Алиса Фрейндлих
- Базовая информация о персоне
- Социальные сети и сайт
- Интересные видео
- Ранние годы
- Карьера на театральной сцене
- Работа в кино
- Фильмография
- Шоу с участием персоны
- Личная жизнь и семья
- Персона сейчас
- Награды и звания
Алиса Фрейндлих — известная советская и российская актриса, которая на протяжении более 30 лет является одной из ведущих артисток Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, трижды удостаивалась Государственной премии РФ. Дважды была обладательницей премии «Золотая маска», четырежды ей присуждалась премия «Ника».
Что нам известно о Алисе Фрейндлих
Полное имя:
Фрейндлих Алиса Бруновна
Дата рождения:
08.12.1934 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Алисе Фрейндлих:
90 лет
Место рождения:
г. Санкт-Петербург
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не замужем
Дети:
1
Рост Алисы Фрейндлих:
153 см
Род деятельности:
Актриса, Режиссёр
Алиса Фрейндлих в социальных сетях
Видео с участием Алисы Фрейндлих
Предлагаем вам посмотреть видео про Алису Фрейндлих. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Фрейндлих Алиса Бруновна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Фрейндлих Алиса Бруновна родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Мать, Ксения Фёдоровна, была родом из Пскова, занималась в кружках художественной самодеятельности. Повзрослев, она уехала в Ленинград, где посещала драматические курсы при Театре рабочей молодёжи. Именно на театральных подмостках девушка познакомилась с молодым актёром, по национальности немцем, который стал её мужем.
Бруно Фрейндлих к тому времени был ведущим актёром. Его предки были известными в Германии художниками-стеклодувами, которые по приглашению Петра Великого переехали жить в Россию в далёком XVIII веке, чтобы обучить уникальному ремеслу российских мастеров. Дедушка актрисы, Артур Фрейндлих, мечтал продолжить семейное дело вместе с сыновьями, однако его мечта потерпела фиаско: у его второго сына были очень слабые лёгкие.
Тогда Артур Фрейндлих устраивается работать в знаменитый обувной магазин Вейса, поставлявший качественную обувь Императорскому двору. Через несколько лет он попробовал начать своё дело, арендовал помещение под обувную лавку, закупил необходимое оборудование. Однако планы его были несбыточными, поскольку в 1917 году он внезапно скончался. Его старший сын Бруно решил всю свою жизнь посвятить сцене.
Семья Алисы Фрейндлих проживала в доме на Исаакиевской площади. Мать хотела дать дочери имя Наталья, но отец и бабушка были против и настояли на Алисе, заметив, что имя Наталья Бруновна Фрейндлих похоже на «странную кашу». Однако мать всё же настояла, чтобы в метрике в графе «национальность» было написано «русская». Очень скоро семья перебралась в коммунальную квартиру, из окон которой был виден знаменитый «Медный всадник».
У девочки очень рано обнаружился интерес к музыке. Первые песенки она стала напевать в раннем детстве. Когда малышке было три года, она попала в консерваторию на дипломный спектакль своей тёти и её мужа. Девочку настолько поразило увиденное, что ещё несколько дней она напевала всё, что услышала тогда на сцене, изображала артистку и примеряла наряды матери.
Брак родителей длился всего шесть лет. Когда Алиса готовилась идти в первый класс, родители развелись, после этого девочка осталась жить с матерью и бабушкой. В 1941 году со всей труппой отец уехал в Ташкент. Начались репрессии против немцев, проживавших в России. Через много лет девочка узнала, что тогда брат её отца был арестован, а потом расстрелян.
Учиться маленькая Алиса пошла в школу №239, однако вскоре началась блокада города. Выжить им с матерью удалось благодаря бабушке, которая разделяла положенную порцию хлеба на маленькие кусочки и выдавала их по часам. Каша, приготовленная на столярном клее, была гораздо вкуснее, когда бабушка добавляла в неё горчицу из собственных припасов, а сода, разбавленная кипятком, казалась слаще газировки.
Матери было очень тяжело с маленькой дочерью. Позднее актриса рассказывала, что тогда смерть витала буквально везде. Она постоянно смотрела на часы, ждала, когда подойдёт время, и можно будет съесть небольшой кусочек хлеба. Очень помог друг детства матери, который устроил её в ясли бухгалтером. Семилетняя дочь была рядом, она сразу бросалась в глаза, поэтому во время очередной проверки её прятали в лазарете.
Квартира располагалась на первом этаже, поэтому иногда к ним приходили соседи, чтобы переждать воздушную тревогу. Когда случился очередной налёт, они решили скрыться в бомбоубежище, и именно в этот момент авиабомба разнесла квартиру, после чего девочка вместе с родными стала жить в комнате, окна которой смотрели на Исаакиевскую площадь. По мере возможности она ходила в школу.
Детские годы будущей актрисы омрачались отношением к её семье окружающих людей. Многие осуждающе разглядывали девочку, поскольку она была в родстве с людьми, национальность которых тогда считалась крайне враждебной. Её даже не хотели брать в школу, но девочка настояла на том, что не сменит фамилию отца. Подобное отношение психологически очень давило, девочка чувствовала презрение одноклассников.
Она вернулась за парту в 1943 году. В классах было очень холодно, дети писали в варежках на газетных листах и старых бланках, поскольку бумаги для учёбы не было. Чтобы защититься от холода, женщины топили буржуйку, при этом вместо дров использовали оставшуюся мебель. Горько было видеть, как летели в топку редчайшие фолианты, но нужно было сохранить жизнь, а выбирать было не из чего.
Люди покидали блокадный город, собралась в путь и бабушка. Актриса до сих пор помнить огромные котлы, стоявшие на вокзале, где варились макароны для уезжавших, которые замерзали на морозе. Потом их резали и раздавали людям, чтобы защитить их от голодной смерти в пути. Много лет спустя актриса узнала, что 68-летняя Шарлотта Фридриховна так и не смогла добраться до места — умерла по дороге.
После завершения войны мать вместе с дочерью отправилась в Таллинн, где они прожили следующие три года. Когда девочка окончила пять классов, мать решила возвратиться в Ленинград. Туда же вернулся и отец Алисы, правда, к тому времени он был женат, и его супруга запрещала встречи с дочерью. Однако Бруно Артурович умудрялся тайком видеться с Алисой.
Девочка сразу записалась в школьный драмкружок, которым тогда руководила знаменитая Мария Призван-Соколова. Ей сразу приглянулась бойкая Алиса, чутьё подсказало, что из неё вырастет настоящая актриса. Она смогла влюбить девочку в театр, заставив относиться к актёрскому мастерству со всей серьёзностью. Когда встал вопрос о будущей профессии, девочка долго колебалась, что ей выбрать — оперу или театр.
Точку в этом вопросе поставил отец. Несмотря на то, что у Алисы был прекрасный голос, и все советовали ей поступать в консерваторию, Бруно Артурович резонно сказал, что ничего хорошего она там не увидит, поскольку девочка мала ростом, а опера нуждается в солидной фактуре. И добавил, что если она станет актрисой, то во время спектакля сможет делать всё — играть, танцевать и петь.
Однако отец не стал помогать дочери с поступлением в театральный институт, мотивируя свой отказ тем, что не видел, как Алиса работает на сцене. И тогда супруг руководителя драмкружка Алисы Павел Вейсбрём передал небольшую записку в приёмную комиссию, в которой попросил получше рассмотреть талантливую девушку.
На экзамене Алиса исполнила старинный романс «Не брани меня, родная», после чего прочитала отрывок из гоголевских «Мёртвых душ». Девушку приняли в Ленинградский театральный институт, зачислив на курс Бориса Зона, которого актриса до сих пор вспоминает с благодарностью. Из-под его крыла вышли многие таланты, среди которых Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Николай Трофимов.
Алиса Фрейндлих в юности
Алиса Фрейндлих в молодости
Карьера на театральной сцене
В 1957 году Алиса Фрейндлих успешно окончила обучение в институте. Её безукоризненная игра в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» помогла поступить в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской. Именно здесь она начала свою карьеру и сумела пройти тяжёлый путь, который многие актёры сравнивали с огнём, водой и медными трубами.
Молодой и талантливой актрисе доставались роли, от которых отказалась Эмма Попова, бывшая тогда примой театра. Поначалу ей доверяли роли хулиганов и подростков, она даже плакала ночами, поскольку не могла играть те образы, которые хотела. Но театр стал идеальной школой для актрисы, научил её не сдаваться ни при каких трудностях, преодолевать их и идти дальше, вперёд к своему триумфу.
Однажды для постановки нового спектакля «Время любить» в театр был приглашён режиссёр Игорь Владимиров. Он моментально увидел в молодой актрисе незаурядный талант и пригласил её в Театр имени Ленсовета, где работал главным режиссёром. В 1961 году девушка перешла в новый театр, в котором прослужила целых 22 года. Игорь Владимиров старался подчеркнуть индивидуальность и талант молодой актрисы.
За годы работы в Ленкоме она сыграла множество ярких и запоминающихся ролей, среди которых Джульетта из шекспировской пьесы, Катарина из «Укрощения строптивой». В 1983 году актриса перешла в Большой драматический театр, которым тогда руководил Георгий Товстоногов. Корифей театра с радостью принял Алису Фрейндлих в труппу, вскоре она вошла в число ведущих актрис театра.
Актриса одинаково блистательно играла в классических постановках и пьесах современных авторов. Она прекрасно изобразила Эльзу Дулиттл в «Пигмалионе», Селию Пичем в «Трёхгрошовой опере», была более чем убедительна в роли Гелены в постановке Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Ленинградские зрители шли в театр именно «на Фрейндлих». Венцом её карьеры на театральной сцене стала роль Раневской в пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад».
Алиса Фрейндлих в спектакле «Вишнёвый сад»
Алиса Фрейндлих в спектакле «Укрощение строптивой»
Работа в кино
Театральный бомонд уже прекрасно знал известную актрису, но вот отношения с кинематографом долгое время не строились. Режиссёры не давали Алисе Фрейндлих заметных ролей. Её дебютом в кино стал фильм «Неоконченная повесть» (1955), однако роль оказалась настолько незаметной, что актрису не вписали даже в титры. Позднее Алиса Фрейндлих сыграла школьницу в картине «Бессмертная песня», затем была роль буфетчицы в «Полосатом рейсе» (1961).
Среди первых значимых ролей стоит выделить Эллочку-людоедку в «Двенадцати стульях», более заметно актриса сыграла в «Похождениях зубного врача». Начиная с 1974 года работа в кинематографе стала более успешной. Актрису пригласили на съёмки фильма «Анна и Командор», где её партнёрами стали знаменитый Иннокентий Смоктуновский и не менее известный Василий Лановой.
Вместе со Смоктуновским она также играла в фильме «Опасный возраст» и детской сказке «Принцесса на горошине». Затем режиссёр Элем Климов пригласил Алису Фрейндлих на съёмки «Агонии», где она сыграла поклонницу Григория Распутина, одну из придворных дам. Фильм был снят в 1974 году, однако вышел в прокат только через четыре года.
Затем была лёгкая комедия «Соломенная шляпка», где актриса играла роль беззаботной баронессы де Шампиньи, окружённая такими именитыми актёрами, как Андрей Миронов, Зиновий Гердт, Михаил Боярский и Михаил Козаков. После этого её пригласил на съёмки Андрей Тарковский, который решил снять знаменитый «Сталкер». В образе главной героини, жены Сталкера, он хотел видеть свою супругу, но по совету коллег решил выбрать между Мариной Неёловой и Алисой Фрейндлих.
Первая актриса сразу не подошла по возрасту, зато Алиса Бруновна идеально смотрелась в роли жены главного героя, которого замечательно сыграл Александр Кайдановский. Алиса Фрейндлих часто сожалела, что сотрудничество с режиссёром оказалось разовым и больше не повторилось. В 2015 году за большой вклад в кинематограф она удостоилась премии имени Андрея Тарковского.
Огромная любовь почитателей кино и всесоюзная слава свалилась на неё после съёмок картины «Служебный роман», вышедшей в 1977 году. Режиссёр Эльдар Рязанов изначально принял решение доверить актрисе роль Людмилы Калугиной — типичной начальницы, которую до ужаса боятся подчинённые, и «старой мымры». Игорь Владимиров высказался категорически против киносъёмок актрисы, считая, что они отрывают её работы в театре.
Чтобы получить у него разрешение на съёмку, Рязанов лично прилетал к режиссёру в Ленинград. Алиса Фрейндлих по ночам зубрила текст и пыталась вжиться в образ Калугиной, однако все эти жертвы окупились многократно: сразу после премьеры на неё обрушилась огромная популярность. В мосфильмовских ящиках отыскался костюм из кримплена, походку начальницы она подсмотрела у деловых дам того времени.
В этой картине в полной мере проявился певческий талант актрисы, вся страна услышала красивое меццо-сопрано Алисы Фрейндлих: она спела в фильме две композиции, ставшие очень быстро хитами. В киноленте актриса показала два абсолютно различных образа — начальственной «мымры» и красивой, триумфально преобразившейся женщины. Эта метаморфоза произошла после того, как она влюбилась в своего сотрудника Новосельцева.
Роль последнего прекрасно сыграл Андрей Мягков. Картина собрала целую плеяду именитых актёров, среди которых Лия Ахеджакова — та самая секретарша Верочка, дававшая советы начальнице по поводу её походки, которые быстро стали афоризмами и ушли в народ. Не менее колоритно выглядели Олег Басилашвили и Светлана Немоляева. После оглушительного триумфа актриса не могла уже играть второстепенные роли.
Вскоре актриса появилась на экране в образе королевы Анны Австрийской в экранизации «Трёх мушкетеров». Роль сначала давалась нелегко, Алиса Фрейндлих не могла никак в неё вжиться, однако после работы с режиссёром ей стало ясно, какими чертами характера была наделена её героиня и как она должна была себя вести.
Затем актриса снимается в «Старомодной комедии», повествующей о романтических отношениях пожилых людей в пансионате, а также озвучивает одну из героинь в экранизации пьесы Уильяма Шекспира «Комедия ошибок». В 1981 году актриса получила звание народной артистки СССР. В 1983 году перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького (сейчас — Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова), на сцене которого дебютировала в спектакле «Киноповесть с одним антрактом».
В 1984 году вышел в прокат кинофильм «Жестокий романс», снятый по пьесе Островского «Бесприданница». Эльдар Рязанов доверил актрисе роль Хариты Игнатьевны Огудаловой — обедневшей дворянки, которая старается получше пристроить своих дочерей. Первоначально на худсовете такое назначение вызвало ряд сомнений, ведь по пьесе Огудалова изображена жестокой и властной женщиной, типичной «Кабанихой».
Однако режиссёр трактовал по-своему. Он видел героиню измученной и несчастной женщиной, вызывающей одновременно сочувствие и отвращение. Такой образ воплотить на экране могла лишь Алиса Фрейндлих. И она идеально справилась с поставленной задачей. Её Огудалова получилась не менее запоминающейся, чем главная героиня Лариса. Целая плеяда актёров обеспечила картине ошеломительный успех.
После распада СССР карьера актрисы замерла. В 1993 году она снялась в продолжении истории трёх мушкетёрах, однако большого успеха картина не имела. Затем была работа в драме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», которая принесла актрисе премию «Ника» за исполнение роли второго плана. После длительного перерыва Алиса Фрейндлих вернулась на экран в 2004 году, в роли женщины-скульптора в картине «На Верхней Масловке».
В 2008 году увидели свет ещё две картины с её участием — «Марево» и «Васильевский остров», следом появился четвёртый фильм эпопеи о мушкетёрах, где актриса снова была на высоте. Тогда же Алиса Бруновна была приглашена на роль матери Иосифа Бродского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», чему она несказанно обрадовалась, поскольку очень любит творчество поэта.
В 2014 году актриса исполнила одну из главных ролей в картине «Линия Марты», повествующей о блокадном Ленинграде. В этом же году она приняла участие в шоу «Вечерний Ургант», где ответила на все вопросы, давно интересующие поклонников. В течение двух следующих лет актриса не снималась, но в 2017 году в прокат вышла лента Валерия Тодоровского «Большой», в котором Алиса Фрейндлих предстала в роли педагога по хореографии.
Актриса увлекается декламацией, особенно любит творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, а «Монолог женщины», написанный Робертом Рождественским, звучит в её исполнении настолько проникновенно, что кажется, будто сама актриса является автором монолога. Алиса Бруновна не раз награждалась государственными наградами и престижными премиями за огромный вклад, внесённый ею в развитие театрального искусства и кинематографа.
Александр Адабашьян, Алиса Фрейндлих в фильме «Родители строгого режима»
Фильмография Алисы Фрейндлих
2022
Родители строгого режима
Роль: Мать
2017
Карп отмороженный
Роль: Людмила
2016
Большой
Роль: Белецкая
2014
Линия Марты
Роль: Марья Михайловна
1979
Сталкер
Роль: Жена Сталкера
1979
Д`Артаньян и три мушкетера
Роль: Королева Анна
1977
Служебный роман
Роль: Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
1974
Соломенная шляпка
Роль: Баронесса де Шампеньи
1961
Полосатый рейс
Роль: Помощница Шулейкина в буфете цирка
Алиса Фрейндлих в фильме «Сталкер»
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»
Шоу с участием Алисы Фрейндлих
2020
ещёнепознер
Роль: Участник
2019
Вечерний Ургант
Роль: Участник
Личная жизнь и семья Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих была замужем трижды. Первым её супругом стал однокурсник Владимир Карасёв. Влюблённые решили узаконить отношения на третьем курсе. Этот брак продлился недолго, окончив институт, они разошлись. Вторым супругом стал знаменитый актёр и режиссёр Игорь Владимиров, который был старше Фрейндлих на 16 лет. В семье появилась дочь Варвара. Однако творческие разногласия стали причиной развода.
Третьим мужем актрисы стал художник Юрий Соловей, с которым они прожили вместе 12 лет, до 1990 года. Он также пробовал построить карьеру актёра, но по величине таланта уступал своей звёздной супруге, не мог реализоваться в профессии и постоянно устраивал скандалы, ревнуя к её успеху. Жизнь в тени великой актрисы тяготила его, и в конечном итоге брак распался.
Дочь Варвара Владимирова тоже стала актрисой, не раз выходила вместе с матерью на театральную сцену. Кроме того, она является заместителем гендиректора компании, которая занимается возведением корпоративных коммуникаций. Варвара подарила актрисе внука и внучку, отцом которых является сенатор Сергей Тарасов. Он погиб в результате теракта в 2009 году. Внучка Анна стала успешным продюсером, внук Никита окончил знаменитую школу-студию МХАТ, стал режиссёром и продюсером.
Алиса Фрейндлих с дочерью и внуками
Алиса Фрейндлих сейчас
Алиса Фрейндлих сейчас
Знаменитая актриса периодически снимается в кино, несмотря на солидный возраст. В 2022 году Алиса Фрейндлих снялась в картине «Родители строгого режима», режиссёром которой выступил её внук Никита Владимиров. В промежутках между съёмками она участвует в спектаклях Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова. Внук актрисы рассказывал журналистам, что бабушка долго не соглашалась на эту роль, находя всё новые аргументы.
Однако долгие уговоры возымели действие. Во время работы над картиной никаких конфликтов между ними не возникало, Никита понимал, насколько сложно было великой актрисе довериться человеку, абсолютно новому в искусстве кино, однако никакого недоверия со стороны бабушки начинающий режиссёр не замечал. Съёмки проходили в тёплой и благожелательной атмосфере.
В декабре 2020 года актриса была госпитализирована в больницу, за две недели до этого у неё была диагностирована коронавирусная инфекция, но она продолжала лечиться дома. После того как самочувствие её ухудшилось, актрису положили в реанимацию. Лишь через месяц стала заметна положительная динамика, что вселило оптимизм в родных и близких. Алису Бруновну выписали из стационара лишь в феврале 2021 года.
Сегодня Алиса Фрейндлих продолжает сниматься в кино и всё ещё выступает на театральной сцене, однако предпочитает принимать участие в ограниченном числе проектов и больше времени уделять семье и заботам о своё здоровье. В свободное время актриса любит бывать в театре в качестве зрителя и гулять по городу, но только в сумерках, чтобы избегать столкновений с толпами поклонников.
Алиса Фрейндлих
Награды и звания Алисы Фрейндлих
2018
Золотой орел
Лучшая женская роль второго плана («Карп отмороженный»)
2018
Ника
Лучшая женская роль второго плана («Большой»)
2016
Ника
Специальный приз «Честь и достоинство» им. Эльдара Рязанова
2014
Орден Почёта
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 25.09.2014 года №643
2009
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2009 года №117
2006
Ника
Лучшая женская роль («На Верхней Масловке»)
2004
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
За выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 28.10.2019 года №525
1995
Ника
Лучшая роль второго плана («Подмосковные вечера»)
1994
Орден Дружбы
За заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1994 года №2197
1986
Орден Трудового Красного Знамени