Волчек Галина Борисовна

Волчек Галина Борисовна

Галина Волчек — советский и российский деятель культуры. Биография Галины Волчек неразрывно связана с историей театра «Современник», в котором она проработала больше 63 лет. Она стала одной из сооснователей Студии молодых актёров, из которой он вырос, и выступала на его сцене как артистка. Благодаря их лидеру, Олегу Ефремову, Волчек стала режиссёром, а последние 30 лет жизни возглавляла «Современник» в качестве художественного руководителя.

Что нам известно о Галине Волчек

Реальное имя:

Галина Волчек

Дата рождения:

19.12.1933 года

Знак зодиака:

Стрелец

Дата смерти:

26.12.2019 года

На момент смерти Галине Волчек было:

86 лет

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не замужем

Дети:

1

Род деятельности:

Актриса, Театральный режиссер, Театральный педагог

Видео с участием Галины Волчек

Предлагаем вам посмотреть видео про Галину Волчек. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Галина Волчек - актриса, театральный режиссер, театральный педагог. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Галины Волчек

Волчек Галина Борисовна (при рождении Галина Беровна) появилась на свет 19 декабря 1933 года в Москве в еврейской семье. Её отец, Бер Израилевич Волчек (известен как Борис Волчек), прошёл путь от киномеханика до оператора-постановщика и кинорежиссёра, работавшего в «Мосфильме», и профессора ВГИКа. Мать театрального деятеля, Вера Исааковна Маймина, трудилась здесь же сценаристом. Галина была их единственным ребёнком.

Хотя детство Волчек проходило в кинематографической среде, на неё эта сфера искусства не производила впечатления. Она рассказывала, что ни окружающие её люди, среди которых были режиссёры Юлий Райзман и Михаил Ромм, ни съёмочная площадка, куда её часто приводили родители, не привили ей интереса к кино. Будучи ребёнком, она увлеклась театральным искусством, в котором видела нечто таинственное и манящее.

Будущая актриса и режиссёр хорошо училась, делала успехи в гуманитарных науках. Вспоминая себя в детстве, она делилась, что взрослые гордились её успехами в учёбе и победами в конкурсах, но в ней это превознесение идеальности вызывало протест. Когда девочке было 13 лет, её родители развелись и спросили, с кем она хочет остаться. Волчек выбрала жить с отцом и отмечала, что мать отреагировала на это спокойно.

Родители Волчек утверждали, что ей стоит поступать в Литературный институт им. М. Горького, но она рассматривала для себя только актёрскую профессию, по её словам, «никакого права на это не имея» (актриса считала себя слишком крупной и некрасивой). Полная решимости поступать в Школу-студию МХАТ, — о других театральных вузах она не думала, — Волчек экстерном сдала экзамены, получила аттестат и в 15 лет была зачислена на первый курс.

Будущая актриса попала на актёрский курс Александра Карева, где познакомилась со ставшими впоследствии известными артистами. Но из-за стеснительности, связанной с негативным восприятием своей внешности и возрастом, в первый год обучения она никак не проявляла себя, из-за чего её едва не отчислили. Девушку поддержали старшие товарищи по группе, убедив преподавателей оставить её на испытательный срок.

С этого момента Волчек начала участвовать в студенческих постановках. Она окончила вуз в 21 год и уже тогда привлекла внимание театральных критиков, которые называли её актрисой, способной играть «в полный голос». Получив диплом, она получила приглашение работать в одном из киевских театров, но отказалась, и это решение стало судьбоносным: уехав из Москвы, она не вошла бы в группу энтузиастов, ставших сооснователями «Современника».

Творческая деятельность

Во время учёбы в Школе-студии МХАТ Галина Волчек познакомилась с Олегом Ефремовым, который тогда занимался в режиссурской ассистентуре и преподавал. Под предводительством педагога была образована Студия молодых актёров, впоследствии переименованная в театр «Современник». Помимо Волчек, к его созданию причастны Лидия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Виктор Сергачёв и Олег Табаков.

Точкой отсчёта истории «Современника» считается 15 апреля 1956 года, когда студия представила спектакль «Вечно живые» режиссёра Виктора Розова. Постановку репетировали на сцене Центрального детского театра, где работал Ефремов, и на квартирах актёров, в том числе на кухне Галины Волчек. Ей досталась второстепенная, но характерная роль Нюрки-хлеборезки. Актриса открещивалась от неё, но лидер театра убедил её выступить в этом образе.

Как рассказывала актриса Людмила Иванова, игравшая в «Вечно живых» Анну Михайловну, она производила на неё сильное впечатление: «Галина Волчек, играющая Нюрку-хлеборезку, так алчно, страстно, хищно смотрела на кольцо Антонины, и глаз у неё горел жадным, недобрым огнем: „Продайте колечко!“ Или ещё: „Вот накоплю сто тыщ — и притихну!“». А сама Волчек признавалась: чтобы войти в роль, она «тайком выпивала четвертинку за ширмами».

Галина Волчек стала неотъемлемой частью зарождавшегося театра. Марина Неелова вспоминала, что та всегда слушалась режиссёров, старательно выполняла их предписания на сцене (она играла в постановках Розова и других — Александра Володина, Василия Аксёнова, Константина Симонова и пр.), но при этом отличалась насмешливостью. Она была не только артисткой, но и пробовала себя в режиссуре, а также выдавала билеты на кассе.

Также в молодости Галина Волчек часто снималась в кино. Её дебютным фильмом стала драма «Дон Кихот» Григория Козинцева, где она сыграла женщину с постоялого двора Мариторнес. В большей части картин с её участием Галина Борисовна также появлялась в эпизодических ролях: медсестёр, покупательниц в магазинах, воспитательниц и пр. Она досадовала, что её приглашали из-за амплуа смешной или злой героини, а потому в кино у неё не было возможности раскрыться.

Свою первую главную кинороль актриса исполнила в ещё одной картине Козинцева — экранизации шекспировской пьесы «Король Лир». В этом фильме Галина Волчек исполнила роль Реганы. В другой знаковой работе в фильмографии Волчек, трагикомедии «Осенний марафон» Георгия Данелии, она также играла отрицательного персонажа, Варвару Никитичну, но по её просьбе в этот образ была привнесена большая человечность, чем было прописано в сценарии.

Но главным для Волчек всегда оставался театр. В «Современнике» с самого начала каждый член труппы принимал участие в выборе спектаклей и их форм представления, и их мнение учитывалось руководителем. Через пять лет Ефремов начал привлекать свою коллегу к режиссёрской работе. Волчек, ранее видевшая себя только актрисой, согласилась поставить спектакль «Двое на качелях», но попросила в помощь сопостановщика.

Успех, с которым был встречен спектакль, определил дальнейший путь Волчек. «Двое на качелях» ставили на сцене театра 30 лет подряд. Гитель Моску и Джерри Райна играли сначала Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, потом — Лилия Толмачёва и Геннадий Фролов, затем, уже в конце 1970-х — Елена Яковлева и Николай Попков/Александр Кахун. А в 2015 году режиссёр вновь вернулась к спектаклю и отдала главные роли Чулпан Хаматовой и Кириллу Сафонову.

Первым самостоятельным режиссёрским проектом актрисы стала постановка по произведению И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Она стала также первой в истории «Современника» работой по классике. За неё режиссёр получила Госпремию СССР. Также в список её спектаклей, поставленных до ухода Ефремова, вошли «В день свадьбы» Виктора Розова и «Большевики» Михаила Шатрова, «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян и пр.

Когда «Современник» лишился Ефремова, перешедшего во МХАТ, работой театра руководил худсовет, из-за чего он оказался на грани закрытия. Труппа и сотрудники театра попросили актрису стать их главным режиссёром. «Слова “режиссёр” нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения. Он соединяет в себе и психолога, и психотерапевта, и экстрасенса, и гипнотизёра», — делилась Галина Борисовна.

Как когда-то её отец экспериментировал в кинематографе, Галина Волчек, заступив в должность, привнесла в спектакли «Современника» новое оформление в духе «бедного театра», при котором стиралась граница между залом и сценой. В 1989 году, когда ей присвоили звание народной артистки СССР, Волчек стала также художественным руководителем «Современника». Говоря о руководстве театром, она сравнивала себя с сестрой-хозяйкой.

Важным достижением Волчек было то, что она стала первым советским режиссёром, ставившим спектакли в США. Критики называли это прорывом культурной блокады между странами. Худрук с гордостью вспоминала, что американские актрисы сыграли в постановке о Второй мировой войне «Эшелон» по Михаилу Рощину в Хьюстоне не хуже «русских баб». Позднее она режиссировала спектакли родной труппы, которые ставились на Бродвее.

С 1990-х годов Галина Волчек стремилась к обновлению коллектива и привлечению современных режиссёров. «Без вливания молодых талантов театр не мог бы жить», — утверждала она. Так в репертуаре «Современника» появились спектакли Кирилла Серебренникова. Известный сегодня режиссёр Римас Туминас также представил свою первую в России постановку на сцене этого театра. Благодаря ей в труппу «Современника» вошли актёры Шамиль и Чулпан Хаматовы.

В последние годы Галина Волчек сетовала на то, что театр становится «модным местом», в то время как она стремилась сделать из «Современника» «театр-дом». Художественный руководитель отмечала, что для артиста, играющего в театре, сцена всегда должна быть значимее съёмок в кино, участия в антрепризах или концертной деятельности, и боролась за то, чтобы её труппа ценила свою работу в «Современнике».

Фильмография Галины Волчек

  • 2015 Таинственная страстьРоль: режиссёр
  • 1996 Двадцать минут с ангеломРоль: Васюта
  • 1992 Кто боится Вирджинии Вульф?Роль: Марта
  • 1985 Тевье-молочникРоль: Гольда
  • 1983 УникумРоль: Эмма Фёдоровна, начальник лаборатории НИИ
  • 1979 Осенний марафонРоль: Варвара Никитична, «Дюймовочка», однокурсница Бузыкина
  • 1977 Про Красную ШапочкуРоль: волчица
  • 1976 Маяковский смеетсяРоль: мадам Ренесанс
  • 1970 Король ЛирРоль: Регана
  • 1966 Берегись автомобиляРоль: покупательница магнитофона

Награды и звания Галины Волчек

  • 2017 Звание «Герой Труда Российской Федерации»За особые трудовые заслуги перед государством и народомУказ Президента Российской Федерации от 25.04.2017 года №182
  • 2013 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 21.12.2013 года №929
  • 2008 Орден «За заслуги перед Отечеством» I степениЗа выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 17.12.2008 года №1789
  • 2003 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа выдающийся вклад в развитие театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 19.12.2003 года №1494
  • 1993 Орден «Дружбы народов»За большой личный вклад в развитие театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 17.12.1993 года №2180
  • 1989 Почётное звание «Народный артист СССР»За большие заслуги в развитии советского театрального искусства и плодотворную общественную деятельность
  • 1979 Почётное звание «Народная артистка РСФСР»За заслуги в области советского театрального искусства
  • 1976 Орден «Трудового Красного Знамени»
  • 1969 Почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР»За заслуги в области советского театрального искусства
  • 1967 Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектурыЗа спектакль «Обыкновенная история» в московском театре «Современник»

Личная жизнь и семья Галины Волчек

Как говорила Галина Волчек, личная жизнь у неё не сложилась, потому что она «продалась театру в рабство». В её биографии значится два официальных брака и один неофициальный. Первый муж Галины Волчек, Евгений Евстигнеев, был старше её на семь лет. Они познакомились, когда он поступил в Школу-студию МХАТ (его определили сразу на второй курс), и в 1955 году сыграли свадьбу. В этом браке родился единственный сын Галины Волчек, Денис (1961 г.р.).

Отношения Галины Волчек и её мужа Евгения Евстигнеева в первые годы развивались благополучно, хотя её родители не одобряли выбор дочери. Сначала они жили с отцом и мачехой Волчек, затем переехали в отдельную квартиру. Они вместе работали в «Современнике», были одними из выдающихся артистов. После рождения ребёнка Евстигнеев проявлял себя как внимательный отец. Но их брак рухнул спустя девять лет из-за его неверности.

Вскоре Евстигнеев женился на актрисе Лилии Журкиной, но продолжил работать с Волчек. Их сын, Денис, носит фамилию отца. Он рано соприкоснулся с театром, впервые побывал на прогоне спектакля «Эшелон», когда ему было 13, но выбрал работу в киносфере. Сегодня Денис Евстигнеев — востребованный оператор, продюсер и режиссёр. О сыне Галина Волчек говорила, что его мнение о постановках всегда было для неё самым значимым.

Через два года после разрыва с Евгением Евстигнеевым женщина вновь вышла замуж. Вторым мужем Галины Волчек стал учёный, Заслуженный строитель РСФСР Марк Абелев, работавший в Московском инженерно-строительном институте. Их знакомство состоялось в Мурманске: актриса выступала в одном из городских театров с гастролями, а он приехал в командировку. Их семейная жизнь продлилась десять лет, они расстались из-за постоянной ревности Абелева.

Следующий роман Волчек также закончился разрывом спустя десять лет. Её мужчина, Владимир, был физиком. Официально зарегистрировать брак они не могли, поскольку он уже был женат, но не решался на разрыв. Уйдя от него, Волчек больше не вступала в отношения. В свободное время она занималась рукоделием. Многие костюмы, в которых выступали актёры «Современника», были сшиты при её участии. Наряды получали высокие оценки даже у зарубежных артистов.

Подробности смерти Галины Волчек

Галина Волчек ещё в середине 2010-х годов начала испытывать проблемы со здоровьем, связанные с болью в спине (у неё была межпозвоночная грыжа) и хроническим бронхитом. Тем не менее, она продолжала руководить театром, сидя в инвалидной коляске. Но вскоре после празднования 86-летия у неё появилась боль в области груди, а позднее, уже в больнице, куда её госпитализировали 23 декабря 2019 года, была диагностирована пневмония.

Спустя три дня, 26 декабря 2019 года, Галина Вол чек умерла. Причиной смерти называют отёк головного мозга и лёгких, которому предшествовал отказ органов. Она была последней из основоположников «Современника», и в этом театре прошла гражданская панихида по усопшей. Похороны Галины Волчек состоялись 29 декабря на Новодевичьем кладбище. Спустя полтора года на её могиле был установлен памятник работы скульптора Григория Франгуляна.

Дата публикации: 30.07.2021 года
Дата последнего обновления: 19.10.2021 года
Автор:
Наталья Селезнёва 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Ольга Красько 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Настасья Самбурская 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Любовь Аксёнова 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *