Ахеджакова Лия Меджидовна

Лия Ахеджакова

Лия Ахеджакова — российская театральная и киноактриса. Благодаря сыгранным ролям в лирических комедиях режиссера Эльдара Рязанова обрела большую популярность у зрителей. За образы, воплощенные на театральной сцене, Ахеджакова удостоена высоких наград: орденов Почета за заслуги в области культуры и искусства, а также «За заслуги перед Отечеством». Неоднократно становилась лауреатом театральных премий. Имеет звания «Заслуженная артистка РСФСР» и «Народная артистка Российской Федерации».

Что нам известно о Лие Ахеджаковой

Полное имя:

Ахеджакова Лия Меджидовна

Дата рождения:

09.07.1938 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Рак

Сейчас Лие Ахеджаковой:

85 лет

Место рождения:

Украина, г. Днепропетровск

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Замужем

Рост Лии Ахеджаковой:

153 см

Род деятельности:

Актриса

Видео с участием Лии Ахеджаковой

Предлагаем вам посмотреть видео про Лию Ахеджакову. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Ахеджакова Лия Меджидовна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детство и юность

Ахеджакова Лия Меджидовна родилась 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске, Украина. Биологического отца девочка никогда не видела. Ее удочерил в четырехлетнем возрасте Меджид Салехович Ахеджаков, женившись на матери Лии — Юлии Александровне. Занимая должность главного режиссера Адыгейского областного драматического театра им. Пушкина, он был освобожден от службы в армии, имел бронь. Мама служила актрисой. Девочка получила от отчима отчество и фамилию, а также большую отеческую любовь, которая была взаимной.

В семье театралов была большая библиотека, которую собирал отчим. В конце 50-х годов Меджид Ахеджаков возглавил областное управление культуры в Адыгее. Семья жила очень обеспеченно. Девочка с малых лет обожала забираться с ногами на продавленный диван и с упоением читать все подряд. Не пропускала ни одного спектакля с участием мамы. С благодарностью вспоминает школьных учителей. Хотя о трениях с одноклассниками тоже помнит, считая, что она выбивалась из коллектива своими взглядами на жизнь.

Когда Лие исполнилось 10 лет, с ней произошла памятная история. Её мать и тётя тяжело заболели открытой формой туберкулеза. Женщины буквально угасали на глазах, не имея возможности в послевоенном Майкопе найти нужное лекарство. Деятельная и умная Лия написала письмо Сталину с просьбой спасти их, прислав таблетки. В конверт она положила свою фотографию в школьной форме с пионерским галстуком.

Позже в интервью Лия Меджидовна рассказывала о данной ею клятве вождю, что, если он спасет родных ей людей, она обязательно окончит школу с золотой медалью. История умалчивает, прочитал ли «отец всех народов» просьбу девочки из Адыгеи лично или это сделали работники секретариата. Зато известно, что семья получила необходимое лекарство, которое прислали с Рижского фармацевтического завода. Женщины получили нужное лечение вовремя.

Лия Ахеджакова вспоминала, что учиться отлично по всем предметам было очень тяжело. Но она должна была сдержать слово, данное вождю советского народа. По окончании школы она получила заслуженную награду – золотую медаль. Отчим хотел, чтобы у любимой дочери было достойное высшее образование, обеспечивающее стабильный заработок. Окончив школу, Лия по совету родителей поступила в Московский институт цветных металлов и золота.

Учеба в столичном вузе, по словам актрисы, запомнилась как настоящий кошмар. Ей совершенно не нравились учебные предметы, как и в целом выбранная родителями профессия. Промучившись полтора года, она решила бросить нелюбимую «альма-матер» и вернуться в Майкоп. Отдохнув дома от потрясений, собралась с мыслями и отправилась опять покорять столицу. В Москве с первой попытки поступила в ГИТИС (Адыгейская студия, курс М.П. Чистякова). Окончила его в 1962 году.

Лия Ахеджакова в юности

Лия Ахеджакова в юности

Лия Ахеджакова в молодости

Лия Ахеджакова в молодости

Творческая деятельность

Лия Ахеджакова начала артистическую карьеру раньше, чем завершила обучение в театральном вузе. Уже в 1960 году пришла в труппу Московского ТЮЗа. В театре юного зрителя ей часто доставались роли задорных мальчишек и пионерок. Этому способствовал невысокий рост и худощавое телосложение артистки. Но у неё также были самые разные амплуа. В спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество!» она была Тараской Бобуновым. Заботливой старшей сестрой Женькой — в спектакле «Мой брат играет на кларнете». А в постановке «Я, бабушка, Илико и Илларион» юная Лия играла бабушку.

Первый ввод в спектакль на новом месте работы в театре «Современник» оказался сумбурным, но успешным. В 1977 году Лия Ахеджакова была приглашена в труппу, чтобы в срочном порядке заменить болевшую Любовь Добржанскую в спектакле «Записки Лопатина» по произведению Константина Симонова. До спектакля прошла только 1 репетиция. Выходить на сцену актрисе было страшно, так как она не считала себя достаточно подготовленной к роли.

Помогли доброжелательные коллеги. Марина Неёлова обещала подсказывать текст по ходу действия, так как знала пьесу наизусть. Валентин Никулин старался держать за руку новую коллегу, ободряя и помогая избавиться от волнения. Дебют в любимом театре, где Лия мечтала служить, прошел успешно.

В «Современнике» у Лии Ахеджаковой за годы службы состоялось много прекрасных творческих образов. Рахель в «Трудных людях» по Йосефу Бар-Йосефу. Миссис Форд в «Виндзорских насмешницах» по Уильяму Шекспиру. Зина в «Мы едем, едем, едем…» (Николай Коляда), Леона Доусон в «Предупреждении малым кораблям» (Теннесси Уильямс).

Запоминающийся образ Зины Абрамовой в «Крутом маршруте» по мемуарам историка и журналиста Евгении Гинзбург, ярко и незабываемо описывающим жернова сталинских репрессий. Постановка режиссера Галины Волчек в феврале 1989 года стала откровением для многих зрителей. Ведь это не просто повествование о лагерях, зверствах репрессивной машины. Но предупреждение, что надругательство над человеком не остается в прошлом. Нельзя позволять унижать себя или других людей в любой ситуации, даже в вагоне метро.

Рецензенты отмечали, какое большое количество оттенков передает голос актрисы, исполняющей роль Фонсии Дорси в спектакле «Игра в джин» по пьесе Дональда Ли Кобурна. Следить за игрой в карты двух персонажей было бы скучно, если бы это не были блистательные актеры Валентин Гафт и Лия Ахеджакова. Причем за динамичность действия отвечала всегда живая и непредсказуемая Лия Меджидовна. Непритязательное брюзжание двух стариков на сцене вызывало десятиминутные овации публики в зале после окончания спектакля. Настолько мастерски исполнял звездный дуэт свои партии. Для молодых актеров этот спектакль был своеобразным учебником мастерства.

Лия Ахеджакова и Валентин Гафт в спектакле «Игра в джин»

Лия Ахеджакова и Валентин Гафт в спектакле «Игра в джин»

Работа в антрепризе

Лия Ахеджакова в 1996 году исполнила главную роль в антрепризе «Персидская сирень» Николая Коляды — драматурга, впоследствии открывшего свой частный «Коляда-Театр». В 2000 году Лия Ахеджакова сыграла роль Пульхерии Ивановны, второй половинки Афанасия Ивановича Товстогуба в проекте «Старосветская любовь». История о бесхитростной жизни старых помещиков с украинского хутора превращается в трагедию о любви, когда смерть одного партнера делает невыносимой жизнь для другого.

В 2002 году Лия Меджидовна создала образ Клэр в антрепризе «Подсолнухи» по мотивам произведения Теннесси Уильямса. Поздняя пьеса «Спектакль для двоих» однажды уже была переименована автором в «Крик». Теннеси писал, что он просто вынужден был закричать о переплетении театральной игры и жизни, необходимости следовать зову своего измученного сердца. Борис Юхананов еще раз переименовал пьесу в «Подсолнухи» и взял на роли Лию Ахеджакову и Виктора Гвоздицкого. Беспокойная, подвижная Ахеджакова и сдержанный Гвоздицкий заставляли зрительный зал сидеть, не шелохнувшись, более полутора часов без антракта. Настоящий взрыв эмоций.

В дебютном проекте «Театральной компании Евгения Миронова» — спектакле «Фигаро или События одного дня», поставленном режиссером Кириллом Серебренниковым в 2006 году, Лия Ахеджакова сыграла Марселину. В перелицованном тексте пьесы известного драматурга театральные критики и зрители усмотрели многое из разряда «vulgar». Действие, лексикон, образы переиначены на современный лад. Даже в этом неоднозначном прочтении классики громкие аплодисменты заслужила своей трогательной игрой Лия Ахеджакова. Вместо престарелой, анекдотичной и жалкой невесты она сыграла самоотверженную мамочку, понятную многим женщинам.

Театр-фестиваль «Балтийский дом» в 2007 году представил на суд публики спектакль «Чокнутые королевы». Московский режиссер Ольга Субботина поведала историю о победе духовности над эгоизмом. Лия Ахеджакова сыграла в ней Китти — дурнушку с клиническим диагнозом «идиотизм», которая не верит в смерть любимого отца. Ведь она помнит, что папа называл ее принцессой, рассказывал сказки о прекрасном будущем. В антрепризе звучат три разные арии в исполнении Эры Зиганшиной, Марии Кузнецовой и Лии Ахеджаковой. В финале Китти спасает их души от безысходной тоски, взрывая трактир с его обитателями. Лирическая клоунесса Ахеджакова истории придает драматизм.

В 2012 году в Театре Наций г. Москвы вышел спектакль «Circo Ambulante». Поставил его авангардист из Санкт-Петербурга Андрей Могучий. Фантастический постиндустриальный пейзаж острова невезения, превращенного в центр мировой клоунады, создал художник Максим Исаев. В центре истории двое: Мария (в исполнении Лии Ахеджаковой) и ее парализованный муж Антон (в роли Альберт Филозов). Выбор режиссером Лии Ахеджаковой на роль не случаен. По его собственному признанию, она представляется ему Дон Кихотом. Актриса уже тогда была хорошо известна своими протестными выступлениями в интернете против действующей власти. Социальный спектакль, в котором антиутопия тесно переплелась с бытовой драмой героев, наполнен политической сатирой.

В августе-сентябре 2012 года проходил Эдинбургский международный фестиваль сценических искусств. На нем режиссер Дмитрий Крымов представил спектакль «Сон в летнюю ночь (Как вам это понравится)» по мотивам пьесы У. Шекспира. И получил премию за лучшую постановку и актерское мастерство. В этом спектакле заняты Лия Ахеджакова и Валерий Гаркалин. После удачной премьеры в Стратфорде-на-Эйвоне во время Всемирного Шекспировского фестиваля, состоявшейся 10 августа на сцене Королевского Шекспировского театра, и награды в Эдинбурге спектакль с успехом шел в Москве.

В сентябре 2015 года состоялась премьера спектакля «Мой внук Вениамин» по пьесе Л. Улицкой (признанной иноагентом в РФ). Лия Ахеджакова сыграла роль бабушки Эсфири Львовны — портнихи еврейской национальности. Пронзительная история наполнена глубокими смыслами с наслоением разных тем, конфликтом поколений, столкновением человеческих надежд и суровой реальности. В пьесе много действия, уместившегося во временной отрезок полгода. Свадьба и побег молодоженов в Новосибирск, попытка самоубийства, беременность, ссоры и примирения. И есть место для надежды и любви у каждого персонажа.

Лия Ахеджакова в спектакле «Мой внук Вениамин»

Лия Ахеджакова в спектакле «Мой внук Вениамин»

Кинокарьера

Лия Ахеджакова появилась на киноэкране в 1968 году в фильме-спектакле «Возвращение». Она очень убедительно сыграла десятилетнего мальчишку Петра, которого война научила быть взрослым мужчиной – стать опорой для семьи.

В 1974 году детям и взрослым запомнилась сказка «Иван да Марья» режиссера Бориса Рыцарева. Ироничный взгляд на сказочных персонажей: Бабу Ягу, Соловья Разбойника, Призрака, царя Евстигнея. В фильме звучат песни на стихи Владимира Высоцкого, русские народные песни, привезенные из фольклорных экспедиций. Лия Ахеджакова сыграла веселую царевну Аграфену.

В 1975 году на телеэкраны Советского Союза вышел телефильм «Ирония судьбы, или с легким паром» с Андреем Мягковым, Юрием Яковлевым и Александром Ширвиндтом в главных ролях. Лирическая комедия Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского стала культовой для телезрителей огромной страны. Лия Ахеджакова сыграла эпизодическую роль Тани – подруги главной героини Нади. С этого времени актриса стала регулярно появляться в фильмах Эльдара Рязанова.

В «Служебном романе» 1977 года Лия Ахеджакова исполнила одну из главных ролей – секретаршу Верочку. Подбирая актрису на эту роль, режиссер пошел против стереотипа. Секретаршу играет Ахеджакова – женщина с абсолютно непрезентабельной внешностью. Но при этом ее искрометный юмор и меткие выражения запоминаются сразу и навсегда.

Для фильма «Гараж», вышедшего в 1979 году, роль главной героини Елены Павловны Малаевой Эльдар Рязанов прописал специально для любимой артистки Ахеджаковой. Ее страстное высказывание о том, что человека надо охранять от человека и желаний, которые его съедают: захватить, захапать побольше, красочно характеризует высмеиваемую в фильме эпоху застоя. Не зря картина не вызвала энтузиазма у чиновников от культуры и не только.

Трагикомедия 1991 года «Небеса обетованные», снятая Эльдаром Рязановым, стала лучшим фильмом данного года. У него 6 премий «Ника» в различных номинациях. Одну из главных ролей исполнила Лия Ахеджакова. Бездомная художница Фима стала для актрисы любимым образом из всех, когда-либо ею сыгранных ранее.

Премия «Ника», полученная Ахеджаковой за роль второго плана в этом фильме, стала заслуженной наградой. Вторую премию «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана» актриса получила за фильм «Изображая жертву». Он вышел в 2006 году по сценарию братьев Пресняковых. Режиссер Кирилл Серебренников. В комедии абсурда артистка сыграла официантку в кимоно – работницу японского ресторана.

Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»

Лия Ахеджакова и Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»

Фильмография Лии Ахеджаковой

  • 2018

    Лето

    Роль: мать хозяина

  • 2012

    Мамы

    Роль: Светлана Семёновна, мама Сергея Николаевича (новелла «Напарник»)

  • 2009

    Книга мастеров

    Роль: Баба Яга

  • 2006

    Изображая жертву

    Роль: работница японского ресторана

  • 2000

    Старые клячи

    Роль: Любовь

  • 1991

    Небеса обетованные

    Роль: Фима

  • 1979

    Гараж

    Роль: Малаева

  • 1979

    Москва слезам не верит

    Роль: Ольга Павловна, директор клуба

  • 1977

    Служебный роман

    Роль: секретарша Верочка

  • 1975

    Ирония судьбы, или С легким паром!

    Роль: Таня, подруга Нади

Лия Ахеджакова в фильме «Изображая жертву»

Лия Ахеджакова в фильме «Изображая жертву»

Лия Ахеджакова сейчас

В 2023 году многие спектакли с участием Лии Ахеджаковой стали отменяться. В начале апреля 2023 года Лия Ахеджакова уволилась из «Современника» по собственному желанию. Артистка отправилась в Европу, Израиль со своими антрепризами.

Личная жизнь и семья Лии Ахеджаковой

Лия Ахеджакова трижды выходила замуж. Детей ни в одном браке не родилось. Болезненную для себя тему в интервью не обсуждает. Первый муж Валерий Носик служил вместе с Ахеджаковой в Театре юного зрителя г. Москвы. Он любил выпить и приударить за другими женщинами. Когда Лия получила подтверждение измены, она ушла от мужа, оставив ему двухкомнатную квартиру. При всех своих недостатках Валерий не вызывал у Лии гнева и отвращения. Жилье было подарено ей отчимом. Но Меджид Салехович не стал упрекать любимую дочь за отданную неверному мужу квартиру.

Второй раз Лия Меджидовна вышла замуж за художника Бориса Кочейшвили. Прожили они достаточно долго. Все это время актриса обеспечивала семью материально, так как картины мужа не продавались. Когда Кочейшвили стал востребованным художником, в супружеской паре начались раздоры. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало поведение Бориса. Он отказывался как-либо помогать жене в уходе за ее матерью, умиравшей от рака.

Супруги развелись. Но еще много лет после развода Борис оставался зарегистрированным в квартире Ахеджаковой. В 2021 году история их взаимоотношений попала на страницы прессы, когда Лия Меджидовна подала в суд, чтобы выписать бывшего мужа из своей квартиры. Он к этому времени собрался официально жениться.

С 2001 года Лия Ахеджакова находится в браке с фотографом Владимиром Персияниновым. Об этом браке она долго не рассказывала отчиму. Сообщила только тогда, когда Меджид Салехович стал проявлять сильное беспокойство. На склоне лет он ослеп и боялся, что скоро может умереть, а любимая дочь останется жить в одиночестве. В нынешние семейные отношения Лия Меджидовна старается не впускать посторонних людей.

Лия Ахеджакова с мужем Владимиром Персияновым

Лия Ахеджакова с мужем Владимиром Персияновым

Награды и звания Лии Ахеджаковой

  • 2015

    Ника

    Специальный приз «Честь и достоинство» им. Эльдара Рязанова

  • 2007

    Ника

    Лучшая женская роль второго плана («Изображая жертву»)

  • 2006

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

    За большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи

    Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2006 года №368

  • 2001

    Премия «Олимпия»

  • 1999

    Орден «Почёта»

    За заслуги в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную работу

    Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1999 года №208

  • 1997

    Царскосельская художественная премия

  • 1994

    Почётное звание «Народная артистка Российской Федерации»

    За заслуги в области искусства

    Указ Президента Российской Федерации от 29.12.1994 года №2227

  • 1992

    Ника

    Лучшая роль второго плана («Небеса обетованные»)

  • 1979

    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых

    За исполнение роли секретарши Верочки в фильме «Служебный роман»

  • 1970

    Почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР»

Дата публикации: 09.04.2024 года
Дата последнего обновления: 29.04.2024 года
Автор: