Зельдин Владимир Михайлович

Зельдин Владимир Михайлович

Владимир Зельдин — отечественный актёр театра и кино. Зельдин, с детства мечтавший о карьере танцора, признавался, что стал актёром по воле случая, но сумел воплотить на этом поприще свою страсть к движению, исполнив главную роль в постановке «Учитель танцев», которая сделала его известным. Он прожил 101 год, восемьдесят из которых посвятил актёрству, сыграв примерно в 70 разных спектаклях и в более чем 40 кинопроектах.

Что нам известно о Владимире Зельдине

Реальное имя:

Владимир Зельдин

Дата рождения:

28.02.1915 года

Знак зодиака:

Рыбы

Дата смерти:

31.10.2016 года

На момент смерти Владимиру Зельдину было:

101 год

Место рождения:

г. Мичуринск

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

1

Рост Владимира Зельдина:

170 см

Род деятельности:

Актер

Видео с участием Владимира Зельдина

Предлагаем вам посмотреть видео про Владимира Зельдина. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Владимир Зельдин - актер. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Владимира Зельдина

Зельдин Владимир Михайлович родился 10 февраля (по старому календарю — 28 января) 1915 года в городе Козлове Тамбовской губернии (сегодня Мичуринск). Михаил Евгеньевич, отец Владимира Зельдина, по национальности был евреем, а мать, Анна Николаевна, — русской. Владимир стал пятым ребёнком в семье: у него была сводная сестра Елена от первого брака отца, родные сёстры Нина и Ирина и брат Георгий.

Особое влияние на Владимира Зельдина оказал его отец. Михаил Зельдин окончил Московскую консерваторию, ради поступления в которую принял православие, по классу тромбона, а затем и дирижёрский факультет. В Козлове он оказался вместе с духовым оркестром 39-го Томского пехотного полка, где служил капельмейстером, а после занялся педагогикой, основал музыкальную школу. Благодаря ему будущий актёр научился играть на рояле, трубе и скрипке.

Мать Владимира, получившая педагогическое образование, но не работавшая по профессии, относилась к купеческому роду Поповых, издавна проживавшему в Козлове. С этим городом связаны ранние воспоминания актёра о сцене. Его отец организовал гастроли столичных артистов, благодаря чему Владимир увидел постановки «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Н. В. Гоголя — из оркестровой ямы, куда попадал благодаря папе.

Когда Владимиру исполнилось пять, из-за Гражданской войны семья переехала Тверь, где он начал ходить в школу, а во внеучебное время — в клуб при Пролетарской мануфактуре. Спустя ещё четыре года они перебрались в Москву. Здесь Владимир был устроен в военизированную школу, где наряду с военно-патриотическим воспитанием особое внимание уделялось физической подготовке: мальчик занимался футболом, теннисом, лыжным спортом и пр.

Но больше всего в детстве и подростковом возрасте Владимир Зельдин испытывал интерес к танцам. В 12 лет он принял участие в отборе в балетную школу Большого театра (сегодня Московская государственная академия хореографии), но не был принят, потому что его отец, мечтавший, чтобы сын стал музыкантом, заявил комиссии, что у него слабое сердце. После этого Владимир пошёл в музыкальное училище имени Гнесиных осваивать скрипку.

Когда будущему артисту было 14, его отец умер, а спустя три года ушла из жизни его мать. Чтобы обеспечивать себя, он работал трубачом оркестра Высшей пограничной школы, куда его устроил известный военный дирижёр и друг отца Фёдор Николаевский. Окончив школу в 17 лет, Владимир Зельдин подал документы в военное училище, чтобы стать моряком, но не прошёл отбор из-за плохого зрения и устроился на завод учеником слесаря.

Позднее молодой человек увидел объявление, что новый актёрский курс набирают производственно-театральные мастерские при Театре имени Московского областного совета профсоюзов (сокр. Театр МОСПС; сегодня Театр имени Моссовета). Уже будучи известным, актёр вспоминал, что, подавая заявку на участие в конкурсном отборе, не рассчитывал на успех, потому что даже не готовилсягрозный к нему, но всё же пришёл на экзамены.

По итогу вступительных испытаний комиссия, которую возглавлял директор и худрук театра Евсей Любимов-Ланской, решила принять артиста, поставленным голосом декламировавшего произведения Александра Безыменского и Натальи Кончаловской. Владимир Зельдин учился на курсе театрального педагога Евгения Лепковского. Немалое внимание во время обучения уделялось хореографии, которую вели балерины Вера Мосалова и Галина Шаховская.

Из 25 студентов, с которыми Владимир Зельдин поступил на актёрский курс, доучились до конца всего десять. Педагоги требовали от них полной самоотдачи. Актёр вспоминал, что Вера Мосалова могла не выпускать из класса студента, неправильно выполнявшего хореографические движения. Но самому Владимиру обучение давалось легко, а в дополнение к нему он учился ездить верхом в кавалерийском манеже. Окончил курс при Театре МОСПС актёр в 20-летнем возрасте.

Творческая деятельность

Владимир Зельдин прежде всего был театральным актёром. Впервые на сцену он вышел ещё студентом в Театре МОСПС, а после окончания актёрского курса вошёл в его труппу. Артист проработал в этом театре всего три года, потому что играл в основном в массовках. Однако уже тогда режиссёры отметили его колоритную внешность, благодаря которой он исполнил роль узбека в «Мятеже» по Д. А. Фурманову и грузина — в «Снеге» по Н. Ф. Погодину.

В 1938 году молодой артист перешёл на службу в Театр транспорта (сегодня — Московский драмтеатр им. Н. В. Гоголя), играл рядового Гоглидзэ в «Генеральном консуле» Л. Д. Тубельского и П. Л. Рыжея, лейтенанта Макарова во «Вторых путях» А. Н. Афиногенова. Здесь же актёр впервые предстал в образах из зарубежной классики, исполнив роль Антифола Сиракузского в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира и пр.

В 1938 году актёр также начал карьеру в кинематографе. Свою дебютную роль — безымянного гостя на дне рождения — он исполнил в драме «Семья Оппенгейм» Григория Рошаля по роману Лиона Фейхтвангера, однако в титрах указан не был. Но уже следующий фильм с участием Владимира Зельдина — комедия «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, где ему доверили его первую главную роль, — принесла актёру всесоюзную известность.

Сам Зельдин, считавший главной работу в театре, на участие в картине Пырьева не претендовал, но его заметила в спектакле «Генеральный консул» ассистентка режиссёра, искавшая актёра на роль дагестанского пастуха Мусаиба. Существует легенда, что после проб Пырьев спросил женщин из съёмочной группы, кого ему выбрать: Зельдина или одного из грузинских артистов из тбилисского Театра им. Ш. Руставели, и те единогласно проголосовали за первого.

Съёмки «Свинарки и пастуха» шли и в начале Великой Отечественной войны. Мужской состав вместе направили в танковую школу, но Иосиф Сталин приказал продолжить работу над фильмом. Во время смен на ВДНХ им приходилось прерываться, чтобы укрываться от налётов в бомбоубежище. Съёмки были завершены в Алма-Ате, где артист около двух лет служил в Русском драмтеатре (сегодня Русский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова).

Вернувшись в Москву, в 1945 году актёр начал работать в Центральном академическом театре Красной (позднее — Советской, ныне — Российской) армии. Уже в первый год он исполнил главные роли в двух спектаклях: Егора Дмитрича Глумова в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», поставленной режиссёром Давидом Тункелем, и поручика Ржевского в постановке Алексея Попова «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова.

Но одной из самых главных ролей Владимира Зельдина в театре называют Альдемаро из пьесы «Учитель танцев» Лопе де Веги, поставленной Владимиром Канцелем в 1946 году. Последний не планировал вставлять в неё серьёзные танцевальные партии, но, оценив пластику актёра, ввёл большие сцены болеро, паваны, тарантеллы. Народ, измученный войной, тепло встретил весёлую музыкальную комедию, которая шла с участием Зельдина ещё 41 год.

Помимо «Учителя танцев», артист участвовал в постановках по пьесам советских драматургов: офицера Рекало в «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, Сашу в «Первом громе» Маргариты Алигер, Ножкина в «Последних рубежах» Юлия Чепурина. Также в его репертуаре были роли из классических русских спектаклей. Например, в постановке по пьесе «Замужняя невеста» А. А. Шаховского, А. С. Грибоедова, Н. И. Хмельницкого он играл Любима.

Параллельно развивалась и кинокарьера актёра. В 1947 году вышла новая картина Пырьева с участием Зельдина «Сказание о земле Сибирской». Режиссёр доверил ему роль, противоположную той, что актёр исполнил в их первой совместной работе, «Свинарке и пастухе»: его Борис Оленич, знаменитый пианист, в отличие от простака Мусаиба, был интеллигентным, но высокомерным снобом, оттеняющим положительные качества главных героев.

Далее фильмография Владимира Зельдина пополнялась разноплановыми ролями. В шпионском фильме «В квадрате 45» Юрия Вышинского он сыграл диверсанта Шмелёва, в музыкальной комедии «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова — клоуна Топа, в драме «Берег надежды» Николая Винграновского — американского учёного Ванденберга, в историческом цикле «Штрихи к портрету В. И. Ленина» — полководца Малиновского.

Своей лучшей ролью в кино актёр считал страдающего подагрой отставного профессора Серебрякова в картине «Дядя Ваня» по драме А. П. Чехова, экранизированной Андреем Кончаловским, который ставил перед собой задачу максимально сохранить стиль первоисточника. На роль Серебрякова актёра посоветовал исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский. Этот герой Зельдина, по признанию самого актёра, дал ему «вторую молодость».

После пятидесяти лет актёр, всегда отличавшийся статностью и интеллигентностью, часто играл представительных персонажей — военных, служителей закона, дипломатов. Так, в политическом детективе «Миссия в Кабуле» ему доверили роль майора Стейна, представителя дипломатической миссии Великобритании, а в киноповести «Полковник в отставке» по мотивам романа В. Дягилева «Вечное дерево» — Ивана Михайловича, однополчанина главного героя.

Ещё одной знаковой ролью актёра называют судью Уоргрейва в детективном триллере Станислава Говорухина «Десять негритят», снятому по одноимённому роману Агаты Кристи. Как и другие герои картины, герой Владимира Зельдина в «Десяти негритятах», сначала считавшийся жертвой неизвестного мстителя, оказался тем самым вершителем правосудия, который решил собственноручно наказать девятерых виновных в чужих смертях.

Но театру Владимир Зельдин, несмотря на преклонные годы, отдавал большее предпочтение, чем кино. Он рассказывал, что «третью молодость» ему подарил Юрий Гусман. Они встретились на кинофестивале, где актёр поделился, что хочет примерить новые образы, которые ему не предлагают из-за возраста. Позднее режиссёр пригласил его на главную роль в спектакле «Человек из Ламанчи» по Дейлу Вассерману.

Театральный критик Григорий Заславский писал: после новости о том, что Зельдин сыграет Сервантеса/Дон Кихота, театральное общество представляло его героя как старого писателя, который вспоминает своё настоящее или воображаемое прошлое, где он был рыцарем Печального образа. Но актёр удивил зрителей своей активностью и отменным здоровьем, самостоятельно исполняя песни, фехтуя и падая на колени перед героинями пьесы.

Среди кинопроектов, на участие в которых Владимир Зельдин в 2000-е — 2010-е годы соглашался довольно редко, самым известным стал сериал «Сваты». Актёр исполнил в нём роль полковника в отставке Николая Николаевича Котеева, мужа героини Ольги Аросевой. Последним фильмом с Владимиром Зельдиным стала кинокомедия «Убежать, догнать, влюбиться» с Константином Крюковым и Любовью Аксёновой в главных ролях.

Фильмография Владимира Зельдина

  • 2010 - 2011 СватыРоль: Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
  • 1998 КлассикРоль: Вася Резаный
  • 1987 Десять негритятРоль: судья Лоуренс Уоргрейв
  • 1979 Инспектор ГуллРоль: Артур Берлинг
  • 1978 31 июняРоль: король Меллиот / мистер Диммок
  • 1976 Принцесса на горошинеРоль: Обергофмейстер
  • 1970 Дядя ВаняРоль: Александр Владимирович Серебряков
  • 1961 Укрощение строптивойРоль: Люченцио
  • 1956 Карнавальная ночьРоль: Николаев, клоун Топ
  • 1941 Свинарка и пастухРоль: Мусаиб Гатуев

Награды и звания Владимира Зельдина

  • 2015 Орден «За заслуги перед Отечеством» I степениЗа большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 20.01.2015 года №25
  • 2015 Почётное звание «Почётный гражданин Тамбовской области»
  • 2014 НикаЧесть и достоинство
  • 2008 Премия правительства Российской Федерации в области культурыЗа спектакль «Человек из Ламанчи»Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года №1952
  • 1995 Орден «Дружбы»За заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • 1980 Орден «Трудового Красного Знамени»За заслуги в развитии советского театрального искусства
  • 1975 Почётное звание «Народный артист СССР»
  • 1959 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1954 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
  • 1951 «Сталинская премия» II степениЗа исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна

Личная жизнь и семья Владимира Зельдина

По воспоминаниям друзей актёра, в личной жизни Владимир Зельдин был скромным и последовательным, хотя его первый гражданский брак с артисткой Театра транспорта Людмилой Мартыновой продлился меньше двух лет. Когда они начали жить вместе, ему было 24 года, а ей — на год больше. Тогда же у них родился сын, умерший в раннем возрасте от инфекции. Затем девушка увлеклась другим и вернулась на Украину. Больше детей у Владимира Зельдина не было.

Со второй гражданской женой, Генриеттой Островской, Владимир Зельдин познакомился на репетиции «Учителя танцев», где у артистки была роль служанки Лисены, через несколько лет после разрыва с Мартыновой. Позднее они вместе появлялись в постановках «Стрекоза» и «Душа солдата». В начале их отношений они жили раздельно: Зельдин — в театре, а Островская — в гостинице с матерью и сыном от первого брака. Роман продлился 15 лет.

С Иветтой Капраловой, своей единственной официальной супругой, Владимир Зельдин познакомился, когда ему было 47 лет, благодаря актёру Владимиру Сошальскому. Вета, как называл её Зельдин, получила журналистское образование в МГУ, а позднее трудилась редактором в Бюро пропаганды киноискусства. Они прожили вместе 52 года, до самой смерти актёра. Жена Владимира Зельдина скончалась спустя три месяца после его ухода из жизни.

Подробности смерти Владимира Зельдина

Владимир Зельдин до последних дней продолжал играть на сцене, благодаря чему стал вторым российским актёром (после Николая Анненкова), отметившим 100-летний юбилей, оставаясь в профессии. Рассказывая о прожитой жизни, актёр вспоминал о людях, с которыми ему доводилось встречаться: Владимире Маяковском, пришедшим в Дом актёра на встречу со студентами, Анне Ахматовой, посетившей его гримёрную после одного из спектаклей, и пр.

Умер знаменитый артист 31 октября 2016 года в НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского от полиорганной недостаточности. Прощание с актёром проходило в ЦАТРА, где он прослужил 71 год. Соболезнования по поводу смерти Владимира Зельдина его близким принёс президент Владимир Путин. Тело артиста похоронено на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен памятник, изображающий его в образе Дон Кихота.

Дата публикации: 08.10.2021 года
Дата последнего обновления: 19.10.2021 года
Автор:
Олег Янковский 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Михаил Галустян 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Алексей Филимонов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Денис Шведов 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *