Никулин Юрий Владимирович

Юрий Никулин

Юрий Никулин — советский и российский киноактёр и цирковой артист. Биография Юрия Никулина — это пример служения искусству. Для большинства современных телезрителей он, прежде всего, ассоциируется с комедийными ролями, в особенности — с Балбесом из трио, воплощённого на экранах Леонидом Гайдаем. Но в истории отечественной культуры Никулин остаётся величайшим клоуном, имя которого сегодня носит один из старейших цирков России.

Что нам известно о Юрии Никулине

Полное имя:

Никулин Юрий Владимирович

Дата рождения:

18.12.1921 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Стрелец

Дата смерти:

21.08.1997 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Юрию Никулину было:

75 лет

Место рождения:

г. Демидов, Смоленская губерния

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Дети:

1

Рост Юрия Никулина:

179 см

Род деятельности:

Актер, Клоун, Телеведущий, Режиссер, Юморист, Певец

Видео с участием Юрия Никулина

Предлагаем вам посмотреть видео про Юрия Никулина. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Никулин Юрий Владимирович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детские годы

Никулин Юрий Владимирович родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской губернии (сегодня – центр Демидовского района Смоленской области). Здесь будущий артист прожил всего 4 года. Он был единственным ребёнком в семье Владимира Андреевича и Лидии Ивановны, актёров городского драмтеатра. Родители переехали в Демидов из других мест: отец был москвичом, а мать выросла в латвийском городе Ливаны.

Огромное влияние на становление личности Юрия Никулина оказал его отец, которого он считал гениальным человеком. Именно Владимир Андреевич приучал сына к комедийному жанру. Благодаря ему в Демидове был создан передвижной театр революционного юмора, названный «Теревьюмом». Он же организовал первую в городе футбольную команду (и это увлечение в дальнейшем разделит Никулин, став ярым болельщиком московского клуба «Динамо»).

Когда будущему артисту не были и пяти лет, семья Никулиных переехала в столицу, поселившись в коммунальной квартире. Его отец начал работать в газетах «Известия» и «Гудок», а в свободное время писал репризы для театра и цирка, учил детей в драмкружке. Артист вспоминал, что семья жила небогато, но при этом он ходил в образцовую школу, которую нередко посещали известные культурные деятели, включая писателя Аркадия Гайдара.

Позднее Никулин перешёл в школу №346. Учился он плохо, был рассеян и не отличался примерным поведением. «У меня всего лишь два недостатка: плохая память и ещё что-то», — шутил позднее артист. Зато ему легко запоминались анекдоты, которые он переписывал в специальную тетрадь. За годы учёбы ему удалось собрать больше тысячи анекдотов. Правда, не все в дальнейшем он смог расшифровать, потому что записывал их отрывками.

Юрий Никулин в детстве

Юрий Никулин в детстве

Юрий Никулин в юности

Юрий Никулин в юности

Фронтовая юность

Особое место в биографии актёра занимает война, хуже которой, по его признанию, ничего нет. 18-летний Юрий Никулин ушёл в армию по окончании школы в 1939 году (причём аттестат зрелости он получил не сразу, провалив экзамен по черчению). Во время Советско-финской войны он находился в составе зенитной батареи, охраняя воздушные подступы к Ленинграду. Когда военные действия с Финляндией закончились, их часть оставили под Сестрорецком.

Но уже в 1941 году солдат, как и его сослуживцы, снова встал на защиту Северной столицы. Он рассказывал, что узнал о начале Великой Отечественной раньше руководящего состава — от «гражданских», когда его вместе с приятелем отправили за пивом «по случаю воскресенья» (накануне ночью связь с командованием была нарушена). Самым тяжёлым воспоминанием для него стала блокада Ленинграда. «Бредёт человек по улице, вдруг останавливается и… падает — умер», — рассказывал он.

На Ленинградском фронте Никулин не раз находился на волосок от гибели. Так, однажды немецкие войска открыли сильный огонь из дальнобойных орудий, когда он спал в блиндаже. Его — сонного, рычащего и отбрыкивающегося — товарищи с трудом выволокли оттуда. «Только мы отбежали немного от блиндажа, как увидели, что он взлетел на воздух: в него угодил снаряд», — вспоминал артист.

Но даже между сражениями, по воспоминаниям сослуживцев, Юрий Владимирович поражал умением веселить окружающих. Известна история, что актёр выиграл десять пачек папирос в споре на знание анекдотов. По условиям спора, соперник должен был говорить: «Знаю!» — если был знаком с рассказываемым, а тот — тут же начинать новый. Он смешил товарищей по оружию два часа и был признан победителем, не рассказав и половины своего репертуара.

В течение 7 долгих лет Юрий Никулин не снимал гимнастёрку и солдатские сапоги. Он прошёл по бездорожью тяжёлый путь от рядового солдата до старшего сержанта, командира отделения разведки. За боевые заслуги герой был удостоен медалей «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и «За победу над Германией». В 1946 году защитник нашей Родины был демобилизован и впервые за много лет увидел мирную жизнь.

Юрий Никулин в молодости

Юрий Никулин в молодости

Цитаты Юрия Никулина

  • О смешном и трагическом на войне

    «Смешное и трагическое – две сестры, сопровождающие нас по жизни. Вспоминая всё весёлое и всё грустное, что было в эти трудные годы, – второго больше, но первое дольше сохраняется в памяти».

  • О блокаде Ленинграда

    «Я видел Ленинград во время блокады. Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потёках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы.

    Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни.

    <…> Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять – шесть тысяч ленинградцев…»

  • О наступлении

    «Навсегда вошло в мою жизнь 14 января 1944 года – великое наступление, в результате которого наши войска сняли блокаду и отбросили фашистов от Ленинграда. Была продолжительная артиллерийская подготовка. Двадцать градусов мороза, но снег весь сплавился и покрылся черной копотью. Многие деревья стояли с расщепленными стволами. Когда артподготовка закончилась, пехота пошла в наступление…»

  • О смерти на войне

    «Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок…»

  • Об опасной ошибке и чудесном спасении

    «Летом 1944 года мы остановились в городе Изборске. Под этим городом мы с группой разведчиков чуть не погибли. А получилось так. Ефим Лейбович, я и ещё трое наших разведчиков ехали на полуторке. В машине – катушки с кабелем для связи и остальное наше боевое имущество. Немцы, как нам сказали, отсюда драпанули, и мы спокойно ехали по дороге. Правда, мы видели, что по обочинам лежат люди и усиленно машут нам руками. Мы на них не обратили особого внимания. Въехали в одну деревню, остановились в центре и тут поняли: в деревне-то стоят немцы.

    Винтовки наши лежат под катушками. Чтобы их достать, нужно разгружать всю машину. Конечно, такое могли себе позволить только беспечные солдаты, какими мы и оказались. И мы видим, что немцы с автоматами бегут к нашей машине. Мы мигом спрыгнули с кузова и бегом в рожь.

    Что нас спасло? Наверное, немцы тоже что-то не поняли: не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия. Может быть, издали они приняли нас за своих, потому что один немец долго стоял на краю поля и всё время кричал в нашу сторону:
    – Ганс, Ганс!..

    Лежим мы во ржи, а я, стараясь подавить дыхание, невольно рассматривая каких-то ползающих букашек, думаю: «Ах, как глупо я сейчас погибну…».

    Но немцы вскоре ушли. Мы выждали некоторое время, вышли из ржаного поля, сели в машину, предварительно достав винтовки, и поехали обратно.

    Почему наша машина не привлекла немцев, почему они не оставили засады – понять не могу. Наверное, оттого, что у них тогда была паника. Они все время отступали.

    Нашли мы свою батарею, и комбат Шубников, увидя нас живыми, обрадовался.
    – Я думал, вы все погибли, – сказал он. – Вас послали в деревню по ошибке, перепутали…

    Так мне еще раз повезло».

Юрий Никулин с боевым товарищем на фронте

Юрий Никулин с боевым товарищем на фронте

Работа в цирке

Ещё в 15 лет, увидев фильмы с легендарным Чарли Чаплином, Юрий Никулин захотел стать киноактёром. Вернувшись после демобилизации в Москву, он подал документы во ВГИК. Но на вступительных испытаниях профессор кафедры актёрского мастерства Сергей Юткевич заявил, что он не киногеничен. Тогда 25-летний юноша попробовал попасть в ГИТИС, но и там он вновь столкнулся с отказом. Молодой человек не сдавался и всё же поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке.

Будучи студентом, Юрий Никулин начал работать с Михаилом Румянцевым, известным в Советском Союзе клоуном и актёром по прозвищу Карандаш. Благодаря ему он познакомился с его помощником Михаилом Шуйдиным, другим начинающим артистом цирка и по совместительству акробатом. В 1950-м товарищи ушли от Карандаша, составив собственный комедийный дуэт, который стал очень популярным у советских зрителей.

Сценки дуэта Никулина и Шуйдина строились на противопоставлении образов. Никулин играл меланхоличного, но наивного и трогательного героя, а его напарник — задиристого «рубаху-парня», любящего розыгрыши. Время от времени к ним присоединялась Татьяна, супруга Никулина. Артисты работали в Московском цирке и часто гастролировали по другим странам — выезжали в Великобританию, Францию, Бразилию и даже в Уругвай.

Артист отмечал, что быть клоуном трудно: «Некоторые не выдерживают, когда над ними смеются». Сложность представляет и то, что смешное для одного может быть оскорбительным для другого, а потому не каждая сценка получается удачной. Собственный успех он объяснял наличием напарника: «Один бы я не выступал. Сложно одному человеку держаться». В тандеме с Шуйдиным артист выступал в течение 30 лет.

Артист оставался верным цирковому искусству до самой смерти. В 1983-м Юрий Никулин был назначен директором Московского цирка, в котором на тот момент прослужил больше 35 лет. Благодаря его стараниям был открыт фонд помощи ветеранам циркового искусства, а также построено новое здание цирка. Ещё при жизни актёра культурному учреждению дали его имя Юрия Владимировича. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре сегодня возглавляет его сын Максим Никулин.

Клоун Юрий Никулин в цирке

Клоун Юрий Никулин в цирке

Великий комедиант

Юрий Никулин мог дебютировать в кино в 1949 году, ещё в начале клоунской карьеры, когда он учился в школе-студии при цирке. Начинающего артиста рассматривали на одну из второстепенных ролей — Шульце, трусливого денщика немецкого офицера — в легендарный фильм о Великой Отечественной войне «Смелые люди» (1950). Но после проб режиссёр Константин Юдин отдал предпочтение другому актёру, Григорию Шпигелю.

Первой в фильмографии Юрия Никулина стала музыкальная комедия «Девушка с гитарой» (1958). Его герой, безымянный незадачливый пиротехник, получился таким ярким, что после этого карьера актёра в кино начала стремительно развиваться. Но сначала роли были второстепенными или эпизодическими: он появился в комедии «Неподдающиеся» (1959), киноповести «Яша Топорков» (1960) и в драме «Мёртвые души» (1960) – в последней даже не был указан в титрах.

В 1960 году актёр претендовал на главную роль Чудака в картине культового режиссёра Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Но из-за бюрократических и других сложностей съёмки откладывались, и актёрский состав был изменён. В итоге Никулин исполнил в этой картине небольшую роль старшины милиции. Эта картина была названа партийным деятелем Михаилом Сусловым «браком» и запрещена. Отмена запрета последовала только в 1988 году.

Настоящее признание и всенародную любовь актёр получил благодаря картинам другого крупного режиссёра — Леонида Гайдая. Именно он воплотил на экране знаменитое трио антигероев — Труса, Балбеса и Бывалого. Его знакомство с режиссёром состоялось благодаря Георгию Вицину, который увидел артиста в цирке и на следующий день рекомендовал постановщику рассмотреть его. После проб Юрий Владимирович был утверждён на роль Балбеса, обойдя более опытных актёров.

Впервые этот герой — жизнерадостный, предприимчивый пьяница — появился в 1961 году в новеллах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Харизматичное трио тут же стало популярным. С их участием был снят ряд фильмов: наиболее яркими стали картины «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). Эти образы использовал не только Гайдай, но и другие режиссёры – Эльдар Рязанов и Евгений Карелов.

Появление в картинах ВиНиМора (так называли Вицина, Никулина и Моргунова) считалось гарантом зрительского интереса, но сам артист спустя годы назвал образ своего героя «замыленным» и отказался от участия в «Комедии давно минувших дней» (1980). Впоследствии актёр говорил, что наиболее успешными стали первые короткометражные картины с участием трио жуликов, а «Кавказскую пленницу» и другие полнометражные ленты оценил невысоко.

Одной из ключевых в фильмографии Никулина является комедия Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). В ней артист исполнил главную роль Семёна Семёновича Горбункова, старшего экономиста «Гипрорыбы». Сценаристы писали её с учётом актёрской органики Юрия Владимировича. Ради съёмок артист взял отпуск в цирке на полгода. В киноленте снимались жена Никулина, Татьяна (в роли экскурсовода), и сын Максим (в роли мальчика с сачком).

Комедия о контрабанде бриллиантов с участием Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Нонны Мордюковой, Светланы Светличной и других кинозвёзд имела колоссальный успех. Ныне она занимает третье место в списке самых кассовых советских фильмов. За год кинопроката её посмотрели 76,7 млн зрителей. Впрочем, и предыдущие ленты вошли в десятку самых успешных кинопроектов СССР: «Кавказская пленница» заняла 4 строку рейтинга (продано 76,5 млн билетов), а «Операция „Ы“» – 7-ю (её посмотрели в кино 69,6 млн раз).

Другой известной картиной с Никулиным в главной роли стал фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Здесь он сыграл следователя Николая Сергеевича Мячикова, организовавшего с другом несколько ограблений с целью раскрыть их, чтобы не уйти вынужденно на пенсию. Также с участием Юрия Владимировича выходили такие комедии, как «Укрощение строптивой» (1961), «Деловые люди» (1962), «12 стульев» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972) и пр.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин в новелле «Самогонщики» (Сборник комедийных фильмов, 1961)

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин в новелле «Самогонщики» (Сборник комедийных фильмов, 1961)

Драматические роли и телевидение

Немалое место в творчестве актёра занимают драматические роли. Впервые в подобном образе Юрий Никулин появился в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» 1961 года. Тогда артист работал помощником Карандаша и только начинал кинокарьеру. Режиссёр увидел клоуна на одном из выступлений и пригласил его на главную роль Кузьмы Кузьмича Иорданова, отказав в ней признанному актёру Василию Меркурьеву.

По сюжету герой Никулина — фронтовик, страдающий от алкогольной зависимости и собственной неприкаянности. Юрий Владимирович сомневался в наличии у себя драматического таланта, но уже в первый день работы убедился в обратном: его, загримированного и плохо одетого, не хотели пускать на съёмочную площадку в мебельном магазине, потому что директор салона посчитал его алкоголиком, решившим что-то украсть.

Особое признание получила драма «Ко мне, Мухтар!» (1964). В ней Юрий Никулин исполнил роль младшего лейтенанта Николая Глазычева, воспитавшего из брошенного пса верного помощника. Ради роли ему пришлось выезжать на операции с милицией и заниматься со служебными собаками. Пёс Дейк, снимавшийся в большинстве сцен, некоторое время жил в квартире актёра. Спустя 40 лет после выхода фильма был снят сериал «Возвращение Мухтара».

Артист появился в нескольких фильмах, посвящённых теме войны. Так, в драме «Они сражались за Родину» (1975) он сыграл рядового Некрасова. В «Двадцати днях без войны» (1976) — военного журналиста и писателя Василия Николаевича Лопатина. В короткометражном фильме «Тут… недалеко» (1979) — безымянного ветерана Великой Отечественной войны. Последняя картина была дипломной работой режиссёра Георгия Николаенко, обнаруженной в семейном архиве сыном актёра Максимом Никулиным.

Одним из последних крупных фильмов с участием Юрия Никулина стала драма «Чучело» (1983). Здесь знаменитый актёр исполнил роль Николая Николаевича, дедушки Лены Бессольцевой. В целом к своей работе в кинематографе он относился неоднозначно. «Я испытываю иногда некоторое разочарование от того, что играл на экране. Досада: здесь можно было сыграть лучше, интереснее!» — вспоминал он. После 1991 года актёр перестал сниматься в кино.

После этого Юрий Владимирович начал работать на телевидении. Большим успехом у советских телезрителей пользовалась юмористическая программа «Белый попугай», которую он выпускал вместе с Эльдаром Рязановым с 1993 года. Никулин был избран почётным председателем клуба, а в 1995 году номинировался на ТЭФИ как «Лучший ведущий развлекательной передачи». Также он нередко появлялся в музыкальной программе «В нашу гавань заходили корабли».

Юрий Никулин и Леонид Кмит в фильме «Ко мне, Мухтар!» (1964)

Юрий Никулин и Леонид Кмит в фильме «Ко мне, Мухтар!» (1964)

Фильмография Юрия Никулина

  • 1983

    Чучело

    Роль: Николай Николаевич Бессольцев

  • 1975

    Они сражались за Родину

    Роль: рядовой Некрасов

  • 1971

    Старики-разбойники

    Роль: следователь Николай Сергеевич Мячиков

  • 1971

    12 стульев

    Роль: Тихон, дворник в Старгороде

  • 1968

    Бриллиантовая рука

    Роль: Семён Семёнович Горбунков

  • 1966

    Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

    Роль: Балбес

  • 1965

    Операция «Ы» и другие приключения Шурика

    Роль: Балбес

  • 1964

    Ко мне, Мухтар!

    Роль: младший лейтенант Николай Глазычев

  • 1961

    Когда деревья были большими

    Роль: Кузьма Кузьмич Иорданов

  • 1961

    Совершенно серьёзно (новелла «Пёс Барбос и необычный кросс»)

    Роль: Балбес

Юрий Никулин и его жена Татьяна Никулина в молодости

Юрий Никулин и его жена Татьяна Никулина в молодости

Юрий Никулин с сыном

Юрий Никулин с сыном

Личная жизнь и семья Юрия Никулина

«Когда я стал ухаживать за своей будущей женой, она гордо объявила близким: познакомилась с артистом. Все просветлели: а из какого театра? „Он в цирке работает. Клоуном“», — шутил со сцены цирка о своей личной жизни Юрий Никулин. Татьяна (в девичестве Покровская) была его единственной возлюбленной. Девушка была младше артиста на 8 лет. Они впервые встретились в 1949 году, когда Никулин только начал работать с клоуном Карандашом.

Примечательна история знакомства Никулина с будущей женой. Татьяна, тогда ещё студентка Тимирязевской академии, занималась конным спортом. Один из коней — карликовый жеребец по кличке Лапоть — потребовался Карандашу для сценки с участием молодого Юрия. Во время выступления Никулин упал с коня, и тот его затоптал. Артист попал в больницу с многочисленными синяками и сломанной ключицей, и Татьяна, чувствуя вину, навещала его.

Уже в мае 1950 года состоялась их свадьба, в 1956-м родился их единственный сын Максим. Супруги считались одной из самых образцовых пар среди артистов – они прожили вместе 47 лет. Юрий Никулин отличался неизменным оптимизмом и простотой, больше всего в людях ценил доброту и честность. Говоря о жизненных ценностях, он любил цитировать турецкого поэта Назыма Химкета: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером — домой».

Юрий Никулин с женой

Юрий Никулин с женой

Подробности смерти Юрия Никулина

В последние годы жизни Юрий Никулин страдал от множества болезней, включая сахарный диабет и его осложнения, сказавшиеся на состоянии внутренних органов, в особенности сердечно-сосудистой системы. Из-за болей в сердце летом 1997 года Юрия Владимировича госпитализировали. У актёра была диагностирована закупорка главных сердечных сосудов, из-за чего требовалось срочное хирургическое вмешательство.

После операции на сердце актёр пребывал в тяжёлом состоянии. Врачи более двух недель боролись за его жизнь, но не смогли спасти. Он скончался 21 августа 1997 года. Причиной смерти народного артиста СССР стали осложнения после операции (у него начали отказывать внутренние органы). На прощании с Юрием Владимировичем присутствовали тысячи его поклонников, в том числе президент Борис Ельцин. Артист был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище Москвы.

Юрий Никулин

Юрий Никулин

Награды и звания Юрия Никулина

  • 1996

    Благодарность Президента Российской Федерации

    За активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году

    Распоряжение Президента Российской Федерации от 11.07.1996 года №360-рп

  • 1996

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

  • 1990

    Герой Социалистического Труда

  • 1990

    Орден «Ленина»

  • 1986

    Орден «Трудового Красного Знамени»

  • 1973

    Почётное звание «Народный артист СССР»

  • 1969

    Почётное звание «Народный артист РСФСР»

  • 1967

    Орден «Знак Почёта»

  • 1963

    Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

  • 1958

    Медаль «За трудовую доблесть»

Никулин Юрий Владимирович

Никулин Юрий Владимирович

Дата публикации: 18.03.2021 года
Дата последнего обновления: 23.04.2024 года
Автор: