Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский — советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР. Получил широкую известность во второй половине 1950-х, сыграв главную роль в постановке «Идиот» по роману Фёдора Достоевского. Игра молодого актёра оказалась настолько сильной, что театральными критиками он единодушно был признан гением. В настоящее время артист считается одной из самых значимых фигур в истории советского кино и театра.

Что нам известно о Иннокентии Смоктуновском

Полное имя:

Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Дата рождения:

28.03.1925 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Овен

Дата смерти:

03.08.1994 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Иннокентию Смоктуновскому было:

69 лет

Место рождения:

СССР, РСФСР, Томская губерния, д. Татьяновка

Гражданство:

СССР, Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

2

Рост Иннокентия Смоктуновского:

184 см

Род деятельности:

Актер

Видео с участием Иннокентия Смоктуновского

Предлагаем вам посмотреть видео про Иннокентия Смоктуновского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Смоктуновский Иннокентий Михайлович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Голодное детство и фронтовая молодость

Смоктуновский Иннокентий Михайлович родился 28 марта 1925 года в Татьяновке — небольшой деревне Томской губернии. При рождении имел фамилию Смоктунович, однако позднее сменил её. Существуют разные версии такого решения актёра. По одной из них, причиной тому стали репрессии, которым подверглись его отец и дед: оба были раскулачены и осуждены в 1930-х годах. Этот факт мог стать серьёзным препятствием для артиста в построении карьеры.

Детство актёра пришлось на голодные годы. Когда ребёнку исполнилось несколько лет, семья Смоктуновичей переехала в Томск, а позднее поселилась в Красноярске, где мальчик был отдан под опеку своей тёти. Чтобы заработать на жизнь, его отец устроился грузчиком в порту, а мать стала работать на колбасном заводе. Оттуда же, чтобы прокормить детей, женщина приносила домой кости, из которых варила бульон.

Позднее от истощения умер брат Иннокентия, а он сам начал воровать еду на рынках. Самой большой радостью для будущего артиста в те годы стал театр: мальчик впервые попал на спектакль в 14-летнем возрасте, и происходящее на сцене оказало на него сильное впечатление. После этого он записался в школьный драмкружок. Не имея денег на посещение постановок, юноша научился подделывать билеты: уже тогда он не мог представить свою жизнь без театра.

С началом Великой Отечественной войны отец Иннокентия отправился на фронт (погиб в 1942 году), после чего подросток взял на себя роль кормильца. Окончив фельдшерско-акушерское училище, он решил освоить профессию киномеханика, а позднее устроился статистом в драмтеатр Красноярска. В 1943 году, в 18-летнем возрасте, он был призван на фронт. Принимал участие в сражениях под Киевом и битве за Днепр, был удостоен медали «За отвагу».

В декабре 1943 года молодой человек был пленён фашистскими солдатами, однако вскоре ему удалось бежать. После этого в течение нескольких недель в своём доме его укрывала украинская семья. Всю оставшуюся жизнь Смоктуновский поддерживал связь с людьми, которые спасли его. Уже в феврале 1944 года он снова вернулся на фронт и начал участвовать в партизанском движении. Был задействован в освобождении польских городов и дошёл до Германии.

Иннокентий Смоктуновский в молодости

Иннокентий Смоктуновский в молодости

Иннокентий Смоктуновский в молодости

Иннокентий Смоктуновский в молодости

Карьера в театре и кинематографе

Несмотря на военные подвиги и медали, после войны, как и многие другие побывавшие в плену, Иннокентий (тогда ещё Смоктунович) считался советской властью «неблагонадёжным». Это стало причиной того, что ему было запрещено проживать в крупнейших городах СССР. Молодой человек был вынужден обучаться актёрскому мастерству в сибирских театрах. В течение года он посещал одну из театральных студий Красноярска, а позднее переехал в Норильск.

Там же, вместе с заключёнными Норильлага, он начал выходить на сцену Второго заполярного театра драмы — самого северного театра в мире. В этот же период начинающий артист сменил фамилию, обосновав это неблагозвучностью имени, полученного при рождении. Однако северный климат стал серьёзным испытанием для здоровья актёра, и уже в 1951 году, заболев цингой, он был вынужден сменить место жительства.

Весь следующий год он проводит в Грозном и Махачкале, где служит в местных театрах, а позднее решает переехать в Сталинград. Однако и там артист задерживается ненадолго: не имея возможности играть интересные роли, он переезжает в столицу. Прощаясь со сталинградскими коллегами, он даёт обещание сменить профессию, если не добьётся успеха в течение 5 лет. За 1956 год он сменяет несколько театров и играет в массовках в ряде картин.

В 1956 году Иннокентий Смоктуновский получает одну из главных ролей в военной драме «Солдаты» — эта кинолента становится первой заметной работой в фильмографии молодого артиста. А уже через год он начинает сотрудничать с главным режиссёром Большого драматического театра Георгием Товстоноговым. Известный постановщик утверждает его на главную роль в своём спектакле по роману «Идиот» Фёдора Достоевского.

Позднее князь Мышкин в исполнении Смоктуновского стал хрестоматийной ролью для студентов театральных вузов, а сама постановка — одной из знаковых в истории русского театра. Талантливому актёру удалось необычайно точно воплотить образ своего героя. В его игре не было ни одного лишнего движения или жеста: его князь Мышкин не оставлял никаких сомнений в том, что он должен быть именно таким, каким его представляет артист.

Впоследствии многие театральные критики назвали этот спектакль одним из сильнейших потрясений в своей жизни. Благодаря данной постановке, актёр получил известность не только в Москве, но и других городах Советского Союза: чтобы увидеть его игру, зрители приезжали в столицу из самых отдалённых уголков страны. С этого момента Смоктуновский является одним из самых востребованных советских артистов и не испытывает недостатка в работе.

Однако роль князя Мышкина не только принесла ему огромную популярность, но и оказала большое влияние на его дальнейшую судьбу. С этого момента и всю оставшуюся жизнь артист является «заложником» своего статуса гения и стремится сыграть каждую следующую роль не хуже, чем героя Достоевского. Но многие театральные проекты не соответствуют его желаниям, и он решает реализовать свои возможности в кинематографе.

В дальнейшем это решение становится причиной конфликта актёра с Георгием Товстоноговым. Задержавшись на съёмках одного из фильмов, Смоктуновский опаздывает на несколько недель к началу репетиций нового спектакля, в котором играет главного героя знаменитой комедии Грибоедова — Чацкого. Не простив этого, режиссёр исключил его из труппы, и ни одна из попыток примирения с ним не увенчалась успехом.

Смоктуновский покидает театральную сцену более чем на 10 лет, однако в этот же период много снимается в кино. Так, в 1962 году он играет одну из главных ролей в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Несмотря на то, что картина получила смешанные отзывы критиков, она была тепло принята зрителями и стала лучшим фильмом года, по версии издания «Советский экран». Вместе с ним в съёмках были задействованы Алексей Баталов, Татьяна Лаврова и другие.

Через 2 года состоялась премьера картины «Гамлет» режиссёра Григория Козинцева. В этой картине актёр сыграл главного героя, а его коллегами по съёмочной площадке выступили Михаил Названов, Анастасия Вертинская и другие. Советская экранизация легендарной трагедии Шекспира не только имела успех в отечественном прокате, но и получила восторженные отзывы зарубежных кинорецензентов.

Так, кинолента завоевала специальный приз Венецианского фестиваля и стала претендентом на главную награду кинопремии «Золотой глобус», а сыгравший главного героя Смоктуновкий был номинирован на британскую кинопремию BAFTA. При этом игра артиста заслужила похвалу как среди советских, так и зарубежных коллег. На сегодняшний день эта работа считается одной из вершин творчества Иннокентия Михайловича.

Следующей успешной работой с его участием стала комедия «Берегись автомобиля». Изначально на роль Юрия Деточкина рассматривался Смоктуновский, однако последний отказался от неё, поскольку в тот период был измотан съёмками «Гамлета». После этого был утверждён Юрий Никулин, но вскоре из-за начавшихся длительных гастролей он отказался от участия. В это же время на главную роль претендовали Василий Лановой, Леонид Куравлёв и другие.

И хотя многие актёры успешно прошли пробы, в это время Эльдар Рязанов видел Деточкина только в Смоктуновском. Режиссёр охарактеризовал главного героя как «большого чистосердечного ребёнка», которого мог сыграть только человек с «природной странностью» — именно таким, по его мнению, был Иннокентий Михайлович. В конечном итоге Рязанову удалось убедить артиста. Вместе с ним в съёмках были задействованы Андрей Миронов, Олег Ефремов и другие звёзды советского кино.

Днём герой Смоктуновского работает обычным страховым агентом и довольно посредственно играет Гамлета в одном из любительских спектаклей, а по ночам угоняет автомобили у взяточников. Однако эти преступления он совершает из благородных побуждений: все деньги, полученные с продажи автомобилей, идут на пожертвования детским домам. Тем не менее, советскому Робину Гуду приходится дать ответ за свои поступки.

Юрий Деточкин стал одним из самых популярных героев отечественного кинематографа. А уже в 1969 году фильмография актёра пополнилась ещё одной знаковой работой: он сыграл Порфирия Петровича в кинокартине «Преступление и наказание» по одноимённому роману Достоевского. Однако Смоктуновский был недоволен своей игрой в этом фильме: он был убеждён, что не смог передать на экране противоречивый и сложный характер своего персонажа.

Через год состоялась премьера биографической картины «Чайковский», в которой актёр сыграл знаменитого русского композитора. Кинолента получила смешанные отзывы критиков, однако в то же время была включена в число претендентов на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В этой же номинации драма была выдвинута на премию «Золотой глобус», а сам артист стал лауреатом фестиваля в Сан-Себастьяне.

В этот же период Смоктуновский начинает сотрудничать с режиссёром Андреем Кончаловским: их первым совместным проектом стала кинокартина «Дядя Ваня» по одноимённой пьесе Антона Чехова, а уже через четыре года, в 1974 году, состоялась премьера художественного фильма «Романс о влюблённых». Обе работы получили высокие оценки рецензентов и были отмечены несколькими зарубежными кинопремиями.

В это же время, после долгого перерыва, актёр возвращается на театральную сцену. Так, в 1973 году на сцене Малого театра он играет царя Фёдора Ивановича, а после перехода в МХАТ его репертуар пополняется несколькими постановками по русской классике. В их числе спектакли «Иванов», «Чайка» и «Вишнёвый сад» по пьесам Чехова, «Господа Головлёвы» по одноимённому роману Салтыкова-Щедрина и другие.

Несмотря на то, что театр вновь занимает центральное место в жизни актёра, он не перестаёт сниматься в кино, однако из-за занятости на репетициях предпочитает играть персонажей второго плана. Так, в 1974 году на экраны вышла картина «Зеркало» Андрея Тарковского, в которой Смоктуновский стал закадровым голосом главного героя. А через год он появился в эпизодической роли в военной драме «Они сражались за Родину».

Также артист был задействован в съёмках исторической драмы «Звезда пленительного счастья» и сыграл небольшое камео в оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В последней ленте он предстал в образе «начинающего» актёра, фамилия которого «ни о чём не скажет» её главным героиням: эта сцена получилась особенно комичной, так как на тот момент Смоктуновский считался одной из самых значимых фигур в советском кино.

В 1980-х годах его фильмография пополнилась ещё несколькими работами. Так, он сыграл Плюшкина в многосерийном фильме «Мёртвые души» и британского премьер-министра в заключительной части сериала о приключениях Шерлока Холмса. А в 1987 году актёр появился в приключенческой картине «Гардемарины, вперёд!», где его коллегами по съёмочной площадке стали Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Михаил Боярский и другие.

Позднее артист был задействован в съёмках драмы «Мать», снятой по одноимённому роману Максима Горького и завоевавшей специальный приз Каннского кинофестиваля. В 1990 году он сыграл главную роль в художественном фильме «Дамский портной», посвящённой трагическим событиям в Бабьем Яру. Последняя работа принесла Смоктуновскому первую премию «Ника». Ещё через 3 года артист был номинирован на неё повторно за фильм «Убийца».

Также в число последних киноработ актёра вошли детективная лента «Ловушка для одинокого мужчины» с Николаем Караченцовым и Юрием Яковлевым в главных ролях и комедия «Гений», где его партнёром по съёмочной площадке выступил Александр Абдулов. В последней из них артист воплотил на экране довольно нетипичный для себя образ главаря мафии. А в 1997 году состоялась премьера картины «Вино из одуванчиков», которая стала последней в его творчестве.

Съёмки киноленты растянулись на 7 лет. Иннокентий Смоктуновский так и не успел завершить работу над ней, поэтому его персонаж был позднее озвучен Сергеем Безруковым. Всего фильмография актёра насчитывает около 120 картин, многие из которых сегодня входят в золотой фонд советского кинематографа. Кроме того, на сегодняшний день артист считается одной из самых влиятельных фигур в истории русского театра.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля» (1966)

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля» (1966)

Фильмография Иннокентия Смоктуновского

  • 1997

    Вино из одуванчиков

    Роль: полковник Фрилей

  • 1993

    Золото

    Роль: Дон Диего

  • 1991

    Гений

    Роль: Гиля «Принц», главарь мафии

  • 1988

    Запретная зона

    Роль: Артём Григорьевич Каланчёв

  • 1987

    Гардемарины, вперед!

    Роль: Кардинал Флёри

  • 1984

    Мертвые души

    Роль: Плюшкин

  • 1979

    Бархатный сезон

    Роль: комиссар полиции

  • 1979

    Москва слезам не верит

    Роль: Смоктуновский (камео)

  • 1975

    Они сражались за Родину

    Роль: врач-хирург

  • 1966

    Берегись автомобиля

    Роль: Юрий Иванович Деточкин, страховой агент

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Мертвые души» (1984)

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Мертвые души» (1984)

Личная жизнь и семья Иннокентия Смоктуновского

За всю жизнь Иннокентий Смоктуновский был женат дважды. Свою первую супругу он встретил на сцене: ею стала актриса Римма Быкова, которая служила вместе с ним в Дагестанском русском драмтеатре. Они поженились в 1950 году, однако этот союз оказался непрочным, и уже через 5 лет супруги развелись. После этого, в 1955 году, актёр познакомился с художницей по костюмам Суламифью Кушнир, которая вскоре стала его женой.

В 1956 году появилась на свет их дочь Надежда, однако девочка прожила только полгода. В 1957 году родился их сын Филипп. К счастью родителей, мальчик обладал более крепким здоровьем, а через 7 лет у него появилась младшая сестра Мария. Повзрослев, Смоктуновский-младший выбрал профессию переводчика, а дочь стала балериной. Позднее по стопам артиста пошла его внучка Анастасия: в настоящее время она служит в одном из московских театров.

Римма Быкова – первая жена Иннокентия Смоктуновского

Римма Быкова – первая жена Иннокентия Смоктуновского

Иннокентий Смоктуновский и его вторая жена Суламифь Кушнир

Иннокентий Смоктуновский и его вторая жена Суламифь Кушнир

Подробности смерти Иннокентия Смоктуновского

В последние годы жизни Иннокентий Смоктуновский имел серьёзные проблемы со здоровьем и после перенесённого инфаркта проходил курс лечения в одном из санаториев Подмосковья. Его не стало 3 августа 1994 года. Артисту было 69 лет. Церемония прощания с легендарным советским актёром прошла 6 августа: тысячи поклонников провожали своего кумира овациями, что стало беспрецедентным случаем для того времени. Народный артист СССР был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Награды и звания Иннокентия Смоктуновского

  • 1991

    Ника

    Лучшая мужская роль («Дамский портной»)

  • 1990

    Звание «Герой Социалистического Труда»

    За выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства

    Указ Президента Союза ССР от 08.06.1990 года №256

  • 1990

    Орден «Ленина»

  • 1985

    Орден «Отечественной войны» I степени

  • 1974

    Почётное звание «Народный артист СССР»

  • 1971

    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых

    За роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»

  • 1969

    Почётное звание «Народный артист РСФСР»

  • 1965

    Ленинская премия

  • 1964

    Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

  • 1945

    Медаль «За отвагу»

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский

Дата публикации: 06.08.2021 года
Дата последнего обновления: 26.04.2024 года
Автор: