Чайковский Пётр Ильич

Пётр Чайковский

Пётр Чайковский — знаменитый русский композитор, дирижёр, музыкальный преподаватель, критик. Автор множества произведений — опер и балетов, симфоний, романсов, концертов, миниатюр. Чайковский по праву считается одним из выдающихся авторов в истории музыки. Личная жизнь композитора стала объектом множества слухов, а его таинственная смерть до сих пор будоражит умы почитателей.

Что нам известно о Петре Чайковском

Полное имя:

Чайковский Пётр Ильич

Дата рождения:

25.04.1840 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Телец

Дата смерти:

25.10.1893 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Петру Чайковскому было:

53 года

Место рождения:

Российская империя, г. Санкт-Петербург

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Род деятельности:

Композитор, Музыкант, Музыкальный педагог, Дирижер

Видео с участием Петра Чайковского

Предлагаем вам посмотреть видео про Петра Чайковского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Чайковский Пётр Ильич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы

Чайковский Пётр Ильич родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в посёлке Воткинск Вятской губернии, в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского и его супруги Александры Андреевны Ассиер. Ребёнка назвали в честь его деда, Петра Фёдоровича Чайки, который был лекарем, позже городничим и за свои заслуги и участие в русско-турецкой войне получил от императрицы Екатерины II дворянство. Ещё во время прохождения учебы в Киево-Могилянской академии он решил сменить свою фамилию Чайка в более, как ему казалось, благозвучную, и стал называться Чайковским.

В его семье насчитывалось 20 детей. Последним и самым младшим из всех наследников Петра Фёдоровича Чайковского стал сын Илья, будущий отец великого композитора, родившийся в Вятской губернии. В возрасте 13 лет он уже работал на Ижевском заводе, затем выучился в Горном кадетском корпусе Санкт-Петербурга и в чине инженер-генерал-майора, отличившись в работе, получил в управление сразу несколько заводов, принадлежавших миллионерам и купцам Яковлевым.

На момент рождения сына Петра Илья Чайковский заведовал Камско-Воткинским горным заводом и блестяще управлял процессом изготовления железа для строительства первых российских пароходов. Талантливому горному инженеру был пожалован не только просторный дом с прислугой, но и личное войско, где служила сотня казаков. Отец Петра являлся незаурядной фигурой, обладал добрым нравом и острым умом и часто приглашал в гости молодых практикантов из столицы, местных представителей знати и даже приезжавших из Англии специалистов-инженеров.

В семье Чайковских, помимо Петра, родились его старший брат Николай, сестра Александра и младший брат Ипполит. Позже на свет появились близнецы Анатолий и Модест. Все дети были дружны между собой, особенно тёплые отношения возникли у Петра Чайковского с сестрой Александрой, с которой он охотно делился всеми своими переживаниями и тайнами.

Мать композитора, Александра Ассиер, получила блестящее образование в Институте благородных девиц Петербурга, где в те времена взращивалась совершенно новая порода людей — будущая интеллигенция. Корни материнской линии происходили из Австрии и Франции: прабабушка Петра Чайковского была замужем за знаменитым французским скульптором Мишелем-Виктором Асье, а их сын Михаил Ассиер эмигрировал в Россию, изменил своё имя на Андрея Михайловича и стал отцом Александры.

Пётр Чайковский в молодости

Пётр Чайковский в молодости

Пётр Чайковский в молодости

Пётр Чайковский в молодости

Образование

В семье Чайковских царили мир и взаимопонимание. Родители беззаветно любили друг друга, а воспитанию детей уделялось особое внимание. Из Петербурга была выписана французская гувернантка Фанни Дюрбах, которая обучала детей наукам и языкам. В доме всегда звучала музыка, были орган и рояль, на котором играла мать Петра. Его отец любил флейту. Как-то раз мальчик услышал исполнение на их домашнем оркестрионе арии из произведения Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан», и оно пробрало его до мурашек.

Тогда мать подвела Петра к инструменту и усадила за него. Её взволнованный сын, показывавший склонность к гуманитарным наукам и уже сочинявший первые стихи на французском языке, с придыханием слушал оперы итальянских композиторов Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Во что бы то ни стало он хотел научиться играть. Обучать мальчика вызвалась бывшая крепостная крестьянка Марья Пальчикова, жившая в Воткинске. Она была грамотной и обладала музыкальными знаниями, так как смогла на медные деньги получить образование.

Выйдя в начале 1848 года в отставку, отец семейства Илья Петрович по долгу службы переехал из Воткинска в Москву, забрав с собой и семью. В следующем году состоялся переезд в город Алапаевск, где Чайковский получил в управление заводы Яковлевых. Здесь специально наняли новую гувернантку, чтобы подготовить второго сына к поступлению. Пётр вырос, и нужно было думать о его дальнейшем обучении.

Старший брат, Николай, пойдя по стопам отца, уже был пристроен в Горный институт в Петербурге, и туда же родители хотели отправить Петра, но приняли совместное решение определить его в Императорское училище правоведения, которое также находилось в Петербурге. Приехав в Северную столицу, Пётр первым делом отправился в театр в компании матери и сестры и испытал новое потрясение, услышав, как звучит русская опера. Тогда, 22 августа 1850 года, давали «Жизнь за царя» композитора Михаила Глинки и гремел настоящий большой оркестр, а солисты пели в хоре. Следом за оперой семья посетила балет «Жизель».

Но насладиться театральной жизнью Петербурга молодому Петру удалось немного: его мать Александра уехала к супругу в Алапаевск, а её сын отправился в стены закрытого мужского училища. Забирать 10-летнего Петра к себе на выходные вызвался Модест Вакар, друг семьи Чайковских. Далее произошла череда трагических событий: мальчик подхватил в училище скарлатину и, прибыв в очередное воскресенье в дом Вакара, заразил его пятилетнего сына, отчего тот умер.

И, хотя произошедшее скрывали от Петра и никто его в этом не упрекал, он чувствовал свою вину до конца дней. В 1852-м семья Чайковского переехала в Санкт-Петербург, а через два года, заразившись холерой, скончалась мать Чайковского Александра Андреевна. Отец тоже был при смерти, но смог выжить. Тяжело переживая потерю, он был вынужден в одиночестве заниматься воспитанием 4-летних близнецов, а старшие дети отправились на учёбу. Оказавшись без супруги, Илья Петрович быстро попал под влияние аферистов и потерял всё своё состояние.

Он более не мог оплачивать уроки своего сына Петра на фортепиано, которые преподавал ему пианист немецкого происхождения Рудольф Кюндингер. Главой семьи теперь стала старшая дочь Саша, только окончившая институт. В 1859 году получил свой аттестат и Пётр Чайковский, успешно завершив обучение в Училище правоведения, где он был всеобщим любимцем и пользовался расположением не только учителей, но и одноклассников.

Пётр Чайковский

Пётр Чайковский

Начало карьеры

Работать Чайковский начал сразу же, поступив на службу в Министерство юстиции. Пётр увлёкся итальянской оперой, съездил за границу в качестве переводчика и провёл три месяца в Европе, знакомясь с Парижем, Берлином, Лондоном, Гамбургом. В то время Чайковский свободно владел несколькими иностранными языками и испытывал особый интерес к европейской культурной жизни.

Вернувшись на родину, молодой человек был в восторге от услышанного и увиденного. Его энтузиазм захватил и отца, который предложил сыну продолжить занятия музыкой, совмещая их с государственной службой. Пётр вначале воспринял эту идею несерьёзно. Особый парадокс состоял в том, что его преподаватель фортепиано, немец Кюндингер, втайне сказал отцу, что у Петра нет особых музыкальных способностей и он не обладает каким бы ни было талантом.

Тем не менее, 21-летний Чайковский был зачислен в Русское музыкальное общество, позже преобразованное в Санкт-Петербургскую консерваторию. Там Пётр обучался у пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна и Николая Зарембы, преподававшего музыкальную форму. Параллельно Чайковский постигал игру на флейте и фортепиано.

Постепенно служба в Юстиции, из-за которой на обучение музыке не хватало времени, стала угнетать Петра. Огорчив своего отца, который прочил сыну безбедную жизнь и блестящую карьеру, в возрасте 23 лет молодой человек полностью отдался Консерватории. Отныне он стал свободным, вольным творить, уверенным в том, что будет знаменит, и… крайне бедным. Живя в пустой квартире своего хорошего друга Алексея Апухтина, Чайковский оказался одинок и окружён одними долгами.

В начале 1865 года он получил серебряную медаль, которая считалась высшим знаком отличия, а в 1970 году — диплом Санкт-Петербургской консерватории, тогда же ему было присвоено звание «свободный художник». Он переехал в Москву и смог попробовать свои силы в качестве педагога, поселившись в квартире Рубинштейна. С 1868 года Чайковский вращался в творческих кругах, среди композиторов, входивших в состав творческого содружества «Могучая кучка». В это время он выступил как музыкальный критик.

Началась его работа над увертюрой «Ромео и Джульетта», часть которой была написана Петром Ильичом в Швейцарии. В компании своего приятеля Шиловского, спонсировавшего поездки в Европу, молодые люди посетили множество крупных городов, где побывали на важных музыкальных мероприятиях. Пётр изучал техники обучения музыке глухонемых. Позже, во время отдыха с семьей своего брата Модеста, он познакомился с композиторами Ференцем Листом и Вильгельмом Вагнером.

Пётр Ильич Чайковский легко сходился с людьми и неизменно оставлял о себе приятное впечатление. Ему покровительствовала русская меценатка Надежда фон Мекк, на средства которой он мог совершать гастрольные поездки как в России, так и за границей. Она назначила композитору ежегодные ассигнования в размере 6000 рублей, с тем чтобы Чайковский уделял больше времени не изнуряющей педагогической работе, а своей творческой деятельности.

Но как преподаватель Пётр Ильич высоко ценился в Московской консерватории. Он подходил к своей работе весьма добросовестно, плодотворно, выделяя особо талантливых учеников и стараясь развивать их способности. Для обеспечения учебной литературой своих подопечных не жалел времени на собственноручные переводы на русский язык зарубежных европейских учебников, написанных немецкими и французскими музыковедами. Он стал профессором и занимал первое место в вузе по качеству обучения композиции.

Фрагмент портрета Петра Чайковского кисти Николая Кузнецова

Фрагмент портрета Петра Чайковского кисти Николая Кузнецова

Творческая деятельность

Писать собственную музыку Чайковский начал ещё с 17 лет. К 1870 году были готовы многие из его сочинений. В последующее десятилетие, увлечённый русской историей, бытом и культурой, Пётр Ильич создаёт свои знаменитые произведения: оперы «Кузнец Вакула», «Опричник», симфонии — Вторую и Третью, музыку к драме Александра Островского «Снегурочка», квартеты и концерты, балет «Лебединое озеро», фантазии. По спецзаказу Чайковский пишет и кантату, посвящённую 200-летнему юбилею со дня рождения Петра I.

В 1877 году композитор Пётр Чайковский пережил тяжёлый период, сопряжённый с его скоропалительной женитьбой на бывшей студентке консерватории Антонине Милюковой. Сложное эмоциональное состояние подтолкнуло его к попытке совершить самоубийство: зайдя по пояс в холодную воду Москвы-реки, он долго стоял там в надежде подхватить смертельную простуду и свести счёты с жизнью. Никто из окружения композитора не подозревал о серьёзном душевном кризисе музыканта.

24 сентября 1877 года Чайковский уезжал из Москвы в Петербург в состоянии, близком к безумию. Он считал, что лишь смерть может освободить его разум. Нервное состояние повергло его в бессознательное состояние, в котором он оставался довольно долгое время. Родные и близкие Петра Ильича не знали, что делать. Врачи советовали немедленно поменять весь образ жизни композитора, и брат Модест увёз его за границу.

Предшествовали кризису Чайковского работа над лирической камерной оперой «Евгений Онегин» и пагубные отношения с Милюковой, которая якобы шантажировала Петра Ильича, что покончит с собой в случае его отказа. Но путешествие по странам Европы, ставшее возможным благодаря финансовой поддержке фон Мекк, стало постепенно приводить музыканта в себя.

Свои известные сочинения Чайковский писал за границей: в 1877 году в Венеции он работал над Четвёртой симфонией — первой в России сильной психологической драмой, отражённой в музыке. Он адресовал её Надежде фон Мекк, оставив имя в тайне и лишь написав «Посвящается моему лучшему другу». В Сан-Ремо композитор закончил оперу «Евгений Онегин». В швейцарской деревеньке Кларан сочинил «Орлеанскую деву».

Расцвет творчества и мировая слава Чайковского пришлись на 1879—1893 годы. Находясь в это время в долгах, Пётр Ильич был вынужден писать самому императору Александру III, прося три тысячи серебряных рублей для покрытия расходов. Известно, что государь удовлетворил эту просьбу, безвозмездно передав всю сумму.

С 1880 года композитор выступил как дирижёр оркестра на концертах в России и Европе. В 1891 году он отправился на гастроли в Америку и произвёл там настоящий фурор. Чайковский дирижировал в нью-йоркском Карнеги-холле в день его открытия, управляя знаменитым симфоническим оркестром. Продолжая свои путешествия за границей, Пётр Ильич был под впечатлением от Рима, долго жил в Париже, где познакомился с певицей Полиной Виардо.

В новых европейских городах, куда приезжал музыкант, ему нравилось бродить по незнакомым улицам без опасения встретить кого-то из знакомых. Стремление к уединению проявилось сильнее, когда Чайковскому исполнилось 40. Находясь в Швейцарии в 1873-м, он писал в своём дневнике, что стремится обратно домой, в Россию, и скучает по её равнинам и природе.

Вернувшись на родину, композитор снял усадьбу Майданово, которая находилась рядом с подмосковным городом Клином. Он уставал от постоянных гастролей и стремился к одиночеству. Даже редкие дачники, приезжавшие на лето к себе на участки, раздражали Петра Ильича своим присутствием. Дом композитора находился вдали от суеты, у реки и в окружении зелени.

Каждое утро он неизменно начинал с работы, зато после полудня шёл на прогулку с блокнотом для музыкальных набросков. Хлопотал об устройстве школы в Майданове. Спустя два года Чайковский переехал в другую усадьбу, Фроловское, которая впоследствии стала музеем его памяти. Здесь, в месте, которое великий композитор называл раем на небесах, он написал свои знаменитые произведения — оперу «Пиковая дама» и балет «Спящая красавица», а также Пятую симфонию и увертюру «Гамлет».

Вернувшись в своё первое пристанище в подмосковной деревне, Чайковский сочинил балет «Щелкунчик», оперу «Иоланта», а позже, переехав в дом в самом городе Клине, вложил всё вдохновение в Шестую симфонию в си-миноре, которая стала его последней симфонией. Работал над этим произведением Пётр Ильич с 1889 года, задумав его как итог всей музыкальной карьеры. Он очень боялся умереть раньше, чем закончит своё творение, о чем тревожился в письме, адресованном великому князю Константину Романову.

Работал над Шестой симфонией Чайковский быстро, набрасывая эскизы и отшлифовывая к печати. Её премьера состоялась в октябре 1893 года в Петербурге, дирижировал сам Пётр Ильич. Первое впечатление публики оказалось неоднозначным, хотя музыкальные критики оценили произведение весьма высоко. В следующий раз творение композитора было исполнено уже после его смерти и тогда вызвало у слушателей сильнейшие эмоции и имело оглушительный успех.

Произведения Петра Чайковского

  • 1892

    Балет «Щелкунчик»

  • 1891

    Опера «Иоланта»

  • 1890

    Опера «Пиковая дама»

  • 1889

    Балет «Спящая красавица»

  • 1883

    Опера «Мазепа»

  • 1878

    Опера «Евгений Онегин»

  • 1877

    Балет «Лебединое озеро»

  • 1876

    Фортепианный цикл «Времена года»

  • 1876

    Сочинение № 31 «Славянский марш»

  • 1875

    Концерт для фортепиано с оркестром №1

Смерть

Спустя всего девять дней со дня прогремевшей в Петербурге Шестой симфонии, Петра Ильича не стало. На момент ухода из жизни талантливому композитору исполнилось 53. Причина его смерти осталась тайной, которая не раскрыта по сей день. Версии сменяли одна другую. Многие историки и музыковеды более ста лет пытались установить истинную разгадку гибели. Мнения разделились: одни предполагали, что великий русский композитор умер от холеры, другие — от самоубийства.

О трагическом и загадочном уходе Чайковского из жизни были написаны многие статьи и целые книги, сняты художественные и документальные фильмы. Согласно хронологии событий, 20 октября (1 ноября) 1893 года Пётр Ильич был совершенно здоров и полон сил. Он только что подписал деловые бумаги, зафиксировав свои авторские права на оперу «Опричник», и имел далеко идущие планы на будущие заграничные гастроли.

Встретившись с родственниками, композитор пребывал в хорошем расположении духа и провёл обед у подруги Веры Бутаковой в компании своего племянника Юрия Давыдова. В окружении близких и друзей, за просмотром спектакля по пьесе Островского в Александринском театре прошёл и вечер, после чего Чайковский пригласил всех в любимый ресторан Лейнера — место, где собирались литераторы, театралы и музыканты Петербурга. Там шумная компания пробыла до двух часов ночи.

По официальной версии смерти, в тот вечер Пётр Ильич заказал для себя стакан простой воды. В то время в Северной столице гуляла холера, и запрещалось не только пить некипяченую жидкость, но даже умываться ею. Находившиеся рядом близкие стали отговаривать композитора пить, но он лишь посмеялся и твёрдо заявил, что не верит в эту заразу. По фатальной ошибке, композитору подали сырую воду. Выпив её, к утру он почувствовал недомогание.

Полагая, что проблема в простом отравлении, врача он вызвал не сразу. Тот, приехав и осмотрев больного, констатировал холеру. В течение четырёх дней Чайковский боролся с недугом, который протекал в крайне тяжёлой форме. Узнав о болезни любимого композитора, к его дому стали стекаться почитатели. На входной двери даже стали вешать оповещения о состоянии больного. Но 25 октября (6 ноября), в три часа ночи, Пётр Ильич скончался.

Эта потеря была столь неожиданной, что потрясла Петербург. Сам император Александр III велел покрыть расходы на погребение композитора из собственных средств. В Казанском соборе, где проходило отпевание, пел Императорский оперный хор. На похоронах, которые прошли при большом стечении народа, присутствовали члены царской семьи.

Последним пристанищем Петра Ильича Чайковского стала Александро-Невская лавра. Позднее стали распространяться слухи о возможном самоубийстве композитора. Такая версия возникла после внимательного изучения Шестой симфонии, написанной им перед самой смертью. Говорили, что Чайковский выпил сырую воду ещё до того, как оказался в ресторане, и сделал это специально. Некоторые утверждали, что он принял мышьяк.

Пётр Чайковский

Пётр Чайковский

Личная жизнь

Первые сильные чувства к женщине Пётр Чайковский испытал в 1868 году, когда в Россию приехала с гастролями французская оперная певица и мировая звезда Дезире Арто. У русского композитора и исполнительницы итальянской оперы завязались дружеские отношения, а вскоре он сделал ей предложение, и состоялась их помолвка. Мать певицы была против брака, так же, как и друзья Чайковского.

В следующем году примадонна отправилась на гастроли в столицу Польши, где состоялась её свадьба с коллегой-певцом, испанцем Мариано Падильей. Вскоре Чайковский увидел её снова на сцене в Москве, где Дезире Арто исполняла роль в опере «Фауст». Он не мог сдержать слёз разочарования и обиды. Несмотря на её предательство, в своих статьях он всегда говорил о ней как о великой актрисе. Спустя 18 лет состоялась их личная встреча в Германии, по просьбе Арто композитор сочинил целый ряд романсов. Общались бывшие возлюбленные как старые друзья.

В конце 1876 года Пётр Чайковский начал получать письма от Надежды фон Мекк. Она была вдовой миллионера, строившего в царской России первые железные дороги, и после его смерти обладала колоссальным состоянием. Женщина испытывала большую любовь к искусствам и покровительствовала её деятелям. Одним из них стал композитор Чайковский. Между ними завязалась переписка, продлившаяся в течение 14 лет.

Меценатка фон Мекк оказывала Петру Ильичу безвозмездную финансовую помощь, чтобы композитор мог без лишних хлопот творить свои музыкальные шедевры. В своих письмах она писала, что хочет беречь его для творчества и создания того вида искусства, которое боготворит. В ответ на её поддержку музыкант раскрывал Надежде свою душу: делился планами, впечатлениями и переживаниями, спрашивал совета.

Они общались на самые разные темы посредством писем, говорили о философии, религии и жизни. Всего было написано и отправлено более 1200 посланий. За весь период времени, который длилась их трогательная дружба, Чайковский и фон Мекк ни разу не поговорили вживую. Последнее письмо пришло композитору осенью 1890 года, в нем Надежда Филаретовна сообщала, что по причине её разорения более не сможет оплачивать ежегодную субсидию в размере 6000 рублей, высылаемую Петру Ильичу. На этом их переписка прекратилась и более не возобновлялась.

Чайковский посвятил фон Мекк свои произведения — Четвертую симфонию, сюиту для оркестра, траурный марш. Однажды они случайно встретились — оба ехали в открытых экипажах навстречу друг другу. Их взгляды пересеклись, последовал неловкий поклон Петра Ильича и её ответный кивок, оба были ужасно смущены. В другой раз Чайковский разглядывал свою покровительницу в бинокль, сидя в театре — Надежда Филаретовна была там с дочерью. Внешность её он оценил как малопривлекательную, но их духовной связью дорожил и потому не желал разрывать её. За всё время переписки оба ни разу не услышали голоса друг друга.

В мае 1872 года Пётр Чайковский познакомился с Антониной Милюковой. Девушке было 24 года, она готовилась стать студенткой Московской консерватории. Между нею и композитором завязались отношения, и Антонина влюбилась в Чайковского без памяти. В течение пяти лет Милюкова состояла в связи с ним, и в июле 1877 года произошло их венчание с московской церкви Святого Георгия.

Эту женитьбу композитор считал импульсивной и скоропалительной, а свою жену оценивал как недалёкую и лишённую других достоинств, кроме крайней влюблённости в него. Их брак распался, несмотря на отсутствие развода: вскоре супруги стали жить отдельно. Год свадьбы стал временем сильнейшего кризиса в жизни композитора, когда он стремился кончить свою жизнь самоубийством и чуть не впал в безумие. Причиной разрыва между Милюковой и Чайковским считают его гомосексуальность.

Невозможность жить обычной жизнью и иметь традиционную ориентацию тяготила Петра Ильича до самой его кончины. Это сквозит в его письмах к близким и даже в музыкальных произведениях. Свою женитьбу он называл способом избавления от слухов, которые ходили о нём постоянно и причиняли боль семье.

Детей великий композитор не имел. Он был окружён близкими родственниками, племянниками и старался больше общаться с молодёжью. Однажды Пётр Чайковский узнал, что его любимая племянница, Татьяна Давыдова, страдает наркотической зависимостью, пристрастившись к морфину. В 22 года она забеременела, и дядя помог ей уехать за границу для родов. У девушки появился сын, названный Георгием, которого Пётр Ильич хотел усыновить. Чайковский активно участвовал в жизни Татьяны, помогал деньгами, устроил регистрацию и крещение ребёнка. Давыдова рано ушла из жизни, скончавшись от передозировки, ей было всего 25 лет.

Так же сильно великий композитор был привязан к своему племяннику Владимиру Давыдову. И он, и Татьяна были детьми любимой сестры Чайковского, Александры. Пётр Ильич дал мальчику прозвище Боб, всегда был рядом и интересовался его жизнью. Свою нерастраченную отцовскую любовь сочинитель перенёс на него. Когда Владимир вырос, дядя посвящал его в свои самые сокровенные тайны, переживания и планы, и они были друзьями. В момент смерти композитора племянник, как и другие близкие люди, находился у его постели.

Пётр Чайковский

Пётр Чайковский

Особенности художественного стиля и наследие

Великий сочинитель музыки Пётр Ильич Чайковский творил в самых разных жанрах, но неизменно отражал в своих произведениях темы любви и сострадания, которые трогали самые тонкие струны человеческой души. Буквально с первых минут его оперы и симфонии способны вызвать сильнейшие эмоции у слушателя. Его называют ярчайшим представителем музыкального романтизма, который у него сочетается с любовью к родине, национальным характерам и традициям.

Музыку Чайковского легко узнать: у неё своя неповторимая специфика, схватываемая интуитивно. Композитор внёс большой вклад в церковную хоровую музыку, так как сам изучал религию и православие в свои зрелые годы. Прославившись на весь мир ещё при жизни, Пётр Ильич оставил потомкам прекрасное наследие: известнейшие и любимые многими балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; десять опер, в числе которых — «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама»; семь симфоний для оркестров и другие творения.

В его произведениях также более сотни романсов, кантаты и инструментальные ансамбли, циклы и миниатюры для фортепиано, сочинения для хора. Творчество музыкального гения Чайковского оказало неоценимое влияние на мировую культуру.

Портрет Петра Чайковского

Портрет Петра Чайковского

Дата публикации: 04.10.2024 года
Дата последнего обновления: 02.11.2024 года
Автор: