Рязанов Эльдар Александрович

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, драматург, поэт, телеведущий. Считается классиком советского кино и одним из самых ярких мастеров комедийного жанра. За внесённый вклад в развитие отечественного киноискусства и культуры был удостоен почётного звания народного артиста СССР. Является лауреатом Государственной премии СССР и многих других наград в области кинематографа.

Что нам известно о Эльдаре Рязанове

Полное имя:

Рязанов Эльдар Александрович

Дата рождения:

18.11.1927 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

30.11.2015 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Эльдару Рязанову было:

88 лет

Место рождения:

г. Самара

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

1

Рост Эльдара Рязанова:

170 см

Род деятельности:

Кинорежиссер, Сценарист, Актер, Поэт, Драматург, Телеведущий, Педагог, Продюсер

Эльдар Рязанов в социальных сетях

Видео с участием Эльдара Рязанова

Предлагаем вам посмотреть видео про Эльдара Рязанова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Рязанов Эльдар Александрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы и образование

Рязанов Эльдар Александрович родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Однако первые годы жизни будущего режиссёра прошли в Тегеране, так как его родители Александр Семёнович и Софья Михайловна работали в торговом представительстве в столице Ирана. Когда же мальчику исполнилось три года, вместе с семьёй он переехал в Москву. Вскоре родители развелись, а позднее мать вышла замуж повторно. Её супругом стал инженер Лев Копп, заменивший мальчику отца и воспитавший его как родного сына.

С начала Великой Отечественной войны отчим работал на оборонном заводе в Нижнем Тагиле. В том же городе Свердловской области вся семья провела годы эвакуации. Воспоминания режиссёра об этом периоде нельзя назвать счастливыми. Пока родители были на работе, маленький Эльдар отстаивал многочасовые очереди за продуктами, топил печь подобранными на свалках резиновыми шинами, заботился о младшем брате. Трудности закалили его характер.

В это же время мальчик мечтал о том, чтобы стать писателем или путешественником. Он зачитывался романами Жюля Верна, Александра Дюма и Джека Лондона. Окончив школу, юноша решил стать моряком. Он пробует поступить в Одесское мореходное училище, но из-за того, что учебное учреждение находилось в эвакуации, заявка Эльдара осталась без ответа. После этого, за компанию с товарищем, он подаёт документы во ВГИК.

И хотя на режиссёрском факультете был большой конкурс, почти ничего не знавший о кинематографе юноша смог поступить. Как позднее вспоминал Рязанов, в этом ему помогла удача, ведь ранее он никогда всерьёз не задумывался о режиссёрской карьере. Первое время молодой человек учился неприлежно, а однажды почти был отчислен. Этот случай дал ему понять, что он во что бы то ни стало хочет окончить Институт кинематографии.

Всерьёз взявшись за учебу на старших курсах, Рязанов вскоре зарекомендовал себя как способный и одарённый студент. Его успехи были отмечены мэтром советского кинематографа Сергеем Эйзенштейном, в тот период времени занимавшим должность преподавателя во ВГИКе. А в 1950 году молодой человек с отличием окончил вуз и получил работу в студии документального кино. Это стало началом его режиссёрской карьеры.

Эльдар Рязанов в юности

Эльдар Рязанов в юности

Молодой Эльдар Рязанов

Молодой Эльдар Рязанов

Документальное кино

Благодаря документалистике, Эльдар Рязанов отчасти исполнил свои юношеские мечты. В это время он проводит много времени в командировках и получает возможность исследовать самые отдалённые и труднодоступные территории Советского Союза. Молодой режиссёр снимает документальные фильмы о быте рыбаков и оленеводов Дальнего Востока, выходит в открытое море с китобоями и спускается в кратер вулкана с экспедицией геологов.

И хотя этот период жизни Рязанова был отмечен яркими впечатлениями, позднее он рассказал и о другой стороне данной работы. По его признанию, в те годы документальное кино «не имело никакого отношения ни к жизни, ни к правде» и создавалось только с целью «возвеличить вождя». Не желая заниматься пропагандой советской власти, после пяти лет службы в Центральной студии документальных фильмов Рязанов решает попробовать свои силы в художественном кино.

Эльдар Рязанов в молодости

Эльдар Рязанов в молодости

Режиссёр Эльдар Рязанов на съёмках

Режиссёр Эльдар Рязанов на съёмках

Режиссёрская карьера

В 1955 году Эльдар Рязанов начинает сотрудничать с «Мосфильмом», на площадке которого в соавторстве с Сергеем Гуровым работает над своим первым художественным проектом — музыкальным фильмом «Весенние голоса». В рамках этой же кинокартины оба постановщика выступили и как актёры. И хотя лента не принесла кинематографисту широкой известности, она способствовала дальнейшему успеху в его творческой карьере.

Увидев этот фильм, руководитель киностудии Иван Пырьев предложил начинающему режиссёру снять «Карнавальную ночь». Но, прочитав сценарий, Рязанов сначала отказался от участия в этом кинопроекте. Молодого постановщика смутил тот факт, что фильм относился к комедийному жанру. Не имея опыта работы с комедией, он не решался браться за постановку кинокартины. Однако после долгих уговоров 28-летний режиссёр всё же был вынужден уступить.

Создание «Карнавальной ночи» стало одним из самых больших испытаний для Рязанова за всю его карьеру. Многие участники съёмочной группы не воспринимали всерьёз молодого режиссёра, что становилось причиной многих конфликтов. Так, оператор Аркадий Кальцатый некоторое время имел привычку снимать дубли в отсутствие руководителя проекта. Тем не менее позднее разногласия между режиссёром и оператором были решены.

Важную роль в урегулировании конфликта внутри съёмочной группы сыграл актёр Игорь Ильинский, сыгравший директора Дома культуры Огурцова. Он с самого начала относился к Рязанову подчёркнуто уважительно. Несмотря на то, что 55-летний актёр имел гораздо больше опыта работы в кинематографе и уже носил звание народного артиста СССР, он подчинялся всем указаниям режиссёра и всячески поддерживал его. Такое его поведение способствовало изменению отношения к Рязанову у всей команды, и вскоре конфликт исчерпал себя.

Однако после того, как была отснята половина ленты, постановщик столкнулся с другой проблемой: просмотрев весь материал, худсовет резко раскритиковал картину. Эксперты единодушно охарактеризовали её как «скучную и бездарную». Но из-за уже израсходованного на съёмки бюджета они позволили Рязанову довести проект до конца, чтобы потом забыть о нём, как о «кошмарном сне». Тем не менее пессимистические ожидания киностудии не оправдались.

В 1956 году премьера музыкального фильма прошла с оглушительным успехом: «Карнавальная ночь» была восторженно принята зрителями, и за первый год проката в кинотеатрах было продано более 48 млн билетов. Картина в одночасье сделала звездой советского кинематографа юную актрису Людмилу Гурченко, а самому режиссёру принесла первое признание. Сегодня новогодняя комедия считается классикой отечественного киноискусства.

После этого Рязанов оттачивает своё мастерство в комедийном жанре и выпускает ещё несколько успешных картин: в их числе «Девушка без адреса» (1957), которую посмотрели в кинотеатрах более 36 млн зрителей, а также мюзикл «Гусарская баллада» (1962), на которую было продано 48,6 млн билетов. Действие последней картины происходит во время войны России с Наполеоном, а главным героем является поручик Ржевский в исполнении Юрия Яковлева, позднее ставший одним из самых популярных персонажей русского фольклора.

Примечательно, что изначально Яковлев не хотел принимать участие в съёмках этого фильма, и сыграть бравого гусара артиста убедил Иван Пырьев. Не обошлось без трудностей и при поиске актёра на роль Кутузова. Сам режиссёр видел в ней упомянутого выше Игоря Ильинского. Однако киностудия не принимала его кандидатуру, считая, что комедийное амплуа последнего не может быть совместимо с образом знаменитого русского полководца.

Чтобы получить согласие руководства на участие в съёмках Ильинского, Рязанов решается на хитрость. Сцену, в которой Кутузов проезжает перед войсками и которая по сюжету должна происходить зимой, режиссёр снимает поздней весной. Уже через несколько дней после того, как она была отснята, снег растаял, и переснять её заново с другим актёром оказалось невозможным. Позднее Рязанов назвал эту комедию одной из лучших своих работ.

В 1963 году Эльдар Александрович впервые выступает в качестве сценариста. Совместно с Эмилем Брагинским он пишет сценарий для очередного фильма, однако «Мосфильм» не даёт согласие на его экранизацию. После этого текст был переработан в повесть и опубликован в одном из литературных журналов под названием «Берегись автомобиля». Разрешение на съёмки фильма режиссёр получил только через три года.

С выходом на экраны комедии «Берегись автомобиля» (1966) на Рязанова обрушилась всесоюзная слава. А её главный герой — вор и в то же время борец за справедливость Юрий Деточкин — покорил тысячи советских зрителей. Изначально на эту роль был утверждён Юрий Никулин, но из-за занятости артист отказался от неё, и главного персонажа воплотил на экране Иннокентий Смоктуновский. В фильме также сыграли Олег Ефремов, Любовь Добржанская и другие.

Приступая к съёмкам этой киноленты, Рязанов ставил перед собой задачу «сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других». Сегодня же она наряду с другими работами постановщика входит в золотой фонд советского кинематографа. Блестящий актёрский состав, оригинальный сценарий и мастерство самого режиссёра обеспечили картине большой успех.

К этому периоду Рязанов уже был выработал собственный художественный стиль. Экспериментируя с комедийным жанром, он в то же время стремится затрагивать самые острые темы, а трагические стороны советской действительности иллюстрирует в сатирическом ключе. Таким образом, в советском кинематографе появляется новый тип кино — «рязановская лирическая трагикомедия», а сам режиссёр становится одним из главных мастеров комедии.

Немалая доля успеха его фильмов принадлежит и Эмилю Брагинскому, в соавторстве с которым режиссёр пишет все сценарии. После картины «Берегись автомобиля» их совместными проектами стали «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), а также комедия «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Последняя картина была принята советскими зрителями с особым интересом: за первый год проката её посмотрели около 50 миллионов человек.

Однако самый громкий успех в карьере Рязанова приходится на 1976 год: на экраны выходит новая трагикомическая картина режиссёра — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Впервые фильм был показан 1 января по Первой программе ЦТ, а уже в феврале по многочисленным просьбам телезрителей прошла его повторная трансляция. Позднее кинокартина принесла режиссёру и актёрам, сыгравшим главные роли, Государственную премию СССР. А сама лента теперь традиционно транслируется 31 декабря.

Главных героев новогодней комедии воплотили на экране Андрей Мягков и польская актриса Барбара Брыльска. Кроме того, в актёрский состав вошли Юрий Яковлев, Лия Ахеджакова, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и другие звёзды советского кино. Нетривиальный сюжет, блестящая актёрская игра, музыкальное оформление и оригинальные диалоги позволили кинокартине получить высочайшие оценки критиков, а сам фильм сразу же разошёлся на цитаты.

Примечательно, что многие из них появились в результате импровизации актёров. Так, изначально в сценарии не было реплики Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба». Как позднее признался артист, рыба действительно была невкусной, и эти слова он сказал с абсолютной искренностью. Также не было фразы: «О, тёпленькая пошла», —которую герой Юрия Яковлева произносит, стоя в верхней одежде под душем.

Романтическая история Жени Лукашина и Нади Шевелёвой полюбилась миллионам советских зрителей, и вскоре показ этого фильма стал одной из главных новогодних традиций советского телевидения. Сегодня «Ирония судьбы» является не только классикой советского кинематографа, но и неотъемлемой частью русской культуры. В странах постсоветского пространства сложно найти человека, который не смотрел знаменитую рязановскую картину хотя бы раз.

Не менее удачным стал следующий фильм режиссёра. «Служебный роман» принёс Рязанову очередную Государственную премию СССР и был признан лучшим фильмом 1978 года. Главную мужскую роль снова сыграл Андрей Мягков, за два года до этого прославившийся в образе безнадёжного романтика Евгения Лукашина, а главная женская роль досталась Алисе Фрейндлих. Эта кинолента стала первым совместным проектом актрисы и режиссёра.

Ещё одним триумфом был ознаменован выход драмы «Вокзал для двоих» в 1982 году. Она стала лауреатом многих кинопремий, а также была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако следующая картина получила довольно противоречивые оценки рецензентов. «Жестокий романс» (1984), ставший ещё одной экранизацией пьесы Александра Островского «Бесприданница», был раскритикован за «опошление» текста-первоисточника.

Тем не менее лента была тепло принята зрителями и стала лучшим фильмом года, по версии издания «Советский экран». Она также принесла победу Никите Михалкову в номинации «Лучший актёр года» и сделала звездой молодую актрису Ларису Гузееву. Кроме того, картина получила высокие оценки за рубежом и стала лауреатом международного кинофестиваля в Дели. Эта работа считается первой попыткой режиссёра выйти за пределы комедийного жанра.

Возрастающий интерес Рязанова к драме ещё больше продемонстрировала кинокартина «Небеса обетованные», ставшая отражением нового времени в истории России. Премьера фильма состоялась в 1991 году, когда распался Советский Союз, и миллионы людей были вынуждены учиться выживать в новых условиях. Рязанов снял кинокартину о судьбах бездомных людей, тем самым акцентировав внимание на такой проблеме, как социальное неравенство.

Кинолента завоевала гран-при как лучший фантастический фильм на кинофестивале в Мадриде, однако сам Эльдар Александрович с горечью воспринял это событие. Позднее он признался: его поразило то, как фильм был принят за рубежом. Постановщик делился: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжёлой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссёра».

Затем последовали такие Рязанова, как мелодрама российско-французского производства «Предсказание» (1993), комедия «Старые клячи» (2000), биографический фильм-сказка «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и др. Последней работой режиссёра стал сиквел «Карнавальной ночи», вышедший на экраны в 2006 году. Действие картины разворачивается 50 лет спустя в том же Дворце культуры, где, как и полвека назад, происходит подготовка к новогоднему концерту.

Сегодня Эльдар Рязанов заслуженно считается одним из самых ярких и самобытных авторов советского кинематографа. Режиссёр был признан классиком ещё при жизни и оказал огромное влияние на развитие российского кино, воспитав целую плеяду талантливых кинохудожников. В 2001 году он стал президентом Российской академией кинематографических искусств «Ника», а позднее выступил как соучредитель организации кинематографистов «КиноСоюз».

Режиссёр Эльдар Рязанов, Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съёмках фильма «Служебный роман» (1977)

Режиссёр Эльдар Рязанов, Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съёмках фильма «Служебный роман» (1977)

Телевидение и актёрская деятельность

За время своей режиссёрской карьеры Эльдар Рязанов создал более 45 работ, включая документальные ленты. Кроме того, в числе его творческих проектов – более 200 авторских телепередач. Так, он выступил в роли автора и ведущего вышедшей в 1993 году программы «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным». В этот же период совместно с Юрием Никулиным он создал юмористическую передачу «Белый попугай».

Одним из наиболее известных телепроектов режиссёра стал документальный сериал «Парижские тайны Эльдара Рязанова». В рамках этой программы он берёт интервью у таких звёзд французского кинематографа, как Жан-Поль Бельмондо, Брижит Бордо, Роман Полански, Филипп Нуаре и др. Другим ярким проектом стали «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» — телефильм был посвящён 50-летию со дня рождения советского актёра и поэта.

Однако на экране Рязанов появляется не только в качестве ведущего: на счету мэтра кино десятки актёрских работ. И хотя режиссёр не считал себя артистом, он часто появлялся в эпизодических ролях в собственных комедиях. Так, самой запоминающейся из них стала роль пассажира самолёта, на плече которого спит Женя Лукашин. Позднее Рязанов вернулся к этой роли в сиквеле «Иронии судьбы» режиссёра Тимура Бекмамбетова.

Эльдар Рязанов и Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976)

Эльдар Рязанов и Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976)

Фильмография Эльдара Рязанова

  • 2007

    Ирония судьбы. Продолжение

    Роль: Сосед Кости в самолете

  • 2003

    Ключ от спальни

    Роль: Полицмейстер

  • 2000

    Тихие омуты

    Роль: Врач-рентгенолог в провинциальной больнице

  • 2000

    Старые клячи

    Роль: Судья

  • 1996

    Привет, дуралеи!

    Роль: Директор книжного магазина

  • 1982

    Вокзал для двоих

    Роль: Железнодорожник

  • 1979

    Гараж

    Роль: спящий человек, начальник отдела насекомых

  • 1977

    Служебный роман

    Роль: Пассажир автобуса

  • 1975

    Ирония судьбы, или С легким паром!

    Роль: Пассажир в самолете

  • 1965

    Дайте жалобную книгу

    Роль: главный редактор газеты

Эльдар Рязанов, Никита Михалков и Людмила Гурченко на съёмках фильма «Вокзал для двоих» (1982)

Эльдар Рязанов, Никита Михалков и Людмила Гурченко на съёмках фильма «Вокзал для двоих» (1982)

Литературная деятельность

Эльдар Рязанов известен как талантливый драматург и поэт. Он является автором многих песен, исполненных героями его картин. Но долгое время режиссёр приписывал авторство своих стихов другим поэтам. Зная, что деликатность работавшего с ним композитора Андрея Петрова не позволит последнему критиковать его тексты, постановщик не называл имя их создателя. Но именно он стал автором песен «У природы нет плохой погоды…» в фильме «Служебный роман» (1977), «Любовь — волшебная страна» в ленте «Жестокий романс» и др.

Кроме того, авторству Рязанова принадлежат десятки пьес и прозаических произведений. Режиссёр всерьёз начал заниматься литературной деятельностью ещё тогда, когда работал над комедией «Берегись автомобиля», вышедшей в 1966 году. Написанный для неё первоначальный сценарий не прошёл цензуру и впоследствии был переработан в повесть. Когда же она получила десятки положительных рецензий, и киностудия дала добро на съёмки, он взял это за постоянную практику.

Осознав, что апробация его сценариев в литературных журналах значительно упрощает процесс их согласования с «Мосфильмом», Рязанов сначала писал пьесы и повести, публиковал их и только потом экранизировал собственные произведения. Так, по написанной им пьесе снималась знаменитая новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», а позднее по своей же повести он снял киноленту «Предсказание».

Эльдар Рязанов и его первая жена Зоя Фомина

Эльдар Рязанов и его первая жена Зоя Фомина

Личная жизнь и семья Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов был трижды женат. Свою первую супругу он встретил ещё в студенчестве — ею стала его однокурсница Зоя Фомина (1924—1999). Девушка выступила соавтором выпускной работы Рязанова, а позднее принимала участие в съёмках его первых документальных фильмов. В 1951 году они стали родителями: появилась на свет их дочь Ольга. Супруги прожили в браке более 20 лет, однако позднее приняли решение расстаться.

Второй женой режиссёра стала редактор киностудии «Мосфильм» Нина Скуйбина. Именно эту женщину Рязанов называл своей главной музой: она всегда и во всём поддерживала мужа и принимала активное участие в его проектах. Этот брак длился более 25 лет. Но уход Скуйбиной из жизни стал тяжёлым ударом для мужчины. Из-за онкологического заболевания возлюбленной режиссёра не стало в 1994 году, ей было 64 года.

Рязанов долгое время не мог оправиться от потери близкого человека. Вернуться к жизни ему помогла журналистка и актриса Эмма Абайдуллина (р. 1941), позднее ставшая его супругой. Как и для самого режиссёра, для женщины это был третий союз, а от первого брака у неё было двое взрослых сыновей. Эльдар Александрович прожил с Абайдуллиной до конца дней. Ни от второй, ни от третьей супруги у режиссёра не было детей.

Эльдар Рязанов и его вторая жена Нина Скуйбина

Эльдар Рязанов и его вторая жена Нина Скуйбина

Эльдар Рязанов и его третья жена Эмма Абайдуллина

Эльдар Рязанов и его третья жена Эмма Абайдуллина

Подробности смерти Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов ушёл из жизни 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность. Советский режиссёр был похоронен 3 декабря на Новодевичьем кладбище. В этом же году его имя было присвоено одной из московских улиц, а два года спустя в Самаре — родном городе режиссёра — был открыт музей его имени. Ранее в Самаре появился памятник Юрию Деточкину — главному герою комедии «Берегись автомобиля», созданной Эльдаром Александровичем.

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Награды и звания Эльдара Рязанова

  • 2012

    Звание «Почётный гражданин Самары»

  • 2008

    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

    За выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность

    Указ Президента Российской Федерации от 03.07.2008 года №1037

  • 2007

    Знак отличия «За заслуги перед Москвой»

    За заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность

    Указ Мэра Москвы от 07.11.2007 года №103-УМ

  • 2000

    Благодарность Президента Российской Федерации

    За большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельности

    Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.05.2000 года №143-рп

  • 1997

    ТЭФИ

  • 1996

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

    За заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры

    Указ Президента Российской Федерации от 20.06.1996 года №955

  • 1991

    Ника

    Лучший игровой фильм, Лучшая режиссура (фильм «Небеса обетованные»)

  • 1987

    Орден «Дружбы народов»

    За заслуги в развитии советского киноискусства

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.11.1987 года №8018

  • 1984

    Почётное звание «Народный артист СССР»

    За заслуги в развитии советского киноискусства

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.07.1984 года №641

  • 1977

    Орден «Трудового Красного Знамени»

    За заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.11.1977 года №6611

Памятник Эльдару Рязанову

Памятник Эльдару Рязанову

Дата публикации: 25.05.2021 года
Дата последнего обновления: 29.03.2024 года
Автор: