Тодоровский Валерий Петрович

Валерий Тодоровский

Валерий Тодоровский — российский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Является лауреатом множества зарубежных и российских кинопремий и фестивалей, а также считается одним из самых успешных и незаурядных авторов отечественного кинематографа. На сегодняшний день фильмография режиссёра насчитывает 14 картин: самыми известными из них являются драма «Страна глухих», мюзикл «Стиляги», сериал «Оттепель» и др.

Что нам известно о Валерии Тодоровском

Полное имя:

Тодоровский Валерий Петрович

Дата рождения:

08.05.1962 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Телец

Сейчас Валерию Тодоровскому:

61 год

Место рождения:

г. Одесса

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не женат

Дети:

3

Рост Валерия Тодоровского:

180 см

Вес:

80 кг

Род деятельности:

Кинорежиссер, Сценарист, Кинопродюсер, Актер

Видео с участием Валерия Тодоровского

Предлагаем вам посмотреть видео про Валерия Тодоровского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Тодоровский Валерий Петрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы и образование

Тодоровский Валерий Петрович родился 8 мая 1962 года в Одессе, в семье режиссёра и классика советского кинематографа Петра Тодоровского. Уже с детских лет маленький Валерий всё своё время проводил на съёмочной площадке, наблюдая за работой отца. Тогда же мальчика увлёк процесс производства фильмов, и он решил, как и отец, посвятить свою жизнь профессии режиссёра.

По словам самого Валерия, он рос активным ребёнком: вместе с друзьями любил проводить время во дворе или кататься на велосипеде по улочкам Одессы. Когда мальчику исполнилось десять лет, вместе с семьёй он переехал в Москву. Смена места жительства и новое окружение стали серьёзным испытанием для подростка. В этот период вместо общения со сверстниками он всё чаще предпочитал проводить свободное время в библиотеке.

Уже в 16-летнем возрасте Валерий дебютировал как актёр, сыграв одну из ролей второго плана в художественном фильме «Странная женщина» Юлия Райзмана. Однако работа перед камерой не заинтересовала молодого человека, и он остался верен своей мечте стать режиссёром. Когда же Тодоровский-старший узнал о планах сына, он заявил, что не будет покровительствовать ему в его карьере, и Валерию придётся всего добиваться самостоятельно.

Окончив школу, молодой человек подал документы во ВГИК на режиссёрский факультет, где одним из его экзаменаторов на завершающем отборочном туре выступил знаменитый советский актёр и педагог Ролан Быков. Успешно справившись с предыдущими испытаниями, Валерий не смог впечатлить мэтра и не был зачислен. Тем не менее, ему удалось поступить на сценарный факультет вуза, который он окончил в 1984 году.

Валерий Тодоровский в молодости и его отец – режиссёр Пётр Тодоровский

Валерий Тодоровский в молодости и его отец – режиссёр Пётр Тодоровский

Творческая деятельность Валерия Тодоровского

Свою творческую карьеру Валерий Тодоровский начал в качестве сценариста, а уже через несколько лет, в 1990 году, вместе с друзьями основал продюсерский центр «ТТЛ». С этого времени он преимущественно работает над кинопроектами как продюсер. Так, в 1990-х и начале 2000-х выходят сразу несколько успешных работ с его участием: в их числе популярные телесериалы «Каменская», «Бригада», «Идиот», триллеры «Кикс», «Поклонник» и др.

В этот же период он дебютирует в качестве режиссёра с художественным фильмом «Катафалк». Его первая режиссёрская работа получает сдержанно положительные отзывы кинокритиков, а также становится лауреатом нескольких кинопремий. Кроме того, она завоёвывает главный приз международного кинофестиваля в Мангейме. Всё это в целом позволяет оценить дебют Тодоровского-младшего как успешный, а уже через год он выпускает ещё одну картину.

Как и предыдущая работа, художественный фильм «Любовь» благожелательно принимается кинорецензентами и отмечается наградами многих зарубежных и российских кинофестивалей. При этом особое внимание критиков отводится игре Евгения Миронова, который ранее был известен только в узких кругах: актёр становится одним из главных открытий в российском кинематографе, а вскоре и одним из самых востребованных артистов.

В 1994 году, в рамках Каннского фестиваля, состоялась премьера драмы «Подмосковные вечера», снятой по мотивам повести «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова. Главные роли в картине сыграли Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков и Алиса Фрейндлих. Блестящий актёрский состав вкупе с талантливой режиссёрской работой обеспечили киноленте успех: так, она получила семь номинаций на кинопремии «Ника».

Фильм одержал победу в трёх номинациях: были отмечены наградами И. Дапкунайте («Лучшая женская роль») и А. Фрейндлих («Лучшая роль второго плана»), кроме того, он завоевал приз за лучшую операторскую работу. Тем не менее, мнения кинообозревателей о картине разделились: если первыми она была не понята, то вторые, напротив, высоко оценили художественный стиль молодого режиссёра.

Другими рецензентами киноленты была высоко оценена актёрская игра и органическое сочетание музыкального и визуального рядов. При этом одним из основных предметов дискуссии стал жанр фильма. Так, он был определён как триллер, нуар и экзистенциальная драма, которая «впервые возникла в русском кино». Сам же В. Тодоровский с выходом этой ленты начал восприниматься не как успешный режиссёр-дебютант, а самобытный и талантливый автор кино.

Ещё более успешной становится следующая работа режиссёра — драма «Страна глухих», снятая по мотивам повести Ренаты Литвиновой. Так, она включается в число претендентов на главный приз Берлинского фестиваля, а также принимает участие в кинофестивалях США, Франции и Бельгии. Кроме того, фильм выдвигается в шести номинациях на кинопремию «Ника» — сам режиссёр претендует на этот приз второй раз.

В центре сюжета — судьба девушки Риты. Задолжав огромную сумму денег, её молодой человек оставляет её с кредитором во время встречи в ресторане. Однако пообещав вернуться через два часа с деньгами и забрать её, он так и не возвращается. Тем не менее, девушке удаётся избежать роли заложницы: ей помогает скрыться глухая танцовщица ресторана Яя. После этого Рита пытается найти нужную сумму денег, чтобы спасти возлюбленного.

Картина была тепло принята зрителем, а позднее вошла в сотню лучших русских фильмов по версии издания «Афиша». Она также стала началом успешной карьеры в кино для Чулпан Хаматовой, сыгравшей главную роль: ранее молодая актриса не была известна широкой аудитории, и Тодоровский первым открыл её талант. В настоящее время эта работа считается одной из самых выдающихся в фильмографии и актрисы, и самого режиссёра.

В 2002 году состоялась премьера художественного фильма «Любовник» с Олегом Янковским в главной роли. Как и предыдущие картины Тодоровского-младшего, он получил преимущественно положительные отзывы кинокритиков. Сам же автор охарактеризовал свою новую работу следующим образом: «“Любовник” — фильм, в котором не стреляют, а только разговаривают, но он получился жёстким, гораздо жёстче, чем фильмы, в которых стреляют».

Ещё через два года на экраны вышла драма «Мой сводный брат Франкенштейн», принёсшая режиссёру первую победу на кинопремии «Золотой орёл», а также приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Карловых Варах. А в 2007 году его фильмография пополнилась ещё одним проектом — драмой «Тиски». Став частью наркотического бизнеса, главный герой — молодой музыкант Денис Орлов — потерял всё, что было в его жизни.

Но если последняя работа не привлекла к себе широкого внимания, то вышедший вслед за ней мюзикл «Стиляги» стал одним из ключевых событий в российском кино 2000-х. Главными героями новой картины стали представители одноимённой субкультуры, популярной среди советской молодёжи в 1950‒1960-е годы. Стиляги противопоставляли себя традиционному советскому укладу жизни и отличались повышенным интересом к западной культуре.

Решив снимать новую картину в жанре музыкального кино, режиссёр поставил перед собой задачу максимально правдоподобно воссоздать в кадре характерные для стиляг танцевальные стили. Однако непопулярность мюзикла в традиции российского кинематографа стала причиной того, что Тодоровскому не сразу удалось найти профессиональных хореографов, которые могли бы поставить танцевальные номера для кинокартины.

Ещё одна трудность была связана с поиском подходящей музыки. Поскольку стиляги слушали преимущественно западных музыкантов, режиссёр отказался от использования архивных записей. В конечном итоге было решено использование композиций русского рока 1970‒1980 годов. В саундтрек вошли хиты таких групп, как «Браво», «Кино», «Машина времени», Nautilus Pompilius и др. При этом песни были представлены в рок-н-ролльной и джазовой обработке.

Фильм стал лауреатом кинопремий «Ника» и «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм». Кроме того, он был высоко оценён зарубежными кинокритиками: в своих отзывах многие из них особо отметили «жизнелюбие», «свежесть» и «красочность» российской картины, сравнив её с широко известной голливудской кинолентой «Мулен Руж!» и другими американскими мюзиклами. Однако гораздо более неоднозначно «Стиляги» были приняты в России.

Так, положительно оценили фильм музыкальный критик Артемий Троицкий и театральный актёр Евгений Гришковец. Что касается отрицательных отзывов, то в большинстве из них была отмечена «антисоветская пропаганда» и «популяризация» кинорежиссёром американской массовой культуры, которая, по мнению рецензентов, способствовала «гниению» и «разложению» советской молодёжи (Т. Краснов).

В 2013 году состоялась премьера «Оттепели» — первого телесериала в фильмографии режиссёра. Его героями стали советские кинематографисты, а источником вдохновения при написании сценария послужила биография отца автора — режиссёра Петра Тодоровского. Последний также стал прообразом для одного из персонажей. Кроме того, некоторые герои получили черты таких мэтров советского кино, как Эльдар Рязанов и Иван Пырьев.

Сам автор охарактеризовал свою работу следующим образом: «Это фильм про людей, которые хотят творить, любить, которые идут иногда даже на подлости ради этого. Когда ставки высоки и чувства велики, дружба — до конца, а конфликт — насмерть». По словам Тодоровского-младшего, в первую очередь он стремился не воссоздать с точностью ту эпоху, а рассказать историю о «сложных и противоречивых людях».

В 2017 году состоялась премьера драматического фильма «Большой» о карьере молодой балерины на сцене Большого театра, а ещё через два года на экраны вышел фильм «Одесса». В последней киноленте нашли отражение детские воспоминания режиссёра, что позволило ей стать одной из самых личных его работ. Однако из-за российско-украинского конфликта производство фильма в самой Одессе было невозможно, и все натурные съёмки были сделаны в России.

Тем не менее, режиссёру удалось воссоздать аутентичную атмосферу родного города, каким он был в его детские годы. Сам же он, по собственному признанию, не стремился к предельной точности, поскольку главной целью не было изображение Одессы: «…я снимал кино не про Одессу, я снимал про мир, которого больше нет, и про то чувство раскрепощения и свободы, которое люди испытали, когда попали в очень неожиданные обстоятельства».

В 2020 году на широкие экраны вышел психологический триллер «Гипноз», в котором, как и в предыдущей работе, нашли отражение личные воспоминания автора. По его собственному признанию, в основу сюжета была положена история, произошедшая с ним в подростковом возрасте. Позднее она была трансформирована в сюжет о подростке, оказавшемся под влиянием психотерапевта, с которым он познакомился на сеансе гипноза.

Несмотря на большую загруженность на съёмочной площадке, Валерий Тодоровский продолжает заниматься продюсированием фильмов. Так, на сегодняшний день его фильмография насчитывает более 80 проектов: самыми известными из них являются «Мастер и Маргарита» (2005), «Географ глобус пропил», «Поддубный» и др. В 2020 году он также выступил в качестве продюсера телесериала «Обитель» по одноимённому роману Захара Прилепина.

Фильмография Валерия Тодоровского

  • 2019

    ВГИК100. Признание в любви

    Роль: камео

  • 2013

    Оттепель

    Роль: режиссёр

  • 2005

    Бухта Филиппа

    Роль: Андрей, руководитель стриптизёрш в ночном клубе «Галактика» (фильм № 4)

  • 1977

    Странная женщина

    Роль: Володя, сын Евгении

Наталья Токарева с сыном и матерью – писательницей Викторией Токаревой

Наталья Токарева с сыном и матерью – писательницей Викторией Токаревой

Валерий Тодоровский и его вторая жена Евгения Брик

Валерий Тодоровский и его вторая жена Евгения Брик

Личная жизнь и семья Валерия Тодоровского

Свою первую супругу Валерий Тодоровский встретил в студенческие годы: как и он, Наталья Токарева была студенткой ВГИКа, однако училась на курсе младше. В 24-летнем возрасте режиссёр впервые стал отцом: у него родился сын Пётр (1986). Повзрослев, молодой человек решил продолжить семейную традицию и выбрал профессию режиссёра и сценариста. Кроме того, он также известен как продюсер и журналист.

Не стала исключением и  дочь Тодоровского Екатерина (1995). В 2016 году девушка окончила факультет иностранных языков МГУ, а ещё через два года — факультет продюсирования Московской школы кино. В 2019 году она дебютировала как режиссёр: её первой работой стала картина «Подстава». Сам же Тодоровский долгое время считался образцовым семьянином, однако после 20 лет брака он принял решение о разводе.

В 2002 году на кастинге сериала «Закон» Валерий Петрович познакомился с актрисой Евгенией Брик. Спустя 4 года 44-летний режиссёр и 25-летняя артистка поженились. В 2008 году супруги переехали в США, однако продолжали часто бывать в России, живя на все страны. Спустя год в их семье появилась дочь Зоя. Она учится в американской школе, занимается музыкой и танцами. Девушка снялась в американском мистическом телесериале «Оа» и драме своего отца «Одесса».

В феврале 2022 года Валерий Тодоровский овдовел. Евгения Брик в 40 лет умерла от онкологии. Это стало шоком для её поклонников и коллег. Ведь до конца дней она сохраняла бодрость и жизнерадостную улыбку. Появление короткой стрижки и худобы все воспринимали удачной сменой имиджа. Режиссёр тяжело переживал смерть жены, которая была на 19 лет моложе его. Её памяти он посвятил сериал «Надвое» (2022) – главные роли в нём исполнили Александр Петров и Данила Козловский.

Валерий Тодоровский, Евгения Брик, их дочь Зоя

Валерий Тодоровский, Евгения Брик, их дочь Зоя

Награды и звания Валерия Тодоровского

  • 2018

    Приз Мэра Москвы «За создание образа Москвы в киноискусстве»

    За фильм «Большой»

  • 2018

    Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени

    За большой вклад в развитие отечественной культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность

    Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2018 года №488

  • 2018

    Золотой орёл

    Лучший телевизионный сериал (11 серий и более) («Оптимисты»)

  • 2015

    Премия Правительства Российской Федерации в области культуры

    За создание телевизионного сериала «Оттепель»

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2015 года №2603-р

  • 2014

    Ника

    За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа («Оттепель»)

  • 2009

    Золотой орёл

    Лучший игровой фильм («Стиляги»)

  • 2005

    Золотой орёл

    Лучший режиссер («Мой сводный брат Франкенштейн»)

  • 2004

    Приз Федерации киноклубов России

    За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»

  • 2004

    Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

    За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»

  • 1998

    Золотой Овен

    Лучший фильм года («Страна глухих»)

Дата публикации: 02.09.2021 года
Дата последнего обновления: 27.04.2024 года
Автор: