Караченцов Николай Петрович

Караченцов Николай Петрович

Николай Караченцов — советский и российский актёр театра и кино. Сегодня известен как один из самых ярких представителей советского кинематографа и театрального искусства, а также как один из самых востребованных и разноплановых российских артистов. За годы творческой деятельности он показал себя как актёр, которому блестяще даются роли не только благородных и храбрых героев, но и лихих ковбоев, дебоширов и преступников.

Что нам известно о Николае Караченцове

Реальное имя:

Николай Караченцов

Дата рождения:

27.10.1944 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

26.10.2018 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Николаю Караченцову было:

73 года

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

1

Рост Николая Караченцова:

178 см

Род деятельности:

Актер, Певец, Гитарист

Видео с участием Николая Караченцова

Предлагаем вам посмотреть видео про Николая Караченцова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Николай Караченцов - актер, певец, гитарист. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Николая Караченцова

Караченцов Николай Петрович родился 27 октября 1944 года в Москве. Будущий артист принадлежал к интеллигентной семье. Так, отец, Пётр Караченцов, был известным советским художником и иллюстратором и долгое время сотрудничал с журналом «Огонёк», а мать, Янина Брунак, была балетмейстером и ставила спектакли в крупнейших театрах Советского Союза. Кроме того, стал художником и его единокровный брат Пётр.

Творческая атмосфера, окружавшая маленького Николая с детских лет, оказала влияние на всю его дальнейшую судьбу. Так, уже в школьные годы он участвовал в школьной самодеятельности и любил выступать на сцене, где чувствовал себя максимально естественно и непринуждённо. В то же время мать прививала ему любовь к спорту — в будущем отличная физическая подготовка стала ещё одним преимуществом для актёра, выполнявшего все трюки самостоятельно.

Таким образом, выбор будущей профессии оказался очевидным, и, подав документы во МХАТ, молодой человек с первой же попытки прошёл вступительные испытания. Актёрское мастерство Николай начал изучать под руководством театрального режиссёра, актёра и педагога Виктора Монюкова, а в 1967 году, окончив театральный вуз, был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, на сцене которого прослужил всю оставшуюся жизнь.

Творческая деятельность

Роли в своих первых спектаклях Николай Караченцов играл под руководством Анатолия Эфроса, а уже в 1973 году, после ухода последнего с должности главного режиссёра, молодой актёр начал работать под руководством Марка Захарова. Их первой совместной постановкой стал «Автоград 21», а уже через год, оценив по достоинству потенциал артиста, режиссёр доверил ему главную роль в спектакле «Тиль», вскоре ставшем невероятно популярным.

Отличавшаяся особым новаторством и смелостью постановка пользовалась огромным успехом, а сыгравший роль плута и хулигана Тиля Караченцов стал знаменитостью. Тогда же он зарекомендовал себя как универсальный артист, который может быть на сцене и певцом, и мимом, и акробатом. Этот спектакль входил в репертуар «Ленкома» в течение почти 20 лет и сегодня считается одним из самых выдающихся за всю историю существования театра.

Другой успешной постановкой стала «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», премьера которой состоялась в 1976 году, а ещё через год артист сыграл Лаэрта в «Гамлете» Андрея Тарковского. Ранее режиссёр предлагал эту роль Олегу Янковскому, но последний отказался от неё, поскольку задолго до начала репетиций Тарковский обещал ему роль Гамлета. Вместе с Николаем в новом спектакле по трагедии Шекспира сыграли Маргарита Терехова и Инна Чурикова.

Однако самой важной театральной работой за всю творческую карьеру Караченцова стала рок-опера «“Юнона” и “Авось”» (1983), которая произвела успех не только среди московской, но и европейской публики. Так, впечатлённый постановкой, французский модельер Пьер Карден предложил сыграть её на сцене одного из парижских театров, а уже позднее рок-опера была поставлена в Германии, США, Голландии и других странах.

За всё время, что спектакль ставился «Ленкомом», актёрских состав успел обновиться десятки раз, однако более двадцати лет главного героя играл на сцене Караченцов. Сегодня роль графа Николая Резанова считается одной из лучших в его карьере. И, тем не менее, позднее он сыграл десятки других ярких ролей в таких постановках, как «Оптимистическая трагедия», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Шут Балакирев» и др.

Свои первые роли в кино актёр получил ещё в конце 1960-х, когда только окончил театральный вуз, однако первый успех пришёл в 1975 году, когда на экраны вышла драма «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. В этой экранизации он сыграл главного героя — студента Владимира Бусыгина, который вместе со своим случайным товарищем Сильвой (Михаил Боярский) опоздал на последнюю электричку.

Чтобы не ночевать на улице, молодые люди решаются на авантюру: постучавшись в один из домов, владельцем которого оказывается Андрей Сарафанов (Евгений Леонов), Бусыгин выдаёт себя за его внебрачного сына. К удаче обоих товарищей, мужчина верит им на слово и пускает их в дом. Однако позднее поддерживать этот обман становится всё сложнее: почувствовав искреннюю симпатию к своему «отцу», главный герой начинает чувствовать угрызения совести.

Кинолента принесла молодому актёру всесоюзную известность, после чего он стал все чаще сниматься в кино. После небольшой роли в «12 стульях» Марка Захарова, он появился в мюзикле «Собака на сене» в роли маркиза Рикардо — одного из поклонников главной героини, графини Дианы де Бельфлёр. Затем последовали картины «Ошибки юности», «Пока безумствует мечта», «Короли и капуста» и др., где он сыграл ведущие роли.

В 1979 году состоялись сразу несколько премьер с участием артиста. Так, он появился в исторической киноленте «Ярославна, королева Франции» и сыграл одного из отрицательных персонажей в «Приключениях Электроника», впоследствии ставшего одним из самых популярных детских фильмов в Советском Союзе. В это же время он принял участие в съёмках первой части советского телесериала о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым в главной роли.

Ещё через год на экраны выходит картина «Благочестивая Марта» о приключениях двух студентов в Мадриде, в которой он играет одного из ключевых героев. Следующей приключенческой кинолентой стала экранизация романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ», где он сыграл пирата по прозвищу Чёрный Пёс. В этот же период он исполнил одну из небольших ролей в комедии «Дом, который построил Свифт» с Олегом Янковским и Александром Абдуловым в главных ролях.

В 1983 году артист утверждается на роль одного из ключевых персонажей в музыкальной комедии «Трест, который лопнул» — он играет благородного жулика Джеффа Питерса, всю жизнь придерживавшегося одного принципа: украв чужое, он обязательно должен отдать что-то взамен. В этот же период, чувствуя себя неуверенно в качестве певца, актёр берёт уроки вокала и, в конечном итоге, становится исполнителем большей части музыкальных номеров.

В 1984 году состоялась премьера киноленты «Белые Росы», пользовавшейся большим успехом в прокате: её посмотрели более 36 миллионов зрителей, а по версии журнала «Советский экран» она была признана лучшей комедией года. Кроме того, кинокритиками была высоко оценена режиссёрская работа и актёрская игра. В этом фильме артист сыграл младшего сына Фёдора Ходаса — балагура Василия, переживавшего тяжёлую семейную драму.

В 1985 году на экраны вышла картина «Батальоны просят огня» приуроченная к 40-летию победы советской армии в Великой Отечественной войне с Николаем Караченцовым в одной из главных ролей. А ещё через два года состоялась премьера комедийного вестерна «Человек с бульвара Капуцинов», в котором актёр воплотил ковбоя Билли Кинга — сначала пьяницы, сквернослова и дебошира, а позднее — одного из самых преданных поклонников синематографа.

Коллегами артиста по съёмочной площадке стали Андрей Миронов, Олег Табаков, Михаил Боярский и другие звёзды советского кино. Блестящий актёрский состав обеспечил картине большой успех в прокате: так, в течение года её посмотрели более 60 миллионов зрителей. Сегодня кинолента входит в золотой фонд отечественного кинематографа, также она считается одной из лучших работ в фильмографии артиста.

Позднее Караченцов появился в военной драме «Моозунд» с Олегом Меньшиковым в главной роли и сыграл ключевого персонажа в художественном фильме «Криминальный квартет». Уже в это время он считался одним из самых ярких представителей советского кинематографа, а многие картины с его участием стали классикой. В этот же период, в 1989 году, за вклад в развитие советского искусства он был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Следующими крупными работами стали комедия-фарс «Дежа вю» (1989) польско-советского производства и детективная кинолента «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), в съёмках которой также приняли участие Юрий Яковлев и Ирина Шмелёва. Помимо последней картины, в 1990-е годы фильмография артиста пополнилась такими проектами, как комедия «Чокнутые», телесериалы «Петербургские тайны» и «Королева Марго» и др.

Позднее артист сыграл российского императора Петра I в историческом телесериале «Тайны дворцовых переворотов» и появился в ряде других кинолент. А в 2005 году, получив серьёзную травму в автокатастрофе и так и не оправившись от неё в полной мере, был вынужден прекратить актёрскую карьеру. После этого он появился на съёмочной площадке только один раз, сыграв в продолжении трагикомедии «Белые Росы».

За несколько десятилетий творческой деятельности Николай Караченцов снялся в десятках картин, многие из которых сегодня заслуженно считаются классикой отечественного кинематографа. Фильмография артиста насчитывает более 120 работ, включая те, в которых он выступил как актёр озвучки. Кроме того, сегодня Николай Петрович известен как актёр дубляжа: так, он неоднократно озвучивал героев французского актёра Жана-Поля Бельмондо.

Фильмография Николая Караченцова

  • 2014 Белые росы. ВозвращениеРоль: Василий Ходас
  • 2005 Летучая мышьРоль: Орловский, граф
  • 2002 Юнона и АвосьРоль: Граф Резанов
  • 2001 Львиная доляРоль: Ёж
  • 2000 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 1. Завещание императораРоль: Петр I
  • 1994 - 1995 Петербургские тайныРоль: Сергей Антонович Ковров
  • 1991 ЧокнутыеРоль: Родион
  • 1990 Ловушка для одинокого мужчиныРоль: Даниэль Курбан
  • 1987 Человек с бульвара КапуциновРоль: Билли Кинг
  • 1983 Белые росыРоль: Вася Ходас

Награды и звания Николая Караченцова

  • 2011 Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро»
  • 2009 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусстваУказ Президента Российской Федерации от 13.10.2009 года №1156
  • 2005 Премия Владимира Высоцкого «Своя колея»
  • 2004 Шансон годаЗа исполнение в дуэте с певицей Галиной Журавлёвой песни «Дни сентября»
  • 2003 Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусстваЗа спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. №614
  • 2002 Благодарность Президента Российской ФедерацииЗа высокое профессиональное мастерство и многолетнюю работу в Московском театре «Ленком»Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.01.2002 года №36-рп
  • 1997 Орден «Почёта»За большие заслуги в развитии театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 25.08.1997 года №939
  • 1989 Почётное звание «Народный артист РСФСР»За большие заслуги в области советского искусства
  • 1977 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»За заслуги в области советского театрального искусства

Личная жизнь и семья Николая Караченцова

За всю жизнь Николай Караченцов был женат один раз. Со своей будущей супругой, актрисой Людмилой Поргиной, он познакомился на сцене «Ленкома», где играл уже пять лет. На тот момент девушка только начинала свою актёрскую карьеру, а также состояла во втором браке. Тем не менее, артистка не смогла устоять перед обаянием своего талантливого коллеги, а позднее оставила мужа ради него. Пара поженилась в 1975 году.

Уже через три года у них родился первый и единственный ребёнок. В отличие от своих звёздных родителей, Андрей Караченцов решил не связывать свою жизнь с театром и кинематографом: окончив МГИМО, он выбрал карьеру адвоката, а позднее возглавил основанный отцом культурный фонд. В 2002 году у знаменитого артиста родился первый внук Пётр, а позднее, с разницей в десять лет появились внучки Янина и Ольга.

Подробности смерти Николая Караченцова

Свои последние годы жизни Николай Караченцов мужественно боролся с болезнью, ставшую следствием автокатастрофы, произошедшей в феврале 2005 года. Актёр находился на даче, когда поздним вечером ему позвонила его супруга Людмила Поргина и сообщила о смерти своей матери. Пораженный трагическим известием, актёр сразу же собрался на помощь к жене: вместе со свояком Андреем Кузнецовым он отправился в Москву.

В спешке он забыл пристегнуться ремнём безопасности, а управляя автомобилем, превысил скорость, чтобы доехать как можно быстрее. Однако на одной из обледенелых дорог артист не справился с управлением, и его автомобиль врезался в фонарный столб. В результате этого столкновения им была получена серьёзная черепно-мозговая травма, а также сломано несколько рёбер. После этого Николай Петрович почти месяц находится в коме.

Уже после того, как он пришёл в сознание, начался долгий период реабилитации. Он проходил курсы лечения в разных клиниках России, Израиля и Китая, однако многие последствия аварии были необратимы: после этого актёр имел затруднения с речью и был очень слаб физически. Впервые он стал появляться на публике в 2007 году, но возвращение на театральную сцену и в кино было уже невозможным из-за состояния его здоровья.

А 27 февраля 2017 года, ровно через 12 лет после первой автокатастрофы, стало известно о ещё одном ДТП с участием артиста. Автомобиль, которым управляла его супруга, перевернулся после столкновения с «Газелью». После этого Караченцова госпитализировали, однако в этом происшествии он не получил серьёзных травм. Уже через четыре дня артист был выписан, а ещё через полгода вновь оказался в больнице.

Во время плановой госпитализации актёру был поставлен тяжёлый диагноз — раковая опухоль в левом лёгком, которая оказалась неоперабельной. После этого он был переведён в одну из онкологических клиник, однако лечение не оказало действия. Николая Караченцова не стало 26 октября 2018 года, за день до его 74-летия. Церемония прощания с артистом прошла в «Ленкоме», он был похоронен 29 октября на аллее актёров Троекуровского кладбища.

Дата публикации: 21.07.2021 года
Дата последнего обновления: 26.03.2023 года
Автор: