Николай Караченцов
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы
- Театральная работа в «Ленкоме»
- Кинокарьера
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Подробности смерти
- Награды и звания
Николай Караченцов — советский и российский актёр театра и кино. Сегодня известен как один из самых ярких представителей советского кинематографа и театрального искусства, а также как один из наиболее востребованных и разноплановых российских артистов. За годы творческой деятельности он показал себя как актёр, которому блестяще даются роли не только благородных и храбрых героев, но и лихих ковбоев, дебоширов и преступников.
Что нам известно о Николае Караченцове
Полное имя:
Караченцов Николай Петрович
Дата рождения:
27.10.1944 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
26.10.2018 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Николаю Караченцову было:
73 года
Место рождения:
г. Москва
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
1
Рост Николая Караченцова:
178 см
Род деятельности:
Актер, Певец, Гитарист
Видео с участием Николая Караченцова
Предлагаем вам посмотреть видео про Николая Караченцова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Караченцов Николай Петрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Караченцов Николай Петрович родился 27 октября 1944 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец Пётр Караченцо являлся известным советским художником и иллюстратором и долгое время сотрудничал с журналом «Огонёк». Мать Янина Брунак была балетмейстером и ставила спектакли в крупнейших театрах Советского Союза. Кроме того, стал художником и его единокровный брат Пётр Караченцов – его полотна представлены в Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях.
Творческая атмосфера, окружавшая маленького Николая с ранних лет, оказала влияние на всю его дальнейшую судьбу. В детские годы он участвовал в школьной самодеятельности и любил выступать на сцене, где чувствовал себя максимально естественно и непринуждённо. В то же время мать прививала ему любовь к спорту — в будущем отличная физическая подготовка стала ещё одним преимуществом для актёра, выполнявшего все трюки самостоятельно.
Выбор будущей профессии оказался очевидным. Подав документы в Школу-студию МХАТ, молодой человек с первой же попытки прошёл вступительные испытания. Актёрское мастерство Николай начал изучать под руководством театрального режиссёра, актёра и педагога Виктора Монюкова. Окончив с отличием театральный вуз в 1967 году, был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»), на сцене которого прослужил 38 лет.
Николай Караченцов в молодости
Театральная работа в «Ленкоме»
В 1967 году Николай Караченцов впервые появился на сцене Театра имени Ленинского комсомола. Сначала он играл под руководством Анатолия Эфроса, а уже в 1973 году, после ухода последнего с должности главного режиссёра, молодой актёр начал работать с Марком Захаровым. Их первой совместной постановкой стал «Автоград 21». А уже через год, оценив по достоинству потенциал юного артиста, режиссёр доверил ему главную роль в спектакле «Тиль», вскоре ставшем невероятно популярным.
Постановка, отличавшаяся особым новаторством и смелостью, пользовалась огромным успехом, а Караченцов, сыгравший роль плута и хулигана Тиля, стал знаменитостью. Тогда же он зарекомендовал себя как универсальный артист, который может быть на сцене и певцом, и мимом, и акробатом. Этот спектакль входил в репертуар «Ленкома» в течение почти 20 лет и сегодня считается одним из самых выдающихся за всю историю существования театра.
Другой успешной постановкой стала «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», премьера которой состоялась в 1976 году. А ещё через год артист сыграл Лаэрта в «Гамлете» Андрея Тарковского. Ранее режиссёр предлагал эту роль Олегу Янковскому, но последний отказался от неё, поскольку задолго до начала репетиций Тарковский обещал ему роль Гамлета. Вместе с Николаем в новом спектакле по трагедии Шекспира сыграли Маргарита Терехова и Инна Чурикова.
Однако самой важной театральной работой за всю творческую карьеру Караченцова стала рок-опера «“Юнона” и “Авось”» (1983), которая имела успех не только среди московской, но и европейской публики. Так, впечатлённый постановкой, французский модельер Пьер Карден предложил сыграть её на сцене одного из парижских театров, а уже позднее рок-опера была поставлена в Германии, США, Голландии и других странах.
За всё время, что спектакль ставился «Ленкомом», актёрских состав успел обновиться десятки раз, однако более двадцати лет главного героя играл на сцене Караченцов. Сегодня роль графа Николая Резанова считается одной из лучших в его карьере. Но помимо неё он сыграл десятки других ярких ролей в таких постановках, как «Оптимистическая трагедия», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Шут Балакирев» и другие.
Почти 40 лет своей жизни Николай Караченцов посвятил службе в «Ленкоме», оставаясь одним из самых ярких артистов труппы. Одним из последних спектаклей с его участием стал «Город миллионеров» Романа Самгина в 2004 году. Здесь народный артист РСФСР (этого звания Николай Петрович был удостоен в 1989 году) исполнял роль Доменико Сориано. Но последствия трагической аварии, произошедшей в феврале 2005 года, заставили его покинуть родной театр по состоянию здоровья.
Николай Караченцов и Михаил Боярский в фильме «Старший сын» (1975)
Николай Караченцов и Геннадий Гарбук в фильме «Белые росы» (1983)
Кинокарьера
Свои первые роли в кино Николай Караченцов получил ещё в конце 1960-х, когда только окончил театральный вуз. Однако первый успех пришёл к нему в 1975 году, когда на экраны вышла драма «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. В этой экранизации артист сыграл главного героя — студента Владимира Бусыгина, который вместе со своим случайным товарищем Сильвой (Михаил Боярский) опоздал на последнюю электричку.
Чтобы не ночевать на улице, молодые люди решаются на авантюру. Постучавшись в один из домов, владельцем которого оказывается Андрей Сарафанов (Евгений Леонов), Бусыгин выдаёт себя за его внебрачного сына. К удаче обоих товарищей, мужчина верит им на слово и пускает их в дом. Однако позднее поддерживать этот обман становится всё сложнее: почувствовав искреннюю симпатию к своему «отцу», главный герой начинает чувствовать угрызения совести.
Кинолента принесла молодому актёру всесоюзную известность, после чего он стал все чаще сниматься в кино. После небольшой роли в фильме Марка Захарова «12 стульях» (1976), он появился в мюзикле «Собака на сене» (1977) в роли маркиза Рикардо — одного из поклонников главной героини, графини Дианы де Бельфлёр (Маргарита Терехова). В 1978 году вышли картины «Ошибки юности», «Пока безумствует мечта», «Короли и капуста» и др., где он сыграл ведущие роли.
В 1979 году состоялось несколько премьер фильмов с участием артиста. Так, он появился в исторической киноленте «Ярославна, королева Франции» и сыграл одного из отрицательных персонажей в «Приключениях Электроника», впоследствии ставшего одним из самых популярных детских фильмов в Советском Союзе. В это же время актёр принял участие в съёмках первой части отечественного телесериала о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым в главной роли.
Через год на экраны выходит картина «Благочестивая Марта» о приключениях двух студентов в Мадриде, в которой Караченцов играет одного из ключевых героев. Следующей приключенческой кинолентой стала экранизация романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», где он сыграл пирата по прозвищу Чёрный Пёс. В этот же период он исполнил одну из небольших ролей в комедии «Дом, который построил Свифт» с Олегом Янковским и Александром Абдуловым в главных ролях.
В 1983 году артист был утверждён на роль одного из ключевых персонажей в музыкальной комедии «Трест, который лопнул». Здесь он играет благородного жулика Джеффа Питерса, всю жизнь придерживавшегося одного принципа: украв чужое, он обязательно должен отдать что-то взамен. В этот же период, чувствуя себя неуверенно в качестве певца, актёр берёт уроки вокала и вскоре становится исполнителем большей части музыкальных номеров в данном кинопроекте.
В 1984 году состоялась премьера киноленты «Белые Росы», которая имела большой успех. За время кинопроката её посмотрели более 36 миллионов зрителей. По версии журнала «Советский экран», она была признана лучшей комедией года. Кроме того, кинокритиками была высоко оценена режиссёрская работа и актёрская игра. В этом фильме артист сыграл младшего сына Фёдора Ходаса — балагура Василия, переживавшего тяжёлую семейную драму.
В 1985 году на экраны вышла картина «Батальоны просят огня», приуроченная к 40-летию победы Советской армии в Великой Отечественной войне. Здесь Николай Караченцов сыграл одну из главных ролей. А ещё через два года состоялась премьера комедийного вестерна «Человек с бульвара Капуцинов», в котором актёр перевоплотился в ковбоя Билли Кинга — сначала пьяницы, сквернослова и дебошира, а позднее — одного из самых преданных поклонников синематографа.
Коллегами артиста по съёмочной площадке стали Андрей Миронов, Олег Табаков, Михаил Боярский и другие звёзды советского кино. Блестящий актёрский состав обеспечил картине большой успех в прокате: так, в течение года её посмотрели более 60 миллионов зрителей. Сегодня кинолента входит в золотой фонд отечественного кинематографа и считается одной из лучших работ в фильмографии артиста.
Позднее Караченцов появился в военной драме «Моозунд» (1987) с Олегом Меньшиковым в главной роли и сыграл ключевого персонажа в художественном фильме «Криминальный квартет» (1989). Уже в это время он считался одним из самых ярких представителей советского кинематографа, а многие картины с его участием стали классикой. В этот же период, в 1989 году, за вклад в развитие советского искусства он был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Следующими крупными работами стали комедия-фарс «Дежа вю» (1989) польско-советского производства и детективная кинолента «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), в съёмках которой также приняли участие Юрий Яковлев и Ирина Шмелёва. Помимо последней картины, в 1990-е годы фильмография артиста пополнилась такими проектами, как комедия «Чокнутые», телесериалы «Петербургские тайны» и «Королева Марго» и др.
Позднее артист сыграл российского императора Петра I в историческом телесериале «Тайны дворцовых переворотов» и появился в ряде других кинолент. А в 2005 году, получив серьёзную травму в автокатастрофе и так и не оправившись от неё в полной мере, был вынужден прекратить актёрскую карьеру. После этого Николай Петрович появился на съёмочной площадке только один раз, сыграв в продолжении трагикомедии «Белые Росы».
Николай Караченцов снялся в чем в 100 кинокартинах, многие из которых сегодня заслуженно считаются классикой отечественного кинематографа. Он известен и как актёр дубляжа. В частности, он озвучивал героев французского актёра Жана-Поля Бельмондо в фильмах «Картуш», «Частный детектив», «Вне закона» и пр. Также артист подарил свой голос персонажам в мультфильмах «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Алиса в Зазеркалье», «Кошка, которая гуляла сама по себе» и в десятках других.
Николай Караченцов и Андрей Миронов в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Николай Караченцов в сериале «Тайны дворцовых переворотов» (2000)
Фильмография Николая Караченцова
2014
Белые росы. Возвращение
Роль: Василий Ходас
2005
Летучая мышь
Роль: Орловский, граф
2002
Юнона и Авось
Роль: Граф Резанов
2000
Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 1. Завещание императора
Роль: Петр I
1990
Ловушка для одинокого мужчины
Роль: Даниэль Курбан
1987
Человек с бульвара Капуцинов
Роль: Билли Кинг
1983
Белые росы
Роль: Вася Ходас
1979
Приключения Электроника
Роль: Урри, гангстер из банды Стампа
1977
Собака на сене
Роль: маркиз Рикардо
1975
Старший сын
Роль: Владимир Петрович Бусыгин, студент
Николай Караченцов с женой Людмилой Поргиной и сыном в молодости
Личная жизнь и семья Николая Караченцова
Николай Караченцов был женат один раз. Со своей будущей супругой, актрисой Людмилой Поргиной, он познакомился на сцене «Ленкома», где играл уже пять лет. На тот момент девушка только начинала свою карьеру, а также состояла во втором браке с каскадёром Виктором Корзуном (её первым мужем был актёр Михаил Поляк.) Тем не менее она не смогла устоять перед обаянием своего талантливого коллеги, а позднее оставила мужа ради него. Влюблённые поженились в 1975 году.
Через три года у них родился сын. В отличие от звёздных родителей, Андрей Караченцов решил не связывать свою жизнь с творчеством. Окончив МГИМО, он выбрал карьеру адвоката, а позднее возглавил основанный отцом Культурный фонд Николая Караченцова. Его женой стала Ирина Малышева – акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, преподаватель РНИМУ имени Н. И. Пирогова. В 2002 году у знаменитого артиста родился первый внук Пётр, а позднее появились внучки Янина (р. 2005) и Ольга (р. 2015).
Николай Караченцов с женой Людмилой Поргиной, сыном и невесткой
Подробности смерти Николая Караченцова
Свои последние годы жизни Николай Караченцов мужественно боролся с болезнью, ставшую следствием автокатастрофы, произошедшей в феврале 2005 года. Актёр находился на даче, когда поздним вечером ему позвонила его супруга Людмила Поргина и сообщила о смерти своей матери. Пораженный трагическим известием, актёр сразу же собрался на помощь к жене: вместе со свояком Андреем Кузнецовым он отправился в Москву.
В спешке он забыл пристегнуться ремнём безопасности и превысил скорость, чтобы доехать как можно быстрее. Однако на одной из обледенелых дорог артист не справился с управлением, и его автомобиль врезался в фонарный столб. В результате этого столкновения им была получена серьёзная черепно-мозговая травма, а также сломано несколько рёбер. После этого Николай Петрович почти месяц находится в коме.
Когда народный артист пришёл в сознание, начался долгий период реабилитации. Он проходил курсы лечения в разных клиниках России, Израиля и Китая, однако многие последствия аварии были необратимы: актёр имел затруднения с речью и был очень слаб физически. Впервые Николай Петрович стал появляться на публике в 2007 году, но возвращение на театральную сцену и в кино было уже невозможным из-за состояния его здоровья.
А 27 февраля 2017 года, ровно через 12 лет после первой автокатастрофы, стало известно о ещё одном ДТП с участием артиста. Автомобиль, которым управляла его супруга, перевернулся после столкновения с «Газелью». После этого Караченцова госпитализировали, однако в этом происшествии он не получил серьёзных травм. Уже через четыре дня артист был выписан, а ещё через полгода вновь оказался в больнице.
Во время плановой госпитализации актёру был поставлен тяжёлый диагноз — раковая опухоль в левом лёгком, которая оказалась неоперабельной. После этого он был переведён в одну из онкологических клиник, однако лечение не оказало результата. Николая Караченцова не стало 26 октября 2018 года, за день до его 74-летия. Церемония прощания с артистом прошла в «Ленкоме». 29 октября он был похоронен на аллее актёров Троекуровского кладбища.
Николай Караченцов
Награды и звания Николая Караченцова
2011
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро»
2009
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства
Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2009 года №1156
2005
Премия Владимира Высоцкого «Своя колея»
2004
Шансон года
За исполнение в дуэте с певицей Галиной Журавлёвой песни «Дни сентября»
2003
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
За спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»
Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. №614
2002
Благодарность Президента Российской Федерации
За высокое профессиональное мастерство и многолетнюю работу в Московском театре «Ленком»
Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.01.2002 года №36-рп
1997
Орден «Почёта»
За большие заслуги в развитии театрального искусства
Указ Президента Российской Федерации от 25.08.1997 года №939
1989
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
За большие заслуги в области советского искусства
1977
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
За заслуги в области советского театрального искусства