Доронина Татьяна Васильевна
Татьяна Доронина — отечественная актриса театра и кино, театральный деятель. Биография Татьяны Дорониной свидетельствует о её глубокой преданности идее служения искусству. Ещё в детстве решив стать актрисой, она получила признание театралов и кинолюбителей. Одной из наибольших заслуг Дорониной считают сохранение части труппы после раскола МХАТ СССР. С конца 2018 года она является президентом МХАТ им. М. Горького.
Что нам известно о Татьяне Дорониной
Реальное имя:
Татьяна Доронина
Дата рождения:
12.09.1933 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♍Дева
Сейчас Татьяне Дорониной:
89 лет
Место рождения:
г. Санкт-Петербург
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не замужем
Дети:
-
Рост Татьяны Дорониной:
173 см
Род деятельности:
Актриса, Театральный режиссер, Писательница
Видео с участием Татьяны Дорониной
Предлагаем вам посмотреть видео про Татьяну Доронину. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Татьяна Доронина - актриса, театральный режиссер, писательница. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Биография Татьяны Дорониной
Доронина Татьяна Васильевна родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (сегодня Санкт-Петербург). Известно, что предки актрисы были крестьянами. Её отец, Василий Иванович, работавший поваром на санаторной базе, был приверженцем старообрядства. Мать, Анна Ивановна, занималась воспитанием дочерей (кроме Татьяны, в семье росла её старшая сестра Галина). Они вчетвером соседствовали в одной коммунальной квартире с ещё пятью семьями.
Доронина вспоминала, что до начала Великой Отечественной войны её детство было наполнено вниманием родителей. Отец прививал девочкам интерес к творчеству и искусству. Он знакомил их с произведениями отечественной классики, в основном Н. А. Некрасова, которые были посвящены «народной» теме. Также благодаря отцу, водившему дочерей на детские постановки, Доронина рано увлеклась театром, что переросло в её намерение стать актрисой.
Наиболее ярким воспоминанием о детстве Татьяна Васильевна Доронина называла посещение спектакля «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя: её поразил образ кузнеца Вакулы, летящего на черте. Вернувшись домой, девочка не могла передать свой восторг словами, но изображала увиденное. Счастливое время, в котором «не было мороза, голода, болезней, потерь…» (по книге Дорониной «Дневник актрисы»), окончилось с объявлением войны.
Татьяна Васильевна с большим уважением говорила о своей матери. Когда её отец ушёл защищать родину на Ленинградском фронте, Анна Ивановна с дочерями была эвакуирована в Ярославскую область, где жили их родственники. Женщине пришлось много работать (она шила солдатские шинели на комбинате), чтобы прокормить детей. Актриса делилась, что благодаря примеру мамы она усвоила, что значит подлинная женственность и высокая нравственность.
Здесь, в городе Данилов Ярославской области, Татьяна Доронина пошла в школу. Её артистизм отмечали многие учителя. Она выразительно и трогательно зачитывала лирику А. С. Пушкина, стихотворения о войне А. Т. Твардовского и других авторов, и её, ученицу младших классов, приглашали на художественные чтения, проводившиеся при местном педучилище. Также в Данилове девочка начала ходить в драматический кружок и на танцы.
После победы семья в полном составе вернулась в Ленинград. Татьяна должна была пойти в пятый класс. Но несмотря на то, что она была отличницей и имела хорошую характеристику, её смогли принять только в четвёртый класс, потому что в даниловской школе у неё не было иностранного языка. Во внеучебное время Доронина дополнительно занималась изучением французского языка, а также вокалом и ораторским мастерством.
Будучи ученицей восьмого класса, девушка решилась принять участие в конкурсном отборе в Школу-студию МХАТ, который проводила специальная выездная комиссия института. Доронина успешно прошла три тура, но далее требовалось преодолеть четвёртый тур и предъявить аттестат, которого у неё не было. Председатель комиссии, Павел Массальский, и ректор Школы-студии, Вениамин Радомысленский, отправили её доучиваться в школе.
Актриса рассказывала, что все два года продолжала усиленно готовиться к поступлению и заниматься в различных кружках, из-за чего её родители начали беспокоиться о её состоянии (и, чтобы отвлечь дочь от забот, подарили ей велосипед). В 1952 году, получив аттестат зрелости, она приехала в Москву, где успешно прошла вступительные испытания в крупнейших театральных вузах, включая Школу-студию МХАТ, Щепкинское и Щукинское училища и ГИТИС.
Татьяна Доронина остановила свой выбор на Школе-студии МХАТ и была зачислена на курс уже знакомого ей Павла Массальского. Вместе с ней учились такие культовые актёры, как Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев и пр. Одним из педагогов курса был Борис Вершилов, о котором она отзывалась с особым почитанием как о своём главном наставнике, учившем их быть прежде всего людьми, а только после этого — актёрами.
Творческая деятельность
Окончив Школу-студию МХАТ, Татьяна Доронина вместе с её супругом, Олегом Басилашвили, была распределена в труппу Сталинградского областного драмтеатра им. М. Горького (сегодня Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр). Но её работа в театре продлилась всего несколько месяцев, и в конце года они переехали в Ленинград. Одной из причин переезда стало то, что у её супруга не сложились отношения с руководством драмтеатра.
В родном для Дорониной городе она вместе с мужем была принята в труппу им. Ленинского комсомола (сегодня известен как театр «Балтийский дом»). Здесь артистка играла в десятке спектаклей как эпизодические, так и ведущие роли. К последним относится её героиня, Ольга Ильинская, считающаяся идеалом нравственности, в постановке режиссёра Александра Винера по роману И. А. Гончарова «Обломов».
В конце 1950-х Доронину и Басилашвили пригласили работать в Большой драмтеатр (тогда он носил имя М. Горького). Главный режиссёр БДТ, Георгий Товстоногов, сразу же дал им роли в своей новой постановке по горьковской пьесе «Варвары». Татьяна Васильевна сыграла в ней жену акцизного надзирателя Маврикия Монахова, 28-летнюю Надежду Монахову, влюблённую в главного героя, 32-летнего инженера Егора Черкуна (роль исполнил актёр Павел Луспекаев).
Ещё в 1907 году Горький писал, что в постановке «Варваров» стоит вывести на передний план Надежду, что и сделал Товстоногов спустя полвека. Критик Анатолий Смелянский отмечал, что если в изначальном варианте Монахова была «почти идиоткой, начитавшейся романов и вообразившей приезжего инженера Черкуна тем самым Мужчиной с большой буквы», то режиссёр сделал её не просто трагикомической героиней, а воплощением сокрушающей красоты.
Премьеру постановки «Варвары», состоявшуюся в 1959 году, называют настоящим событием в культурной жизни города. Тот же Смелянский утверждал, что характерный напряжённый шёпот Татьяны Дорониной с ассиметричными придыханиями стал особенностью игры артистки, а смерть её героини Надежды Монаховой была сыграна ею настолько пронзительно, что «не только потрясала, но и возвышала спектакль до уровня катарсиса».
В БДТ актриса прослужила до 1966 года. Нередко репертуар подбирался в соответствии с артистическими возможностями Дорониной. Товстоногов ставил с её участием спектакли не только по пьесам классиков, но и современников. Так, к первым относятся роли: Софьи в «Горе от ума» по комедии А. С. Грибоедова, Маши в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова, Настасьи Филипповны в «Идиоте» Ф. М. Достоевского, а ко вторым — Лоллия в «Римской комедии» Леонида Зорина и пр.
Хотя в мире театра актриса пользовалась популярностью, в кино она поначалу снималась в небольших ролях. Дебютной для неё стала картина Михаила Калатозова «Первый эшелон». Далее она появилась в драмах Леонида Трауберга «Шли солдаты…», Владимира Герасимова «Непридуманная история», киноповести Иосифа Хейфица «Горизонт». Первые крупные кинороли исполнила в «Перекличке» Даниила Храбровицкого и «Рабочем посёлке» Владимира Венгерова.
В 1966 году фильмография Татьяны Дорониной пополнилась мелодрамой Георгия Натансона «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина, где она сыграла сестру Надю (ранее актриса исполнила эту же роль на сцене БДТ в постановке Товстоногова). А через год вышла мелодрама Александры Лиозновой «Три тополя на Плющихе», в которой ей доверили роль одной из знаковых для неё героинь — деревенской замужней женщины Анны Григорьевны (Нюры).
В картине Лиозновой возлюбленного Нюры, таксиста Сашу, сыграл Олег Ефремов. Благодаря их красивому дуэту Доронина приобрела всесоюзную известность. А ещё через год вышел новый фильм Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», закрепивший за ней статус звезды. В нём она сыграла бортпроводницу Наташу. Натансон говорил, что на эту роль он с самого начала рассматривал только Доронину, потому что прежде она блестяще воплотила её в БДТ.
В этих трёх картинах — «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе» и «Ещё раз про любовь» — актриса запомнилась не только актёрской игрой, отличающейся эмоциональной насыщенностью и драматизмом, но и исполнением песен. Так, в мелодраме Лиозновой она спела популярную в те годы композицию Александры Пахмутовой «Нежность». В последующих фильмах с участием Татьяны Дорониной режиссёры также стремились использовать её вокальные данные.
Отвечая на вопрос, как ей удавалось воплощать разных героинь — ярких, величественных или простых и трогательных, актриса отвечала, что обязана самому времени, в которое начиналась её карьера. «К нам на курс приходили молодые Вознесенский, Евтушенко, Рождественский. И эти дивные мужчины дивного поколения шестидесятников, естественно, относились к женщине так, как должны относиться влюблённые поэты. И мы хотели соответствовать этой высоте».
Тем временем актриса продолжала играть в театре. В 1966 году она уволилась из труппы БДТ и перебралась в Москву, где шесть лет выступала на сцене МХАТа, который незадолго до этого возглавил Олег Ефремов. Татьяна Доронина играла Грушеньку в «Братьях Карамазовых» по Ф. М. Достоевскому в постановке Бориса Ливанова; Альфонсу в «Дульсинее Тобосской» драматурга Александра Володина, поставленной Олегом Ефремовым, и других.
В 1972 году актриса перешла в Московский академический театр им. Вл. Маяковского, и список работ с её участием пополнился спектаклями по произведениям зарубежных авторов, которые ставил главный режиссёр театра Андрей Гончаров. Так, она перевоплощалась в Дульсинею из пьесы «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана; Елизавету Тюдор и Марию Стюарт в «Да здравствует королева. Виват!» по Р. Болту; Мэгги в «Кошке по раскалённой крыше» Т. Уильямса.
В 1981 году актриса начала сотрудничать с Московским драмтеатром «Сфера», создатели которого отказались от традиционной коробки сцены, вместо которой была сделана круговая сцена с амфитеатром. Здесь она не только играла, но и впервые попробовала себя в качестве постановщика: при её участии в «Сфере» был представлен моноспектакль «Россия, моя Россия…» по произведениям М. И. Цветаевой и С. А. Есенина, где она выступила и как актриса.
Через два года Доронина возвратилась во МХАТ СССР по просьбе Ефремова. А в 1987 году, когда театр был разделён на две автономные группы, взяла на себя руководство одной из них, получившей название МХАТ им. М. Горького (вторую, ставшую МХТ им. А. П. Чехова, возглавил Олег Ефремов). Вспоминая об этом периоде, актриса называла раскол театра силовой акцией руководства Минкульта, но при этом благодарила артистов, выбравших её как своего лидера.
Новый МХАТ им. М. Горького открылся возобновлённым спектаклем «На дне», поставленным ещё К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Также в первые годы его существования на его сцене часто играли спектакли по М. А. Булгакову («Зойкина квартира», «Полоумный Журден», «Белая гвардия»). В конце 2000-х — начале 2010-х Доронина ставила спектакли по работам советских драматургов: «Так и будет» Константина Симонова, «Тень» Евгения Шварца и пр.
Занимая должности художественного руководителя и директора театра, Татьяна Доронина продолжала изредка играть на подмостках возглавляемого ею учреждения. Последней ролью Татьяны Васильевны называют Вассу Борисовну Железнову, богатую судовладелицу, в спектакле по М. Горькому «Васса Железнова». В конце 2018 года творческий деятель была назначена почётным президентом и председателем художественного совета МХАТа им. М. Горького.
Фильмография Татьяны Дорониной
- 1985 Валентин и ВалентинаРоль: мать Валентины и Жени
- 1975 Ольга СергеевнаРоль: Ольга Сергеевна
- 1974 БесприданницаРоль: Лариса Огудалова
- 1973 МачехаРоль: Шура Олеванцева
- 1970 Чудный характерРоль: Надежда Казакова
- 1968 Три тополя на ПлющихеРоль: Нюра
- 1967 Еще раз про любовьРоль: Наташа
- 1966 Старшая сестраРоль: Надя
- 1965 Рабочий поселокРоль: Полина
- 1963 Очарованный странникРоль: Грушенька
Награды и звания Татьяны Дорониной
- 2019 Орден «За заслуги перед Отечеством» I степениЗа большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 года №199
- 2013 Золотая маскаЗа выдающийся вклад в развитие театрального искусства
- 2013 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степениЗа выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 13.09.2013 года №718
- 2011 Царскосельская художественная премияЗа изящество и одухотворённость образов в театре и кино
- 2008 Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда ВолодинаЗа утверждение русского слова в театре и кино
- 2008 Орден «Почёта»За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельностьУказ Президента Российской Федерации от 08.09.2008 года №1329
- 2004 Театральная премия имени Евгения ЛебедеваЗа выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства
- 2003 Премия города Москвы в области литературы и искусстваЗа исполнение ролей последних лет и большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и кинематографа
- 2003 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степениЗа большой вклад в развитие театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 11.06.2003 года №669
- 2001 Хрустальная роза Виктора РозоваЗа выдающиеся театральные достижения
- 1998 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степениЗа многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театраУказ Президента Российской Федерации от 23.10.1998 года №1300
- 1994 Орден «Дружбы народов»За большие заслуги в области театрального искусстваУказ Президента Российской Федерации от 20.06.1994 года №1301
- 1981 Почётное звание «Народный артист СССР»За большие заслуги в развитии советского театрального искусстваУказ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1981 года №6082
- 1964 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»За заслуги в области советского театрального искусства
- 1969 Почетное звание «Народный артист РСФСР»За заслуги в области советского театрального и киноискусства
Татьяна Доронина сейчас
По словам помощников президента МХАТа им. М. Горького, Татьяна Доронина не появляется в театре последние два года из-за проблем со здоровьем. Представители театрального круга предполагают, что её отсутствие на премьерах объясняется также конфликтом с нынешним художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым. Летом 2021 года Татьяна Доронина обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой сохранить театр от «бездарного худрука».
Личная жизнь и семья Татьяны Дорониной
Отвечая на вопросы о личной жизни, Татьяна Доронина признавалась: «Я очень рано стала влюбляться». В биографии артистки значится пять замужеств. Первый муж Татьяны Дорониной, Олег Басилашвили, начал ухаживать за ней вскоре после знакомства во время учёбы в Школе-студии МХАТ, а спустя три года они поженились. Девушке было 22 года, а молодому человеку — 21. Свадьба была скромной; они отпраздновали её в квартире жениха.
По воспоминаниям близких, артисты казались идеальной парой. Но уже в начале семейной жизни, работая в Сталинградском областном драмтеатре, в их отношениях произошёл разлом. Когда её супруг уехал на съёмки очередного фильма, она навестила его, но обнаружила его в обществе другой актрисы и в приступе ревности убежала. В своих мемуарах она вспоминала, что после этого узнала о беременности и решилась на аборт.
В 1963 году Татьяна Доронина и Олег Басилашвили развелись. В этот же год актриса вступила в отношения с театральным критиком и профессором Ленинградского театрального института (сегодня РГИСИ) Анатолием Юфитом, с которым познакомилась в БДТ. Был ли их брак официальным, сейчас доподлинно неизвестно, но роман длился около трёх лет. А в 1966 году актриса вышла замуж за драматурга и сценариста Эдварда Радзинского.
Ради Эдварда Радзинского Татьяна Доронина переехала из Ленинграда в Москву. Супруг восхищался талантом актрисы. Она играла в спектаклях, поставленных по его пьесам, среди которых были постановки «О женщинах», «Беседы с Сократом» и др. Также он писал сценарии к фильмам с участием Татьяны Дорониной, например, к одному из последних, вышедшему под названием «Ольга Сергеевна» в 1975 году, через четыре года после их расставания.
В 1973 году Татьяна Доронина стала женой актёра Бориса Химичева, с которым она познакомилась, перейдя в «Маяковку». Эти отношения продлились десять лет (девять в официальном браке), до 1982 года. Химичев делился, что он «был под прессингом уже состоявшейся личности», и сообщение о разрыве воспринял с облегчением. При этом актёр с большим уважением отзывался о ней и её таланте руководителя МХАТа им. М. Горького.
Пятый муж Татьяны Дорониной, Роберт Тохненко, не имел отношения к театральному или кинематографическому кругу. Мужчина работал в Центральном комитете ВЛКСМ и Главном управлении нефтепромышленности. Их первая встреча произошла в садоводческом товариществе «Актёр», где Доронина была председателем. Официально их брак продлился три года и был расторгнут в 1985 году. После разрыва с Тохненко она не вступала в другие отношения.