Наталья Варлей
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Происхождение и ранние годы
- Карьера в цирке, театре и кино
- Фильмография
- Литературное творчество
- Личная жизнь и семья
- Награды и звания
Наталья Варлей — советская и российская актриса кино и театра, поэтесса и певица. Свою творческую карьеру начала в качестве цирковой артистки, однако вскоре стала сниматься в кино. Получила широкую известность после выхода фильмов «Кавказская пленница» и «Вий», которые сегодня считаются классикой советского кинематографа. За вклад в развитие отечественного кино и театра была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
Что нам известно о Наталье Варлей
Полное имя:
Варлей Наталья Владимировна
Дата рождения:
22.06.1947 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Наталье Варлей:
77 лет
Место рождения:
Румыния, г. Констанца
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не замужем
Дети:
2
Рост Натальи Варлей:
150 см
Род деятельности:
Цирковая артистка, Актриса, Телеведущая, Поэтесса
Видео с участием Натальи Варлей
Предлагаем вам посмотреть видео про Наталью Варлей. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Варлей Наталья Владимировна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Происхождение и ранние годы
Варлей Наталья Владимировна родилась 22 июня 1947 года в Констанце — крупнейшем морском порту Румынии. Девочка появилась на свет во время одного из плаваний её отца. Не решившись оставить в одиночестве свою беременную супругу, служивший капитаном дальнего плавания Владимир Варлей взял её с собой в рейс, а в Россию пара вернулась уже в качестве родителей. Первые месяцы жизни девочки прошли в Ленинграде.
Актриса позднее рассказывала, что её предки были родом из Уэльса, и по отцовской линии она имеет валлийские и немецкие корни. Согласно семейной легенде, двое братьев Варлей, владельцы конного завода, переехали в Россию в XIX веке. Обосновавшись, они женились на русских девушках. Есть выходцы из других стран и по материнской линии: так, один из предков Ариадны Сергеевны был родом из Франции.
По долгу службы отца семья часто переезжала: после Ленинграда они жили во Владивостоке и Мурманске, а позднее обосновались в Москве. Наталья росла одарённым ребёнком: она с ранних лет умела читать и уже в четырёхлетнем возрасте начала писать стихи. Кроме того, девочка увлекалась рисованием, а став чуть старше, захотела быть пианисткой. Согласившись с желанием дочери, родители отдали её в музыкальную школу.
Однако мечту о карьере пианистки Наталья так и не осуществила. Однажды вместе с матерью девочка пошла в цирк, где увидела объявление о наборе детей в акробатическую студию — уже через несколько дней она записалась туда втайне от семьи и была принята. Окончив школу, девушка решила стать цирковой артисткой и поступила на акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства. В 1965 году она получила красный диплом.
Наталья Варлей в молодости
Наталья Варлей в юности
Карьера в цирке, театре и кино
Став профессиональной эквилибристкой, Наталья Варлей получила работу в Московском цирке, на сцене которого выступала со многими знаменитыми артистами. Это место оказало особое влияние на дальнейшую судьбу юной циркачки. На одном из её выступлений оказался режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который был настолько впечатлён талантом девушки, что тут же предложил ей роль в своём новом фильме «Формула радуги» (1966).
И хотя молодая артистка изначально рассматривалась в качестве главной героини, она не смогла получить эту роль по той причине, что выглядела слишком юной. Однако девушку утвердили на роль второстепенной героини, а уже во время съёмок «Формулы радуги» на начинающую актрису обратила внимание одна из ассистенток режиссёра Леонида Гайдая. Она предложила ей пройти пробы на главную роль в «Кавказской пленнице» (1966).
До Варлей на роль «комсомолки и красавицы» Нины претендовали многие уже состоявшиеся и известные актрисы, а всего в кастинге приняли участие около 500 девушек. Тем не менее каждая получила отказ, а сама Наталья узнала о количестве своих конкуренток только после того, как была утверждена. Это был её первый успех в качестве киноактрисы, а уже после премьеры картины к ней пришла всесоюзная известность.
Тем не менее этот фильм связан не только с первым профессиональным триумфом Натальи в качестве актрисы, но и с одной из сильнейших обид. Уже после съёмок она узнала, что все её реплики были переозвучены Надеждой Румянцевой, хотя ранее к работе Варлей у режиссёра не было претензий. Гайдай же объяснил своё решение тем, что было гораздо проще доверить эту работу профессиональной актрисе, которая сделает всё быстрее и качественнее.
Однако сама Наталья истолковала это как желание отомстить. Позднее в своей автобиографической книге артистка написала о том, что во время съёмок Леонид Гайдай предпринимал попытку ухаживать за ней, но, получив отказ, затаил на девушку обиду. В конечном итоге, им удалось сохранить дружеские отношения, а через много лет режиссёр назвал решение переозвучить Варлей ошибочным и принёс актрисе извинения.
Вскоре после выхода «Кавказской пленницы» девушка получила ещё одну крупную роль и стала панночкой в кинокартине «Вий» — экранизации одноимённой повести Николая Гоголя. Первый советский фильм ужасов имел небывалый успех и в 1968 году вошёл в число лидеров проката.
По воспоминаниям съёмочной группы, в работе над ним не обошлось без мистики, а роль панночки с самого начала считалась «проклятой». Так, изначально её должна была сыграть Александра Завьялова, но незадолго до начала съёмок актриса отказалась от участия из-за проблем со здоровьем. А позднее, уже на съёмочной площадке, едва не погибла сама Наталья.
Играя в сцене полёта панночки в гробу, которая снималась на высоте 15 метров, девушка удерживалась специальной конструкцией, которая не позволяла ей упасть. Однако в одном из дублей что-то пошло не так, и страховка не сработала — в результате актриса потеряла равновесие и выпала из гроба. К счастью, всё закончилось благополучно: Леонид Куравлёв успел поймать партнёршу у самого пола, и она не получила ни одной травмы.
После съёмок актриса, ранее никогда не думавшая о театральном образовании, приняла решение на время перестать сниматься и поступила в Щукинское театральное училище. Окончив его в 1971 году, Наталья стала работать в труппе Московского драматического театра им. Станиславского, в котором служила до 1978 года. При этом работу на театральной сцене она совмещала с киносъёмками: с этого времени с участием артистки ежегодно выходили по одной, а то и по нескольку картин.
Последовали драма «Бег» (1970), номинированная на «Золотую пальмовую ветвь», и культовая советская комедия «Двенадцать стульев» (1971). В последней актриса изначально претендовала на роль Эллочки-людоедки, но сыграла другую героиню — Лизу Калачёву. Этот фильм стал второй совместной работой Гайдая и Варлей. Кроме того, сегодня он считается одним из лучших в фильмографии как актрисы, так и режиссёра.
В числе других выдающихся проектов Натальи Варлей – комедия «Семь невест ефрейтора Збруева» (1971), военная драма «Так и будет» (1979) по одноимённой пьесе Константина Симонова, а также детский музыкальный фильм «Не хочу быть взрослым» (1982). В последнем актриса сыграла роль Екатерины Орловой — врача-хирурга и матери мальчика Павлика. За эту работу она была удостоена Государственной премии имени Надежды Крупской.
На протяжении всей карьеры Наталья пробует себя в самых разных амплуа, и ей легко даются как комедийные, так и сильные драматические роли. А позднее актриса появляется и в фэнтези: так, она играет обеих сестёр-колдуний Бастинду и Гингему в «Волшебнике Изумрудного города» (1994), а позднее снимается в «Волкодаве из рода Серых Псов» (2006). Последний фильм был негативно принят критиками, однако получил высокие оценки за визуальный ряд.
С 1990-х годов актриса всё реже появляется на экране, а в настоящее время и вовсе нигде не снимается. Свой уход со съёмочной площадки Наталья Владимировна объясняет нежеланием работать со сценарием, который «не греет душу». Однако это вовсе не значит, что она завершила свою карьеру: сегодня Варлей предпочитает больше времени уделять собственным творческим проектам. Кроме того, она продолжает работать как актриса дубляжа.
За годы своей кинокарьеры Наталья Варлей снялась более чем в 50 кинокартинах, многие из которых сегодня являются классикой советского кино. Однако для самой актрисы главной работой стала «Кавказская пленница». В своих интервью она называет этот период жизни одним из лучших и в то же время самых сложных, а свою героиню Нину, которую считает полной своей противоположностью, вспоминает с нежностью и улыбкой.
Наталья Варлей и Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Наталья Варлей и Леонид Куравлёв в фильме «Вий» (1967)
Фильмография Натальи Варлей
2021
Тётя Люси
Роль: Людмила Ренье
1994
Волшебник Изумрудного города
Роль: Бастинда / Гингема
1987
Посторонним вход разрешен
Роль: Королёва, мама Димы
1984
Гостья из будущего
Роль: Марта Эрастовна Скрыль, тренер
1983
Талисман
Роль: мама Дюка
1982
Не хочу быть взрослым
Роль: Екатерина Орлова, мама Павлика
1980
Мой папа — идеалист
Роль: Алёна
1971
12 стульев
Роль: Лиза Калачёва
1970
Семь невест ефрейтора Збруева
Роль: Галина Листопад
1967
Вий
Роль: Панночка
1966
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
Роль: Нина
Наталья Варлей с автобиографической книгой «Канатоходка» (2018)
Литературное творчество
Начав сочинять стихи ещё в раннем детстве, Наталья Варлей не оставляла это увлечение в течение всей жизни. В 2017 году она издала уже четвёртый сборник стихотворений. Интерес к поэзии даже подтолкнул актрису получить ещё одно образование — в 1980-х она окончила Литературный институт им. Горького. Позднее многие из её стихотворений были положены на музыку — часть этих песен исполнила сама Варлей.
А в 2018 году под именем актрисы была опубликована ещё одна книга — автобиография «Канатоходка». Как стало известно в дальнейшем, причиной, побудившей её взяться за написание своей биографии, стало большое количество сплетен и недостоверных сведений вокруг её персоны. В своей книге Наталья Варлей рассказывает о своих победах и поражениях в кино и театре, а также о детстве и личной жизни.
Николай Бурляев – первый муж Натальи Варлей
Владимир Тихонов – второй муж Натальи Варлей
Личная жизнь и семья Натальи Варлей
Знаменитая «комсомолка и красавица» Наталья Варлей всегда имела много поклонников, и жениться на девушке мечтали многие. Свою первую любовь артистка встретила, когда ещё работала в цирке, — как и она, её возлюбленный был эквилибристом. Однако эти отношения закончились разрывом: Наталья начала получать свои первые роли в кино, и на фоне стремительно развивающейся актёрской карьеры её чувства сошли на нет.
А в 19 лет она познакомилась с актёром Николаем Бурляевым. Между молодыми людьми сразу же завязались романтические отношения, и вскоре влюблённые поженились. Тем не менее уже через год они расстались. Позднее Наталья назвала этот брак «детским» решением. Своего второго супруга актриса встретила, когда поступила в театральное училище — её новым избранником стал Владимир Тихонов. В 1972 году у пары родился сын Василий.
Этот брак продлился 7 лет. Уже после свадьбы артистка узнала о том, что Владимир злоупотребляет наркотиками. Не сумев убедить мужа избавиться от зависимости, она приняла решение о разводе. В 1985 году у Натальи родился сын Александр — как и старший брат, мальчик получил фамилию матери, а имя отца осталось неизвестным. Он также унаследовал от актрисы интерес к искусству и, повзрослев, стал режиссёром и музыкантом.
Позднее Варлей снова вышла замуж, однако на этот раз избранником актрисы стал владелец строительной фирмы по имени Владимир, далёкий от кино и театра. Это замужество также оказалось неудачным: между супругом Натальи и её младшим сыном сложились напряжённые отношения, и пара рассталась. На сегодняшний день артистка не замужем и живёт одна, своё свободное время посвящает общению с семьёй и воспитанию кошек, которых обожает. По разным источникам, у неё от 2 до 14 питомцев.
Наталья Варлей и её сын Василий Варлей
Награды и звания Натальи Варлей
2017
Орден «Почёта»
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2017 года №266
2010
Орден «Дружбы»
За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2010 года №957
1989
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
За заслуги в области советского искусства
1984
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской
За исполнение роли мамы Кати в фильме «Не хочу быть взрослым»
Наталья Варлей