён.

Что нам известно о Андрее Тарковском

Реальное имя:

Андрей Тарковский

Дата рождения:

04.04.1932 года

Знак зодиака:

Овен

Дата смерти:

29.12.1986 года

На момент смерти Андрею Тарковскому было:

54 года

Место рождения:

РСФСР, Ивановская Промышленная область, с. Завражье

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

3

Род деятельности:

Режиссер, Кинорежиссер, Театральный режиссер, Сценарист

Видео с участием Андрея Тарковского

Предлагаем вам посмотреть видео про Андрея Тарковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Андрей Тарковский - режиссер, кинорежиссер, театральный режиссер, сценарист. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Андрея Тарковского

Тарковский Андрей Арсеньевич родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. Через полгода семья перебралась в Москву, а в 1934 году у Андрея появилась сестра Марина. Отец режиссёра, поэт Арсений Тарковский, оставил семью, когда сыну исполнилось три года, а дочери — только год. Дети воспитывались матерью и бабушкой. А когда началась Великая Отечественная война, семья была эвакуирована в Юрьевец.

Через много лет этот период найдёт отражение в одной из кинокартин режиссёра: детские воспоминания о доме в Юрьевце будут воссозданы им в фильме «Зеркало». Однако семья проживёт в этом городке недолго: уже в 1943 году мать Тарковского, Мария Юрьевна, получает должность корректора в одной из московских типографий, и возвращается с детьми в столицу. Вскоре Андрей снова зачисляется в свою старую школу.

Несмотря на то, что он растёт способным ребёнком, ни один из школьных предметов не привлекает его, и в получении среднего образования он достигает весьма посредственных успехов. Однако в это же время Андрей, по настоянию матери, посещает музыкальную школу, а позднее поступает и в художественную школу. Получив школьный аттестат, молодой человек зачисляется в Московский институт востоковедения, где изучает арабский язык.

Но уже через год из-за неуспеваемости Андрей бросает учёбу (по другой версии, причиной становится сотрясение мозга). Тем не менее, это решение не вызовет у него сожалений: Тарковский назовёт свой выбор профессии поспешным и ошибочным. В это же время молодой человек попадает в дурную компанию — встревожившись, Мария Юрьевна решает избавить сына от негативного влияния и отправляет его в геологическую экспедицию.

После этого Тарковский проводит целый год в сибирской тайге, много работая и делая зарисовки, когда выпадает свободное время. Позднее он назовёт этот период одним из лучших в своей жизни: месяцы наедине с природой и собственными мыслями помогли ему определиться с тем, чем заниматься в дальнейшем. Вернувшись в Москву, он подаёт документы во ВГИК и зачисляется на режиссёрское отделение. Его руководителем становится Михаил Ромм.

На третьем курсе Тарковский знакомится с Андреем Кончаловским, и между молодыми людьми сразу же завязывается дружба. Вместе они пишут свои первые киносценарии — и хотя «Антарктида, далёкая страна» получает отказ киностудии, авторам удаётся получить согласие на экранизацию сценария «Каток и скрипка». Этот творческий проект также становится дипломной работой Тарковского, который в 1960 году окончивает ВГИК с отличием.

Творческая деятельность

В 1961 году Андрей Тарковский начинает работать над своим первым полнометражным фильмом — «Андреем Рублёвым», однако подготовка к съёмкам требует много времени, и сначала молодой режиссёр берётся за другой проект. Его дебютной картиной становится «Иваново детство». Уже через год фильм выходит в прокат и получает главную награду на Венецианском кинофестивале — Тарковский становится известен не только в СССР, но и за рубежом.

Примечательно то, что изначально у военной драмы был другой режиссёр. Значительная часть материала была уже отснята, когда художественный совет решил остановить съёмочный процесс: фильм выходил слабым и неубедительным. Затраты на съёмки должны были списаться в убыток, но неожиданно ситуацию предложил спасти Тарковский: он переснимет фильм с оставшимся бюджетом, но перепишет сценарий и полностью изменит актёрский состав.

В конечном итоге эта работа стала первой советской кинолентой, которой удалось завоевать «Золотого льва», а также одним из самых коммерчески успешных проектов того времени. Вскоре после этого режиссёр приступил к съёмкам драмы «Андрей Рублёв». Посвящённая жизни русского иконописца картина была высоко оценена на Каннском фестивале и принесла её автору очередную награду — приз международной ассоциации кинокритиков.

Однако этому успеху предшествовало долгое согласование фильма с руководством: изначально носивший название «Страсти по Андрею», он был переименован и значительно сокращён, а самого режиссёра обвинили в искажении исторических фактов, антипатриотичности и жестоком обращении с животными на съёмочной площадке. Чтобы отвлечься от затянувшегося бюрократического процесса, Тарковский берётся за другие сценарии.

Третий фильм выходит после пятилетнего перерыва — им становится «Солярис», сегодня заслуженно считающийся одним из шедевров мирового кинематографа. Новая работа Тарковского снова побеждает на Каннском фестивале и получает гран-при жюри. Однако вскоре после этого режиссёр ссорится с автором одноимённого романа Станиславом Лемом: последний обвиняет Тарковского в том, что тот снял «Преступление и наказание», а не «Солярис».

А в 1974 году выходит «Зеркало», позднее признанное критиками вершиной творчества Тарковского. В основу сценария легка собсвенная биография режиссёра, его воспоминания о детстве и родителях. Так, за кадром зритель слышит стихи его отца Арсения Тарковского, а в другом эпизоде видит его мать: Мария Вишнякова сыграла роль постаревшей матери главного героя. Сам автор назвал этот фильм попыткой рассказать о себе и своих чувствах.

Однако «Зеркалу» не удалось выйти в широкий прокат, и оно было показано только в нескольких кинотеатрах. Главной причиной этому послужила критика коллегии Госкино, посчитавшей фильм слишком «непонятным» и сложным. Неоднозначной оказалась реакция и её председателя Филиппа Ермаша: он дважды давал обещание Тарковскому отправить картину на Каннский фестиваль, но впоследствии так и не сделал этого.

С выходом «Зеркала» с каждым годом усугубляющееся противостояние между режиссёром и правящей властью становится очевидным. Сам Тарковский расценивает последние действия Госкино как травлю, а в одном из писем к отцу говорит о том, что по вине комитета из более чем двадцати лет своей карьеры семнадцать провёл безработным. После премьеры фильма он переключается на другие проекты, и новая картина выходит только через несколько лет.

В 1976 году Тарковский получает разрешение экранизировать один из романов братьев Стругацких и начинает работать над «Сталкером», съёмки которого затягиваются на три года. Совместно с писателями он снова и снова перерабатывает сценарий, пока, наконец, количество его вариантов не приблизится к десятку. Позднее авторы «Пикника на обочине» назовут этот проект одним из самых сложных и изматывающих.

Закончив работу со сценарием, режиссёр принимается за поиски основной локации для съёмок и находит натуру в Исфаре (Таджикистан). Но вскоре после этого город страдает от землетрясения, и съёмочный процесс переносится в Эстонию. Однако и на этом трудности не заканчиваются: первая проявленная плёнка оказывается браком, а за ней испорченной оказывается и вторая. В конечном итоге фильм полностью пересняли в третий раз.

«Сталкер» принёс режиссёру очередную награду в Каннах — приз экуменического (христианского) жюри. А в 1980 году он получил звание Народного артиста РСФСР. Тем не менее, этот фильм стал последней работой Тарковского, снятой в СССР. После этого он отправился в Италию, где приступил к съёмкам «Ностальгии». Новый картина завоевала сразу три награды Каннского фестиваля, однако уступила «Золотую пальмовую ветвь» другому проекту.

Закончив съёмки шестого фильма, Тарковский пишет письмо председателю Госкино Ермашу, в котором просит продлить свою командировку и позволить ему остаться с семьёй в Италии на три года. Однако режиссёр получает отказ и, не желая и дальше мириться с цензурой своего творчества, решает стать «невозвращенцем». После этого все его фильмы запрещаются к показу в советских кинотеатрах, а имя Тарковского больше не упоминается в печати.

В 1986 году на экраны выходит «Жертвоприношение» — последняя работа мэтра кино, которая также стала своего рода завещанием человечеству: жертвоприношением Тарковский назвал то, что каждое поколение должно сделать по отношению к своим детям. Как и «Ностальгия», философская драма с восторгом принимается критиками и завоевывает три награды в Каннах, но главный приз в очередной раз уходит к другому фильму.

Помимо уже названных работ, известны также и другие проекты Тарковского. Так, на одной из московских театральных сцен он выступил в качестве режиссёра спектакля «Гамлет», а позднее на сцене Королевского театра в Лондоне поставил оперу «Борис Годунов». Тарковский был поклонником Толстого, Достоевского, Гофмана и Манна и долгое время вынашивал идеи экранизации их произведений. Однако эти проекты остались нереализованными.

Тем не менее, сегодня все 7 картин русского режиссёра считаются классикой мирового кинематографа. Андрей Тарковский оказал огромное влияние на развитие киноискусства, а его творчество стало хрестоматийным для всего последующего поколения режиссёров, в числе которых Дэнни Бойл, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Кристофер Нолан, Александр Сокуров и др. Его также считает своим кумиром культовый датский режиссёр Ларс фон Триер.

Фильмография Андрея Тарковского

  • 1984 Путь к БрессонуРоль: камео
  • 1979 Алиса ФрейндлихРоль: камео
  • 1974 Размышления о героеРоль: камео
  • 1967 Сергей ЛазоРоль: Бочкарев, белый офицер
  • 1966 Три АндреяРоль: камео
  • 1958 Сегодня увольнения не будетРоль: Солдат-взрыватель
  • 1956 УбийцыРоль: Второй клиент

Награды и звания Андрея Тарковского

  • 1990 Ленинская премияЗа выдающийся вклад в развитие киноискусства, новаторские произведения, способствующие утверждению общечеловеческих ценностей и идей гуманизма
  • 1980 Почётное звание «Народный артист РСФСР»За заслуги в развитии советского киноискусстваУказ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1980 года №121
  • 1974 Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»За заслуги в области советского киноискусства
  • 1963 Золотая голова ПаленкеЗа фильм «Иваново детство»
  • 1962 Золотой левЗа фильм «Иваново детство»
  • 1962 Золотые воротаЗа фильм «Иваново детство»

Личная жизнь и семья Андрея Тарковского

Свою первую супругу, Ирму Рауш (также известна как Ирина Тарковская), Андрей Тарковский встретил ещё в студенчестве: они оба учились на режиссёрском курсе. Пара поженилась в 1957 году, а через пять лет у них родился сын Арсений. Ирма снялась в двух первых картинах своего мужа, а позднее и сама решила стать режиссёром. Несмотря на то, что в этих отношениях Тарковский всегда находил понимание и поддержку, в 1970 году этот брак распался.

По одной из распространенных версий, причиной разрыва стало увлечение Тарковского Ларисой Кизиловой, которая была его ассистенткой на съёмках «Андрея Рублёва». Вскоре после развода с первой супругой Тарковский женился на своей помощнице и удочерил её дочь Ольгу, а позднее у пары родился сын Андрей. Этот брак продлился всю оставшуюся жизнь режиссёра. Лариса пережила своего супруга Андрея Тарковского на 11 лет.

Подробности смерти Андрея Тарковского

Ещё во время съёмок «Сталкера» Андрей Тарковский перенёс инфаркт, а в 1985 году режиссёру поставили ещё один тяжёлый диагноз — рак лёгких. После этого он отправился во Францию, где начал проходить курс химиотерапии, однако лечение не помогло — Тарковского не стало 29 декабря 1986 года на 55-ом году жизни. Пятого января 1987 года он был захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, расположенном недалеко от Парижа.

Позднее на могиле Андрея Тарковского был установлен надгробный памятник, выполненный по эскизу его супруги: на нём, по числу снятых фильмом, высечены семь ступенек, а также надпись: «Человеку, который увидел ангела». После кончины режиссёра в Советском Союзе снимается запрет на его творчество, и его фильмы снова появляются в кинотеатрах. А в 1990 году режиссёр посмертно был удостоен Ленинской премии.

Дата публикации: 12.04.2021 года
Дата последнего обновления: 02.08.2021 года
Автор:
Михаил Боярский 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Олег Ефремов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Михаил Кокшенов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Алексей Чадов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 1

  • 20.05.2021 в 12:15
    Иван пишет:

    Очень жалко, что Андрей Арсеньевич прожил такую короткую жизнь. Мне кажется, он мог бы снять еще немало великих фильмов. У него было все для этого необходимое, и одаренность, и способность заражать своими идеями многих других талантливых людей. Что очень важно в таком сложном и коллективном виде творчества как киноискусство. А вот здоровьем он не обладал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *