Ефремов Олег Николаевич

Ефремов Олег Николаевич

Олег Ефремов — отечественный актёр, режиссёр театра. Имя Олега Николаевича широкому кругу зрителей известно благодаря кинематографу — его фильмография насчитывает 120 ролей. Но в кино он, по собственному признанию, снимался для развлечения — главным в его жизни всегда было театральное искусство. Известнейшие творческие деятели называют его «строителем театра» за его вклад в основание «Современника» и работу МХАТа.

Что нам известно о Олеге Ефремове

Реальное имя:

Олег Ефремов

Дата рождения:

01.10.1927 года

Знак зодиака:

Весы

Дата смерти:

24.05.2000 года

На момент смерти Олегу Ефремову было:

72 года

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

2

Род деятельности:

Актер, Театральный режиссер, Театральный педагог

Видео с участием Олега Ефремова

Предлагаем вам посмотреть видео про Олега Ефремова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Олег Ефремов - актер, театральный режиссер, театральный педагог. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Олега Ефремова

Ефремов Олег Николаевич родился 1 октября 1927 года в Москве. Деятель культуры говорил, что среди его предков были и белогвардейцы, и «враги народа», и жёны наркомов. Значимая часть его детства прошла в коммунальной квартире на Арбате, где его родителей, Николая Ивановича и Анну Дмитриевну, считали «отпрысками буржуев» (актёр видел соответствующий донос). Представителей театральных профессий в его семье не было.

Интерес к театру близкие Ефремова наблюдали в нём уже в его ранние годы. В его ближайшем окружении были дети из творческих семей: Александр Калужский — внук заслуженного деятеля искусств РСФСР Василия Лужского, и Сергей Шиловский — пасынок Михаила Булгакова. По воспоминаниям его отца, маленький Олег создавал кукольные спектакли из вырезанных из бумаги фигурок со своим двоюродным братом Германом Меньшениным.

Своей первой учительницей в мире искусства Олег Ефремов называл Александру Кудашеву-Тинникову, которая была руководителем театральной студии при Доме пионеров. Театральный педагог была ученицей Михаила Чехова — племянника А. П. Чехова и автора знаменитой книги «О технике актёра». По словам артиста Вячеслава Езепова, другого ученика Александры Георгиевны, Кудашева «дала ему [Ефремову] лучшее, что было».

Однако театрального будущего Олега Ефремова могло не случиться. Его отец работал бухгалтером в системе ГУЛАГа. В начале Великой Отечественной войны, когда ему было 14 лет, их семье пришлось переехать в посёлок Абезь Воркутинского района, потому что главу семейства направили работать в воркутинские лагеря. Находясь там, Олег несколько раз посылал заявления с просьбой принять его в военно-морскую спецшколу, но ему отказывали.

В 1943 году Николай Иванович принял решение уволиться и возвратиться с семьёй в столицу, чтобы общение с заключёнными не повредило его сыну. А спустя два года, получив аттестат зрелости, будущий актёр и режиссёр подал документы в Школу-студию МХАТ. Этот вуз был выбран Ефремовым по рекомендации его друга Саши Калужского, дед которого был одним из первых учеников К. С. Станиславского и служил во МХАТе.

Наставниками будущего выдающегося деятеля искусств стали Михаил Кедров, бывший главный режиссёр Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского (ныне «Электротеатр Станиславский») и Василий Топорков. У первого из них Олег Ефремов также занимался в режиссурской ассистентуре. Также немалое влияние на его становление оказали Василий Марков, Павел Массальский, Иосиф Раевский, Нина Литовцева.

Творческая деятельность

Олег Ефремов вспоминал, что во время обучения в Школе-студии ему и другим студентам внушалась идея превосходства МХАТ над другими театрами. Получив диплом, актёр стремился попасть в труппу академического театра, но его не согласились в неё принять даже статистом. Тогда он вошёл в актёрский состав Центрального детского театра (сегодня РАМТ). На подмостках ЦДТ артист выступал семь лет, с 1949 по 1956 год.

Ефремов с самого начала творческого пути работал с выдающимися драматургами и режиссёрами. Свою первую роль он исполнил в спектакле по пьесе «Её друзья» Виктора Розова. После в ЦДТ появился новый режиссёр Мария Кнебель. Она доверила ему роль Иванушки в её постановке «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова. Анатолий Эфрос, её ученик, ставил в ЦДТ «В добрый час!» и «Бориса Годунова»; в первом Ефремов играл Алексея, во втором — Самозванца.

Театральный деятель с большим уважением относился к системе К. С. Станиславского. В одном из интервью Олег Ефремов говорил, что её воспринимают как догму, нечто «мёртвое», в то время как сам реформатор театра, по его словам, был за создание «живого и только живого до конца образа спектакля». Параллельно с работой в ЦДТ Олег Николаевич преподавал в альма-матер в качестве ассистента и прививал студентам стандарты игры, установленные Станиславским.

Ещё работая в Детском театре, актёр примерил на себя режиссёрскую роль. Его первой постановкой стал водевиль 1955 года «Димка-невидимка» по детской пьесе Михаила Львовского, написанной в соавторстве с Вадимом Коростылёвым. В следующем году Ефремов покинул ЦДТ, чтобы встать во главе новой театральной группы, разделявшей его взгляды на театральное искусство. Так родился театр «Современник».

Изначально театр, лидером которого стал Олег Ефремов, звался «Студией молодых актёров». Кроме него, в его создании участвовали Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв, Игорь Кваша и Лилия Толмачёва. Исследователи искусства отмечают, что театральная группа в своём ядре заложила противоречие: с одной стороны, она противостояла МХАТу, который находился в кризисе, а с другой — считала себя студией художественного театра.

Худрук и режиссёр театра Ефремов отмечал: «„Современник“ спорил с тем, тогдашним МХАТом, чтобы идею МХАТа сохранить». Их дебютный спектакль «Вечно живые», который ставился по Виктору Розову, театралы, ожидавшие чего-то принципиально нового, назвали «Просто хорошим МХАТом», что сам он оценил как значимое достижение. Но впоследствии «Современник» и стиль Ефремова называли «театром живого человека» за приближение героев к зрителям.

Лидер театра много сотрудничал с современными драматургами: кроме Розова, им предоставляли свои работы Константин Симонов, Василий Аксёнов, Александр Солженицын и пр. Особой стилевой чертой театра был лаконизм в оформлении — у труппы не было своей площадки, где они могли бы хранить реквизит. Лишь спустя пять лет существования они получили здание у метро «Маяковская» благодаря поддержке министра культуры Екатерины Фурцевой.

Репертуар «Современника» нередко называют вызывающим и антисталинским (становление театра пришлось на период хрущёвской оттепели и всеобщего порицания репрессий предшествующих годов). Решения о выборе материала и подаче тем актёры и режиссёры принимали сообща. Они ставили пьесу «Голый король», за которую их жестко раскритиковали в коллегии минкульта, трилогию «Декабристы» — «Народовольцы» — «Большевики» и пр.

Работу в «Современнике» Олег Ефремов совмещал с кинематографической карьерой. Он говорил, что съёмки позволяют «заземлиться», почувствовать документализм существования посредством кино. Работу на съёмочной площадке он называл отдыхом для себя. И многие режиссёры отмечали: в кадре Олег Николаевич действительно выглядел очень естественно, и возникало ощущение, что ему даже не приходится вживаться в роли — он словно играет самого себя.

Первой работой в фильмографии Олега Ефремова стала мелодрама «Первый эшелон» Михаила Калатозова. По его дебютной роли идеального советского человека, комсомольца Алексея Узорова, за ним закрепилось признание как актёра социального типа. Ему предлагали роли народных комиссаров, секретарей всевозможных общественных организаций, сотрудников милиции, военных, учёных и деятелей культуры.

Олега Ефремова приглашали в свои проекты именитые режиссёры. Он играл Фёдора Долохова в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука; следователя Подберёзовикова в трагикомедии «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова; таксиста Сашу в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе»; художника Фёдора в гротескном фильме «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты. Также он сам был одним из режиссёров драмы «Строится мост».

Ефремов продолжал сниматься, но реже, и после своего перехода в 1970 году в МХАТ, куда его пригласили на должность главного режиссёра. Некоторое время этот пост занимал его наставник из Школы-студии Михаил Кедров, который и назвал своего ученика возможным преемником. Раньше Олег Николаевич мечтал о работе в этом театре, а потому, после долгих сомнений, принял это предложение, невольно подставив под угрозу благополучие «Современника».

Но МХАТ 1940-х и 1970-х годов резко различались. Критики говорили, что из главного отечественного театра он превратился в неподъёмный механизм, лишённый свободы, потому что в нём играли в основном только одобренные партийным руководством пьесы. К тому же существовала проблема закостенелости самой труппы, которая насчитывала около полутора сотен артистов; из-за простоев и внутренней конкуренции в ней царила нездоровая атмосфера.

Режиссёр пришёл к неутешительному выводу: если «старички» (те, кто вошёл в труппу в пору её рассвета) были готовы его поддержать, «середняки» встали в оппозицию. Но Олег Николаевич не мог увольнять людей. Чтобы сделать театр жизнеспособным, ему пришлось привлечь артистов, с которыми он работал ранее: Евгения Евстигнеева, Андрея Попова, Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Татьяну Доронину.

Попытки вернуть театру былое величие часто были безуспешными: чтобы не допускать долгих простоев для части труппы, Ефремову приходилось соглашаться ставить проходные пьесы. При этом он сам стремился показывать зрителям злободневные постановки и брал на себя главные роли в них, как, например, в «Заседании парткома», «Обратной связи» и запрещённой «Наедине со всеми» драматурга Александра Гельмана.

Проработав в МХАТе 17 лет, Олег Николаевич понял, что управлять раздираемой противоречиями труппой из двухсот человек невозможно. Он решил разделить театр на две автономные группы. Первая получила название МХАТ им. М. Горького, её возглавила Татьяна Доронина. Вторая часть была названа МХАТом им. А. П. Чехова, худруком которого остался Ефремов (позднее из названия было убрано слово «академический»).

Олега Ефремова осуждали за раскол прежнего МХАТа, деятели культура выступали против, из-за скандала Политбюро пришлось включиться в процесс разделения. Режиссёр начал заново выстраивать работу его части труппы. Но если раньше он часто обращался к трудам драматургов-современников, то в этот период вернулся к классике. Особый отклик у публики вызвала его постановка «Трёх сестёр»; над ней и другими он работал, будучи тяжело больным.

Фильмография Олега Ефремова

  • 1998 Чехов и КоРоль: Отец Савва Жезлов / помещик Камышов
  • 1995 Ширли-мырлиРоль: Николай Григорьевич
  • 1988 Кабала святошРоль: Жан-Батист Поклен де Мольер
  • 1987 Первая встреча, последняя встречаРоль: изобретатель Занзевеев
  • 1985 Батальоны просят огняРоль: Василий Матвеевич Гуляев, полковник
  • 1972 Здравствуй и прощайРоль: Буров Григорий Степанович, участковый
  • 1969 Гори, гори, моя звездаРоль: Фёдор, художник-самородок
  • 1966 Берегись автомобиляРоль: Максим Подберёзовиков, следователь
  • 1965 Война и мирРоль: Фёдор Долохов
  • 1965 Звонят, откройте дверьРоль: Василий Дресвянников, отец Гены, алкоголик

Политическая деятельность

Руководство театрами, игру на сцене и в кино Олег Ефремов совмещал с политической деятельностью в области культуры. В течение нескольких созывов он был депутатом Моссовета от Союза театральных деятелей СССР. Одним из вопросов, которым занимался деятель, будучи народным избранником, была проблема функционирования хозрасчётных театров: он добивался того, чтобы спонсорские деньги, направляемые театрам, не облагались налогами.

Награды и звания Олега Ефремова

  • 2003 Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусстваЗа многолетнее научное исследование и публикацию творческого наследия основателей Московского Художественного театраУказ Президента Российской Федерации от 12.06.2004 года №766
  • 1997 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степениЗа большой личный вклад в развитие театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 11.09.1997 года №1002
  • 1993 Орден «Дружбы народов»За большой личный вклад в развитие театрального искусства и подготовку высококвалифицированных кадров для театра и киноУказ Президента Российской Федерации от 10.11.1993 №1887
  • 1987 Орден «Ленина»
  • 1987 Герой Социалистического ТрудаЗа большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
  • 1983 Государственная премия СССРЗа спектакль «Так победим!» по пьесе М. Ф. Шатрова
  • 1977 Орден «Трудового Красного Знамени»За заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • 1976 Почётное звание «Народный артист СССР»За большие заслуги в развитии советского театрального искусства
  • 1969 Почётное звание «Народный артист РСФСР»За заслуги в области советского театрального и киноискусства
  • 1967 Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»За заслуги в развитии советского театрального искусства

Личная жизнь и семья Олега Ефремова

В личной жизни Олег Ефремов, по словам его близких друзей, счастлив не был. Поглощённый работой, он не стремился к созданию семьи, а потому его отношения редко были продолжительными. Первой женой режиссёра стала Лилия Толмачёва. На момент вступления в брак она училась на третьем курсе Школы-студии МХАТ, а через полгода они расстались. Но через четыре года он пригласил её в основанный им «Современник», и она согласилась.

К этому моменту мужчина находился в отношениях с 19-летней Ириной Мазурук; Олег Ефремов познакомился с юной журналисткой благодаря общим знакомым, которые считали, что ему нужна спутница не из театрального круга. Через год, в 1957-м, у них появилась дочь Анастасия. Вскоре Ефремов ушёл от Ирины. Анастасия стала театральным критиком. Она родила сына, умершего в 2002 году, и дочь Ольгу (первая внучка Олега Ефремова), ставшую актрисой.

Третьей супругой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Этот брак продлился 12 лет. На второй год супружеской жизни у них появился сын Михаил, сегодня — заслуженный артист РФ. Первый сын Михаила Ефремова, Никита, продолжил династию актёров. Этот же путь выбрал его второй сын Николай. Другие внуки Олега Ефремова, рождённые от его сына Михаила, — Алла, Анна-Мария, Вера, Надежда, Борис, — ещё не выбрали сферу деятельности в силу возраста.

После кончины актёра появлялась информация о его романах с Анастасией Вертинской, Ириной Мирошниченко и другими актрисами. Но главной женщиной в жизни основателя актёрской династии называют Нину Дорошину, самой известной ролью которой была Надежда, жена Васи, в трагикомедии «Любовь и голуби». Роман Олега Ефремова и Нины Дорошиной продолжался не одно десятилетие. По словам его дочери Анастасии, именно её он просил позвать перед смертью.

Подробности смерти Олега Ефремова

Олег Ефремов с середины 1990-х тяжело болел. Есть данные, что ещё в молодости он сломал ребро во время постановки, из-за чего было повреждено лёгкое. Последние годы актёр не мог дышать самостоятельно, ему приходилось иметь при себе кислородный аппарат. Но при этом он курил и не соблюдал врачебных предписаний, продолжая трудиться во МХАТе. Умер Олег Ефремов 24 мая 2000 года. Причиной смерти актёра называют эмфизему лёгких.

Дата публикации: 29.07.2021 года
Дата последнего обновления: 17.09.2021 года
Автор:
Юрий Борисов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Олег Газманов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Павел Деревянко 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Алексей Демидов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *