Гафт Валентин Иосифович

Гафт Валентин Иосифович

Валентин Гафт — советский и российский актёр театра и кино, поэт, народный артист РСФСР (1978). За более чем шестьдесят лет творческой карьеры сыграл более сотни ролей в кино и воплотил более сорока на театральной сцене. За внесённый вклад в развитие отечественного кинематографа и театрального искусства был удостоен многих престижных премий. Сегодня считается одним из ярчайших актёров своего времени.

Что нам известно о Валентине Гафте

Реальное имя:

Валентин Гафт

Дата рождения:

02.09.1935 года

Знак зодиака:

Дева

Дата смерти:

12.12.2020 года

На момент смерти Валентину Гафту было:

85 лет

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

2

Рост Валентина Гафта:

187 см

Род деятельности:

Актер, Театральный режиссер, Поэт, Писатель

Видео с участием Валентина Гафта

Предлагаем вам посмотреть видео про Валентина Гафта. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Валентин Гафт - актер, театральный режиссер, поэт, писатель. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Валентина Гафта

Гафт Валентин Иосифович родился 2 сентября 1935 года в Москве. Будущий актёр воспитывался в еврейской семье, отец занимал должность юриста, а мать была домохозяйкой. Великая Отечественная война началась, когда мальчику исполнилось шесть лет. Иосиф Гафт одним из первых отправился добровольцем на фронт, и день прощания с отцом навсегда врезался в память маленького Валентина. Сам он остался с матерью в столице.

В 7 лет мальчик пошёл в школу, однако не испытывал к учёбе особого интереса. Гораздо больше ему нравилась художественная самодеятельность, а участие в школьных постановках впервые натолкнуло его на мысль о театре. Как позднее вспоминал сам актёр, из-за того, что в его школе не было девочек, ему часто приходилось играть женских персонажей, и главным его достижением в то время стала роль невесты в «Предложении» Чехова.

Не меньше мальчику нравилось ходить на спектакли. Так, сильное впечатление на него произвела постановка «Особое задание» по пьесе Сергея Михалкова: актёрская игра была настолько убедительной, что сначала он принял происходящее на сцене за действительность. В это же время мальчик всерьёз интересуется музыкой и мечтает стать пианистом. Однако в то время не было возможности приобрести инструмент, и мечта так и осталась мечтой.

И хотя в памяти актёра сохранилось немало счастливых детских воспоминаний, те годы были омрачены ожиданием известий от отца. Когда Гафт-старший вернулся с фронта, мальчику исполнилось десять лет. За годы войны он дослужился до звания майора и был награждён медалью «За боевые заслуги», однако в 1944 году получил тяжёлое ранение, после которого долго проходил лечение в столичном госпитале.

Уже в старших классах Валентин определился с будущей профессией: подросток во что бы то ни стало хотел поступить в театральный вуз. Но родители не воспринимали всерьёз интерес сына к театру, и, получив школьный аттестат, он решил поступать туда втайне от семьи. Он подал заявления сразу в два вуза — Театральное училище им. Щукина и школу-студию при МХАТе. И хотя с первым вступительным испытанием он не справился, второе выдержал на «отлично».

Примечательно, что особую роль в успешном поступлении Гафта сыграл Сергей Столяров. Готовясь к вступительным экзаменам, молодой человек совершенно случайно встретил знаменитого актёра на улице и сразу же обратился к нему с просьбой «прослушать» его. Столяров был удивлён, но не смог отказать Валентину и дал ему несколько уроков по актёрскому мастерству. Именно его Гафт позднее называл своим первым педагогом.

В конечном итоге молодой человек был зачислен в студию при МХАТе. Вместе с ним актёрское ремесло изучали сегодня известные артисты Олег Табаков и Евгений Урбанский, а руководителем выступил актёр, театральный режиссёр и педагог Василий Топорков. В 1957 году он окончил театральный вуз и был принят в труппу Театра имени Моссовета. С этого момента началась его карьера в качестве театрального актёра.

Творческая деятельность

Первое время Валентин Гафт получал только эпизодические роли, однако амбициозного молодого актёра это не устраивало. В это время он меняет одну сцену на другую, на каждой из которых не задерживается подолгу. Уже через год он перевёлся в Театр Сатиры, где был задействован только в одной постановке, а позднее перешёл в Московский драмтеатр. Ещё через четыре года он вошёл в состав труппы «Ленкома», где, наконец, сумел найти себе место.

На последнем месте службы молодой артист знакомится с режиссёром Анатолием Эфросом, сотрудничество с которым он позднее назовёт одной из самых важных страниц в своей жизни: в этот период он обретает уверенность в себе как в профессиональном актёре. Гафт играет заметные роли в постановках Эфроса, в числе которых «Мольер» (по пьесе М. Булгакова), «Три сестры» (по пьесе А. Чехова), «Отелло» (по трагедии У. Шекспира) и др.

В конце 1960-х Валентин Иосифович возвращается на сцену Театра Сатиры. Этому событию предшествовало его знакомство с актёром Андреем Мироновым: последний предложил Гафту попробоваться на роль графа Альмавивы в постановке по легендарной пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро», и тот согласился. Этот спектакль стал громким культурным событием для жителей столицы, а Гафт зарекомендовал себя как талантливый и разноплановый артист.

Именно после этого спектакля на него обратил внимание художественный руководитель и режиссёр театра «Современник» Олег Ефремов: он сразу же решил встретиться с актёром и пригласил его в свой театр. Вскоре Гафт играет на новой сцене, которую не покидает всю оставшуюся жизнь. За годы службы в «Современнике» артист сыграл десятки ярких ролей, а спектакли с его участием пользовались особым успехом у зрителя.

Однако театр был лишь одной из сфер творческой деятельности Валентина Иосифовича, и не менее важную роль для него играл кинематограф. Кинодебют актёра состоялся ещё в 1956 году: 21-летний студент театрального вуза получил небольшую роль в военной драме «Убийство на улице Данте». Позднее он стал получать эпизодические роли в других картинах, но долгое время работа в кино не приносила ему известность.

Обладая характерной, но довольно нестандартной внешностью, Гафт не соответствовал наиболее популярному типажу советского героя того времени, из-за чего получал либо второстепенные роли, либо играл отрицательных персонажей. Серьёзная перемена в его карьере киноактёра произошла только в середине 1970-х: он сыграл дворецкого Брассета в культовой советской комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!».

Несмотря на то, что Валентину Гафту досталась роль второго плана, он был настолько органичен и убедителен в ней, что его персонаж сразу же привлёк внимание и полюбился зрителям. После этого актёр стал получать приглашения уже на ведущие роли. Так, в 1976 году он появляется в драме «Дневной поезд», а спустя два года играет главную роль в экранизации одноимённого романа О’Генри «Короли и капуста».

Однако настоящий успех приходит в 1979 году: именно с этого времени начинается сотрудничество Гафта с мэтром советского кинематографа Эльдаром Рязановым. Актёр получает главную роль в его трагикомической ленте «Гараж»: он играет председателя правления гаражного кооператива Сидорина. Действие картины происходит в вымышленном НИИ, а его сотрудникам предстоит решить, кто же из них останется без гаража.

Комедия была с теплом принята зрителем, а сам артист получил всесоюзную известность. Уже в следующем году он появился в новом музыкальном фильме уже ставшего классиком Э. Рязанова — «О бедном гусаре замолвите слово». Как позднее признался сам режиссёр, изначально именно Гафт рассматривался на роль полковника Покровского: поработав с актёром на съёмках «Гаража», он был уверен, что тот будет органичен в этой роли.

В 1982 году на экраны выходит новогодний мюзикл «Чародеи», сегодня являющийся классикой советского кино, — в этом фильме артист исполняет роль главного антагониста Аполлона Сатанеева, который всячески пытается добиться расположения своей коллеги — молодой и привлекательной девушки Алёны Саниной. Ещё через пять лет он играет в очередной кинокартине Рязанова — мелодраме «Забытая мелодия для флейты».

Следующей совместной работой актёра и метра советской трагикомедии стали «Небеса обетованные». Эта картина сегодня считается одной из лучших как в творчестве самого Рязанова, так и Валентина Иосифовича. Её действие разворачивается в последние годы СССР на городской свалке, а главными героями являются бездомные. Артист воплотил на экране предводителя нищих и диссидента Митю, более известного под прозвищем Президент.

В 1992 году состоялась премьера мелодрамы «Анкор, еще анкор!» с его участием, а ещё через два года он сыграл Воланда в «Мастере и Маргарите» режиссёра Ю. Кары. Примечательно, что десять лет спустя артист появился в ещё одной экранизации знаменитого романа М. Булгакова. Однако в ней он сыграл эпизодическую роль первосвященника Каифы (а также человека во френче, являвшегося аллюзией на Берию).

В 2000 году выходит очередной совместный фильм Рязанова и Гафта — комедия «Старые клячи», в которой он играет роль генерала. В ней же артист исполнил романс «Последняя любовь» на стихи режиссёра. Их последним общим проектом стало продолжение «Карнавальной ночи» — премьера новогодней комедии состоялась в январе 2007 года. И хотя кинокритики невысоко оценили картину, она была тепло принята зрителем.

В числе более поздних работ артиста психологический триллер Никиты Михалкова «12», новогодняя лента «Ёлки-3», криминальный сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и др. Среди более ранних фильмов с его участием также заслуживают внимания номинированная на «Золотой глобус» драма «Затерянный в Сибири», комедия «Сирота казанская», музыкальный фильм «По главной улице с оркестром», драма «Нежный возраст» и др.

Всего фильмография Валентина Гафта насчитывает более 120 работ. В свои последние годы артист всё реже появляется на экране и предпочитает играть роли второго плана. В то же время, он всё так же активно участвует в постановках «Современника». Так, в 2009 году состоялась премьера «Сна Гафта, пересказанного Виктюком». Автором пьесы является сам артист, он же сыграл в постановке ключевую роль.

В 2013 году была поставлена «Игра в джин», а ещё через несколько лет состоялась премьера спектакля «Пока существует пространство», в котором артист играл последнюю в своём репертуаре театральную роль. Важно отметить, что, как и «Сон Гафта», одноимённая пьеса принадлежит авторству самого актёра. По словам Валентина Иосифовича, эта работа стала его собственным «исследованием о том, что такое любовь».

Однако на театральной сцене Гафт выступал не только как артист и драматург, но и как режиссёр. Впервые он дебютировал в этой роли в 2001 году с уже известным его поклонникам спектаклем «Балалайкин и Ко», а также снова сыграл в нём роль Глумова (вошла в его репертуар в 1973 году). А через 15 лет им была поставлена остросатирическая пьеса «Кто такая Эзра Паунд?» российского драматурга Татьяны Котляревской.

Помимо пьес, артист также известен как автор прозы и нескольких стихотворных сборников. Им были изданы книги «Отдушина» и «Отражения», а также собрания сочинений «Хулиган», «Красные фонари» и др. При этом излюбленным жанром Гафта была эпиграмма. На протяжении многих лет актёр писал короткие и колкие сатирические стихи, которые посвящал своим коллегам и в которых нередко высмеивал и самого себя.

Среди коллег Валентин Гафт был признан настоящим мастером эпиграммы. Так, актёр Александр Филиппенко однажды предложил свой вариант расшифровки фамилии Гафт, если бы она была аббревиатурой, и назвал его Гениальным Автором Феноменальных Текстов (ГАФТ). Другая точка зрения была у Григория Горина: он называл слово «Гафт» не фамилией, а диагнозом, при котором «нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…».

Фильмография Валентина Гафта

  • 2011 Жизнь и приключения Мишки ЯпончикаРоль: Герш Мендель
  • 2009 ПритяжениеРоль: Александр Николаевич
  • 2009 Книга мастеровРоль: говорящее зеркало
  • 2007 12Роль: 4-й присяжный
  • 2005 Мастер и МаргаритаРоль: Каифа, человек во френче
  • 1986 Мой нежно любимый детективРоль: мистер Лестер
  • 1979 ГаражРоль: Сидорин, председатель правления гаражного кооператива
  • 1976 Дневной поездРоль: Игорь
  • 1973 Семнадцать мгновений весныРоль: Геверниц
  • 1968 ИнтервенцияРоль: Длинный, французский солдат

Награды и звания Валентина Гафта

  • 2016 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 15.02.2016 года №59
  • 2012 Хрустальная ТурандотЗа долголетнее и доблестное служение театру
  • 2012 Золотой орёлЗа вклад в отечественный кинематограф
  • 2010 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 02.09.2010 года №1092
  • 2009 Звезда ТеатралаЛучшее соло
  • 2005 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степениЗа большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 02.09.2005 года №1031
  • 1995 Орден «Дружбы»За заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народамиУказ Президента Российской Федерации от 11.08.1995 года №845
  • 1984 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1978 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

Личная жизнь и семья Валентина Гафта

За всю жизнь Валентин Гафт был трижды женат. Свою первую супругу, модель Елену Изергину он встретил ещё в юности. Она была зрительницей на его первых спектаклях и свидетельницей его первых побед и поражений на театральной сцене. И хотя сначала влюблённые были счастливы в браке, он оказался недолгим: позднее девушка увлеклась другим мужчиной, и они расстались. А вскоре после развода Валентин встретил другую женщину.

Роман с художницей Еленой Никитиной оказался недолгим, однако она стала матерью его первого ребёнка — сына Вадима. При этом о рождении мальчика актёр узнал только тогда, когда ему исполнилось три года. Не желая ничего требовать от бывшего возлюбленного, девушка скрыла факт рождения сына. Вскоре вместе с мальчиком она эмигрировала в Бразилию. Отец и сын стали общаться только много лет спустя, когда Вадим вернулся в Россию.

Второй брак артиста также был непродолжительным. По мнению самого Валентина, его супруга Инна Елисеева была девушкой с тяжёлым характером, что не раз становилось причиной конфликтов между ними. Кроме того, она воспитывалась в состоятельной семье, которая, по словам актёра, относилась к нему пренебрежительно: из-за того, что в то время он не имел большого заработка, родители Инны так и не приняли его по-настоящему.

Однако от этого брака у артиста родилась единственная дочь — Ольга. В юности девочка увлекалась балетом, а позднее решила пойти по стопам отца и поступить в театральный вуз. Гафт поддержал желание дочери, но в глубине души не хотел, чтобы она становилась актрисой. Поэтому, когда Ольга провалила экзамены, он не стал предпринимать каких-либо действий и использовать свои профессиональные связи.

Позднее девушка поступила в хореографическое училище и стала балериной. А в 2002 году в жизни артиста произошла трагедия: из-за несчастной любви Ольга покончила собой. При этом в своей предсмертной записке девушка обвиняла мать, с которой у неё всегда были напряжённые отношения. Как выяснилось позднее, узнав о проблемах дочери, Инна не стала поддерживать её, а, напротив, назвала неудачницей.

Произошедшее стало большим ударом для Гафта: артист винил себя в том, что не сумел спасти дочь, и надолго слёг. В течение трёх следующих лет он имел серьёзные проблемы со здоровьем, и главной поддержкой для него стала Ольга Остроумова — его третья супруга, на которой он женился ещё в 1996 году. Однако артисты были знакомы гораздо раньше: впервые они встретились на съёмках рязановской трагикомедии «Гараж».

И хотя артист сразу же обратил внимание на свою коллегу, на тот момент они оба были несвободны, и эта симпатия ни к чему не привела. Всё изменилось много лет спустя, когда Гафт случайно наткнулся на одно из телешоу, в котором участвовала Ольга Остроумова. Одна из фраз актрисы привлекла его внимание, и он сразу же стал искать с ней встречи. На тот момент они оба были в разводе, и вскоре между ними завязался роман.

Позднее пара узаконила отношения. От предыдущего брака у Ольги было двое детей, с которыми Валентин Иосифович сразу же нашёл общий язык. Когда же его супруга стала бабушкой, он души не чаял в её внуках и относился к ним, как к своим. В этих отношениях с самого начала царили гармония и понимание, а через какое-то время под влиянием своей жены артист перешёл в православную веру. В браке с актрисой он прожил всю оставшуюся жизнь.

Подробности смерти Валентина Гафта

В течение последних лет Валентин Гафт испытывал серьёзные проблемы со здоровьем. Так, в 2013 году стало известно о том, что у артиста диагностирована болезнь Паркинсона, а два года спустя он перенёс тяжёлую операцию на сердце. В 2019 году поклонники актёра в очередной раз обеспокоились его здоровьем: Гафт перенёс инсульт и в течение долгого времени находился на реабилитации. Однако последствия инсульта оказались необратимыми.

После этого он уже не мог вставать с постели и, по словам родных и близких, ему с трудом удавалось даже говорить. Артиста не стало 12 декабря 2020 года на 86-ом году жизни. Через три дня прошла церемония прощания с актёром, он был похоронен на Троекуровском кладбище. В 2021 году за вклад в развитие мирового кинематографа артист посмертно был удостоен специального приза на Московском международном фестивале.

Дата публикации: 03.06.2021 года
Дата последнего обновления: 19.09.2021 года
Автор:
Никита Панфилов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Арсений Попов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Андрей Гайдулян 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Игорь Николаев 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *