Плисецкая Майя Михайловна

Плисецкая Майя Михайловна

Майя Плисецкая — знаменитая балерина, хореограф и балетмейстер, вошедшая в историю мирового балета. Её история легла в основу многих документальных фильмов. Дочь политика, обвинённого в измене Родине, и актрисы, отправленной в ссылку, Майя ещё в детстве проявила сильный характер и талант. Она обладала редкой пластикой и отличалась удивительным творческим долголетием, и в 70 лет выступая на сцене.

Что нам известно о Майе Плисецкой

Реальное имя:

Майя Плисецкая

Дата рождения:

20.11.1925 года

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

02.05.2015 года

На момент смерти Майе Плисецкой было:

89 лет

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Замужем

Дети:

-

Род деятельности:

Балерина, Балетмейстер, Хореограф, Актриса, Мемуарист

Биография Майи Плисецкой

Плисецкая Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец, Михаил Эммануилович, еврей по происхождению, занимался кинопроизводством, а затем служил дипломатом. Далее руководил угольным трестом на архипелаге Шпицберген, был генконсулом СССР. Мать, Рахиль Мессерер-Плисецкая, имевшая белорусские и литовские корни, работала актрисой немого кино. Кроме Майи в семье росли её младшие братья Александр и Азарий.

В 1937 году, когда Майе было 12 лет, её отца арестовали по подозрению в шпионаже, а через полгода расстреляли. Вслед за этим, в марте 1938-го, мать с маленьким Азарием отправили в лагерь жён изменников Родины в Казахстан. Майю и Александра должны были отправить в детский дом, но от этой участи их спасли родные брат и сестра их матери Суламифь и Асаф: женщина удочерила девочку, а мальчик остался с мужчиной.

Тётя и дядя были признанными знаменитостями русского балета того времени, благодаря чему саму Майю и её братьев, впоследствии тоже посвятивших себя балету, относят к артистической династии Плисецких-Мессерер. Именно Суламифь впервые привела девочку на свой спектакль, затем отвела в балетный класс. Майе тогда было семь, и поэтому её не хотели принимать — набор осуществлялся только с восьми лет, но тётя сумела убедить комиссию.

Проведя в ссылке три года, мать Майи вернулась и вместе с семьёй была эвакуирована в Свердловск. Там девочка впервые выступила на сцене в спектакле «Лебединое озеро», поставленного её тётей. Суламифь изменила партию Майи «Умирающий лебедь», написанную хореографом Михаилом Фокиным, чтобы та могла продемонстрировать свою выразительную пластику и чёткость движений, и велела девушке выходить спиной к залу.

В 1942 году они возвратились в столицу, а через год Майя закончила обучение в хореографическом училище. Её взяли в труппу Большого театра, но в кордебалет. По воспоминаниям балерины, главные партии ей начали давать после постановки «Шопениана», где она придумала интересный ход, который с восторгом приняла публика — на пике прыжка на мгновение «застыть» в воздухе. Тогда многие зрители впервые узнали её имя.

Девушке стали давать сольные роли. В 1949 году балерина выступила перед Иосифом Сталиным на кремлевском концерте в честь его дня рождения. Начала гастроли по СССР и за рубежом, но в какой-то момент её не выпускали заграницу, предположительно из-за общения с иностранными политиками. Но всё изменило «Лебединое озеро», поставленное ею в 1958 году. Спектакль впечатлил Никиту Хрущёва, и ей разрешили выступать в США, Франции, Италии и других странах.

В 1960 году балерина стала примой Большого театра. В этот период Майя становится известной как хореограф-постановщик и балетмейстер, хотя сама она не считала, что подходит для этой работы. Главным балетмейстером в то время был Юрий Григорович, и с годами их начали противопоставлять друг другу. В 1990 он уволил Майю Плисецкую. Последние годы знаменитая балерина жила в Мюнхене. В мае 2015 она умерла от сердечного приступа.

Творческая деятельность

Исследователи творчества Плисецкой говорят о том, что она стала создательницей собственного стиля — графичного, отточенного, отличающегося завершённостью каждого движения и всей партии. Майя Плисецкая экспериментировала в танце, добавляя новые элементы и неординарные режиссёрские ходы. Всё это вместе с особой музыкальностью и природной гибкостью сделало её самой известной отечественной балериной.

Больше всего поклонникам запомнились её сильные и характерные образы в балетах «Кармен-сюита», «Айседора», «Безумная из Шайо» и других. Для зрителей Большого театра поначалу эти постановки были слишком непривычными, и её называли «предательницей классического балета». Выступала в стиле фламенко в «Астурии» и «Марии Стюарт». Став балетмейстером, ставила балеты «Анна Каренина», «Чайка» и другие, выступая в них в главных партиях.

С 1980 сотрудничала с зарубежными мастерами, работая художественным руководителем сначала в Римском театре оперы и балета, а затем — в Испанском национальном балете. После увольнения из Большого театра выступала в Аргентине, США, Франции. Артисты балета уходят со сцены до 40 лет, но Майя Плисецкая танцевала и в преклонные годы. В честь своего семидесятилетия она выступила в номере «Аве Майя», написанном французским балетмейстером Морисом Бежаром.

Награды и звания Майи Плисецкой

  • 2010 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2005 Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени
  • 2003 Премия «Национальная гордость России»
  • 2003 Премия «Национальная гордость России»
  • 2000 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • 2000 Премия «Триумф»
  • 2000 Премия «Российский Национальный Олимп»
  • 1995 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • 1985 Орден «Ленина»
  • 1985 Герой Социалистического Труда
  • 1981 Орден «Трудового Красного Знамени»
  • 1964 Ленинская премия
  • 1959 Почётное звание «Народный артист СССР»
  • 1956 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1951 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

Личная жизнь и семья Майи Плисецкой

Личная жизнь знаменитой балерины тоже была связана с творчеством. Майя Плисецкая была замужем два раза. Первый брак с советским и латвийским танцовщиком балета Марисом Лиепой, заключённый в 1956 году, продлился меньше ста дней. Через два года она снова вышла замуж за композитора и пианиста Родиона Щедрина, с которым прожила всю оставшуюся жизнь. Перед смертью она завещала кремировать её тело, а после кончины супруга соединить их прах и развеять над Россией.

Дата публикации: 27.11.2020 года
Дата последнего обновления: 25.02.2021 года
Автор:

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *