Рязанов Эльдар Александрович

Рязанов Эльдар Александрович

Эльдар Рязанов — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, драматург, поэт, телеведущий. Считается классиком советского кино и одним из самых ярких мастеров комедийного жанра. За внесённый вклад в развитие отечественного киноискусства и культуры был удостоен почётного звания народного артиста СССР. Является лауреатом Государственной премии СССР и многих других наград в области кинематографа.

Что нам известно о Эльдаре Рязанове

Реальное имя:

Эльдар Рязанов

Дата рождения:

18.11.1927 года

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

30.11.2015 года

На момент смерти Эльдару Рязанову было:

88 лет

Место рождения:

г. Самара

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

1

Рост Эльдара Рязанова:

170 см

Род деятельности:

Кинорежиссер, Сценарист, Актер, Поэт, Драматург, Телеведущий, Педагог, Продюсер

Видео с участием Эльдара Рязанова

Предлагаем вам посмотреть видео про Эльдара Рязанова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Эльдар Рязанов - кинорежиссер, сценарист, актер, поэт, драматург, телеведущий, педагог, продюсер. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Эльдара Рязанова

Рязанов Эльдар Александрович родился 18 ноября 1927 года. Родным городом режиссёра является Самара, однако первые годы его жизни прошли в Тегеране. Когда же мальчику исполнилось три года, вместе с семьёй он переехал в Москву. Вскоре после этого родители будущего мэтра кино развелись, а позднее мать вышла замуж повторно. Её супругом стал инженер Лев Копп — именно он заменил мальчику отца и воспитал его как родного сына.

С начала войны отчим работал на оборонном заводе в Нижнем Тагиле, там же вся семья провела годы эвакуации. Воспоминания режиссёра об этом периоде нельзя назвать счастливыми: пока родители были на работе, маленький Эльдар отстаивал многочасовые очереди за продуктами и топил печь подобранными на свалках резиновыми шинами, а также заботился о младшем брате. Тем не менее, это позволило ему закалить свой характер.

В это же время мальчик мечтал о том, чтобы стать писателем или путешественником. Он зачитывался романами Жюля Верна, Александра Дюма и Джека Лондона, а окончив школу, решил стать моряком. Он пробует поступить в Одесское мореходное училище, но из-за того, что учебное учреждение находилось в эвакуации, заявка Эльдара осталась без ответа. После этого, за компанию с товарищем, он подаёт документы во ВГИК.

И хотя на режиссёрском факультете был большой конкурс, почти ничего не знавший о кинематографе подросток смог поступить. Как позднее вспоминал сам Рязанов, в этом ему помогла удача, и сам он до этого никогда всерьёз не задумывался о режиссёрской карьере. Первое время молодой человек учился неважно, а однажды почти был отчислен. Тогда же он понял, что во что бы то ни стало хочет окончить Институт кинематографии.

Всерьёз взявшись за учебу на старших курсах, Рязанов вскоре зарекомендовал себя как способный и одарённый студент: так, его успехи были отмечены мэтром советского кинематографа Сергеем Эйзенштейном, в тот период времени занимавшим должность преподавателя во ВГИКе. А в 1950 году молодой человек с отличием окончил вуз и получил работу в студии документального кино. Это стало началом его режиссёрской карьеры.

Отчасти документалистика позволила Рязанову исполнить свои юношеские мечты: в это время он проводит много времени в командировках и получает возможность исследовать самые отдалённые и труднодоступные территории Советского Союза. Молодой режиссёр снимает документальные фильмы о быте рыбаков и оленеводов Дальнего Востока, выходит в открытое море с китобоями и спускается в кратер вулкана с экспедицией геологов.

И хотя этот период жизни Рязанова был отмечен яркими впечатлениями, позднее он рассказал и о другой стороне этой работы: в те годы документальное кино «не имело никакого отношения ни к жизни, ни к правде» и создавалось только с целью «возвеличить вождя». Не желая заниматься пропагандой советской власти, после пяти лет службы в Центральной студии документальных фильмов Рязанов решает уйти и попробовать себя в художественном кино.

Творческая деятельность

В 1955 году Эльдар Рязанов начинает сотрудничать с «Мосфильмом», на площадке которого в соавторстве с Сергеем Гуровым работает над своим первым художественным проектом — музыкальным фильмом «Весенние голоса». В рамках этой же картины оба постановщика выступили и как актёры. И хотя лента не принесла кинематографисту широкой известности, она способствовала дальнейшему успеху в карьере Рязанова.

Увидев этот фильм, руководитель киностудии Иван Пырьев предложил начинающему режиссёру снять «Карнавальную ночь». Но прочитав сценарий, последний отказался от участия в этом кинопроекте. Рязанова смутил тот факт, что фильм относился к комедийному жанру, и, не имея опыта работы с комедией, он не решался браться за постановку кинокартины. Однако после долгих уговоров он всё же был вынужден уступить.

Съёмки «Карнавальной ночи» стали одним из самых больших испытаний для Рязанова за всю его карьеру. Многие участники съёмочной группы не воспринимали всерьёз молодого режиссёра, что становилось причиной не одного конфликта: так, оператор Аркадий Кальцатый некоторое время имел привычку снимать дубли в отсутствие руководителя проекта. Тем не менее, позднее разногласия между режиссёром и оператором были решены.

Важную роль в урегулировании конфликта внутри съёмочной группы сыграл актёр Игорь Ильинский, с самого начала относившийся к Рязанову подчёркнуто уважительно. Несмотря на то, что он имел гораздо больше опыта работы в кинематографе, он подчинялся всем указаниям режиссёра и всячески поддерживал его. Такое поведение артиста способствовало изменению отношения к Рязанову у всей команды, и вскоре конфликт исчерпал себя.

Однако после того, как была отснята половина картины, постановщик столкнулся с другой проблемой: просмотрев весь материал, худсовет резко раскритиковал картину. И хотя эксперты единодушно охарактеризовали её как «скучную и бездарную», из-за уже израсходованного на съёмки бюджета они позволили Рязанову довести проект до конца, чтобы потом забыть о нём, как о «кошмарном сне». Тем не менее, ожидания киностудии не оправдались.

Премьера музыкального фильма прошла с оглушительным успехом: «Карнавальная ночь» была восторженно принята зрителем, и за первый год проката кинотеатрами было продано более 48 миллионов билетов. Картина в одночасье сделала звездой советского кинематографа юную актрису Людмилу Гурченко, а самому режиссёру принесла первое признание. Сегодня новогодняя комедия считается классикой отечественного киноискусства.

После этого Рязанов оттачивает своё мастерство в комедийном жанре и выпускает ещё несколько успешных картин: в их числе «Девушка без адреса», которую посмотрели в кинотеатрах более 36 миллионов зрителей, а также мюзикл «Гусарская баллада». Действие последней картины происходит во время войны России с Наполеоном, а главным героем является поручик Ржевский, позднее ставший одним из самых популярных персонажей русского фольклора.

Примечательно, что изначально Юрий Яковлев не хотел принимать участие в съёмках этого фильма, и сыграть бравого гусара артиста убедил Иван Пырьев. Не обошлось без трудностей и при поиске актёра на роль Кутузова. Сам режиссёр видел в ней Игоря Ильинского, однако киностудия не принимала его кандидатуру, считая, что комедийное амплуа последнего не может быть совместимо с образом знаменитого русского полководца.

Чтобы получить согласие руководства на участие в съёмках Ильинского, Рязанов решается на хитрость. Сцену, в которой Кутузов проезжает перед войсками и которая по сюжету должна происходить зимой, режиссёр снимает поздней весной. Уже через несколько дней после того, как она была отснята, снег растаял, и переснять её заново с другим актёром оказалось невозможным. Позднее Рязанов назвал эту комедию одной из лучших своих работ.

В 1963 году Эльдар Александрович впервые выступает в качестве сценариста. Совместно с Эмилем Брагинским он пишет сценарий для очередного фильма, однако «Мосфильм» не даёт согласие на его экранизацию. После этого он был переработан в повесть и опубликован в одном из литературных журналов под названием «Берегись автомобиля». Разрешение на съёмки фильма режиссёр получил только через три года.

С выходом на экраны комедии «Берегись автомобиля» на Рязанова обрушилась всесоюзная слава, а её главный герой — вор и, в то же время, борец за справедливость Юрий Деточкин — покорил тысячи советских зрителей. Изначально на эту роль был утверждён Юрий Никулин, но из-за занятости он отказался от неё, и главного персонажа воплотил на экране Иннокентий Смоктуновский. В фильме также сыграли Олег Ефремов, Любовь Добржанская и др.

Приступая к съёмкам этой киноленты, Рязанов ставил перед собой задачу «сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других». Сегодня же она, наряду с другими его работами, входит в золотой фонд советского кинематографа. Блестящий актёрский состав, оригинальный сценарий и мастерство самого режиссёра обеспечили картине небывалый успех.

В этот период Рязановым уже был выработан собственный художественный стиль: экспериментируя с комедийным жанром, в то же время он стремится затрагивать самые острые темы, а трагические стороны советской действительности иллюстрирует в сатирическом ключе — таким образом, в советском кинематографе появляется новый тип кино — «рязановская лирическая трагикомедия», а сам режиссёр становится одним из главных мастеров комедии.

Немалая доля успеха его фильмов принадлежит и Эмилю Брагинскому, в соавторстве с которым режиссёр пишет все сценарии. После «Берегись автомобиля» их совместными проектами стали «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», а также комедия «Невероятные приключения итальянцев в России». С особым интересом советским зрителем была принята последняя картина: за первый год проката её посмотрели около 50 миллионов человек.

Однако самый громкий успех в карьере Рязанова приходится на 1976 год: на экраны выходит новая трагикомическая картина режиссёра — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Впервые фильм был показан 1 января, а уже в феврале, по многочисленным просьбам телезрителей, прошла его повторная трансляция. Позднее кинокартина принесла режиссёру и актёрам, сыгравшим главные роли, Государственную премию СССР.

Главных героев новогодней комедии воплотили на экране Андрей Мягков и польская актриса Барбара Брыльска. Кроме того, в актёрский состав также вошли Юрий Яковлев, Лия Ахеджакова и другие звёзды советского кино. Нетривиальный сюжет, блестящая актёрская игра, музыкальное оформление и оригинальные диалоги позволили кинокартине получить самые высокие оценки критиков, а сам фильм сразу же разошёлся на цитаты.

Примечательно, что многие из них появились в результате импровизации актёров. Так, изначально не было в сценарии реплики Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба». Как позднее признался актёр, рыба действительно была невкусной, и эти слова он сказал с абсолютной искренностью. Также не было фразы «О, тёпленькая пошла», которую герой Юрия Яковлева произносит, стоя в верхней одежде под душем.

История любви Жени Лукашина и Нади Шевелёвой полюбилась миллионам советских зрителей, и вскоре показ этого фильма стал одной из главных новогодних традиций советского телевидения. Сегодня «Ирония судьбы» является не только классикой советского кинематографа, но и неотъемлемой частью русской культуры, и в странах постсоветского пространства сложно найти человека, который не смотрел знаменитую рязановскую картину хотя бы раз.

Не менее удачным стал следующий фильм режиссёра. «Служебный роман» принёс Рязанову очередную Государственную премию СССР и был признан лучшим фильмом 1978 года. Главную мужскую роль снова сыграл Андрей Мягков, за два года до этого прославившийся в образе безнадёжного романтика Евгения Лукашина, а главная женская роль досталась Алисе Фрейндлих. Эта кинолента стала первым совместным проектом актрисы и режиссёра.

Ещё одним триумфом был ознаменован выход драмы «Вокзал для двоих»: она стала лауреатом многих кинопремий, а также была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако следующая картина получила довольно противоречивые оценки рецензентов: «Жестокий романс», ставший ещё одной экранизацией пьесы Островского «Бесприданница», был раскритикован за «опошление» текста-первоисточника.

Тем не менее, лента была тепло принята зрителем и стала лучшим фильмом года по версии издания «Советский экран». Она также принесла победу Никите Михалкову в номинации «Лучший актёр года» и сделала звездой молодую актрису Ларису Гузееву. Кроме того, фильм получил высокие оценки за рубежом и стал лауреатом международного кинофестиваля в Дели. Эта работа считается первой попыткой режиссёра выйти за пределы комедийного жанра.

Ещё больше возрастающий интерес Рязанова к драме продемонстрировала кинокартина «Небеса обетованные», ставшая отражением нового времени в истории России. Премьера фильма состоялась в 1991 году, когда распался Советский Союз, и миллионы людей были вынуждены учиться выживать в новых условиях. Рязанов снял фильм о судьбах бездомных людей, тем самым акцентировав внимание на такой проблеме, как социальное неравенство.

Кинолента завоевала гран-при как лучший фантастический фильм на кинофестивале в Мадриде, однако сам Эльдар Александрович с горечью воспринял это событие. Позднее же он признался, что его поразило то, как фильм был принят за рубежом: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжёлой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссёра».

В числе последних работ Рязанова мелодрама российско-французского производства «Предсказание» (1993), комедия «Старые клячи» (2000), биографический фильм-сказка «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и др. Последней работой режиссёра стал сиквел «Карнавальной ночи», вышедший на экраны в 2006 году. Действие картины происходит 50 лет спустя в том же Дворце культуры, где, как и полвека назад, происходит подготовка к новогоднему концерту.

Всего фильмография Эльдара Рязанова содержит более 45 работ, включая документальные ленты. Кроме того, в числе творческих проектов более двухсот авторских телепередач. Так, он выступил в роли автора и ведущего вышедшей в 1993 году программы «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным». В этом же году совместно с Юрием Никулиным он создал юмористическую передачу «Белый попугай».

Одним из наиболее известных телепроектов режиссёра стал документальный сериал «Парижские тайны Эльдара Рязанова». В рамках этой программы он берёт интервью у таких звёзд французского кинематографа, как Жан-Поль Бельмондо, Брижит Бордо, Роман Полански, Филипп Нуаре и др. Другим ярким проектом стали «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» — телефильм был посвящён 50-летию со дня рождения советского актёра и поэта.

Однако на экране Рязанов появляется не только в качестве ведущего: на счету мэтра кино десятки актёрских работ. И хотя режиссёр не считал себя артистом, он часто появлялся в эпизодических ролях в собственных комедиях. Так, самой запоминающейся из них стала роль пассажира самолёта, на плече которого спит Женя Лукашин. Позднее Рязанов вернулся к этой роли в сиквеле «Иронии судьбы» режиссёра Тимура Бекмамбетова.

Кроме того, Эльдар Рязанов также был известен как талантливый драматург и поэт. Он является автором многих песен, впоследствии исполненных героями его картин. Примечательно то, что долгое время режиссёр приписывал авторство своих стихов другим поэтам — зная, что деликатность работавшего с ним композитора Андрея Петрова не позволит последнему критиковать его тексты, он решил не называть их настоящего автора.

Кроме того, авторству Рязанова принадлежат десятки пьес и прозаических произведений. Режиссёр всерьёз начал заниматься литературной деятельностью ещё тогда, когда работал над комедией «Берегись автомобиля». Написанный для неё сценарий не прошёл цензуру и впоследствии был переработан в повесть. Когда же она получила десятки положительных рецензий, и киностудия дала добро на съёмки, он взял это за постоянную практику.

Осознав, что апробация его сценариев в литературных журналах значительно упрощает процесс их согласования с «Мосфильмом», Рязанов сначала писал пьесы и повести, публиковал их и только потом экранизировал собственные произведения. Так, по написанной им пьесе снималась знаменитая новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», а позднее по своей же повести он снял киноленту «Предсказание».

Сегодня Эльдар Рязанов заслуженно считается одним из самых ярких и самобытных авторов советского кинематографа. Режиссёр стал классиком ещё при жизни и оказал огромное влияние на развитие российского кино, воспитав целую плеяду талантливых кинохудожников. В 2001 году он стал президентом Российской академией кинематографических искусств «Ника», а позднее выступил как соучредитель организации кинематографистов «КиноСоюз».

Фильмография Эльдара Рязанова

  • 2007 Ирония судьбы. ПродолжениеРоль: Сосед Кости в самолете
  • 2003 Ключ от спальниРоль: Полицмейстер
  • 2000 Тихие омутыРоль: Врач-рентгенолог в провинциальной больнице
  • 2000 Старые клячиРоль: Судья
  • 1996 Привет, дуралеи!Роль: Директор книжного магазина
  • 1982 Вокзал для двоихРоль: Железнодорожник
  • 1979 ГаражРоль: спящий человек, начальник отдела насекомых
  • 1977 Служебный романРоль: Пассажир автобуса
  • 1975 Ирония судьбы, или С легким паром!Роль: Пассажир в самолете
  • 1965 Дайте жалобную книгуРоль: главный редактор газеты

Награды и звания Эльдара Рязанова

  • 2012 Звание «Почётный гражданин Самары»
  • 2008 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 03.07.2008 года №1037
  • 2007 Знак отличия «За заслуги перед Москвой»За заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельностьУказ Мэра Москвы от 07.11.2007 года №103-УМ
  • 2000 Благодарность Президента Российской ФедерацииЗа большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельностиРаспоряжение Президента Российской Федерации от 05.05.2000 года №143-рп
  • 1997 ТЭФИ
  • 1996 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степениЗа заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культурыУказ Президента Российской Федерации от 20.06.1996 года №955
  • 1991 НикаЛучший игровой фильм, Лучшая режиссура (фильм «Небеса обетованные»)
  • 1987 Орден «Дружбы народов»За заслуги в развитии советского киноискусстваУказ Президиума Верховного Совета СССР от 17.11.1987 года №8018
  • 1984 Почётное звание «Народный артист СССР»За заслуги в развитии советского киноискусстваУказ Президиума Верховного Совета СССР от 25.07.1984 года №641
  • 1977 Орден «Трудового Красного Знамени»За заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с пятидесятилетием со дня рожденияУказ Президиума Верховного Совета СССР от 28.11.1977 года №6611

Личная жизнь и семья Эльдара Рязанова

За свою жизнь Эльдар Рязанов был трижды женат. Свою первую супругу он встретил ещё в студенчестве — ею стала его однокурсница Зоя Фомина. Кроме того, девушка была соавтором выпускной работы Рязанова, а позднее принимала участие в съёмках его первых документальных фильмов. В 1951 году они стали родителями: появилась на свет их дочь Ольга. Супруги прожили в браке более 20 лет, однако позднее приняли решение расстаться.

Второй женой режиссёра стала редактор киностудии «Мосфильм» Нина Скуйбина. Именно эту женщину Рязанов называл своей главной музой: она всегда и во всём поддерживала его и принимала активное участие в его проектах. Этот брак длился более 25 лет, и преждевременный уход Скуйбиной из жизни стал тяжёлым ударом для мужчины. Возлюбленной режиссёра не стало в 1994 году, причиной смерти было названо онкологическое заболевание.

Рязанов долгое время не мог оправиться от потери близкого человека. Вернуться к жизни ему помогла журналистка и актриса Эмма Абайдуллина, позднее ставшая его супругой. Как и для самого режиссёра, для женщины это был третий брак, а от первого брака у неё было двое взрослых сыновей. С Абайдуллиной Эльдар Александрович прожил до конца дней. Ни от второй, ни от третьей супруги у режиссёра не было детей.

Подробности смерти Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов ушёл из жизни 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность. Советский режиссёр был захоронен 3 декабря на Новодевичьем кладбище. В этом же году его имя было присвоено одной из московских улиц, а два года спустя в Самаре — родном городе режиссёра — был открыт его музей. Ранее в Самаре появился памятник Юрию Деточкину — главному герою комедии «Берегись автомобиля».

Дата публикации: 25.05.2021 года
Дата последнего обновления: 18.09.2021 года
Автор:
Сергей Михалков 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Максим Аверин 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Иосиф Бродский 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Олег Газманов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *