Татьяна Доронина
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы и образование
- Театральная деятельность
- Кинокарьера
- Фильмография
- Личная жизнь и семья
- Персона сейчас
- Награды и звания
Татьяна Доронина — отечественная актриса театра и кино. Биография народной артистки СССР свидетельствует о её глубокой преданности идее служения искусству. Решив стать актрисой ещё в детстве, она получила признание театралов и кинолюбителей. Одной из наибольших заслуг Дорониной считают сохранение части труппы после раскола МХАТ. С 1987 по 2018 год она работала художественным руководителем и директором МХАТ имени М. Горького, после чего стала его президентом.
Что нам известно о Татьяне Дорониной
Полное имя:
Доронина Татьяна Васильевна
Дата рождения:
12.09.1933 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♍Дева
Сейчас Татьяне Дорониной:
91 год
Место рождения:
г. Ленинград
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не замужем
Рост Татьяны Дорониной:
173 см
Род деятельности:
Актриса, Театральный режиссер, Писательница
Видео с участием Татьяны Дорониной
Предлагаем вам посмотреть видео про Татьяну Доронину. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Доронина Татьяна Васильевна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы и образование
Доронина Татьяна Васильевна родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург). Известно, что предки актрисы были крестьянами. Её отец Василий Иванович, работавший поваром на санаторной базе, был приверженцем старообрядства. Мать Анна Ивановна занималась воспитанием дочерей (кроме Татьяны, в семье росла её старшая сестра Галина). Они вчетвером соседствовали в одной коммунальной квартире с ещё пятью семьями.
Доронина вспоминала, что до начала Великой Отечественной войны её детство было наполнено вниманием родителей. Отец прививал девочкам интерес к творчеству и искусству. Он знакомил их с произведениями отечественной классики, в основном Николая Некрасова, которые были посвящены «народной» теме. Также благодаря отцу, водившему дочерей на детские постановки, Доронина рано увлеклась театром, что переросло в её намерение стать актрисой.
Наиболее ярким воспоминанием о детстве Татьяна Васильевна Доронина называла посещение спектакля «Ночь перед Рождеством» по повести Николая Гоголя: её поразил образ кузнеца Вакулы, летящего на черте. Вернувшись домой, девочка не могла передать свой восторг словами, но изображала увиденное. Счастливое время, в котором «не было мороза, голода, болезней, потерь…» (по книге Дорониной «Дневник актрисы»), окончилось с объявлением войны.
Татьяна Васильевна с большим уважением говорила о своей матери. Когда её отец ушёл защищать Родину на Ленинградском фронте, Анна Ивановна с дочерями была эвакуирована в Ярославскую область, где жили их родственники. Женщине пришлось много работать (она шила солдатские шинели на комбинате), чтобы прокормить детей. Актриса делилась, что благодаря примеру мамы она усвоила, что значит подлинная женственность и высокая нравственность.
Здесь, в городе Данилове Ярославской области, Татьяна Доронина пошла в школу. Её артистизм отмечали многие учителя. Она выразительно и трогательно зачитывала лирику Александра Пушкина, стихотворения о войне Александра Твардовского и других авторов, и её, ученицу младших классов, приглашали на художественные чтения, проводившиеся при местном педучилище. Также в Данилове девочка начала ходить в драматический кружок и на танцы.
После Великой Победы семья в полном составе вернулась в Ленинград. Татьяна должна была пойти в пятый класс. Но несмотря на то, что она была отличницей и имела хорошую характеристику, её смогли принять только в четвёртый класс, потому что в даниловской школе у неё не было иностранного языка. В Северной столице во внеучебное время Доронина дополнительно занималась изучением французского языка, а также вокалом и ораторским мастерством.
Будучи ученицей восьмого класса, девушка решила принять участие в конкурсном отборе в Школу-студию МХАТ, который проводила специальная выездная комиссия вуза. Доронина успешно прошла три тура, но затем требовалось преодолеть четвёртый тур и предъявить аттестат, которого у неё не было. Председатель комиссии Павел Массальский и ректор Школы-студии Вениамин Радомысленский отправили её доучиваться в школе.
Актриса рассказывала, что все два года продолжала усиленно готовиться к поступлению и заниматься в различных кружках, из-за чего её родители начали беспокоиться о её состоянии (чтобы отвлечь дочь от забот, они подарили ей велосипед). В 1952 году, получив аттестат зрелости, девушка приехала в Москву, где успешно прошла вступительные испытания в крупнейших театральных вузах, включая Школу-студию МХАТ, Щепкинское и Щукинское училища и ГИТИС.
Татьяна Доронина остановила свой выбор на Школе-студии МХАТ и была зачислена на курс уже знакомого ей Павла Массальского. Вместе с ней учились такие культовые актёры, как Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев и другие ныне признанные звёзды кино. Одним из педагогов курса был Борис Вершилов, о котором она отзывалась с особым почитанием как о своём главном наставнике, учившем их быть прежде всего людьми, а только после этого — актёрами.
Татьяна Доронина в молодости
Театральная деятельность
Окончив Школу-студию МХАТ в 1956 году, Татьяна Доронина вместе с её мужем Олегом Басилашвили была направлена по распределению в труппу Сталинградского областного драмтеатра имени М. Горького (сегодня – Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр). Но её работа в театре продлилась всего несколько месяцев, и в конце года супруги переехали в Ленинград. Одной из причин переезда стало то, что у Басилашвили не сложились отношения с руководством драмтеатра.
В родном для Дорониной городе она вместе с мужем была принята в труппу имени Ленинского комсомола (сегодня известен как театр «Балтийский дом»). Здесь артистка играла в десятке спектаклей как эпизодические, так и ведущие роли. К последним относится её героиня Ольга Ильинская, считающаяся идеалом нравственности, в постановке режиссёра Александра Винера по роману Ивана Гончарова «Обломов».
В конце 1950-х Доронину и Басилашвили пригласили работать в Большой драматический театр (тогда он носил имя Максима Горького). Главный режиссёр БДТ Георгий Товстоногов сразу же дал им роли в своей новой постановке по горьковской пьесе «Варвары». Татьяна Васильевна сыграла в ней жену акцизного надзирателя Маврикия Монахова, 28-летнюю Надежду Монахову, влюблённую в главного героя, 32-летнего инженера Егора Черкуна (роль исполнил актёр Павел Луспекаев).
Ещё в 1907 году Горький (Алексей Пешков) писал, что в постановке «Варваров» стоит вывести на передний план Надежду, что и сделал Товстоногов спустя полвека. Критик Анатолий Смелянский отмечал, что если в изначальном варианте Монахова была «почти идиоткой, начитавшейся романов и вообразившей приезжего инженера Черкуна тем самым Мужчиной с большой буквы», то режиссёр сделал её не просто трагикомической героиней, а воплощением сокрушающей красоты.
Премьеру постановки «Варвары», состоявшуюся в 1959 году, называют настоящим событием в культурной жизни Северной столицы. Тот же Смелянский утверждал, что характерный напряжённый шёпот Татьяны Дорониной с ассиметричными придыханиями стал особенностью игры артистки, а смерть её героини Надежды Монаховой была сыграна ею настолько пронзительно, что «не только потрясала, но и возвышала спектакль до уровня катарсиса».
В БДТ актриса прослужила до 1966 года. Нередко репертуар подбирался в соответствии с артистическими возможностями Дорониной. Товстоногов ставил с её участием спектакли не только по пьесам классиков, но и современников. Так, к первым относятся роли: Софьи в «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова, Маши в «Трёх сёстрах» Антона Чехова, Настасьи Филипповны в «Идиоте» Фёдора Достоевского, а ко вторым — Лоллия в «Римской комедии» Леонида Зорина и пр.
В 1966 году она уволилась из труппы БДТ и переехала в Москву, где шесть лет выступала на сцене МХАТа, который незадолго до этого возглавил Олег Ефремов. Татьяна Доронина играла Грушеньку в спектакле Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» по роману Фёдора Достоевского; Альфонсу в «Дульсинее Тобосской» драматурга Александра Володина, поставленной Олегом Ефремовым, и других.
В 1972 году актриса перешла в Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Здесь список её работ пополнился спектаклями по произведениям зарубежных авторов, которые ставил главный режиссёр театра Андрей Гончаров. Так, артистка перевоплощалась в Дульсинею в пьесе «Человек из Ламанчи» Дейла Вассермана; Елизавету Тюдор и Марию Стюарт в постановке «Да здравствует королева. Виват!» по произведению Роберта Болта; Мэгги в «Кошке по раскалённой крыше» Томаса Уильямса.
В 1981 году актриса начала сотрудничать с Московским драмтеатром «Сфера», создатели которого отказались от традиционной коробки сцены, вместо которой была сделана круговая сцена с амфитеатром. Здесь она не только играла, но и впервые выступила в качестве постановщика. При её участии в «Сфере» был представлен моноспектакль «Россия, моя Россия…» по произведениям Марины Цветаевой и Сергея Есенина, где она выступила и как актриса.
Через два года Доронина возвратилась во МХАТ СССР по просьбе Ефремова. А в 1987 году, когда театр был разделён на две автономные труппы, взяла на себя руководство одной из них, получившей название МХАТ имени М. Горького (вторую, ставшую МХТ имени А. П. Чехова, возглавил Олег Ефремов). Вспоминая об этом периоде, актриса называла раскол театра силовой акцией руководства Минкульта, но при этом благодарила артистов, выбравших её как своего лидера.
Новый МХАТ имени М. Горького открылся возобновлённым спектаклем «На дне», впервые поставленным ещё Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. В первые годы его существования на легендарной сцене часто проходили спектакли по произведениям Михаила Булгакова («Зойкина квартира», «Полоумный Журден», «Белая гвардия»). В конце 2000-х — начале 2010-х Доронина представляла постановки пьес советских драматургов: «Так и будет» Константина Симонова, «Тень» Евгения Шварца и пр.
Занимая должности художественного руководителя и директора театра, Татьяна Доронина продолжала изредка играть на подмостках возглавляемого ею учреждения. Последней ролью Татьяны Васильевны называют образ Вассы Борисовны Железновой, богатой судовладелицы, в трагедии Максима Горького «Васса Железнова». В конце 2018 года актриса ушла с постов худрука и директора, которые занимала в течение 31 года. Она была назначена почётным президентом и председателем художественного совета МХАТа имени М. Горького.
Татьяна Доронина, Армен Джигарханян и Светлана Немоляева на сцене театра
Татьяна Доронина и Олег Ефремов в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967)
Кинокарьера
В мире театра Татьяна Доронина пользовалась популярностью, но в кино она сначала снималась лишь в небольших ролях. Дебютной для неё стала картина Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955). Затем она появилась в драме Леонида Трауберга «Шли солдаты…» (1958), киноповести Иосифа Хейфица «Горизонт» (1961), фильме Владимира Герасимова «Непридуманная история» (1964). Первые крупные кинороли она исполнила в 1965-м в драме Даниила Храбровицкого «Перекличка» и мелодраме Владимира Венгерова «Рабочий посёлок».
В 1966 году фильмография Татьяны Дорониной пополнилась мелодрамой Георгия Натансона «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина. Здесь она сыграла сестру Надю (ранее актриса исполнила эту же роль на сцене БДТ в постановке Товстоногова). А через год вышла мелодрама Александры Лиозновой «Три тополя на Плющихе», в которой ей доверили роль деревенской замужней женщины Анны Григорьевны (Нюры).
В картине Лиозновой возлюбленного её героини, таксиста Сашу, сыграл Олег Ефремов. Благодаря их красивому дуэту Доронина приобрела всесоюзную известность. А через год вышел новый фильм Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», закрепивший за ней статус звезды. В нём артистка сыграла бортпроводницу Наташу. Натансон говорил, что на эту роль он с самого начала рассматривал только Доронину, потому что прежде она блестяще воплотила её в БДТ.
В этих трёх картинах — «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе» и «Ещё раз про любовь» — актриса запомнилась не только мастерской игрой, отличающейся эмоциональной насыщенностью и драматизмом, но и исполнением песен. Так, в мелодраме Лиозновой она спела популярную в те годы композицию Александры Пахмутовой «Нежность». В последующих фильмах с участием Татьяны Дорониной режиссёры также стремились использовать её вокальные данные.
Отвечая на вопрос, как ей удавалось воплощать разных героинь — ярких, величественных или простых и трогательных, актриса отвечала, что обязана самому времени, в которое начиналась её карьера. «К нам на курс приходили молодые Вознесенский, Евтушенко, Рождественский. И эти дивные мужчины дивного поколения шестидесятников, естественно, относились к женщине так, как должны относиться влюблённые поэты. И мы хотели соответствовать этой высоте».
Татьяна Доронина, сыгравшая десятки ролей на театральных сценах и навсегда вошедшая в историю МХАТа имени М. Горького, уделяла мало внимания кинематографу. В её фильмографии лишь 15 художественных кинолент (не считая фильмы-спектакли). Одной из самых популярных кинокартин с её участием стала мелодрама «Мачеха» (1973). Здесь актриса сыграла Шуру – женщину, которая узнаёт, что бывшая возлюбленная её мужа умерла, оставив его 8-летнюю дочь, о которой мужчина ничего не знал.
Отец принимает дочь к себе, и Шура смиряется с этим решением. Но девочка Света, которую мать настраивала на то, что её никто не будет любить, как она, не может принять новую семью, она замыкается и не разговаривает. Сам отец оказывается бессилен. Не поддерживает принятие ребёнка и мать Шуры, которая называет её дурочкой. Так же именует женщину и муж. Но сколько ей требуется сил, терпения, любви и мудрости, чтобы вниманием и лаской смягчить сердце нелюдимого ребёнка и получить главную награду: девочка, наконец, назвала её мамой.
Согласно результатам опроса, проведённого журналом «Советский экран», лента стала лучшим фильмом 1973 года, а артистка, сыгравшая главную роль, признана лучшей актрисой года. Кроме того, на Международном кинофестивале в Тегеране Доронина получила специальный приз за лучшую женскую роль. В кинотеатрах фильм посмотрели 59,4 млн зрителей, что ставит картину на 18 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов.
Татьяна Доронина и Леонид Неведомский в фильме «Мачеха» (1973)
Фильмография Татьяны Дорониной
1985
Валентин и Валентина
Роль: мать Валентины и Жени
1975
Ольга Сергеевна
Роль: Ольга Сергеевна
1974
Бесприданница
Роль: Лариса Огудалова
1973
Мачеха
Роль: Шура Олеванцева
1970
Чудный характер
Роль: Надежда Казакова
1968
Три тополя на Плющихе
Роль: Нюра
1967
Еще раз про любовь
Роль: Наташа
1966
Старшая сестра
Роль: Надя
1965
Рабочий поселок
Роль: Полина
1963
Очарованный странник
Роль: Грушенька
Татьяна Доронина и её первый муж Олег Басилашвили
Личная жизнь и семья Татьяны Дорониной
Отвечая на вопросы о личной жизни, Татьяна Доронина признавалась: «Я очень рано стала влюбляться». В биографии артистки значится пять замужеств. Первый муж Татьяны Дорониной, Олег Басилашвили, начал ухаживать за ней вскоре после знакомства во время обучение в Школе-студии МХАТ, а спустя три года они поженились. Девушке было 22 года, а молодому человеку — 21. Скромную свадьбу отпраздновали в квартире жениха.
По воспоминаниям близких, артисты казались идеальной парой. Но уже в начале семейной жизни, работая в Сталинградском областном драмтеатре, в их отношениях произошёл разлом. Когда её супруг уехал на съёмки очередного фильма, девушка навестила его, но обнаружила мужа в обществе другой актрисы и в приступе ревности убежала. В своих мемуарах она вспоминала, что после этого узнала о беременности и решилась на аборт.
В 1963 году Татьяна Доронина и Олег Басилашвили развелись. В этом же году актриса вступила в отношения с театральным критиком и профессором Ленинградского театрального института (сегодня РГИСИ) Анатолием Юфитом, с которым познакомилась в БДТ. Был ли их брак официальным, сейчас доподлинно неизвестно, но роман длился около трёх лет. А в 1966 году актриса вышла замуж за драматурга и сценариста Эдварда Радзинского.
Ради него Татьяна Доронина переехала из Ленинграда в Москву. Супруг восхищался талантом актрисы. Она играла в спектаклях, поставленных по его пьесам, среди которых были постановки «О женщинах», «Беседы с Сократом» и другие. Также он писал сценарии к фильмам с участием Татьяны Дорониной, например, к одному из последних, вышедшему под названием «Ольга Сергеевна» в 1975 году, через четыре года после их расставания.
В 1973 году Татьяна Доронина стала женой актёра Бориса Химичева, с которым она познакомилась, перейдя в «Маяковку». Эти отношения продлились десять лет (девять в официальном браке), до 1982 года. Химичев делился, что он «был под прессингом уже состоявшейся личности», и сообщение о разрыве воспринял с облегчением. При этом актёр с большим уважением отзывался о ней и её заслугах в качестве руководителя МХАТа имени М. Горького.
Пятый муж Татьяны Дорониной, Роберт Тохненко, не имел отношения к театральному или кинематографическому кругу. Мужчина работал в Центральном комитете ВЛКСМ и Главном управлении нефтепромышленности. Их первая встреча произошла в садоводческом товариществе «Актёр», где Доронина была председателем. Официально их брак продлился три года и был расторгнут в 1985 году. После разрыва с Тохненко она не вступала в другие отношения.
Эдвард Радзинский – третий муж Татьяны Дорониной
Борис Химичев – четвёртый муж Татьяны Дорониной
Татьяна Доронина сейчас
Осенью 2022 года стало известно, что Татьяна Доронина, ранее проживавшая в подмосковном санатории «Барвиха», теперь пребывает в Геронтологическом центре «Юго-Западный» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сообщение о том, что известная актриса находится в «доме престарелых», произвело широкий резонанс. Но директор МХАТа имени М. Горького Владимир Кехман сообщил, что не стоит беспокоиться – её обеспечение обходится почти в 750 тысяч рублей в месяц.
По утверждению главы театра, здоровье народной артистки СССР значительно ослабло после перенесённого ковида, поэтому она нуждается в постоянном уходе. Разместиться с комфортом в специализированном учреждении для пожилых людей ей помогли мэр столицы Сергей Собянин; министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Евгений Стружак; глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин.
Владимир Кехман заверил публику, что Татьяна Васильевна находится в надёжных руках специалистов, имеет качественное медицинское обслуживание, занимается спортом, посещает массаж. Кроме того, в центре «Юго-Западный», где пребывает народная артистка, есть буфеты, ресторан, бассейн и даже церковь. 12 сентября 2023 года Татьяна Доронина отметила свой 90-летний юбилей. С этим важным событием юбиляршу поздравил президент России Владимир Путин.
Туристический портал «Узнай Москву» в честь этой круглой даты создал маршрут «Москва Татьяны Дорониной», который включает важные для неё места столицы. В него вошли общежитие, в котором жила актриса в студенческие годы, здание МХТ в Камергерском переулке, МХАТ имени М. Горького на Тверском бульваре (у главного входа стоит автомобиль «Волга» – такой же, как и тот, на котором героиня Дорониной ездила в фильме «Три тополя на Плющихе») и другие места, знаковые для народной артистки.
Татьяна Доронина
Награды и звания Татьяны Дорониной
2023
Орден «За заслуги в культуре и искусстве»
За вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2019
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 года №199
2013
Золотая маска
За выдающийся вклад в развитие театрального искусства
2013
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
За выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 13.09.2013 года №718
2011
Царскосельская художественная премия
За изящество и одухотворённость образов в театре и кино
2008
Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина
За утверждение русского слова в театре и кино
2008
Орден «Почёта»
За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 08.09.2008 года №1329
2004
Театральная премия имени Евгения Лебедева
За выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства
2003
Премия города Москвы в области литературы и искусства
За исполнение ролей последних лет и большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и кинематографа
2003
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
За большой вклад в развитие театрального искусства
Указ Президента Российской Федерации от 11.06.2003 года №669
2001
Хрустальная роза Виктора Розова
За выдающиеся театральные достижения
1998
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
За многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
Указ Президента Российской Федерации от 23.10.1998 года №1300
1994
Орден «Дружбы народов»
За большие заслуги в области театрального искусства
Указ Президента Российской Федерации от 20.06.1994 года №1301
1981
Почётное звание «Народный артист СССР»
За большие заслуги в развитии советского театрального искусства
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1981 года №6082
1964
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
За заслуги в области советского театрального искусства
1969
Почетное звание «Народный артист РСФСР»
За заслуги в области советского театрального и киноискусства