Олег Ефремов
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы и образование
- Начало карьеры: Центральный детский театр
- Основатель театра «Современник»
- Руководитель МХАТа
- Кинокарьера
- Фильмография
- Политическая деятельность
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
- Награды и звания
Олег Ефремов — отечественный актёр, режиссёр театра. Имя Олега Николаевича известно широкому кругу зрителей благодаря кинематографу — его фильмография насчитывает свыше 90 ролей. Но в кино он, по собственному признанию, снимался для развлечения — главным в его жизни всегда было театральное искусство. Известнейшие творческие деятели называют его «строителем театра» за его вклад в основание «Современника» и работу МХАТа.
Что нам известно о Олеге Ефремове
Полное имя:
Ефремов Олег Николаевич
Дата рождения:
01.10.1927 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♎Весы
Дата смерти:
24.05.2000 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Олегу Ефремову было:
72 года
Место рождения:
г. Москва
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
2
Род деятельности:
Актер, Театральный режиссер, Театральный педагог
Видео с участием Олега Ефремова
Предлагаем вам посмотреть видео про Олега Ефремова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Ефремов Олег Николаевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы и образование
Ефремов Олег Николаевич родился 1 октября 1927 года в Москве. Деятель культуры говорил, что среди его предков были и белогвардейцы, и «враги народа», и жёны наркомов. Значительная часть его детства прошла в коммунальной квартире на Арбате, где его родителей Николая Ивановича и Анну Дмитриевну считали «отпрысками буржуев» (актёр видел соответствующий донос). Представителей театральных профессий в его семье не было.
Интерес к театру близкие Ефремова наблюдали в нём уже в его ранние годы. В его ближайшем окружении были дети из творческих семей: Александр Калужский — внук заслуженного деятеля искусств РСФСР Василия Лужского, и Сергей Шиловский — пасынок Михаила Булгакова. По воспоминаниям его отца, в детстве Олег Ефремов создавал кукольные спектакли из вырезанных из бумаги фигурок вместе со своим двоюродным братом Германом Меньшениным.
Своей первой учительницей в мире искусства Олег Николаевич называл Александру Кудашеву-Тинникову, которая была руководителем театральной студии при Доме пионеров. Она являлась ученицей Михаила Чехова — племянника Антона Чехова и автора знаменитой книги «О технике актёра». По словам артиста Вячеслава Езепова, другого ученика Александры Георгиевны, Кудашева «дала ему [Ефремову] лучшее, что было».
Отец Олега Ефремова работал бухгалтером в системе ГУЛАГа. В начале Великой Отечественной войны, когда юноше было 14 лет, их семье пришлось переехать в посёлок Абезь Воркутинского района, потому что главу семейства направили работать в воркутинские лагеря. Находясь там, молодой человек несколько раз посылал заявления с просьбой принять его в военно-морскую спецшколу. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы ему не отказывали.
В 1943 году Николай Иванович принял решение уволиться и возвратиться с семьёй в столицу, чтобы общение с заключёнными не повредило его сыну. А спустя два года, получив аттестат зрелости, будущий актёр и режиссёр подал документы в Школу-студию МХАТ. Этот вуз был выбран Ефремовым по рекомендации его друга Александра Калужского, дед которого был одним из первых учеников Константина Станиславского и служил во МХАТе.
Наставниками будущего выдающегося деятеля искусств стали Михаил Кедров, бывший главный режиссёр Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (ныне «Электротеатр Станиславский») и Василий Топорков. У первого из них Олег Ефремов также занимался в режиссурской ассистентуре. Также немалое влияние на его становление оказали Василий Марков, Павел Массальский, Иосиф Раевский, Нина Литовцева.
Олег Ефремов в молодости
Начало карьеры: Центральный детский театр
Олег Ефремов вспоминал, что во время обучения в Школе-студии ему и другим студентам внушалась идея превосходства МХАТа над другими театрами. Получив диплом, актёр стремился попасть в труппу академического театра, но его не согласились принять даже статистом. Тогда он вошёл в актёрский состав Центрального детского театра (сегодня РАМТ). На подмостках ЦДТ артист выступал семь лет, с 1949 по 1956 год.
Ефремов с самого начала творческого пути работал с выдающимися драматургами и режиссёрами. Свою первую роль он исполнил в спектакле по пьесе «Её друзья» Виктора Розова. Позже в ЦДТ появился новый режиссёр Мария Кнебель. Она доверила ему роль Иванушки в её постановке «Конёк-Горбунок» по сказке Петра Ершова. Анатолий Эфрос, её ученик, ставил в ЦДТ спектакли «В добрый час!» и «Бориса Годунова». В первом из них Ефремов играл Алексея, во втором — Самозванца.
Театральный деятель с большим уважением относился к системе Константина Станиславского. В одном из интервью Олег Ефремов говорил, что её воспринимают как догму, нечто «мёртвое», в то время как сам реформатор театра, по его словам, был за создание «живого и только живого до конца образа спектакля». Параллельно с работой в ЦДТ Олег Николаевич работал в альма-матер в качестве ассистента и прививал студентам стандарты игры, установленные Станиславским.
Работая в Детском театре, артист пробовал свои силы в режиссёрской работе. Его первой постановкой стал водевиль 1955 года «Димка-невидимка» по детской пьесе Михаила Львовского, написанной в соавторстве с Вадимом Коростылёвым. В следующем году Ефремов покинул ЦДТ, чтобы встать во главе новой театральной группы, разделявшей его взгляды на театральное искусство. Так родился театр «Современник».
Олег Ефремов и Василий Лановой в фильме «Война и мир» (1965)
Основатель театра «Современник»
Изначально театр, лидером которого стал Олег Ефремов, назывался «Студией молодых актёров». Кроме него, в его создании участвовали Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв, Игорь Кваша и Лилия Толмачёва. Исследователи искусства отмечают, что театральная группа в своём ядре заложила противоречие: с одной стороны, она противостояла МХАТу, который находился в кризисе, а с другой — считала себя студией художественного театра.
Худрук и режиссёр театра Ефремов отмечал: «„Современник“ спорил с тем, тогдашним МХАТом, чтобы идею МХАТа сохранить». Их дебютный спектакль «Вечно живые», который ставился по Виктору Розову, театралы, ожидавшие чего-то принципиально нового, назвали «Просто хорошим МХАТом», что сам он оценил как значимое достижение. Но впоследствии «Современник» и стиль Ефремова называли «театром живого человека» за приближение героев к зрителям.
Лидер театра много сотрудничал с современными драматургами: кроме Розова, им предоставляли свои работы Константин Симонов, Василий Аксёнов, Александр Солженицын и пр. Особой стилевой чертой театра был лаконизм в оформлении — у труппы не было своей площадки, где они могли бы хранить реквизит. Лишь спустя пять лет существования они получили здание у метро «Маяковская» благодаря поддержке министра культуры Екатерины Фурцевой.
Репертуар «Современника» нередко называют вызывающим и антисталинским (становление театра пришлось на период хрущёвской оттепели и всеобщего порицания репрессий предшествующих годов). Решения о выборе материала и подаче тем актёры и режиссёры принимали сообща. Они ставили пьесу «Голый король», за которую их жестко раскритиковали в коллегии минкульта, трилогию «Декабристы» — «Народовольцы» — «Большевики» и пр.
Ефремов руководил созданным им театром с 1956 по 1970 год, совмещая должности главного режиссёра и директора. После перехода Олега Николаевича в Московский художественный академический театр директором «Современника» стал Олег Табаков – самый молодой из его основателей. Главным режиссёром в 1972 году была избрана Галина Волчек, которая в 1989 году стала художественным руководителем театра, – эту должность она занимала до своей смерти в 2019 году.
Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова в фильме «Мама вышла замуж» (1969)
Руководитель МХАТа
В 1970 году Олег Ефремов был приглашён в МХАТ на должность главного режиссёра. Некоторое время этот пост занимал его наставник из Школы-студии Михаил Кедров, который и назвал своего ученика возможным преемником. Раньше Олег Николаевич мечтал о работе в этом театре, а потому, после долгих сомнений, принял это предложение, невольно подставив под угрозу благополучие «Современника».
Но МХАТ 1940-х и МХАТ 1970-х годов резко различались. Критики говорили, что из главного отечественного театра он превратился в неподъёмный механизм, лишённый свободы, потому что в нём играли в основном только одобренные партийным руководством пьесы. К тому же существовала проблема закостенелости самой труппы, которая насчитывала около полутора сотен артистов. Из-за простоев и внутренней конкуренции в ней царила нездоровая атмосфера.
Режиссёр пришёл к неутешительному выводу: если «старички» (те, кто вошёл в труппу в пору её рассвета) были готовы его поддержать, «середняки» встали в оппозицию. Но Олег Николаевич не мог увольнять людей. Чтобы сделать театр жизнеспособным, ему пришлось привлечь артистов, с которыми он работал ранее: Евгения Евстигнеева, Андрея Попова, Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Татьяну Доронину.
Попытки вернуть театру былое величие часто были безуспешными: чтобы не допускать долгих простоев для части труппы, Ефремову приходилось соглашаться ставить проходные пьесы. При этом он сам стремился показывать зрителям злободневные постановки и брал на себя главные роли в них: например, в «Заседании парткома», «Обратной связи» и запрещённом спектакле «Наедине со всеми» драматурга Александра Гельмана.
Проработав в МХАТе 17 лет, Олег Николаевич понял, что невозможно управлять труппой из двухсот человек, раздираемой противоречиями. Он решил разделить театр на две автономные группы. Первая получила название МХАТ имени М. Горького, её возглавила Татьяна Доронина. Вторая часть – МХАТ имени А. П. Чехова, её художественным руководителем остался Ефремов (позднее из названия было убрано слово «академический» – МХТ).
Деятели культуры осуждали Олега Ефремова за раскол прежнего МХАТа и выступали против этого решения. Из-за скандала Политбюро было вынуждено включиться в процесс разделения. Режиссёр начал заново выстраивать работу его части труппы. Но если раньше он часто обращался к трудам драматургов-современников, то в этот период вернулся к классике. Особый отклик у публики вызвала его постановка «Трёх сестёр». Над ней и другими он работал, будучи тяжело больным.
Болезнь лёгких подкосила силы великого актёра и режиссёра. Театральный критик Анатолий Смелянский писал о том, что в последние годы в «строителе театра» чувствовалась усталость, а руководство труппой и новыми постановками всё меньше доставляло ему радости, а всё больше превращалось в «крест» и «долг». Несмотря на проблемы со здоровьем, Олег Николаевич руководил МХАТом имени А. П. Чехова до самой своей смерти в 2000 году.
Олег Ефремов в фильме «Берегись автомобиля» (1966)
Кинокарьера
Работу в театрах Олег Ефремов совмещал с кинематографической карьерой. Он говорил, что съёмки позволяют «заземлиться», почувствовать документализм существования посредством кино. Работу на съёмочной площадке он называл отдыхом для себя. И многие режиссёры отмечали: в кадре Олег Николаевич действительно выглядел очень естественно, и возникало ощущение, что ему даже не приходится вживаться в роли — он словно играет самого себя.
Первой работой в фильмографии Олега Ефремова стала мелодрама Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955). Благодаря его дебютной роли идеального советского человека, комсомольца Алексея Узорова, за ним закрепилось амплуа героя социального типа. Ему предлагали сыграть народных комиссаров, секретарей всевозможных общественных организаций, сотрудников милиции, военных, учёных и деятелей культуры.
Олега Ефремова приглашали в свои проекты именитые режиссёры. Он играл Фёдора Долохова в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965); следователя Подберёзовикова в трагикомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966); таксиста Сашу в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» (1967); художника Фёдора в гротескном фильме Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969). Также он сам был одним из режиссёров драмы «Строится мост» (1965).
Олег Ефремов сыграл в 90 художественных фильмах, а также принял участие в создании документальных лент «Булат Окуджава поёт свои песни» (1984), «Старый новый МХАТ» (1988) и др. Он выступал режиссёром фильмов-спектаклей «Вечно живые» (1976), «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» (1988), «Три сестры» (1997) и пр. Также театральный мэтр подарил свой голос героям мультфильмов «Исполнение желаний» (1957), «Три толстяка» (1963) и «Честное слово» (1978).
Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967)
Фильмография Олега Ефремова
1998
Чехов и Ко
Роль: Отец Савва Жезлов / помещик Камышов
1995
Ширли-мырли
Роль: Николай Григорьевич
1988
Кабала святош
Роль: Жан-Батист Поклен де Мольер
1987
Первая встреча, последняя встреча
Роль: изобретатель Занзевеев
1985
Батальоны просят огня
Роль: Василий Матвеевич Гуляев, полковник
1972
Здравствуй и прощай
Роль: Буров Григорий Степанович, участковый
1969
Гори, гори, моя звезда
Роль: Фёдор, художник-самородок
1966
Берегись автомобиля
Роль: Максим Подберёзовиков, следователь
1965
Война и мир
Роль: Фёдор Долохов
1965
Звонят, откройте дверь
Роль: Василий Дресвянников, отец Гены, алкоголик
Олег Ефремов и Людмила Зайцева в фильме «Здравствуй и прощай» (1972)
Политическая деятельность Олега Ефремова
Руководство театрами, игру на сцене и в кино Олег Ефремов совмещал с политической деятельностью в области культуры. В течение нескольких созывов он являлся депутатом Моссовета от Союза театральных деятелей СССР. Одним из вопросов, которым занимался актёр и режиссёр, была проблема функционирования хозрасчётных театров. Народный избранник добивался того, чтобы спонсорские деньги, направляемые театрам, не облагались налогами.
Олег Ефремов и его первая жена Лилия Толмачёва
Личная жизнь и семья Олега Ефремова
В личной жизни Олег Ефремов, по словам его близких друзей, счастлив не был. Поглощённый работой, он не стремился к созданию семьи, а потому его отношения редко были продолжительными. Первой женой режиссёра стала Лилия Толмачёва. На момент вступления в брак она училась на третьем курсе Школы-студии МХАТ, а через полгода они расстались. Но через четыре года артист пригласил её в основанный им «Современник», и она согласилась.
К этому времени мужчина находился в отношениях с 19-летней Ириной Мазурук. Олег Ефремов познакомился с юной журналисткой благодаря общим знакомым, которые считали, что ему нужна спутница не из театрального круга. В 1957-м в их браке появилась дочь Анастасия. Вскоре Ефремов ушёл от Ирины. Наследница мэтра стала театральным критиком. Она родила сына, умершего в 2002 году, и дочь Ольгу (первая внучка Олега Ефремова), ставшую актрисой.
Третьей супругой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Этот брак продлился 12 лет. На второй год супружеской жизни у них появился сын Михаил Ефремов, сегодня — заслуженный артист РФ. Первый сын Михаила Олеговича, Никита Ефремов, продолжил династию актёров. Этот же путь выбрал и его второй сын Николай Ефремов. Другие внуки Олега Николаевича, рождённые от его сына Михаила, — Алла, Анна-Мария, Вера, Надежда, Борис, — ещё не выбрали сферу деятельности в силу возраста.
После кончины артиста появлялась информация о его романах с Анастасией Вертинской, Ириной Мирошниченко и другими актрисами. Но главной женщиной в жизни основателя творческой династии называют Нину Дорошину, самой известной ролью которой была Надежда, жена Васи, в трагикомедии «Любовь и голуби». Роман Олега Ефремова и Нины Дорошиной продолжался не одно десятилетие. По словам его дочери Анастасии, именно её актёр просил позвать перед смертью.
Ирина Мазурук – вторая жена Олега Ефремова
Олег Ефремов и его третья жена Алла Покровская
Подробности смерти Олега Ефремова
Олег Ефремов с середины 1990-х тяжело болел. Ещё в молодости он сломал ребро во время постановки, из-за чего было повреждено лёгкое. Последние годы актёр не мог дышать самостоятельно, ему приходилось иметь при себе кислородный аппарат. Но при этом он курил и не соблюдал врачебных предписаний, продолжая трудиться во МХАТе. Он умер 24 мая 2000 года от эмфиземы лёгких. Свой последний приют режиссёр обрёл на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Константина Станиславского.
Олег Ефремов
Награды и звания Олега Ефремова
2003
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
За многолетнее научное исследование и публикацию творческого наследия основателей Московского Художественного театра
Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2004 года №766
1997
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
За большой личный вклад в развитие театрального искусства
Указ Президента Российской Федерации от 11.09.1997 года №1002
1993
Орден «Дружбы народов»
За большой личный вклад в развитие театрального искусства и подготовку высококвалифицированных кадров для театра и кино
Указ Президента Российской Федерации от 10.11.1993 №1887
1987
Орден «Ленина»
1987
Герой Социалистического Труда
За большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
1983
Государственная премия СССР
За спектакль «Так победим!» по пьесе М. Ф. Шатрова
1977
Орден «Трудового Красного Знамени»
За заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
1976
Почётное звание «Народный артист СССР»
За большие заслуги в развитии советского театрального искусства
1969
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
За заслуги в области советского театрального и киноискусства
1967
Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
За заслуги в развитии советского театрального искусства
- Актеры и актрисы фильма "Берегись автомобиля"
- Актеры и актрисы фильма "Война и мир"
- Актеры и актрисы фильма "Гори, гори, моя звезда"
- Актеры и актрисы фильма "Звонят, откройте дверь"
- Актеры и актрисы фильма "Здравствуй и прощай"
- Актеры и актрисы фильма "Мой младший брат"
- Актеры и актрисы фильма "Ширли-мырли"