Виктор Цой
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Ранние годы
- Юность и начало музыкальной карьеры Виктора Цоя
- Пик популярности Цоя
- Дискография группы «Кино»
- Личная жизнь
- Гибель Цоя
- Память о Цое
- Фильмография
- Интересные факты о Цое
Виктор Цой — советский рок-исполнитель, основавший известную музыкальную группу «Кино», которая за всё время своего существования выпустила восемь альбомов. Также Цой рисовал, писал стихотворения и тексты для своих песен, снялся в нескольких кинокартинах. Он был кумиром поколения перестройки и стал самым известным этническим корейцем в истории России.
Что нам известно о Викторе Цое
Полное имя:
Цой Виктор Робертович
Дата рождения:
21.06.1962 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
15.08.1990 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Виктору Цою было:
28 лет
Место рождения:
г. Ленинград
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
1
Род деятельности:
Рок-музыкант, Актер
Видео с участием Виктора Цоя
Предлагаем вам посмотреть видео про Виктора Цоя. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Цой Виктор Робертович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы
Будущий отечественный рок-кумир 1980-х годов Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Отец мальчика — Роберт Максимович Цой — принадлежал к древнему корейскому роду и был инженером по образованию. Мать, Валентина Васильевна, была русской и носила до замужества фамилию Гусева. Она работала учителем физической культуры в общеобразовательном учреждении.
Роберт Максимович и Валентина Васильевна познакомились в 1961 году, а спустя полтора года у пары появился их первый и единственный общий сын, которого назвали Виктором. Цой-старший был уверен в том, что родственники не одобрят его женитьбу на русской девушке, поэтому первое время его родные не знали не только о ребёнке, но и о его вступлении в брак. Когда мальчику было 9 лет, родители развелись, однако вскоре сошлись вновь.
В первый класс мальчика отдали в расположенную на улице Фрунзе школу, где преподавала его мать. За время обучения Виктор сменил несколько школ: Валентина Васильевна, меняя место работы, забирала с собой и сына. Обнаружив у ребёнка талант рисовать, она отдала его на дополнительные занятия. На протяжении трёх лет, начиная с 1974 года, будущий рок-музыкант посещал Ленинградскую городскую художественную школу №1.
Окончив восемь классов, Виктор Цой стал студентом Ленинградского художественного училища им. В.А.Серова, переименованного в 1990-х годах в Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха. За плохую успеваемость юношу исключили из училища, и он пошёл работать на завод. Будущий рок-музыкант прошёл обучение в вечерней школе, после чего поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву.
Виктор Цой
Юность и начало музыкальной карьеры Виктора Цоя
К музыке Цою привил интерес отец. Он и показал сыну первые аккорды на дворовой семиструнной гитаре, которая до сих пор хранится у Роберта Цоя. 13-летний юноша нашёл новое увлечение. Ему нравилось творчество Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, а став постарше, он стремился подражать имиджу Брюса Ли. Обучаясь в художественной школе, Цой познакомился с Максимом Пашковым, который открыл Виктору The Beatles и Rolling Stones.
Пашков и Цой основали свою рок-группу «Палата №6», просуществовавшую менее пяти лет. Чтобы Виктор быстрее научился играть, ему приобрели в комиссионном магазине четырёхструнную бас-гитару. Осваивать инструмент будущему музыканту помогал Пашков, который также играл на гитаре и пел. Третьим участником коллектива стал Анатолий Смирнов, умевший играть на барабане. Вдохновляясь западным роком, ребята начали с исполнения зарубежных песен.
Исполняла школьная рок-группа и песни собственного сочинения. Из записанных юными музыкантами дома у Максима Пашкова песен сохранилась только запись выпущенного в 1979 году альбома «Слонолуние», включавшего 11 треков. Летом 1980 года «Палата №6» и немногим более известная группа «Пилигрим» вместе спели на выпускном. В состав «Пилигрима» входил Алексей Рыбин, с которым впоследствии Цой основал группу «Кино».
Когда Пашков поступил в театральный вуз, а Цой — в училище, участники «Палаты №6» почти перестали собираться вместе. Получая образование в училище, Виктор сначала присоединился к коллективу «Ракурс», а позже вместе с Алексеем Рыбиным стал играть в панк-группе «Автоматические удовлетворители», которые часто выступали на квартирниках и были известны не только в Ленинграде, но и в других городах страны.
Группа «Автоматические удовлетворители» исполняла свои песни на московских квартирниках авторитетного рок-журналиста Артемия Троицкого. Хотя первая песня, сочиненная Цоем, не вызвала особый интерес у публики, песня «Мои друзья» впечатлила как самого Троицкого, так и Бориса Гребенщикова, лидера одной из старейших рок-групп СССР «Аквариум», который случайно услышал, как Цой поёт её в электричке.
Виктор Цой
Пик популярности Цоя
В 1981 году Виктор Цой, Алексей Рыбин и присоединившийся к ним Олег Валинский отправились отдыхать на Крымский полуостров, где и решили вместе создать новую группу «Гарин и гиперболоиды». Название им помог придумать Борис Гребенщиков. Уже в начале 1982 года коллектив приняли в Ленинградский рок-клуб. Товарищи репетировали для себя, однако Гребенщиков увидел в их материале потенциал и настоял на том, чтобы песни были записаны.
Состав группы вскоре изменился — коллектив покинул Олег Валинский, который ушёл служить. Несмотря на то что участников осталось двое, они продолжили играть и решили записать свой первый альбом. Для обложки будущего альбома понадобилось бы другое, короткое и лаконичное название группы, поэтому совместно с музыкантами из «Аквариума» они стали перебирать варианты. Рыбин и Цой выбрали в качестве нового названия их коллектива слово «Кино».
Чтобы помочь группе из двух начинающих рок-исполнителей, Гребенщиков попросил своих коллег поучаствовать и в записи песен. Так, помимо гитар основателей коллектива, в музыке нашлось место для виолончели, флейты и бас-гитары, а вместо барабанщика использовали драм-машину. Первый альбом группы «Кино», получивший по суммарной длительности треков в альбоме название «45», вышел летом 1982 года.
Спустя полгода был организован большой концерт, где выступили группы «Аквариум» и «Кино». Состав последней снова претерпел изменения. Коллектив покинул Рыбин. Основатели группы к этому моменту накопили много претензий друг к другу. Например, Алексей считал, что Цой слишком много берёт на себя, самостоятельно принимая решения, касающиеся группы, в то время как Виктору не нравилось то, что напарник исполнял песни Цоя за пределами «Кино».
В это время Цой сблизился с Юрием Каспаряном, игравшим в различных студенческих группах. Юрий сначала посещал репетиции и помогал записывать новые песни, а вскоре стал лидер-гитаристом «Кино» и оставался им до 1990 года. Записанный ими альбом «46», являвшийся демозаписью для будущего «Начальника Камчатки», без согласия Виктора был распространён среди молодёжи и с восторгом воспринят публикой как полноценный альбом.
В 1984 году музыкальная группа «Кино» приняла участие во втором фестивале ЛенРокКлуба, который Цой сольно открыл своей песней «Безъядерная зона», признанной впоследствии лучшей антивоенной композицией. Цой и закрывал фестиваль: его коллектив выступал последним и вошёл в семёрку лауреатов. Среди победителей была и группа «Аквариум», участники которой продолжали поддерживать Цоя и помогли записать альбом «Начальник Камчатки».
Когда к группе присоединились барабанщик и бэк-вокалист Георгий Гурьянов и бас-гитарист Игорь Тихомиров, сформировался так называемый классический состав коллектива. Вместе они начали работать над созданием альбома «Ночь», который публика услышала в 1986 году и куда вошли такие песни, как «Видели ночь», «Ночь», «Последний герой», «Мама-анархия» и другие. Тексты всех песен альбома были написаны Виктором Цоем.
В процессе записи альбома «Ночь» основатель «Кино» захотел создать отдельный альбом, куда бы вошли многочисленные песни Цоя о любви. За пару недель им удалось записать альбом «Это не любовь», который стал четвёртым студийном альбомом рок-группы и отличался более лёгким звучанием и лирической тематикой песен. После завершения работы над ним коллектив вернулся к записи альбома «Ночь».
В 1986 году коллектив приступил к работе над альбомом «Группа крови», который вышел в 1988 году и был высоко оценён не только поклонниками, но и музыкальными критиками. Цой и другие участники «Кино» получили широкую известность и стали гастролировать по городам СССР. В начале 1989 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а спустя несколько месяцев вышел сборник «Последний герой».
«Последний герой» представлял собой альбом, состоявший из лучших песен группы «Кино», которые были записаны заново. Так, в этот сборник вошли десять песен, написанных Цоем, включая «Мы ждём перемен», «Последний герой», «Группа крови», «В наших глазах» и «Спокойная ночь». Перезаписывали песни на родине, однако сведён альбом был во Франции, где его и выпустили в 1989 году. В Советском Союзе альбом появился только после смерти основателя группы.
Последний концерт, где выступил Виктор Цой, состоялся 24 июня 1990 года на стадионе «Лужники». В момент появления рок-исполнителя на сцене здесь впервые после проведения XXII Летних Олимпийских игр 1980 года зажгли олимпийский огонь, который горел в течение всего выступления. В скором времени Цой и Каспарян поехали в Юрмалу, где начали работать над новым альбомом, который был представлен уже после гибели певца и получил название «Чёрный альбом».
Группа «Кино» на сцене
Дискография группы «Кино»
1991
Чёрный альбом
1989
Звезда по имени Солнце
1989
Последний Герой
1988
Группа крови
1986
Ночь
1985
Это не любовь
1984
Начальник Камчатки
1983
46
1982
45
Личная жизнь
Как отмечают знакомые Цоя, у Виктора был спокойный и застенчивый характер. Завоевав признание широкой публики, он стал более открыт и уверен в себе. Тем не менее музыкант предпочитал не делиться переживаниями и не рассказывать о личной жизни, любил одиночество. Артемий Троицкий, знавший музыканта около десяти лет, говорил, что за их время знакомства характер и поведение Цоя не раз менялись.
Только познакомившись с Цоем, Троицкий увидел в Викторе резкого, насмешливого, но в то же время самого тихого и душевного в компании парня. В первые годы существования группы «Кино», по словам известного рок-критика, Цой наиболее располагал к себе: был искренним, простым, весёлым и общительным, оставаясь при этом достаточно скромным. Недоступным одиноким рыцарем, каким его увидели в фильме «Игла», он стал ближе к 1990-м.
С будущей супругой Цой встретился, когда ему было 19 лет. Знакомство с Марианной, которая была старше Виктора на три года и уже была в браке, состоялось на квартирнике у их общих знакомых. На момент встречи с музыкантом девушка работала в Ленинградском цирке и хотела поступить в учебное заведение, которое сейчас называется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л.Штиглица.
Влюбившись в Виктора, Марианна бросила прежнюю работу, стала администратором группы «Кино», продумывала имидж и активно занималась развитием коллектива. Знакомые утверждали, что девушка оказала положительное влияние не только на самого Цоя, но и помогла направить его творчество в нужное русло: с появлением Марьяны в жизни исполнителя он начал больше писать песен, и с каждым разом его тексты были всё лучше.
Пара зарегистрировала брак в феврале 1984 года, а через полтора года на свет появился их сын Александр — единственный ребёнок и Цоя, и Марианны. Несмотря на то что Марианна продолжала заниматься продюсерской деятельностью, после рождения сына она не могла сопровождать супруга во всех поездках, которых становилось всё больше, так как музыкальный коллектив уверенно набирал популярность.
В 1987 году у Виктора Цоя завязался роман с Наталией Разлоговой, с которой они познакомились во время съёмок фильма «Асса». На тот момент Цою было 25 лет, а его новой избраннице — 31 год. Наталия работала ассистентом режиссёра. По возвращении домой музыкант признался в том, что влюбился в другую и намерен жить с ней. В его планах было жениться на Наталие, однако Марианна не дала развод.
Музыкант мечтал о том, что и Марианна и Наталия смогут подружиться, однако этого не произошло. Последние три года своей жизни Цой прожил с Разлоговой в Москве, стараясь при этом поддерживать хорошие отношения с законной супругой и уделять время сыну. Каждое лето пара отправлялась на отдых в Юрмалу. Туда Цой, Наталия и маленький Саша поехали и в августе 1990 года.
Виктор Цой с женой Марианной Цой и сыном
Гибель Цоя
15 августа 1990 года на одной из латвийских трасс, в 70 км от Риги, произошла трагическая автокатастрофа, в результате которой Виктор Цой погиб. Автомобиль рок-исполнителя столкнулся с пассажирским автобусом «Икарус». Считается, что, возвращаясь домой во время отпуска с рыбалки, певец заснул за рулём и выехал на встречную полосу. На момент столкновения скорость «Москвича», управляемого Цоем, превышала 100 км/ч.
Мужчина, находившийся за рулём автобуса, попытался избежать столкновения, выехав на обочину, однако всё равно зацепил машину певца. Водитель «Икаруса» практически не пострадал в ДТП, а смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Было установлено, что на момент гибели он не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Вскрытие показало черепно-мозговую травму и многочисленные переломы.
Попрощаться с кумиром 19 августа 1990 года пришли тысячи людей. Тело певца, ушедшего на пике своей популярности, было обезображено травмами, поэтому его хоронили в закрытом гробу. Последним пристанищем Виктора Цоя стала Центральная аллея Богословского кладбища. После того, как тело было погребено, ещё долгое время рядом с этим местом стояли палатки, где жили фанаты творчества рок-исполнителя.
Виктор Цой
Память о Цое
Спустя год после гибели музыканта на кладбище был установлен надгробный памятник, в верхней части которого выполнен барельеф, изображающий профиль певца. Поклонники Цоя и сейчас собираются у его могилы. Однако это не единственный мемориал, созданный в память о легендарном рок-исполнителе. Ещё через год рядом с участком дороги, где погиб музыкант, появился небольшой памятник в виде металлической пирамидки с гитарой и надписью «Памяти В. ЦОЯ».
На двенадцатый год со дня кончины Цоя в Латвии, также недалеко от места столкновения автомобиля Цоя с автобусом, появился второй памятник, высота которого составила 2,3 метра. На монументе, выполненном сначала в гипсе, а потом из металла, изображён Цой, скрестивший руки. Под бюстом выбиты строчки из песни «Легенда», которой музыкальная группа завершала свои выступления.
В начале 2000-х годов горельеф, посвящённый Виктору Цою, появился на здании бывшей угольной котельной, где музыкант работал кочегаром, а спустя 13 лет в городе Окуловке, расположенном в Новгородской области, повторно был открыт памятник, который перевезли из Санкт-Петербурга. На создание почти двухметрового монумента, изображающего Цоя на мотоцикле в чёрных очках и с закатанными рукавами, скульптора вдохновил фильм «Игла».
В 2017 году в Караганде состоялось открытие сквера Цоя, главным украшением которого стала монументальная композиция, выполненная в виде трафарета и представляющая собой солнечное затмение. В центре солнца вырезано лицо рок-исполнителя. Памятные доски и памятники в честь рок-звезды также есть в Вильнюсе, Барнауле, в крымском посёлке Морское, Элисте, Кургане и других населённых пунктах не только России, но и зарубежья.
Примечательными стали работы скульптора Матвея Макушкина. Так, благодаря ему к 30-летию фильма «Игла» в казахстанском городе Алматы появилась бронзовая фигура Цоя в образе Моро в полный рост. Скульптор запечатлел финальную сцену фильма, в которой Моро даёт прикурить своему будущему убийце. На табличках, которые изначально были вмонтированы в тротуар, а после реконструкции аллеи расположились на подставках вдоль неё, — строчки из песен «Кино».
М.Макушкин также работал над монументом, который накануне тридцатилетия со дня смерти певца, появился в Кировском районе Санкт-Петербурга. Высота памятника с бронзовой фигурой Цоя, установленной на гранитном постаменте, превышает четыре метра. Цой изображён в полный рост с гитарой в руках, таким, каким его видели на концертах. Под фигурой музыканта разместились строчка из песни «Группа крови», слово «Удачи!» и автограф исполнителя.
Памятным местом для поклонников музыканта является и стихийно возникшая Стена Цоя в Москве. В первую ночь после того, как стало известно о трагедии, кто-то написал на стене, выходящей в Кривоарбатский переулок, о том, что Виктор Цой погиб. Вскоре к этой надписи присоединилась ещё одна — «Цой жив». Фанаты творчества рок-исполнителя начали активно заполнять эту стену цитатами из его песен и тёплыми словами в адрес кумира.
Первые сорок дней у Стены, к которой несли цветы и свечи, неизменно дежурили фанаты солиста группы «Кино». Здесь появилась и специальная пепельница, где в память о рок-исполнителе оставляли сломанные подкуренные сигареты. Поклонникам не раз приходилось защищать Стену от вандалов, коммунальных служб и власти, и на сегодняшний день она является одной из главных достопримечательностей Арбата.
Фильмография Виктора Цоя
1990
Секс и перестройка
Роль: Камео
1988
Игла
Роль: Моро
1987
Асса
Роль: Музыкант
1986
Йя-Хха
Роль: Камео
Виктор Цой в фильме «Игла»
Интересные факты о Цое
Обретя известность, Виктор Цой стал получать много приглашений сняться в фильмах, в основном, документальных лентах о роке. С 1986 по 1990 гг. он появился в восьми кинокартинах. Так, зрители увидели кумира в фильмах «Йа-хха!», «Рок», «Асса» и др. Фильм «Игла» 1988 года, где Цой не только сыграл главную роль, но и проявил себя как композитор, в 1989 году оказался самым популярным фильмом в СССР.
Несмотря на то что Виктор Цой много времени уделял музыке, он не бросал и детское увлечение живописью. Он обращался к экспрессионизму, примитивизму и авангарду. Его работы зачастую отличались простотой форм, контрастными сочетаниями и яркими цветами. Считается, что последней работой Цоя стала картина «Дорога». Её называют пророческой: на ней изображён мужчина за рулём автомобиля, несущегося навстречу неоновым огням.
Интересна история появления текстов песен «Вася любит диско» и «Идиот» (позже — «Бездельник 2»). Уезжая в 1978 году на отдых, родители оставили сыну 90 рублей на еду. Виктор решил вместо этого купить за 87 рублей двенадцатиструнную профессиональную гитару Ленинградской фабрики. На оставшиеся деньги он набрал беляшей, после чего, лёжа дома с отравлением, сочинил два текста, которые впоследствии стали основой для первых авторских песен Цоя.
Боясь, что его отправят служить в Афганистан, Цой хотел получить отметку о том, что не годен для службы. Единственным верным способом добиться этого был психиатрический диагноз, и когда ему пришла повестка, он решил лечь в психиатрическую больницу на пару недель, для чего сымитировал порезы вен. Его забрали в психбольницу, где он провёл около полутора месяцев. Несмотря на то что симптомы Цоя выглядели неубедительно, у него получилось избежать призыва.
Для многих поклонников фраза-слоган «Цой жив!» означает не только то, что музыкант навсегда останется в сердцах людей, а его творчество вечно будет популярно. Существуют версии, что авария была постановочной и певец не погиб, а просто предпочёл скрыться от общественности. Есть и те, кто считает, что в истории с ДТП есть скрытые от публики подробности и что кому-то было выгодно избавиться от исполнителя.
Виктор Цой