
Жан-Люк Годар
- Базовая информация о персоне
- Детство и юность
- Профессиональная деятельность
- Фильмография
- Последние годы
- Личная жизнь и семья
- Награды и звания
Жан-Люк Годар — режиссёр, сценарист, критик французского происхождения. Начинал карьеру с написания рецензий к фильмам. Позднее снимал короткометражки, а затем освоил и полный метр. Ленты режиссёра, снятые в 1960-х, серьёзно повлияли на мировой кинематограф. Годар считается одним из основателей французской новой волны в кино — направления, характеризующегося экспериментальным стилем и радикальными приёмами.
Что нам известно о Жане-Люке Годаре
Полное имя:
Жан-Люк Годар
Дата рождения:
03.12.1930 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
13.09.2022 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Жану-Люку Годару было:
91 год
Место рождения:
Франция, г. Париж
Гражданство:
Франция, Швейцария
Семейное положение:
Был женат
Рост Жана-Люка Годара:
173 см
Род деятельности:
Режиссер, Сценарист, Продюсер, Актер, Монтажер
Детство и юность
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже в обеспеченной протестантской семье. Имел франко-швейцарское происхождение. Отец будущего режиссёра владел клиникой и был врачом. Мать выросла в швейцарской семье, основавшей собственный банк. Среди родственников Годара по отцовской и материнской линии были многочисленные деятели науки, культуры и политики.
В четырёхлетнем возрасте Жан-Люк вместе с семьей переехал из Франции в Швейцарию, где позднее пошёл в школу. Большую часть Второй мировой войны он пребывал в Швейцарии. После окончания боевых действий поступил в лицей в Париже, где увлёкся литературой и кинематографом. Молодой человек провалил выпускные экзамены и недолго жил в Швейцарии. В 1949 году он вернулся в Париж, изучал антропологию в Сорбонне.

Жан-Люк Годар в молодости
Профессиональная деятельность
Жан-Люк Годар в период жизни во Франции увлёкся кинематографическими клубами, которые набрали популярность в послевоенные годы. Посещая их, он познакомился с другими поклонниками кино. Члены клубов смотрели немые фильмы и современные картины, затем вместе их обсуждали. Вскоре Жан-Люк начал писать собственные рецензии, которые публиковались в журналах.
На этом этапе профессиональная деятельность Годара не была связана с производством. Он был сосредоточен на критике. Позднее начал помогать режиссёрам, снимающим короткометражки. В 1952 году молодой человек вновь отправился в Швейцарию, где стал работать строителем на объекте по возведению плотины. Жан-Люк заинтересовался этим процессом и решил снять документальный фильм.
Когда основной контракт на стройке подошёл к концу, молодой человек стал оператором телефонного коммутатора. Он взял камеру у друзей и проводил съёмки во время своих дежурств. После монтажа документальную ленту о строительстве приобрела компания, которая возводила плотину. Видео Годара стали использовать в качестве рекламного ролика.
В последующие два года Жан-Люк снял несколько короткометражек. Он работал над ними в Швейцарии и во Франции, куда вернулся в 1956 году. В число его проектов этого периода входят короткометражные ленты «Кокетка», «Всех парней зовут Патрик», «История воды». Режиссёр уже давно задумывался о работе в полном метре, и в 1960 году смог снять первую ленту.
Годар нашёл средства на выпуск фильма «На последнем дыхании», однако бюджет был очень ограниченным. Из-за этого приходилось экономить на всём, в том числе на реквизите. Сценарий не был написан заранее. Тексты диалогов создавались непосредственно перед съёмками. К тому же, актёрам приходилось много импровизировать.
Премьера ленты стала настоящей сенсацией в мире кино. Уже в дебютном фильме отчётливо прослеживался характерный стиль постановщика, включающий использование литературных цитат, а также классической музыки и картин. Критики отмечали смелую визуальную составляющую проекта, в том числе ручную съёмку и рваный монтаж. Лента принесла Годару приз «Серебряный медведь» на лучшую режиссуру.
В том же году Жан-Люк начал работу над вторым фильмом под названием «Маленький солдат». Военная драма охватывает события Алжирской войны. Выпуск проекта был отложен на несколько лет, поскольку он не сразу смог пройти цензуру. Картина содержала много сцен насилия и затрагивала острые политические вопросы. Её запретили к показу и разрешили премьеру только в 1963 году.
Следующий проект постановщика принёс ему признание в кинематографическом мире. Экспериментальную комедию «Женщина есть женщина» он снимал на цветную пленку. В 1961 году проект участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля, где претендовал на главный приз, но уступил ленте «Ночь». Картина получила два «Серебряных медведя».
В 1960-х Годар снял самые известные свои работы. Одним из таких проектов стала драма «Жить своей жизнью», которая состояла из 12 эпизодов. Фильм относят к направлению французской новой волны, основными чертами которой считают отказ от традиционных штампов и стремление к экспериментам. Лента принесла режиссёру две награды Венецианского кинофестиваля.
В своих следующих проектах Жан-Люк продолжил исследовать социальные и психологические проблемы современного общества. В 1963 году он представил публике мелодраму «Презрение», главную роль в которой сыграла Брижит Бардо. Фильм стал одним из самых высокобюджетных в карьере режиссёра того периода. Продюсеры выделили на съёмки около 1 млн долларов. Лента получила преимущественно положительные отзывы критиков.
Ещё одной работой 1963 года для режиссёра стала комедийная драма «Карабинеры». После премьеры Годар вместе с женой основал продюсерскую компанию, которая занималась выпуском его проектов. В 1964 году Жан-Люк снял сразу несколько картин. В их числе криминальная драма «Банда аутсайдеров», короткометражка «Репортаж из Орли», мелодрама «Замужняя женщина».
В этот период Годар неоднократно принимал участие в совместных проектах с другими европейскими режиссёрами. Он снимал новеллы киноальманахов «Самые прекрасные мошенничества в мире», «Париж глазами шести» и проч. Следующей полнометражной лентой стала фантастическая сатира «Альфавиль». Позднее члены съёмочной группы вспоминали, что до начала работы не знали о том, что будет происходить.
Сценарий был написан уже после старта съёмочного процесса. При этом Жан-Люк его даже не прочитал, а во время съёмок всё время импровизировал. «Альфавиль» был с восторгом встречен критиками. Картину показывали в рамках Берлинского кинофестиваля, где она была удостоена главного приза. Годар стал обладателем «Золотого медведя».
В том же году постановщик выпустил криминальную драму «Безумный Пьеро». Лента была представлена на Венецианском кинофестивале и была номинирована на «Золотого льва». Кроме того, фильм оказался успешен в прокате и привлёк в кинотеатры более 1,5 млн зрителей. Позднее картина получила множество положительных отзывов и стала считаться одной из лучших в карьере режиссёра.
Следующим знаковым проектом для постановщика стала мелодрама «Мужское — женское», вышедшая в 1966 году. В основу сюжета легли произведения Ги де Мопассана. Фильм был отмечен несколькими наградами Берлинского кинофестиваля, а также был номинирован на «Золотого медведя». В 1960-х Жан-Люк снял такие ленты, как «Сделано в США», «Китаянка», «Уик-энд».
Постепенно в фильмах постановщика всё отчетливее начали прослеживаться политические аспекты. Он рассматривал темы конфликтов на Ближнем Востоке, а также войны во Вьетнаме. В 1970-х режиссёр чаще всего работал над малобюджетными документальными проектами, которые бросали вызов устоявшимся канонам кинематографа. В это время состоялась премьера таких картин, как «Звуки Британии», «Владимир и Роза», «Всё в порядке».
Постановщик работал в разных странах Европы, снимал в Соединенных Штатах и в Палестине. Он посещал университетские городки, где организовывал дискуссионные площадки. В 1970-х Жан-Люк увлёкся продюсированием, а также создал цикл проектов для европейского телевидения. В 1980 году Годар вернулся к художественным фильмам.
В этот период режиссёр снял несколько лент, которые были более традиционными, чем его предыдущие работы. К ним относятся «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя Кармен». В 1990-х постановщик работал над многосерийным проектом, посвящённом истории мирового кинематографа. В начале 2000-х он продолжил снимать авторские ленты, которые принимали участие в мировых кинофестивалях. В 2011 году Жан-Люк получил почётный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
Фильмография Жана-Люка Годара

Жан-Люк Годар на съёмочной площадке
Последние годы
Жан-Люк Годар практически не работал в последние годы жизни. В этот период он чаще всего участвовал в совместных проектах с другими постановщиками, а также снимал короткометражки. Одной из последних полнометражных работ для него стала драма «Прощай, речь», вышедшая в формате 3D. Премьерный показ состоялся в 2014 году на Каннском кинофестивале, где картина получила приз жюри.
В 2015 году стало известно, что режиссёр работает над новой лентой. Съёмки фильма, получившего название «Книга образов», продолжались на протяжении двух лет. Они проходили в странах Востока. Годар решил исследовать современный арабский мир. Его новый проект представлял собой авангардный документальный фильм, который снимался без актёров. На Каннском кинофестивале 2018 года картина была удостоена специального приза жюри.
Позднее постановщик рассказал, что ведёт параллельную работу над двумя сценариями. После этого он намерен был завершить кинематографическую карьеру. Работа над короткометражками шла медленно. Только одна из них была закончена к моменту смерти Годара. Её премьера состоялась в 2023 году. Работу над второй короткометражкой завершили уже после смерти режиссёра.
Жан-Люк скончался 13 сентября 2022 года, не дожив до своего 92-го дня рождения. Позднее стало известно, что постановщик воспользовался процедурой эвтаназии, решив добровольно расстаться с жизнью. По сообщениям его близких, Годар в последние месяцы был физически истощен, в том числе из-за многочисленных заболеваний. Режиссёр умер в своём доме в Швейцарии. Его тело кремировали, а похоронную службу не проводили.

Жан-Люк Годар
Личная жизнь и семья
Жан-Люк Годар несколько раз вступал в брак. В 1959 году его внимание привлекла актриса Анна Карина. Вскоре режиссёр предложил ей роль в своём следующем фильме «Маленький солдат», а затем в комедии «Женщина есть женщина». Они сыграли свадьбу в 1961 году. В дальнейшем супруги неоднократно работали вместе.
Пара была одной из самых обсуждаемых в европейских СМИ. Но их отношения не продлились долго. В дальнейшем Анна Карина признавалась, что муж часто вёл себя с ней грубо, и вскоре они перестали разговаривать друг с другом. В 1967 году они оформили развод. В этот же период режиссёр познакомился с французской актрисой Анной Вяземски, которая по отцовской линии происходила из рода русских князей Вяземских.
Актриса исполнила главную роль в драме Годара «Китаянка». В этот период они начали встречаться. В 1967 году пара вступила в брак, который продлился до 1979 года. К моменту развода Жан-Люк долгое время профессионально сотрудничал с режиссёром Анн-Мари Мьевиль. Они познакомились в 1970 году. После развода Годара пара вместе жила в Швейцарии. В 2010-х годах они официально оформили отношения.

Жан-Люк Годар и Анна Карина
Награды и звания Жана-Люка Годара
2018
Каннский кинофестиваль
Специальный приз жюри («Книга образов»)
2014
Каннский кинофестиваль
Приз жюри («Прощай, речь»)
2011
Оскар
Почётный Оскар
2004
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) — лучший фильм года («Наша музыка»)
1998
Сезар
Почётный Сезар
1991
Венецианский кинофестиваль
Золотая медаль президента Сената («Германия 90 девять ноль»)
1987
Сезар
Почётный Сезар
1985
Берлинский кинофестиваль
Премия имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри (конкурсная программа) («Хвала тебе, Мария»)
1985
Берлинский кинофестиваль
Поощрительный приз Международной Католической организации в области кино — почетное упоминание («Хвала тебе, Мария»)
1983
Венецианский кинофестиваль
Золотой лев («Имя Кармен»)
1982
Венецианский кинофестиваль
Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
1973
Берлинский кинофестиваль
Премия международного евангелического жюри — рекомендация (программа «Форум») («Всё в порядке»)
1967
Венецианский кинофестиваль
Специальный приз жюри («Китаянка»)
1966
Берлинский кинофестиваль
Премия юношеского кинематографа — лучший игровой фильм («Мужское-женское»)
1966
Берлинский кинофестиваль
Премия «Интерфильма» — почетное упоминание («Мужское-женское»)
1965
Берлинский кинофестиваль
Золотой медведь («Альфавиль»)
1962
Венецианский кинофестиваль
Специальный приз жюри («Жить своей жизнью»)
1962
Венецианский кинофестиваль
Премия Пазинетти («Жить своей жизнью»)
1961
Берлинский кинофестиваль
Серебряный медведь — специальный приз («Женщина есть женщина»)
1960
Берлинский кинофестиваль
Серебряный медведь за лучшую режиссерскую работу («На последнем дыхании»)