Анастасия Вертинская
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы
- Творческая деятельность
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Персона сейчас
- Награды и звания
Анастасия Вертинская — советская и российская актриса. В её фильмографии лишь около 30 ролей, но почти каждая из них стала событием в отечественном кино. Артистка не боялась сложностей, будь то съёмки в ледяной воде в «Человеке-амфибии» или сцены «Мастера и Маргариты», когда её привязывали к вертолёту. Сегодня актриса помогает ветеранам кино и театра и поддерживает инициативы молодых деятелей искусства.
Что нам известно о Анастасии Вертинской
Полное имя:
Вертинская Анастасия Александровна
Дата рождения:
19.12.1944 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Анастасии Вертинской:
79 лет
Место рождения:
г. Москва
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не замужем
Дети:
1
Рост Анастасии Вертинской:
172 см
Род деятельности:
Актриса
Видео с участием Анастасии Вертинской
Предлагаем вам посмотреть видео про Анастасию Вертинскую. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Вертинская Анастасия Александровна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Вертинская Анастасия Александровна родилась 19 декабря 1944 года в Москве в гостинице «Метрополь» в семье творческих деятелей. Отец актрисы Александр Вертинский — прославленный актёр и шансонье, один из первых артистов, выступавших в жанре авторской песни. Её мать Лидия (в девичестве Циргвава) — художница и актриса, сыгравшая птицу Феникс в «Садко» и красавицу Анидаг в «Королевстве кривых зеркал».
У Анастасии есть сестра Марианна (старше на полтора года), которая тоже стала актрисой. По воспоминаниям девочек, их мать старалась воспитывать их в строгости, но отец, для которого они были поздними детьми (Вертинскому было 54, когда родилась первая дочь), всегда был с ними необычайно ласков. Анастасия была к нему сильно привязана, «патологически» ревновала его к сестре, и они часто ссорились и даже дрались.
Родители пытались привить дочерям любовь к искусству, особенно к музыке. Вертинская делилась, что им прощались плохие оценки по большинству предметов, если они получали пятёрки по пению. Поняв, что из-за подобного воспитания девочки слишком отдалились от сверстников, их отправили в пионерский лагерь, из которого они вернулись без чемоданов и с вшами. После этого родители оставили попытки помочь им влиться в их окружение.
Хотя семья Анастасии была связана с актёрской профессией, девочке эта сфера была не интересна. В детстве она хотела стать танцовщицей балета. Но в труппу её не приняли, заявив, что для балерины она слишком крупная. Девушка делала успехи в иностранных языках и даже хотела стать лингвистом. Этому способствовало то, что полиглотом был её отец Александр Вертинский, в разное время живший в Польше, Германии, Франции, Америке, Палестине и в Шанхае.
Когда Анастасии было 12 лет, её отец умер от острой сердечной недостаточности. В этот день, 21 мая 1957 года, он давал концерт в Ленинграде, и её мать после его выступления пыталась дозвониться до гостиницы, где тот остановился. Актриса говорила, что она задолго до этого ощущала тревогу за своего отца. Мужчина находился в духовном кризисе от невозможности выпускать свои песни из-за советской цензуры. Но сообщение о его смерти глубоко её потрясло.
Анастасия Вертинская в молодости
Анастасия Вертинская в молодости
Творческая деятельность Анастасии Вертинской
Дебют знаменитой актрисы в кино состоялся в 1961 году в экранизации повести-феерии А. Грина «Алые паруса», режиссёром которой выступил Александр Птушко. 15-летняя Анастасия Вертинская сыграла в ней Ассоль. Эта героиня стала первой в галерее её ранних работ, отличавшихся, по определению кинодраматурга и главного редактора киностудии «Мосфильм» Леонида Нехорошеева, «обаянием красоты и юной женственности».
Изначально режиссёр предполагал сделать образ Ассоль приближенным к русским красавицам из его прежних «былинных» картин вроде «Садко», где снималась мать Вертинской. Анастасия, хрупкая и коротковолосая, не произвела на него впечатления, но художник кино Леван Шенгелия уговорил постановщика взять именно её, пригрозив, что иначе откажется работать над фильмом. Сама актриса вспоминала, что тогда ещё не понимала, как себя вести в кадре.
Вскоре вышла ещё одна картина с Вертинской в главной роли — «Человек-амфибия». Ей доверили сыграть Гуттиэре благодаря ярко-голубым глазам, потому что у героини, по задумке режиссёра Владимира Чеботарёва, они должны быть цвета неба. Эта роль закрепила за ней статус звезды, из-за чего ей приходилось сталкиваться с навязчивыми поклонниками. «Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать», — делилась она.
Слава девушки омрачала и её студенческие годы. В 1963 году она, по примеру сестры, поступила в Щукинское училище, где к ней было повышенное внимание. Сложности возникли и с преподавателями. Они были недовольны тем, что девушка часто экспериментировала, выходя за рамки предлагаемых ей ролей. Из-за аристократической внешности её ставили играть «героинь», когда ей самой нравились простые персонажи вроде соседки по коммуналке и пр.
Между тем известность актрисы стремительно росла: на втором курсе она сыграла Офелию в «Гамлете» Григория Козинцева, после чего в зарубежной прессе её прозвали «Вивьен Ли советского экрана». Не менее успешной стала её роль Лизы Болконской в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука, в образ которой она привнесла трагическое звучание. Даже самые строгие критики признали в «дочери Вертинского» самостоятельную творческую единицу.
На право работать с актрисой, ещё не окончившей театрального вуза, претендовали лучшие советские режиссёры. В конце 1960-х она сыграла княгиню Кити Щербацкую в «Анне Карениной» Александра Зархи, актрису Галину Прокофьеву в «Случае с Полыниным» Алексея Сахарова и дочь главного героя Мери Цинцадзе в «Не горюй!» Георгия Данелии. Но ей потребовалось больше усилий, чтобы получить признание у театральных критиков.
Впервые Вертинская ступила на театральные подмостки в драмтеатре им. А. С. Пушкина на Тверском бульваре, когда ей было 18 лет. По окончании вуза она около года играла в театре им. Е. Вахтангова. Но наибольшее влияние на её становление оказал театр «Современник», в котором актриса проработала 12 лет, и МХАТ, куда она перешла в 1980-м вслед за своим наставником и возлюбленным Олегом Ефремовым.
Первые несколько лет в «Современнике» актрису брали лишь в массовые сцены. Но затем ей начали доверять главные роли. Среди них — Оливия в «Двенадцатой ночи» по комедии Уильяма Шекспира, поставленная режиссёром Шеффилдского драмтеатра Питера Джеймса. Искусствовед Юлий Смелков утверждал, что комедии — призвание Вертинской, поскольку она сама по себе является «весёлым, ироничным, озорным и хулиганистым человеком».
Во МХАТе репертуар актрисы пополнился спектаклями, поставленными по пьесам А. П. Чехова. Так, она сыграла дочь богатого помещика Нину Заречную в «Чайке» и Елену Андреевну, жену отставного профессора Серебрякова, в «Дяде Ване». Особую грациозность девушки отмечали критики в постановке театрального режиссёра Анатолия Эфроса «Буря» по трагикомедии Шекспира, где она сыграла волшебника Просперо и духа воздуха Ариэль.
Но в кино этот период (1970 — 1980 гг.) актриса играла значительно реже. Так, сыграв в 1971 году принцессу Луизу в фильме-притче «Тень» и студентку Клару Вересову в драме «Человек на своём месте», она 6 лет не появлялась на киноэкранах. Причиной этому был её «несоветский», утончённый облик. Сама актриса относилась к этому со смесью понимания и горечи, говоря: «Время требовало других героинь — румяных и весёлых активисток».
Однако именно в эти годы актриса сыграла свою любимую роль — светскую львицу Мону в фильме «Безымянная звезда» Михаила Козакова. Эта работа, по признанию Вертинской, дорога ей тем, что соединяет в себе комедийное и драматическое начало. Другие её роли были преимущественно драматическими. Так, она воплотила образы Джеммы в экранизации романа Этель Лилиан Войнич «Овод» и Маргарет Челмерс в фильме «Кража», снятом по пьесе Джека Лондона.
После «Кражи» в кинокарьере актрисы наступил простой, в течение которого она вела курс актёрского искусства в Оксфорде. Следующий фильм с её участием, «Дни и годы Николая Батыгина», вышел лишь через 5 лет, в 1987-м. А в конце 1980-х она впервые сыграла резко отрицательных персонажей — герцогиню в советско-испанской драме «Житие Дон Кихота и Санчо» и королеву Моргану в фэнтези «Новые приключения янки при дворе короля Артура».
Если в своих первых фильмах актриса играла нежных и романтичных девушек, то в последних картинах её героинями были сильные роковые женщины. Такой была в её исполнении пациентка больницы в мистическом фильме Андрея Харитонова «Жажда страсти». В нём 47-летняя Вертинская сама исполнила все опасные сцены, включая эпизод полёта, ради которого ей пришлось раз за разом бросаться вниз на тросах с 15-метрового сооружения.
Не менее захватывающими были съёмки актрисы в экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, где она воплотила образ Маргариты. Чтобы снять её полёт над Москвой, актрису привязали к вертолёту. Последним фильмом с участием актрисы стал мюзикл «Бременские музыканты & Co» 2000 года, в котором она сыграла Атаманшу. После этого Анастасия Вертинская почти не принимала предложения новых ролей.
Анастасия Вертинская и Василий Лановой в фильме «Алые паруса»
Анастасия Вертинская и Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия»
Фильмография Анастасии Вертинской
2000
Бременские музыканты & Co
Роль: Атаманша
1994
Мастер и Маргарита
Роль: Маргарита
1989
Тартюф
Роль: Эльмира
1982
Кража
Роль: Маргарет Чалмерс
1980
Овод
Роль: Джемма
1978
Двенадцатая ночь
Роль: Графиня Оливия
1978
Безымянная звезда
Роль: Мона
1965
Война и мир
Роль: Лиза Болконская
1961
Человек-амфибия
Роль: Гуттиэре Бальтазар
1961
Алые паруса
Роль: Ассоль
Анастасия Вертинская и Никита Михалков в молодости
Анастасия Вертинская с сыном
Личная жизнь и семья Анастасии Вертинской
«Я рано поняла, что брак — не моя стихия, я не приспособлена для этого», — говорила Вертинская о своей личной жизни. Актриса вышла замуж ещё в студенчестве – её супругом стал однокурсник Никита Михалков. Его брат Андрей Кончаловский в то время встречался с её сестрой Марианной. Первое время Никита и Анастасия жили у Кончаловского. Официальный брак они заключили в 1967 году, через полгода после рождения сына Степана.
Имя для мальчика посоветовала Анастасии её свекровь Наталья Кончаловская. «У меня были очень тяжёлые роды, и мне было не до выбора имени. Наталья Петровна, мама Никиты, прислала мне в роддом записку, что по святкам ближайшие два имени — Пётр и Степан. Я посмотрела на маленькую рожицу в одеяльце и Петра как-то не увидела. И сын стал Степаном», — рассказывала актриса. Сегодня Степан Михалков — известный ресторатор.
Причину развода с Никитой Михалковым, который состоялся спустя 3 года совместной жизни, актриса объясняла своей неготовностью жить в тени мужа. Она говорила, что не способна быть на вторых ролях. А Михалкову, отличающемуся лидерским характером, было сложно примириться с постоянной занятостью жены — ему была нужна женщина, умеющая обустраивать быт. Тем не менее, бывшие супруги сохранили дружеские отношения.
Позднее мужем Вертинской был певец Александр Градский, союз с которым она не считала браком. После расставания с ним в её жизни появлялись музыкант Павел Слободкин, балетмейстер Борис Эйфман. Но самым «долговечным» человеком в жизни Анастасии Александровны, как она говорила, стал Олег Ефремов — этот роман продлился около 20 лет. Актриса призналась, что этот мужчина был единственным, с кем ей хотелось создать крепкую семью. Несмотря на то, что он был старше её на 17 лет.
Но когда Ефремов, женой которого являлась актриса Алла Покровская, был готов оставить супругу и сделал предложение Вертинской, она отказалась. Анастасия Вертинская вспоминала, что после столь долгого ожидания уже не любила его. К тому же Ефремов в то время начал злоупотреблять алкоголем, а нести «бремя жизни с пьющим человеком» женщина была не готова. Тем не менее, она говорила, что именно благодаря ему она состоялась как актриса.
На вопрос, почему актриса не дала сыну своей фамилии, та отвечала: «Мой отец был настолько великим, что для российской культуры достаточно его имени». Сегодня она много времени проводит с внуками Александрой, Василием и Петром (детьми Степана и манекенщицы Аллы Сиваковой), и с Лукой (от второй жены её сына, модели Елизаветы Ильиной). В 2018 году Вертинская стала прабабушкой — Александра родила сына Фёдора от мужа Петра Скворцова.
Анастасия Вертинская и Александр Градский
Олег Ефремов
Анастасия Вертинская сейчас
Анастасия Вертинская полностью прекратила играть в театре и сниматься в кино. Когда её творческая деятельность пошла на спад, она, как и многие артисты, вела авторские передачи на ОРТ (сегодня Первый канал): «Золотое сечение» и «Другие берега». Но этот опыт был недолгим. Программы, посвящённые известным деятелям культуры, в которых она предстала талантливым интервьюером, не соответствовали запросам руководства канала.
Вертинская занимается восстановлением наследия её отца. При жизни он не успел сделать студийные записи, а то, что выпускалось на дисках, содержит шумы. Артистка реставрирует их. Анастасия Александровна вносит вклад и в дело её сына — она курирует его ресторан «Вертинский». Также она открыла Благотворительный фонд актёров, поддерживающий ветеранов театра и кино и финансирующий инициативы молодых актёров и режиссёров.
Анастасия Вертинская
Награды и звания Анастасии Вертинской
2020
Орден Александра Невского
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2010
Орден Дружбы
За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2010 года №1340
2005
Орден Почёта
За большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 07.04.2005 года №401
1988
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
1981
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»