Высоцкий Владимир Семёнович

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий — советский поэт, исполнитель авторских песен, актёр и сценарист. Будучи самобытным и творческим человеком, он стал кумиром миллионов людей, несмотря на всевозможные цензурные ограничения и запреты. Он является одним из главных представителей русской культуры XX века, оказавший влияние на взгляды не только своих современников, но и будущих поколений.

Что нам известно о Владимире Высоцком

Полное имя:

Высоцкий Владимир Семёнович

Дата рождения:

25.01.1938 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Водолей

Дата смерти:

25.07.1980 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Владимиру Высоцкому было:

42 года

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

2

Род деятельности:

Актёр, Поэт, Прозаик, Певец, Композитор, Гитарист

Видео с участием Владимира Высоцкого

Предлагаем вам посмотреть видео про Владимира Высоцкого. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Высоцкий Владимир Семёнович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы

Высоцкий Владимир Семёнович родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец Семён Вольфович — военный. Мать Нина Максимовна (в девичестве Серёгина) была переводчиком, в её послужном списке значится работа в «Интуристе», а также при Министерстве внешней торговли и различных научно-исследовательских институтах. В марте 1941 года глава семейства отправился на фронт, а Нина Максимовна с сыном эвакуировались.

Некоторое время маленький Володя с матерью жили в Оренбургской глубинке и вернулись в Москву только летом 1943 года. Мальчик пошёл в первый класс. К тому моменту брак его родителей распался, и мать была вынуждена много работать. С 1946 года Владимир жил с отцом. Семён Вольфович женился на Евгении Лихалатовой. Именно она впоследствии сыграла немалую роль в становлении барда.

С 1947 по 1949 год семья Владимира Высоцкого находилась в Германии, в небольшом городке Эберсвальде, куда командировали отца семейства. Длительное пребывание в новой языковой среде и общение со сверстниками способствовало тому, что Владимир хорошо освоил немецкий язык. Мама Женя, как её называл поэт, воспитывала пасынка практически в одиночку. С ней он подтянул учёбу и начал учиться игре на пианино.

В 1949 году семья Высоцких вернулась на родину и поселилась на Большом Каретном переулке. Владимир пошёл в 5-й класс мужской школы, которая находилась по соседству. В этот период он начал интересоваться литературой. Ещё в начальных классах мальчик писал небольшие стишки, а уже в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым сочинил фантастический рассказ «Аппарат IL».

В 1953 году Высоцкий, находясь под впечатлением после смерти и похорон Сталина, написал своё первое стихотворение «Моя клятва». Тогда же он пришёл в театральный кружок, где ставили спектакли под руководством актёра и режиссёра Владимира Богомолова. Первое выступление поэта было комической импровизацией по мотивам басни Крылова. В 17 лет Володя получил от родной мамы в подарок гитару.

Владимир Высоцкий в детстве с мамой

Владимир Высоцкий в детстве с мамой

Владимир Высоцкий в молодости

Владимир Высоцкий в молодости

Образование

Владимир Высоцкий окончил школу в 1955 году и по настоянию родителей поступил в Московский инженерно-строительный институт, но к освоению технической специальности был холоден. Ему хотелось заниматься творчеством. Проучившись всего полгода, юноша решил последовать за мечтой. Он подал заявление на отчисление и начал подготовку к поступлению в театральный институт. В этом его поддерживала только мама Женя.

Высоцкий вернулся в драмкружок Богомолова, где в то время готовили пьесу Островского «Трудовой хлеб». С огромным энтузиазмом он работал над артикуляцией и параллельно учился игре на гитаре. Летом 1956 года молодой человек сдал вступительные экзамены и был зачислен в Школу-студию МХАТ. Среди его педагогов были такие талантливые деятели искусства как Борис Вершилов, Александр Комиссаров, Павел Массальский.

На первом курсе Владимир Высоцкий дебютировал с небольшой ролью в пьесе Александра Штейна «Гостиница „Астория“». Позднее студент МХАТа играл во многих спектаклях по Чехову, а также снялся в киноленте Василия Ордынского «Сверстницы». В 1960 году Высоцкий окончил вуз. В качестве экзаменационной работы он сыграл господина Бубнова в постановке Максима Горького «На дне».

Песенное творчество

Владимир Высоцкий после обучения был определён в труппу Московского драмтеатра имени Пушкина. Однако на сцену ему удавалось выйти довольно редко. Излишняя худоба и узкие плечи в сочетании с хрипловатым голосом зачастую становились причиной отказа. Из-за этого молодой актёр остался практически без заработка. Тогда свою тягу к творчеству он стал реализовывать через поэзию.

В основу первых сочинений Высоцкого легла дворовая тематика: он пересказывал истории, услышанные в детстве. В этот период появляются стихотворения «Татуировка» и «Большой Каретный». Вдохновлённый примером Булата Окуджавы, некоторые свои произведения Высоцкий начал исполнять под гитарный аккомпанемент. Скоро стали появляться военные стихи «Ленинградская блокада», «Все ушли на фронт» и другие.

В середине 1960-х годов Владимир Высоцкий записал все свои сочинения на магнитофонную плёнку. Его творчество стало активно распространяться по всей стране. Ранняя поэзия Высоцкого затрагивала криминальные, военные, бытовые темы, формируя так называемый «блатной цикл». Его произведения отличались уникальной остротой слога, глубоким смысловым подтекстом и иносказательностью.

Некоторые критики обвиняли Владимира Высоцкого в примитивности мелодий, которые он исполнял. Однако он отвечал, что намеренно избегает сложных гитарных рифов, чтобы внимание слушателей было обращено к тесту. Сам поэт не считал своё творчество песнями, он говорил об этом так: «Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу».

Если ранние произведения Владимира Высоцкого были пропитаны дворовой романтикой, то со временем он обращается к философской лирике и актуальной новостной повестке. Его песенные циклы стали формироваться в реалистичную «энциклопедию советской жизни». Для проведения концерта требовалось согласовывать репертуар в Москонцерте, но обращения Высоцкого оставались безрезультатными.

Владимир Высоцкий был вынужден выступать неофициально. В 1965 году он дал первый сольный концерт в ленинградском кафе «Молекула», а через год спел в Институте русского языка. Интерес к исполнителю увеличивался, как и география его выступлений. Он выступал в домах культуры, лагерях, институтах и шахтах. Во время концертов Высоцкий общался со зрителями, рассказывал им о своей жизни и творческом пути.

Рост популярности Высоцкого спровоцировал целую кампанию против его творчества. Помимо ограничений концертной деятельности, в советских газетах одни за другими выходили материалы о том, что Владимир Высоцкий — автор «грязных» песен, пропитанных воровским жаргоном и восхвалением преступности. Поэт в своём письме в отдел пропаганды ЦК КПСС написал: «Это дело их вкуса, а также дело редакции».

В середине 1970-х годов Владимира Семёновича обвинили в незаконной продаже билетов на свои концерты в Новокузнецке. Суд взыскал с поэта заработанные 900 рублей, после чего ему была присвоена филармоническая ставка — 11,5 рублей за выступление. Позднее Высоцкий несколько раз привлекался к расследованию по уголовным делам, связанным с завышением тарифов и незаконной продажей билетов на его концерты.

Официальные публикации творчества Владимира Высоцкого оказались под запретом, его не включили в Союз писателей. При его жизни было выпущено в печать всего одно стихотворение — «Из дорожного дневника». Но для поэта важнее было уважение советских людей. Он верил, что его стихи обязательно дойдут до читателя. Так и было: строки из его произведений, услышанных на концертах, уже тогда разбирали на цитаты и поговорки.

Для Высоцкого был ограничен доступ к радиоэфиру, выпуск официальных пластинок был невозможен. С 1972 по 1976 год во время путешествий в европейские страны Владимир Высоцкий записал несколько музыкальных пластинок, при этом запись некоторых из них делалась с одного дубля. Интересно, что в посмертно выпущенных альбомах советского барда можно услышать оркестровую аранжировку.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Дискография (диски, изданные в СССР и РФ после смерти)

  • 1992

    Грустный романс

  • 1991

    Мой Гамлет

  • 1990

    Интервью

  • 1989

    Кони привередливые (запись 1973 года)

  • 1989

    На нейтральной полосе (запись 1977 года)

  • 1989

    Большой Каретный (запись 1977 года)

  • 1988

    Чужая колея (запись 1972 года)

  • 1988

    Мир вашему дому (запись 1972 года)

  • 1988

    Песня о друге (запись 1971 года)

  • 1987

    Спасите наши души (запись 1967 года)

Работа в театре

Владимир Высоцкий, став известным бардом, продолжал развиваться в театральном искусстве. В разные периоды он служил в Театре Пушкина, выступал в Театре миниатюр и пробовался в «Современник». В 1964 году молодой человек присоединился к труппе Театра драмы на Таганке, который стал его последним творческим пристанищем. Там ему удалось в полной мере раскрыть свой актёрский талант.

В послужном списке Владимира Высоцкого значатся такие спектакли, как «В поисках жанра», «Преступление и наказание», «Вишневый сад» и многие другие. Первой заметной работой исполнителя стала главная роль в постановке «Жизнь Галилея», представленной в 1966 году, где он играл без какого-либо сценического грима. Позднее он примерил образ каторжника Хлопуши в поэме Сергея Есенина «Пугачев».

Самым ярким спектаклем в карьере Высоцкого стал шекспировский «Гамлет», в котором он исполнил главную роль. Постановку, представленную в 1971 году, делали на современный манер, артисты выступали в повседневных свитерах и джинсах, а Гамлет пел под гитару, как парень из соседнего двора. Многие критики и литературоведы отметили безупречное актёрское мастерство поэта.

Театральная труппа гастролировала со спектаклем по городам и странам. Они посетили Польшу, Германию и Францию. В 1977 году французские критики назвали «Гамлета» лучшей зарубежной постановкой. Позднее эта работа нашла своё отражение в поэзии Владимира Высоцкого: он написал стихотворение «Мой Гамлет», где рассказал подробнее о сценическом герое и своём перевоплощении.

Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Кинематограф

Владимир Высоцкий впервые снялся в кино ещё будучи студентом театрального института, однако тогда он находился в кадре меньше, чем полминуты. Уже после получения образования молодой актёр сыграл более заметную роль в комедии «Карьера Димы Горина». Вплоть до середины 1960-х годов он снимался в проходных ролях, которые часто урезались в финальной версии картины.

Первой важной работой в фильмографии Высоцкого стал приключенческий фильм об альпинистах «Вертикаль». В него вошли целых 5 песен барда, которые удачно компенсировали простоту драматургии. За первый год после премьеры фильм посмотрели свыше 30 миллионов зрителей, многие из которых впервые узнали о Владимире Высоцком не как о дворовом исполнителе, а как об артисте.

В 1968 году начались съёмки детектива «Хозяин тайги», в котором Владимир Семёнович сыграл грозного бригадира сплавщиков. Процесс утверждения его на роль занял длительное время и сопровождался всевозможными согласованиями на фоне негласного запрета творчества поэта. И хотя сам Высоцкий остался недоволен своим исполнением, критики считают, что он максимально раскрыл характер своего героя.

В 1970-е годы появились первые узнаваемые кинороли Владимира Высоцкого. Он сыграл уличного певца Билла Сигера в фильме Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», который стал для него большим разочарованием. Для этого проекта Высоцкий написал несколько песен, обыгрывающих сюжет, однако большинство из них были вырезаны, а роль артиста из основной превратилась во второстепенную.

В 1974 году Высоцкий был удостоен приза за лучшее исполнение роли в кинофильме «Плохой хороший человек», представленном на Фестивале наций в Италии. Ещё одной заметной работой Высоцкого стал мюзикл «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», в основе которого лежит история о подаренном Петру I темнокожем мальчике. В картине снимались Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Ирина Мазуркевич и др.

Наблюдая за кинокарьерой Владимира Высоцкого, можно проследить, как раскрывался его актёрский талант и самобытность. С самого начала он не пытался следовать шаблонам, а отталкивался от внутренних ощущений. Одной из самых знаменитых работ поэта стала роль капитана милиции Глеба Жеглова в многосерийной киноленте «Место встречи изменить нельзя», снятой режиссёром Станиславом Говорухиным.

Сюжет построен вокруг рутины советской полиции, которая борется с криминалом в период послевоенной разрухи. Во время съёмок Владимир Семёнович погружался в детали и участвовал в разных рабочих процессах. Ему удалось с точностью передать глубину своего персонажа через манеру разговора и жесты. За это Высоцкий был посмертно награждён государственной премией СССР и другими наградами.

Последним кинообразом Владимира Высоцкого стал Дон Жуан в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера. Картина в трёх сериях была снята в 1979 году по мотивам произведений русского писателя Александра Пушкина. Утверждение Высоцкого на роль потребовало более двух месяцев согласований в различных инстанциях. Премьерный показ состоялся в 1980 году, однако сам поэт на нём не присутствовал из-за плохого самочувствия.

Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Фильмография Владимира Высоцкого

  • 1979

    Место встречи изменить нельзя

    Роль: Глеб Жеглов

  • 1976

    Сказ про то, как царь Петр арапа женил

    Роль: Ибрагим Ганнибал

  • 1975

    Единственная...

    Роль: Борис Ильич

  • 1973

    Плохой хороший человек

    Роль: Фон Корен

  • 1969

    Хозяин тайги

    Роль: бригадир Рябой

  • 1968

    Служили два товарища

    Роль: поручик Александр Брусенцов

  • 1966

    Стряпуха

    Роль: Андрей Пчёлка

  • 1966

    Вертикаль

    Роль: Володя

  • 1963

    Живые и мертвые

    Роль: веселый солдат

  • 1961

    Карьера Димы Горина

    Роль: Софрон

Личная жизнь и семья Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий познакомился со своей первой супругой Изой Жуковой в МХАТе. Она училась на курс старше, и они часто играли вместе в студенческих спектаклях. Когда Жукова окончила вуз, она уехала по распределению в Киев. Владимир каждые выходные ездил к ней, пока она не вернулась в столицу. В 1960 году молодые люди сыграли свадьбу, которую отметили с друзьями-однокурсниками в квартире на Большом Каретном.

Со временем отношения Владимира и Изы расстроились, а к моменту официального развода у Высоцкого уже появилась другая избранница. Он познакомился с Людмилой Абрамовой в 1961 году, когда находился на съёмках фильма «713-й просит посадку» в Ленинграде. Скоро они начали жить вместе. В 1962 году у пары родился сын Аркадий. Спустя 2 года в семье Высоцкого появился второй ребёнок — Никита.

Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова узаконили отношения летом 1965 года. Супруга отказалась от профессии и посвятила себя воспитанию детей. Однако этот брак продлился недолго: их отношения фактически прекратились в 1968 году, а спустя некоторое время состоялся официальный развод. Позднее, уже после смерти поэта, Людмила долгое время оставалась вне внимания СМИ.

В 1967 году Марина Влади, французская актриса русского происхождения, прибыла в российскую столицу, став гостьей Московского международного кинофестиваля. По рекомендации она оказалась в Театре на Таганке, где встретила Владимира Высоцкого на репетиции спектакля «Пугачёв». Позднее Влади призналась, что артист не привлекал её внимания, пока не взял в руки гитару и не начал петь.

Между Влади и Высоцким завязались романтические отношения. Поэт посвятил возлюбленной свою первую песню о любви «Дом хрустальный» и несколько других произведений. В 1970 году они поженились с Грибоедовском ЗАГСе. Всё это время молодые люди жили на расстоянии. Лишь в 1973 году Высоцкий смог получить многократную визу, которая позволила ему путешествовать по Европе вместе с супругой.

По мнению Марины Влади, их брак облегчил Высоцкому отношения с властями и некоторое время спасал его от саморазрушения. С ней он получил возможность давать концерты за рубежом и знакомиться с именитыми деятелями искусства. Она была вдохновительницей поэта. Про своё стихотворение «Белое безмолвие» он говорил, что они написали его вместе, хотя актриса не имела отношения к поэтическому творчеству.

У Владимира Высоцкого была алкогольная и наркотическая зависимость, с которой он не всегда умел справляться. Из-за частых срывов, отношения поэта с Мариной Влади стали натянутыми. Всё чаще он пропадал на несколько дней, а супруге приходилось искать его по всей Москве. В один из таких срывов Владимира едва удалось спасти от сильного артериального кровотечения. Несмотря на это, Влади оставалась его верной спутницей.

Последние годы и память

Владимир Высоцкий в начале 1980 года попросил у своего художественного руководителя Юрия Любимова творческий отпуск на 1 год. В это время он занимался песнями и концертами. Здоровье поэта постепенно ухудшалось из-за разгульного образа жизни. Готовясь к поездке с очередным концертом в Америку, он высказывал своему близкому другу Валерию Янкловичу надежду на помощь американских врачей.

В тот же период Владимир Высоцкий должен был приступить к работе над кинолентой «Зеленый Фургон» в качестве помощника сценариста и режиссёра. Однако ему было не суждено дожить до начала съёмок. Всего за несколько дней до смерти Высоцкий в последний раз выступил на сцене родного театра. Другие запланированные мероприятия с его участием были отменены. 25 июля 1980 года поэта не стало.

Владимир Семёнович умер рано утром в своей квартире. По заявлению его супруги, причиной остановки сердца послужили наркотики. В это время в стране проходила Олимпиада, поэтому в советских газетах была опубликована лишь короткая заметка о смерти Высоцкого. Но новость разлетелась по зарубежной прессе. Некрологи были опубликованы в таких изданиях, как «Нью-Йорк Таймс», «Франс-Пресс» и «Morning Star».

Согласно последней воле Владимира Высоцкого, вскрытие не проводилось. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Большую помощь в организации прощальных мероприятий оказал Иосиф Кобзон. Очередь из желающих проститься с поэтом растянулась на несколько километров. И ещё несколько дней после похорон к могиле Высоцкого продолжали приходить его друзья, коллеги и поклонники.

В театр на Таганке со всей страны стекались прощальные телеграммы. В своей прощальной речи Юрий Любимов рассказывал о том, что песни Высоцкого постоянно звучали из распахнутых окон. Народный артист Михаил Ульянов заявил, что заменить Владимира Высоцкого невозможно: «Где возьмём мы другой, равный ему талант?». На гражданской панихиде выступили также Григорий Чухрай и Никита Михалков.

За свою жизнь Владимир Высоцкий написал более шестисот песен и стихотворений и провёл свыше тысячи концертов в СССР и за рубежом. Несмотря на запреты и ограничения, он был известен и горячо любим публикой. Уже после смерти барда были опубликованы записи с его интервью. Крупными тиражами начали печатать его стихи, в продажу поступали пластинки, записанные во время европейских поездок.

Первым прорывом в легализации культурного наследия стал сборник стихов Владимира Высоцкого «Нерв», составленный Робертом Рождественским в 1981 году. В годы перестройки Рождественский председательствовал в комиссии по литературному наследию Высоцкого при Союзе писателей. Окончательное снятие цензуры случилось после посмертного присуждения поэту Государственной премии СССР.

В 1982 году на могиле Владимира Высоцкого был установлен памятник. Для этого потребовалось немало усилий со стороны его близких, которые долго не могли добиться согласования от властей. В 1988 году во дворе знаменитого Театра на Таганке была установлена скульптура «Высоцкий-Гамлет». В Москве и других городах, где жил поэт, были размещены мемориальные доски о выдающемся советском исполнителе.

Сейчас в нескольких городах России работают музеи, посвящённые жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Кроме этого, в его память снято множество документальных фильмов, среди которых «Смерть поэта», «Мне есть что спеть», «Я, конечно, вернусь…», «Всенародный Володя» и т. д. Его песни вошли в репертуар многих исполнителей, в частности, Дмитрия Певцова, Гарика Сукачёва, Григория Лепса и других.

Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре

Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре

Награды и звания Владимира Высоцкого

  • 1998

    Премия Министерства внутренних дел РФ (посмертно)

  • 1987

    Государственная премия СССР (посмертно)

    за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен

  • 1986

    Заслуженный артист РСФСР (посмертно)

Дата публикации: 21.03.2024 года
Дата последнего обновления: 27.04.2024 года
Автор: