Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт
- Интересные видео
- Базовая информация о персоне
- Ранние годы
- Обучение
- Путешествие по Европе и признание
- Творческая деятельность
- Произведения
- Признание и неудачи
- «Реквием»
- Смерть
- Личная жизнь
- Личность и талант
Вольфганг Амадей Моцарт — знаменитый австрийский композитор XVIII века, перевернувший представление о классической музыке и внёсший огромный вклад в мировую музыкальную культуру. В 14-летнем возрасте был зачислен в Болонскую филармоническую академию, куда брали только с 26 лет. За 35 лет своей жизни Вольфганг Амадей стал автором многих произведений, которые сегодня считаются неотъемлемой частью мировой классической музыки.
Видео с участием Вольфганга Амадея Моцарта
Предлагаем вам посмотреть видео про Вольфганга Амадея Моцарта. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Что нам известно о Вольфганге Амадее Моцарте
Полное имя:
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт
Дата рождения:
27.01.1756 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
05.12.1791 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Вольфгангу Амадею Моцарту было:
35 лет
Место рождения:
Священная Римская империя, Княжество-архиепископство Зальцбургское, г. Зальцбург
Гражданство:
Священная Римская империя
Семейное положение:
Был женат
Дети:
6
Род деятельности:
Композитор, Музыкант
Ранние годы
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился в городе Зальцбурге 27 января 1756 года в семье скрипача и музыканта Леопольда Моцарта и Анны Марии Пертль, дочери комиссара-попечителя богадельни. У родителей, помимо Вольфганга, было ещё шестеро детей, но по причине высокой детской смертности, отмеченной в те времена, в живых остались только двое: мальчик и его сестра по имени Мария Анна (домашнее прозвище — Наннерль). При крещении Вольфганг получил ещё одно имя, которое в переводе означало «любимый Богом». Матери рождение сына далось нелегко: при его появлении на свет Анна Мария настолько ослабела, что чуть не лишилась жизни.
Ранние годы обоих детей Моцартов проходили в изучении музыки, которую преподавал детям их отец. Сестра была старше Вольфганга на четыре года. Уже в трёхлетнем возрасте, наблюдая за тем, как девочка играет на их домашнем клавесине, он тоже старался перебирать клавиши и подбирать разные мелодичные звуки. С самого детства в Вольфганге обнаружилась феноменальная память: он запоминал и переносил на инструмент целые отрывки из услышанных им пьес.
Отец был удивлён и восхищён способностями сына. Леопольд Моцарт стал выделять время для обучения сына и с его четырёхлетнего возраста занимался с ним игрой на клавесине, набирая на клавишах менуэты и несложные пьесы. Быстро схватывая их на слух, мальчик тут же воспроизводил музыку. Вскоре у него появилось тяготение к собственному сочинительству: родитель едва успевал записывать в специальную книгу за своим маленьким 5-летним сыном его творения.
Фрагмент портрета Вольфганга Амадея Моцарта в детстве кисти неизвестного художника
Обучение
У сестры и брата Моцартов были собственные нотные тетради с их ранним творчеством. Вольфганг Амадей Моцарт учился у Марии Анны, восполнял свои знания и на удивление быстро постигал музыкальные инструменты. Так, он самостоятельно освоил скрипку и в шестилетнем возрасте уже играл на ней, к восторгу всех друзей-музыкантов его отца. Леопольд Моцарт стал для своих детей прекрасным учителем, обучив чтению и письму, познакомив их с науками, и ни одного дня его сын и дочь не посетили школу.
Маленький Вольфганг Амадей был очень увлечённым ребёнком: тому, что ему было интересно, он отдавался полностью. Так, изучая цифры, он исписал ими всё, что видел вокруг себя. Мебель, стены, даже пол в их доме был покрыт мелом. Видя прекрасные способности своего отпрыска, Леопольд Моцарт решил сделать из него композитора. В то время было распространено представлять талантливых детей важным особам, чтобы найти среди них покровителей.
Показав умения детей в качестве исполнителей музыки, родители могли рассчитывать на их дальнейшее продвижение и в качестве сочинителей. И отец предпринял решительный шаг: устроил для маленьких вундеркиндов большое путешествие. Оставив супругу Анну Марию дома, Леопольд с сыном и дочерью отправились странствовать по Европе, посещая королевские и княжеские дома. Этот период продлился целых десять лет.
На момент начала их путешествия маленькому Амадею исполнилось только шесть лет. Был январь 1762 года, и первым городом, куда прибыли Моцарты, стал Мюнхен. Их принял сам имперский князь —курфюрст Баварии Максимилиан III. Ребёнок-виртуоз, с невероятным для его лет талантом исполнявший музыкальные произведения, и старшая сестра, которую все звали Наннерль, что означало «благодать», покорили ошеломлённую публику.
Путешествие по Европе и признание
Услышав игру девочки на пианино, слушатели в один голос признали её лучшей пианисткой целого поколения. Она абсолютно точно воспроизводила на инструменте самые сложные музыкальные произведения — сонаты и концерты величайших композиторов. Наннерль Моцарт была вундеркиндом и в возрасте 11 лет поразила всех своим мастерством. Но её маленький шестилетний брат просто очаровал слушателей.
Белокурый, нежный и похожий на ангела Вольфганг сел за пианино и без единой ошибки сыграл сложнейшее произведение с завязанными глазами на клавишах, закрытых тканью. Такой фокус никого не оставил равнодушным. Отец был удовлетворён: его детей-виртуозов оценили по достоинству, как он и хотел. Началась череда бесконечных поездок по Европе, где тогда было великое множество мелких княжеств и графств. Музыканты старались посетить самые богатые дома и салоны и везде восхищали публику, встречавшую их с огромным энтузиазмом.
Осенью того же 1762 года Леопольд с детьми посетил Вену — центр притяжения всей европейской культуры и искусств. По дороге туда они дали концерты в австрийском городе Линце для влиятельных людей — графов Герберштейна и Пальфи. Те славились своей любовью к музыке и, услышав игру маленьких Моцартов, пообещали им всяческое покровительство.
Оттуда маленькая труппа отправилась в путешествие на корабле и по пути в Вену остановилась в Ибсе, решив посетить там монастырь. Зайдя внутрь, Амадей Вольфганг увидел орган. Он подбежал к нему, сел за клавиши и стал играть. На звуки музыки дивной красоты сбежались монахи и были потрясены, увидев, кто извлекает из инструмента такое точное и чистое звучание.
План Леопольда Моцарта сработал: к их приезду в Вену, случившемуся 6 октября, вся венская знать уже была наслышана о невероятном таланте маленького мальчика и его очаровательной сестры. Об этом поспешили рассказать всем графы Герберштейн и Пальфи, прибывшие в город заранее. Слух дошёл и до австрийской королевы Марии Терезии, которая распорядилась устроить Моцартам аудиенцию в императорской летней резиденции Шёнбрунне. Встречу назначили на 13 октября.
Но до этого дня музыканты получили сотню приглашений в самые знатные дома Вены и после каждого своего выступления срывали оглушительные овации. Особенно выделяли вниманием маленького белокурого Вольфганга: ребёнок-виртуоз приводил окружающих в полный восторг. Тот концерт, когда он выступил перед королевой, длился несколько часов. Мальчик импровизировал, исполняя и собственные произведения, играл сложную музыку самых разных жанров.
Помимо этого, ребёнок превзошёл сам себя, демонстрируя перед императрицей разнообразные фокусы: от игры на клавишах одним пальцем до исполнения музыки через ткань, которой накрыли инструмент. Вместе с сестрой Вольфганг воспроизводил в четыре руки множество композиций. Дети заслужили самый радушный приём: угощения, подарки и возможность осмотреть весь дворец.
А ошеломлённая такими талантами Мария Терезия даже усадила шестилетнего Амадея к себе на колени и позволила ему поцеловать себя в щёку. Известна легенда, согласно которой во время игры мальчика с её дочерьми он пообещал жениться на одной из них, Марии Антуанетте — девочка подала ему руку, когда тот поскользнулся.
Моцартов приглашали выступить перед королевой дважды. Но, помимо концертов во дворце, они принимали множество других предложений от представителей знати. Ребёнок-виртуоз играл по несколько часов в день, подстёгиваемый своим отцом. В итоге у Амадея ухудшилось здоровье, иммунитет был ослаблен, и мальчик подхватил скарлатину. Венская аристократия перестала слать приглашения из-за боязни заразиться.
Моцарты вернулись домой, но спустя несколько месяцев продолжили гастроли, добравшись до Парижа. Здесь их ждал оглушительный успех, который был достигнут превосходной игрой Наннерль Моцарт и сочинениями для скрипки и клавесина, написанными семилетним Вольфгангом и напечатанными для широкой аудитории. Концерт был устроен для короля Людовика XV и прошёл в Версале, на нём присутствовала маркиза де Помпадур. Музыкантов одарили подарками, деньгами и почестями.
Затем они направились в Лондон, где маленький Моцарт познакомился с Бахом, благодаря которому усовершенствовал свою технику исполнения музыки. Также он обучился пению у итальянского оперного певца Джованни Манцуолли. Умения Вольфганга в его восемь лет его отец сравнивал с опытом сорокалетнего музыканта. Они выступали перед королём Георгом III и задержались в Лондоне на 15 месяцев, но вынуждены были покинуть страну из-за настойчивого требования голландской принцессы, желавшей во что бы то ни стало и поскорей услышать игру Моцарта.
Огромная популярность сопутствовала семье все десять лет их невероятного турне. Но за этот период, прибыв в Гаагу в 1765 году, все музыканты чуть не погибли от брюшного тифа: сначала им заболела Наннерль, от неё заразился Вольфганг и два месяца находился между жизнью и смертью, похудев до самих костей. И, несмотря на внушительные заработки, популярность и всеобщее признание, дети были сильно переутомлены. Отыграв концерты в Версале, Женеве и Мюнхене, семья отправилась домой.
Семья Моцартов. Художник Иоганн Непомук де ла Кроче
Творческая деятельность
Леопольд обучил свои детей не только музыке и наукам, но и многим языкам. Вольфганг подрос и превратился в 10-летнего композитора, сочинения которого не уступали маститым мастерам. Он начал писать серьёзные оперы на латыни, оратории для архиепископа и лучшие образцы церковной музыки. В период с 1775 по 1780 год юный композитор сочинил несколько клавирных и скрипичных сонат, концертов для фортепиано, гобоя и флейты, арфы, виолончели, симфонии и хоры, больше десятка балетов.
В 17 лет Моцарт уже был автором 13 симфоний, 4 опер, 24 сонат и огромного множества небольших музыкальных произведений. За свои достижения в 23 года Вольфганг получил должность придворного органиста в родном Зальцбурге. Он также знакомился с другими композиторами из разных стран и учился у них, беря самое лучшее. Переехав в Вену в 1781 году, композитор плотно изучал творчество Баха и Генделя.
Здесь в планах 25-летнего Моцарта было получение должности при венском дворе: он стремился стать учителем музыки для императорской дочери Элизабет, принцессы Вюртембергской. Это бы обеспечило маэстро стабильный доход и спокойствие. Но его идее не суждено было воплотиться, ведь его место занял Сальери. Как оказалось, последний считался тогда лучшим вокальным композитором и преподавателем пения, и предпочтение было отдано ему.
Даже когда Моцарт победил в устроенном императором Иосифом II соревновании с Муцио Клементи, другим виртуозом из Италии, по протекции Сальери учителем игры на клавире для императорской принцессы был выбран не Вольфганг, а простой музыкант Георг Зуммер. Тем не менее, учениц у молодого Моцарта было достаточно. И в личной жизни 25-летнего композитора произошли изменения, на которых сосредоточилось его внимание: он влюбился в Констанцию Вебер, одну из дочерей своего друга Фридолина Вебера, в доме которого снимал квартиру.
Общественность давно поженила молодых людей, эти слухи приводили Моцарта в ярость. Тем не менее, их свадьба состоялась, чем был крайне недоволен отец музыканта, до последнего не дававший своего согласия на брак. В 1783 году у Вольфганга родился сын Раймунд. Композитор снял для своей семьи роскошный дом, в стенах которого написал лучшие свои произведения.
На вырученные гонорары он смог нанять прислугу и окружить себя предметами роскоши, такими как бильярдный стол, дорогой музыкальный инструмент. Моцарт также стал членом масонской ложи. Отец, прибыв в гости к сыну в 1785 году, испытал огромную гордость: его Вольфганг Амадей выступал перед самим императором, играя свою оглушительную премьеру концерта для фортепиано. Правитель вскоре поручил Моцарту заказ — сочинить оперу.
Заручившись поддержкой придворного поэта Лоренцо да Понте, композитор приступил к работе. Его произведение получило название «Свадьба Фигаро». Вдруг, в самый разгар творчества, пришёл ещё один заказ от императора — написать зингшпиль, или немецкое либретто. Как потом оказалось, соперник Моцарта Антонио Сальери получил аналогичный заказ, но только на итальянское либретто. Целью было устроить соревнование между двумя этими музыкальными жанрами и, конечно, между композиторами. И, по причине занятости Вольфганга Амадея в написании «Свадьбы Фигаро», он проиграл: опера Сальери была признана более содержательной.
Несмотря на свою неудачу, Моцарт добился премьеры своей «Свадьбы» в придворном театре Вены. Там она имела успех, который быстро сошёл на нет. После девяти постановок оперу сняли, и лишь соперник её автора, Сальери, оценил произведение как лучшую из работ Моцарта. Он даже возобновил её постановку в 1789 году. Тремя годами ранее, в 1786-м, музыкальная труппа Бондини поставила оперу «Свадьба Фигаро» в Праге. Там успех был исключительный: произведение вышло в народ и стало исполняться даже на танцах, его напевали в трактирах и на всех улицах.
Произведения Вольфганга Амадея Моцарта
1791—1792
«Реквием» ре минор, K.626
1791
Опера-зингшпиль «Волшебная флейта»
1788
Molto allegro — Симфония № 40 соль минор
1788
Соната для клавира №16 до мажор
1787
Опера-буффа «Дон Жуан, или Наказанный развратник»
1787
«Маленькая ночная серенада»
1786
Опера-буффа «Свадьба Фигаро»
1786
Концерт для фортепиано с оркестром №25
1785
Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор
1784
Rondo alla turca («Турецкий марш») — Соната №11, K. 331
Фотогравюра Моцарта по картине Эрнста Хадера
Признание и неудачи
Автора оглушительной по отзывам оперы Вольфганга Моцарта и его жену Констанцию душевно приветствовали в Праге: их изображения печатались на открытках, а двери везде были распахнуты. Такого приёма композитор давно не встречал. Он познакомился с молодым Бетховеном и, по слухам, даже взялся его обучать. В это время пришла печальная весть: в Вене скончался отец Амадея Леопольд. После его смерти началась череда неприятностей и неудач в жизни Моцарта.
Хотя его взяли на должность императорского камерного композитора, заказов было немного. Опера «Дон Жуан» имела в Вене провал, так как ей помешала премьера произведения Антонио Сальери «Аксур, царь Ормуза». Из-за фиаско последнего произведения у Моцарта начались финансовые проблемы. Добавлялись расходы на лечение супруги, здоровье которой пошатнулось из-за частых родов. Шикарную квартиру пришлось поменять на скромный дом в венском пригороде, где аренда была на порядок ниже.
Денег становилось все меньше, а долги неуклонно росли. Вольфганг был вынужден просить взаймы у богатых товарищей по масонской ложе и предпринял попытку поехать в Берлин с целью заработать средства, выступая для известного любителя музыки прусского короля Фридриха Вильгельма II. Но его надежды не оправдались: тот заказал композитору всего лишь несколько сонат и квартетов.
Болезнь Констанции, из-за которой Моцарту пришлось отправить её на курортное лечение, ещё больше усугубило его положение. После смерти императора Иосифа II, при дворе которого служил Моцарт, его не позвали на приём в честь короля Фердинанда, предпочтя ему Сальери. В том концерте, которым дирижировал соперник, принимали участие многие знаменитые музыканты — все, кроме Моцарта. Это его ужасно оскорбило.
Тем временем композитора стали преследовать кредиторы, и он был вынужден покинуть Вену. Осенью 1790 года концерты во Франкфурте, которые дал Вольфганг, принесли ничтожно малый доход. Супруга переехала в более дешёвое жилище, а сам Моцарт начал активно творить. С начала 1791 года, ставшего для него последним, 35-летний музыкант написал концерт для фортепиано с оркестром и симфонию соль минор. Исполняющим эту симфонию оркестром позже будет дирижировать его давний конкурент Антонио Сальери.
Моцарт подал прошение стать вторым капельмейстером — эта должность по сути делала его заместителем Сальери, который был первым руководителем. Его просьба была отклонена. В марте друг Вольфганга, который имел собственный театр, попросил спасти его от разорения и написать какую-либо оперу-сказку. Так родились «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последняя имела оглушительный успех в Вене и заняла особое место в творчестве композитора.
«Реквием»
В июле 1791 года произошла странная история: Вольфганга Моцарта посетил загадочный незнакомец, одетый в серый плащ, и сделал ему заказ. Он попросил композитора написать для него траурную заупокойную мессу. Это стало рождением «Реквиема» — пожалуй, самого знаменитого по трагизму и невероятно скорбной лирике произведения. Работа над ней захватила музыканта полностью. Он не мог ни о чем больше думать, даже отказался принимать учеников.
Супруге Констанции пришлось силой отнять у мужа партитуру с записями «Реквиема» и вызвать ему врача. Произведение так и не было закончено. Был затребован лучший в Вене доктор, Николаус Клоссе, но он не смог диагностировать болезнь Вольфганга. После некоторого улучшения, во время которого композитор продолжил работу над заказом траурной мессы, Моцарт слёг. Слух его обострился донельзя, а руки и ноги распухли так, что он не мог ходить. На протяжении двух недель композитор неуклонно слабел, а именитые доктора, посовещавшись на консилиуме, решили лечить пациента кровопусканием.
Смерть
Позже врачи вынесли решение, что смерть Моцарта наступила вследствие общей слабости организма, вызванной тяжёлыми заболеваниями, перенесёнными в юности и детстве. Вольфганг трудился, не зная отдыха, полностью посвящая себя работе, и не останавливался, пока не завершит дело. У него могла развиться хроническая болезнь, которая осложнилась острой инфекцией. А неправильное лечение привело к смертельному исходу.
4 декабря 1791 года едва живой Моцарт, с распухшими конечностями, просил верную супругу Констанцию сообщить своему другу, музыканту Иоганну Альбрехтсбергеру, которого считал хорошим органистом, о его кончине, чтоб тот успел раньше всех занять его рабочее место в соборе Святого Петра. Ближе к полуночи Вольфганг Амадей очнулся и, вперив взгляд в пространство, сохранял полную неподвижность какое-то время. После этого он заснул, и наступила смерть. Её причины и обстоятельства являются поводом для споров, которые не утихают уже более 230 лет.
После ухода из жизни гениального композитора мнения общественности разделились: одни считали, что это была естественная смерть, другие полагали, что Моцарт был отравлен, и в этом виновен не кто иной, как Сальери. Последний в те времена считался признанным композитором и выдающимся педагогом, и не раз дороги этих двух прославленных музыкантов пересекались. Слух о причастности Сальери к кончине коллеги стал его проклятьем. Правда, официальный суд, который прошёл в 1997 году, спустя 170 лет после смерти Сальери, вынес приговор — невиновен.
Через три года после смерти Моцарта главный врач Вены постановил, что композитор умер вследствие заболевания ревматической лихорадкой, коей в те годы было заражено большинство населения. Но кто-то разнёс слух, что Антонио Сальери сам признался в убийстве товарища. Злая молва просочилась в печать и разом перечеркнула все 58 лет успеха и признания выдающегося композитора, приближенного к императорскому двору. Сальери был настолько морально подавлен, что вскоре угодил в клинику для душевнобольных и там скончался.
Личная жизнь
В 1777 году Вольфганг Амадей Моцарт приехал в город Мангейм в надежде найти работу и познакомился с дочерью своего друга Фридолина Вебера, Алоизией. Он давал талантливой девушке уроки вокала и влюбился в неё, собирался сделать предложение руки и сердца. Но она вышла замуж за другого и уехала из отчего дома. Спустя четыре года повзрослевший 25-летний композитор приехал в Вену и поселился в доме Веберов, сняв у овдовевшей супруги приятеля квартиру.
Моцарт близко сошёлся с другой её дочерью, Констанцией, которая, как оказалось, давно была влюблена в него. Вскоре по городу прошёл слух об их намечавшейся женитьбе. Эти сплетни сильно раздражали музыканта: он писал отцу, что никого не собирается брать в жёны и всё это «нелепые сплетни», а следом переехал в другую квартиру. Но всё же в конце 1781 года, не без некоторого давления опекуна Констанции и её матери, Вольфганг женился.
Возможно, на его решение повлияла бескорыстность девушки, а также её решительный поступок, когда она порвала заявление Моцарта сочетаться с ней браком, которое его заставил написать опекун. Композитор даже пошёл против воли своего отца, Леопольда Моцарта, взяв Констанцию в жёны. За восемь лет брака с Вольфгангом его супруге пришлось пройти через многое: шесть родов, безденежье и частые переезды. После смерти мужа она осталась с двумя детьми на руках и с кучей долгов.
У пары родились четверо сыновей и две дочери. Из них в живых остались лишь двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер Вольфганг, другие наследники умерли в младенческом возрасте. Оба выживших сына получили отличное образование и стали музыкантами. Младший, Франц, вёл педагогическую деятельность, прекрасно играл на фортепиано и скрипке, всю жизнь почитал своего отца и его музыку. Его учителем был Антонио Сальери.
Старший сын Моцарта, Карл Томас, работал переводчиком и был чиновником, имел дом в Комо и завещал открытой в Зальцбурге консерватории Моцартеум все ценные вещи и документы, унаследованные от гениального отца. У обоих братьев никогда не было жён и детей, и с их смертью род Моцартов был прекращён.
Констанция Моцарт. Портрет кисти художника Ганса Хансена
Личность и талант
Исследователи утверждают, что при жизни Вольфганг Амадей обладал не только исключительным талантом, но и лёгким весёлым нравом. Он легко сходился с людьми и любил подшучивать над ними, был оптимистом и не терял присутствия духа. Он всегда находился в движении, активно жестикулируя при разговоре и играя с разными вещами. Таким же живым являлось и его лицо, выражение которого постоянно менялось.
Гениального композитора нельзя было назвать красивым: огромные и выразительные голубые глаза сочетались с рассеянным взглядом, а нос и лоб были слишком большими. Моцарт славился своей наблюдательностью в отношении характеров людей, а юмор и ирония постоянно присутствовали в его лёгкой манере общения, естественной и непринуждённой. Он обладал сильно выраженными чувствами чести и достоинства, справедливости и сердечной доброты.
Наследием композитора, прожившего всего 35 лет, стали 55 концертов, 68 духовых и 23 театральных произведения, множество фантазий и вариаций для фортепиано, порядка 50 симфоний, несколько десятков сонат, в том числе для клавесина и скрипки, известнейшие оперы — «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и многие другие. Всего в каталоге, собранной музыковедом Людвигом фон Кёхелем, насчитывается 626 музыкальных произведений авторства Моцарта.