Валерий Тодоровский
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы и образование
- Творческая деятельность
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Награды и звания
Валерий Тодоровский — российский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Является лауреатом множества зарубежных и российских кинопремий и фестивалей, а также считается одним из самых успешных и незаурядных авторов отечественного кинематографа. На сегодняшний день фильмография режиссёра насчитывает 14 картин: самыми известными из них являются драма «Страна глухих», мюзикл «Стиляги», сериал «Оттепель» и др.
Что нам известно о Валерии Тодоровском
Полное имя:
Тодоровский Валерий Петрович
Дата рождения:
08.05.1962 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Валерию Тодоровскому:
62 года
Место рождения:
г. Одесса
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не женат
Дети:
3
Рост Валерия Тодоровского:
180 см
Вес:
80 кг
Род деятельности:
Кинорежиссер, Сценарист, Кинопродюсер, Актер
Видео с участием Валерия Тодоровского
Предлагаем вам посмотреть видео про Валерия Тодоровского. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Тодоровский Валерий Петрович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы и образование
Тодоровский Валерий Петрович родился 8 мая 1962 года в Одессе, в семье режиссёра и классика советского кинематографа Петра Тодоровского. Уже с детских лет маленький Валерий всё своё время проводил на съёмочной площадке, наблюдая за работой отца. Тогда же мальчика увлёк процесс производства фильмов, и он решил, как и отец, посвятить свою жизнь профессии режиссёра.
По словам самого Валерия, он рос активным ребёнком: вместе с друзьями любил проводить время во дворе или кататься на велосипеде по улочкам Одессы. Когда мальчику исполнилось десять лет, вместе с семьёй он переехал в Москву. Смена места жительства и новое окружение стали серьёзным испытанием для подростка. В этот период вместо общения со сверстниками он всё чаще предпочитал проводить свободное время в библиотеке.
Уже в 16-летнем возрасте Валерий дебютировал как актёр, сыграв одну из ролей второго плана в художественном фильме «Странная женщина» Юлия Райзмана. Однако работа перед камерой не заинтересовала молодого человека, и он остался верен своей мечте стать режиссёром. Когда же Тодоровский-старший узнал о планах сына, он заявил, что не будет покровительствовать ему в его карьере, и Валерию придётся всего добиваться самостоятельно.
Окончив школу, молодой человек подал документы во ВГИК на режиссёрский факультет, где одним из его экзаменаторов на завершающем отборочном туре выступил знаменитый советский актёр и педагог Ролан Быков. Успешно справившись с предыдущими испытаниями, Валерий не смог впечатлить мэтра и не был зачислен. Тем не менее, ему удалось поступить на сценарный факультет вуза, который он окончил в 1984 году.
Валерий Тодоровский в молодости и его отец – режиссёр Пётр Тодоровский
Творческая деятельность Валерия Тодоровского
Свою творческую карьеру Валерий Тодоровский начал в качестве сценариста, а уже через несколько лет, в 1990 году, вместе с друзьями основал продюсерский центр «ТТЛ». С этого времени он преимущественно работает над кинопроектами как продюсер. Так, в 1990-х и начале 2000-х выходят сразу несколько успешных работ с его участием: в их числе популярные телесериалы «Каменская», «Бригада», «Идиот», триллеры «Кикс», «Поклонник» и др.
В этот же период он дебютирует в качестве режиссёра с художественным фильмом «Катафалк». Его первая режиссёрская работа получает сдержанно положительные отзывы кинокритиков, а также становится лауреатом нескольких кинопремий. Кроме того, она завоёвывает главный приз международного кинофестиваля в Мангейме. Всё это в целом позволяет оценить дебют Тодоровского-младшего как успешный, а уже через год он выпускает ещё одну картину.
Как и предыдущая работа, художественный фильм «Любовь» благожелательно принимается кинорецензентами и отмечается наградами многих зарубежных и российских кинофестивалей. При этом особое внимание критиков отводится игре Евгения Миронова, который ранее был известен только в узких кругах: актёр становится одним из главных открытий в российском кинематографе, а вскоре и одним из самых востребованных артистов.
В 1994 году, в рамках Каннского фестиваля, состоялась премьера драмы «Подмосковные вечера», снятой по мотивам повести «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова. Главные роли в картине сыграли Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков и Алиса Фрейндлих. Блестящий актёрский состав вкупе с талантливой режиссёрской работой обеспечили киноленте успех: так, она получила семь номинаций на кинопремии «Ника».
Фильм одержал победу в трёх номинациях: были отмечены наградами И. Дапкунайте («Лучшая женская роль») и А. Фрейндлих («Лучшая роль второго плана»), кроме того, он завоевал приз за лучшую операторскую работу. Тем не менее, мнения кинообозревателей о картине разделились: если первыми она была не понята, то вторые, напротив, высоко оценили художественный стиль молодого режиссёра.
Другими рецензентами киноленты была высоко оценена актёрская игра и органическое сочетание музыкального и визуального рядов. При этом одним из основных предметов дискуссии стал жанр фильма. Так, он был определён как триллер, нуар и экзистенциальная драма, которая «впервые возникла в русском кино». Сам же В. Тодоровский с выходом этой ленты начал восприниматься не как успешный режиссёр-дебютант, а самобытный и талантливый автор кино.
Ещё более успешной становится следующая работа режиссёра — драма «Страна глухих», снятая по мотивам повести Ренаты Литвиновой. Так, она включается в число претендентов на главный приз Берлинского фестиваля, а также принимает участие в кинофестивалях США, Франции и Бельгии. Кроме того, фильм выдвигается в шести номинациях на кинопремию «Ника» — сам режиссёр претендует на этот приз второй раз.
В центре сюжета — судьба девушки Риты. Задолжав огромную сумму денег, её молодой человек оставляет её с кредитором во время встречи в ресторане. Однако пообещав вернуться через два часа с деньгами и забрать её, он так и не возвращается. Тем не менее, девушке удаётся избежать роли заложницы: ей помогает скрыться глухая танцовщица ресторана Яя. После этого Рита пытается найти нужную сумму денег, чтобы спасти возлюбленного.
Картина была тепло принята зрителем, а позднее вошла в сотню лучших русских фильмов по версии издания «Афиша». Она также стала началом успешной карьеры в кино для Чулпан Хаматовой, сыгравшей главную роль: ранее молодая актриса не была известна широкой аудитории, и Тодоровский первым открыл её талант. В настоящее время эта работа считается одной из самых выдающихся в фильмографии и актрисы, и самого режиссёра.
В 2002 году состоялась премьера художественного фильма «Любовник» с Олегом Янковским в главной роли. Как и предыдущие картины Тодоровского-младшего, он получил преимущественно положительные отзывы кинокритиков. Сам же автор охарактеризовал свою новую работу следующим образом: «“Любовник” — фильм, в котором не стреляют, а только разговаривают, но он получился жёстким, гораздо жёстче, чем фильмы, в которых стреляют».
Ещё через два года на экраны вышла драма «Мой сводный брат Франкенштейн», принёсшая режиссёру первую победу на кинопремии «Золотой орёл», а также приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Карловых Варах. А в 2007 году его фильмография пополнилась ещё одним проектом — драмой «Тиски». Став частью наркотического бизнеса, главный герой — молодой музыкант Денис Орлов — потерял всё, что было в его жизни.
Но если последняя работа не привлекла к себе широкого внимания, то вышедший вслед за ней мюзикл «Стиляги» стал одним из ключевых событий в российском кино 2000-х. Главными героями новой картины стали представители одноимённой субкультуры, популярной среди советской молодёжи в 1950‒1960-е годы. Стиляги противопоставляли себя традиционному советскому укладу жизни и отличались повышенным интересом к западной культуре.
Решив снимать новую картину в жанре музыкального кино, режиссёр поставил перед собой задачу максимально правдоподобно воссоздать в кадре характерные для стиляг танцевальные стили. Однако непопулярность мюзикла в традиции российского кинематографа стала причиной того, что Тодоровскому не сразу удалось найти профессиональных хореографов, которые могли бы поставить танцевальные номера для кинокартины.
Ещё одна трудность была связана с поиском подходящей музыки. Поскольку стиляги слушали преимущественно западных музыкантов, режиссёр отказался от использования архивных записей. В конечном итоге было решено использование композиций русского рока 1970‒1980 годов. В саундтрек вошли хиты таких групп, как «Браво», «Кино», «Машина времени», Nautilus Pompilius и др. При этом песни были представлены в рок-н-ролльной и джазовой обработке.
Фильм стал лауреатом кинопремий «Ника» и «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм». Кроме того, он был высоко оценён зарубежными кинокритиками: в своих отзывах многие из них особо отметили «жизнелюбие», «свежесть» и «красочность» российской картины, сравнив её с широко известной голливудской кинолентой «Мулен Руж!» и другими американскими мюзиклами. Однако гораздо более неоднозначно «Стиляги» были приняты в России.
Так, положительно оценили фильм музыкальный критик Артемий Троицкий и театральный актёр Евгений Гришковец. Что касается отрицательных отзывов, то в большинстве из них была отмечена «антисоветская пропаганда» и «популяризация» кинорежиссёром американской массовой культуры, которая, по мнению рецензентов, способствовала «гниению» и «разложению» советской молодёжи (Т. Краснов).
В 2013 году состоялась премьера «Оттепели» — первого телесериала в фильмографии режиссёра. Его героями стали советские кинематографисты, а источником вдохновения при написании сценария послужила биография отца автора — режиссёра Петра Тодоровского. Последний также стал прообразом для одного из персонажей. Кроме того, некоторые герои получили черты таких мэтров советского кино, как Эльдар Рязанов и Иван Пырьев.
Сам автор охарактеризовал свою работу следующим образом: «Это фильм про людей, которые хотят творить, любить, которые идут иногда даже на подлости ради этого. Когда ставки высоки и чувства велики, дружба — до конца, а конфликт — насмерть». По словам Тодоровского-младшего, в первую очередь он стремился не воссоздать с точностью ту эпоху, а рассказать историю о «сложных и противоречивых людях».
В 2017 году состоялась премьера драматического фильма «Большой» о карьере молодой балерины на сцене Большого театра, а ещё через два года на экраны вышел фильм «Одесса». В последней киноленте нашли отражение детские воспоминания режиссёра, что позволило ей стать одной из самых личных его работ. Однако из-за российско-украинского конфликта производство фильма в самой Одессе было невозможно, и все натурные съёмки были сделаны в России.
Тем не менее, режиссёру удалось воссоздать аутентичную атмосферу родного города, каким он был в его детские годы. Сам же он, по собственному признанию, не стремился к предельной точности, поскольку главной целью не было изображение Одессы: «…я снимал кино не про Одессу, я снимал про мир, которого больше нет, и про то чувство раскрепощения и свободы, которое люди испытали, когда попали в очень неожиданные обстоятельства».
В 2020 году на широкие экраны вышел психологический триллер «Гипноз», в котором, как и в предыдущей работе, нашли отражение личные воспоминания автора. По его собственному признанию, в основу сюжета была положена история, произошедшая с ним в подростковом возрасте. Позднее она была трансформирована в сюжет о подростке, оказавшемся под влиянием психотерапевта, с которым он познакомился на сеансе гипноза.
Несмотря на большую загруженность на съёмочной площадке, Валерий Тодоровский продолжает заниматься продюсированием фильмов. Так, на сегодняшний день его фильмография насчитывает более 80 проектов: самыми известными из них являются «Мастер и Маргарита» (2005), «Географ глобус пропил», «Поддубный» и др. В 2020 году он также выступил в качестве продюсера телесериала «Обитель» по одноимённому роману Захара Прилепина.
Фильмография Валерия Тодоровского
2019
ВГИК100. Признание в любви
Роль: камео
2013
Оттепель
Роль: режиссёр
2005
Бухта Филиппа
Роль: Андрей, руководитель стриптизёрш в ночном клубе «Галактика» (фильм № 4)
1977
Странная женщина
Роль: Володя, сын Евгении
Наталья Токарева с сыном и матерью – писательницей Викторией Токаревой
Валерий Тодоровский и его вторая жена Евгения Брик
Личная жизнь и семья Валерия Тодоровского
Свою первую супругу Валерий Тодоровский встретил в студенческие годы: как и он, Наталья Токарева была студенткой ВГИКа, однако училась на курсе младше. В 24-летнем возрасте режиссёр впервые стал отцом: у него родился сын Пётр (1986). Повзрослев, молодой человек решил продолжить семейную традицию и выбрал профессию режиссёра и сценариста. Кроме того, он также известен как продюсер и журналист.
Не стала исключением и дочь Тодоровского Екатерина (1995). В 2016 году девушка окончила факультет иностранных языков МГУ, а ещё через два года — факультет продюсирования Московской школы кино. В 2019 году она дебютировала как режиссёр: её первой работой стала картина «Подстава». Сам же Тодоровский долгое время считался образцовым семьянином, однако после 20 лет брака он принял решение о разводе.
В 2002 году на кастинге сериала «Закон» Валерий Петрович познакомился с актрисой Евгенией Брик. Спустя 4 года 44-летний режиссёр и 25-летняя артистка поженились. В 2008 году супруги переехали в США, однако продолжали часто бывать в России, живя на все страны. Спустя год в их семье появилась дочь Зоя. Она учится в американской школе, занимается музыкой и танцами. Девушка снялась в американском мистическом телесериале «Оа» и драме своего отца «Одесса».
В феврале 2022 года Валерий Тодоровский овдовел. Евгения Брик в 40 лет умерла от онкологии. Это стало шоком для её поклонников и коллег. Ведь до конца дней она сохраняла бодрость и жизнерадостную улыбку. Появление короткой стрижки и худобы все воспринимали удачной сменой имиджа. Режиссёр тяжело переживал смерть жены, которая была на 19 лет моложе его. Её памяти он посвятил сериал «Надвое» (2022) – главные роли в нём исполнили Александр Петров и Данила Козловский.
Валерий Тодоровский, Евгения Брик, их дочь Зоя
Награды и звания Валерия Тодоровского
2018
Приз Мэра Москвы «За создание образа Москвы в киноискусстве»
За фильм «Большой»
2018
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
За большой вклад в развитие отечественной культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2018 года №488
2018
Золотой орёл
Лучший телевизионный сериал (11 серий и более) («Оптимисты»)
2015
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры
За создание телевизионного сериала «Оттепель»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2015 года №2603-р
2014
Ника
За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа («Оттепель»)
2009
Золотой орёл
Лучший игровой фильм («Стиляги»)
2005
Золотой орёл
Лучший режиссер («Мой сводный брат Франкенштейн»)
2004
Приз Федерации киноклубов России
За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»
2004
Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»
1998
Золотой Овен
Лучший фильм года («Страна глухих»)