Ли Чаньфань

Брюс Ли

Ли Чаньфань

Брюс Ли — американский и гонконгский киноактёр, сценарист, режиссёр, продюсер. Мастер боевых искусств, основоположник гибридного стиля боя джит-кун-до, включающего приёмы разных боевых дисциплин, реформатор восточных боевых искусств, инструктор по ведению боя. Признаётся экспертами иконой поп-культуры XX века, связавшей Запад и Восток.

Что нам известно о Брюсе Ли

Полное имя:

Ли Чаньфань

Псевдоним:

Брюс Ли

Дата рождения:

27.11.1940 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Стрелец

Дата смерти:

20.07.1973 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Брюсу Ли было:

32 года

Место рождения:

США, г. Сан-Франциско

Гражданство:

США

Семейное положение:

Был женат

Дети:

2

Рост Брюса Ли:

172 см

Род деятельности:

Актёр, Кинорежиссёр, Кинопродюсер, Киносценарист, Каскадёр

Видео с участием Брюса Ли

Предлагаем вам посмотреть видео про Брюса Ли. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Ли Чаньфань - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы

Ли Чаньфань родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. В этот город его родители отправились из Гонконга на гастроли. В соответствии с американскими законами Ли по праву рождения получил возможность стать гражданином США. Отец Брюса, Ли Хайцюань, был актёром китайской оперы. Он ездил по США, выступая в многочисленных китайских общинах. По происхождению он был китайцем.

Мать Ли звали Грейс, она имела европейско-китайское происхождение. Грейс происходила из одного из самых могущественных и богатых кланов Гонконга. Таким образом, будущий актёр воспитывался в привилегированной и богатой семье. При рождении родители дали сыну имя Ли Чаньфань. Брюсом мальчика назвала акушерка в больнице. Об этом имени никто не вспоминал, пока позднее повзрослевший Ли не отправился в США.

Семья вернулась в Гонконг в 1941 году, когда мальчику было четыре месяца. Следующие четыре года семье Ли пришлось пережить тяжёлую пору. Японские войска напали на Китай, вошли в Гонконг и взяли город под своё полное управление. После изгнания японцев Гонконг стал британской колонией. Ли Хайцюань вернулся на сцену после четырёхлетнего перерыва. В период восстановления Гонконга он стал ещё более популярным актёром.

Ли Хайцюань был звездой кантонской оперы. В результате его сын уже в очень юном возрасте познакомился с миром искусства. В киноленте «Девушка Золотых ворот» он сыграл роль девочки-младенца. В девятилетнем возрасте он получил роль в картине «Малыш», снятой по мотивам комиксов. До своего 18-летия Ли снялся в двух десятках кинофильмов, получив внушительный опыт работы на съёмочной площадке.

В возрасте 12 лет Ли поступил в католический колледж. Оттуда его из-за плохих поведения и низкой успеваемости перевели в колледж Святого Франциска. Здесь Ли начал заниматься боксом с тренером школьной команды и учителем Эдвардом Муссом. Мальчик был драчлив, поэтому родители решили отправить его учиться боевым искусствам.

Район, в котором жила семья, был опасным и перенаселённым из-за притока беженцев из Китая. На улицах города порядки устанавливали уличные банды. Умение защищать себя и драться было обязательным для Гонконга тех времён. Молодые люди осваивали боевое искусство именно для самообороны. В 1960-х годах в Гонконге существовало около 400 школ, в которых обучали боям разных стилей.

Конкурирующие банды устраивали бои на крышах. Там они были недоступны для немногочисленной колониальной полиции и могли избежать наказаний со стороны властей. Ли часто участвовал в таких боях и, несмотря на маленький рост, не уступал своим противникам. Он согласился учиться боевым искусствам с удовольствием. Уже тогда совсем юный Ли начинал вникать во все тонкости и придумывать свой стиль боя.

В китайских боевых искусствах существовало давнее правило, запрещавшее учить иностранцев. По матери Ли был на четверть европейцем. Это стало препятствием для обучения. Однако подросток всё-таки был принят на обучение к Ип Ману, известному мастеру стиля вин-чун. Учитель старался удерживать своих учеников от связей с городскими бандами и поощрял их стремление участвовать в состязаниях.

После года занятий в группе у Ли опять появились проблемы из-за его происхождения. Узнав о нём, часть других учеников отказалась тренироваться с Ли. Юноша уже полюбил стиль вин-чун, поэтому продолжил тренировки в частном порядке. Помимо Ип Мана, его обучением занимался Вонг Шун Люн. В это же время Ли активно занимался танцами. В 1958 году в Гонконге он выиграл чемпионат по ча-ча-ча среди школьников.

В этом же году Ли победил в чемпионате Гонконга по боксу среди юниоров. До позднего подросткового возраста Ли регулярно участвовал в уличных драках. В 1958 году он ввязался в массовый бой между учениками своей и другой школы боевых искусств. В пылу драки Ли сильно избил своего противника, выбив ему зуб. Родители избитого мальчика обратились с жалобой в полицию.

В полицейском участке родителям Ли сказали, что их сын часто дерётся. Полицейские предупредили, что посадят его в тюрьму, если он ввяжется в ещё одну драку. Стараясь избавить Ли от этой опасности и заботясь о его будущем, родители решили переправить сына в США. Там уже жила его старшая сестра. Поездка была необходима для обустройства дальнейшей жизни и подтверждения американского гражданства.

Брюс Ли в детстве

Брюс Ли в детстве

Брюс Ли в юности

Брюс Ли в юности

Карьера в кинематографе

В 1959 году Брюс Ли уехал в Сан-Франциско. Спустя несколько месяцев он перебрался в Сиэтл, штат Вашингтон. Здесь он прошёл обучение в Технической школе Эдиссона на отделении драматического искусства. В 1961 году он стал студентом Вашингтонского университета. Брюс изучал психологию, философию, драматургию. Всё это время он подрабатывал официантом в ресторанах, регулярно посещал кастинги.

Сразу после прибытия в Сиэтл Брюс начал учить друзей и знакомых боевым искусствам, своему подходу к кунг-фу. В 1962 году он открыл свою школу единоборств, в которой преподавал разработанный им стиль. В 1964 году Брюс бросил Вашингтонский университет и переехал в Окленд. Вместе с именитым мастером боевых искусств Джеймсом Йиммом Ли он открыл вторую школу единоборств.

Джеймс представил Брюса Эду Паркеру, признанному мастеру боя. По его приглашению в 1964 году Брюс посетил Международный турнир по карате, состоявшийся в городе Лонг-Бич. Здесь Ли провёл мастер-классы, показал отжимания на двух пальцах лишь одной руки — большом и указательном. Продемонстрировал он и свой знаменитый «дюймовый» удар. После этой демонстрации этот приём стал невероятно популярным.

В 1967 году Брюс открыл в Лос-Анджелесе третью школу. Среди его учеников были знаменитые кинематографисты Чак Норрис, Стив Маккуин, Роман Полански, Джеймс Коберн. Благодаря знакомству с ними Брюс получил давно ожидаемые роли в кино. Он сыграл в лентах «Зеленый шершень» и «Бэтмен». В них он смог продемонстрировать своё боевое искусство. Ли пришлось замедлять свои движения, чтобы их успели заснять на плёнку.

Брюс хорошо зарабатывал на преподавании джит-кун-до, постоянно совершенствовал свой стиль. Однако его кинокарьера не складывалась. Он снялся в ещё нескольких фильмах и сериалах, но на главные роли его не приглашали. Мешала его необычная для Голливуда того времени внешность. Брюс решил вместе с семьёй вернуться в Гонконг и там продолжить свою карьеру. В 1971 году он покинул США и отправился в места своего детства.

К своему удивлению Ли понял, что известен в Гонконге. Там он стал знаменитым после «Зеленого шершня». Гонконгская студия Golden Harvest пригласила Брюса на роль второго плана в боевике «Большой босс». Однако после первых проб режиссёр отдал ему главную роль. Брюсу дали возможность реализовать свой талант и поставить сцены боёв. Кинофильм имел огромный успех в странах Азии, а потом стал популярным и во всём мире.

Затем, в 1972 году, последовала лента «Кулак ярости» — ещё один кинопроект с Ли в главной роли. Драматичный кинофильм о мести за смерть близкого человека стал эталоном в категории картин о восточных единоборствах. Слава Ли возросла до недостижимых высот. Актёр был отмечен за акробатические трюки тайваньской кинонаградой «Золотая лошадь».

Успехи вдохновили Брюса, и в 1972 году вместе с Рэймондом Чоу он основал кинокомпанию Concord Production Inc. В ней он отвечал за творческие решения. Первым фильмом студии стал «Путь дракона», вышедший в 1972 году. Над фильмом Брюс Ли работал как сценарист, режиссёр, постановщик боевых сцен и актёр. В фильм он пригласил Чака Норриса, с которым познакомился в Лонг-Бич на Международном турнире по карате.

Роль в «Пути дракона» стала первой значительной для Чака Норриса, позволила ему начать карьеру в кино. Поединок Ли и Норриса в фильме был признан лучшей сценой боя в истории кино о боевых искусствах. Она на долгие десятилетия стала эталоном постановочного боя. Фильм собрал в прокате рекордную по тем временам сумму в 130 миллионов долларов. Картина имела огромный успех во всём мире.

«Выход дракона» был снят в 1973 году в Гонконге. Фильм стал последней завершённой работой Брюса. Его премьера состоялась в Лос-Анджелесе через месяц после смерти актёра. Фильм имел большой кассовый успех, собрав в прокате около 400 миллионов долларов при бюджете 850 тысяч долларов. «Выход дракона» — один из самых успешных кинофильмов о боевых искусствах за всю историю кинематографа. Он стал эталоном в своём жанре.

В фильме впервые сочетались элементы шпионского кино и боевых искусств. Его успех привёл к появлению массы аналогичных проектов, росту интереса во всём мире к боевым искусствам. Многие люди отправлялись в спортивные залы, чтобы осваивать восточные единоборства и особенно кунг-фу. Кинолента была избрана Библиотекой Конгресса США для хранения в реестре фильмов как исторически и культурно значимая работа.

После смерти Ли остались незавершённые фильмы. Работу над проектом «Игра смерти» Ли начал в 1972 году, но ему приходилось останавливаться для реализации других замыслов. В снятые эпизоды вошли кадры с Каримом Абдул-Джаббаром, звездой американского баскетбола. В кинофильм планировалось включить кадры боя со спортсменом ростом 218 см. Это давало новый импульс жанру, открывало для него новые пути развития.

Фильм «Игра смерти» закончил режиссёр Роберт Клауз. До того как сделать перерыв в съёмках, Ли успел отснять 100 минут. Клауз использовал архивные кадры с Ли из других фильмов, пригласил двойников и составил новый актёрский ансамбль. Скомпонованный кинофильм содержал только 15 минут кадров с реальным Брюсом. Неиспользованные кадры, снятые Ли, были позднее включены в документальную ленту «Брюс Ли: Путешествие воина».

После смерти Брюса Ли остались сценарии, которые он писал для своих новых фильмов. На одной из сохранившихся кассет он излагает сюжетную линию кинофильма с черновым названием «Южный кулак». В ней можно найти общее со сценарием «Молчаливой флейты». Действие другого сценария «Воин зелёного бамбука» разворачивается в Сан-Франциско. Для некоторых из этих сценариев Ли уже подбирал костюмы.

Брюс Ли полностью перевернул представление о единоборствах в кино. Натуралистические боевые сцены и отточенные движения привлекали зрителей. Как постановщик боевой хореографии Ли придумал массу новых трюков и связок, в том числе с нунчаками. Отличительной чертой поединков в его кино считаются съёмки общим планом. Действия противников демонстрируются в полный рост, что делает их яркими и реалистическими.

Ли постоянно и фанатично тренировался. Он вёл дневники, в которые заносил всё сделанное на каждой тренировке. Он разработал свой стиль джит-кун-до, развивался в кунг-фу, старался привнести новое в существующие техники рукопашного боя. Ли создал свою систему питания, усиленно занимался общеатлетической подготовкой. Он до совершенства развил своё тело по собственным методикам тренировок.

В экспериментальных целях Брюс подвергал себя различным нагрузкам. Он даже испытывал на себе действие электрического тока. Также серьёзно он подходил к съёмкам своих фильмов. Каждое своё движение он терпеливо доводил до безупречности и совершенства, делал максимально экономичным. Они становились по-настоящему эталонными и вызывали восхищение у поклонников и знатоков боевых искусств.

Брюс имел уникальные достижения. Он мог несколько секунд держать гирю весом 32 килограмма на вытянутой руке. Удары Ли были настолько быстрыми, что их невозможно было заснять с помощью применяемой тогда технологии в 24 кадра в секунду. Он бросал зёрна риса в воздух и ловил их палочками. Пальцами он пробивал запечатанную банку колы — в те времена ёмкости для напитка делали из стали.

Все знали Ли как искусного бойца, но многие даже не подозревали о его любви к философии и поэзии. Он изучал драматургию, западную и азиатскую философию ещё в студенческую пору. Актёр был начитан, имел большую библиотеку. В ней можно было увидеть философские тексты и работы о боевых искусствах. Его книги по философии борьбы и боевым искусствам известны и за пределами любителей единоборств.

Брюс верил, что любое знание приведёт в конечном итоге к самопознанию. Своим способом самовыражения он считал боевые искусства. Философские взгляды Брюса во многом противостояли консервативному мировоззрению, представленному конфуцианством. На них больше влияли буддизм и даосизм. Однако отношения с религией у него были сложные. В одном из интервью 1972 года его спросили о религии, и он ответил, что не верит в бога.

Брюс Ли сочинял стихи, которые были опубликованы после его смерти. Он писал их от руки, нанося на бумагу строчку за строчкой. В них отражены разные этапы жизни актёра. В стихах Ли, как и в поединках, видел способ своего самовыражения. Его жена Линда сочла произведения Брюса слишком мрачными для американской поэзии. Его стихи парадоксальны, относятся к категориям вольного стиха, антипоэзии.

Брюс Ли и Чак Норрис в фильме «Путь дракона»

Брюс Ли и Чак Норрис в фильме «Путь дракона»

Фильмография Брюса Ли

  • 1980

    Башня смерти

    Роль: Билли Ло

  • 1978

    Игра смерти

    Роль: Хой Тьен

  • 1973

    Выход Дракона

    Роль: Ли

  • 1972

    Путь дракона

    Роль: Тан Лунг

  • 1972

    Кулак ярости

    Роль: Чэнь Чжэнь

  • 1971

    Большой босс

    Роль: Чэн Чхиуонь

  • 1969

    Марлоу

    Роль: Винслоу Вонг

  • 1966 - 1968

    Бэтмен

    Роль: Като

  • 1966 - 1967

    Зеленый Шершень

    Роль: Като

  • 1950

    Малыш

    Роль: малыш Ченг

Брюс Ли в фильме «Игра смерти»

Брюс Ли в фильме «Игра смерти»

Личная жизнь и семья Брюса Ли

Брюс Ли встретился со своей будущей супругой Линдой Эмери, когда учился в Вашингтонском университете. Она была его сокурсницей, готовилась стать преподавателем. В то время общество негативно относилось к межрасовым отношениям, поэтому молодые люди встречались тайно. Они также тайно поженились в 1964 году. После смерти мужа Линда написала о нём несколько книг, ставших популярными во всём мире.

Брюс умер, когда его сыну Брэндону исполнилось восемь лет. Брэндон Ли изучал боевые искусства и стал довольно известным актёром. В возрасте 28 лет в 1993 году он погиб на съёмочной площадке от выстрела из реквизитного пистолета. Шеннон было четыре, когда её отец Брюс скончался. Она изучала джит-кун-до у учеников отца и снималась в кино. После ухода матери Линды Ли Кэдвелл на пенсию возглавила фонд Брюса Ли.

Брюс Ли с женой и детьми

Брюс Ли с женой и детьми

Брюс Ли с сыном Брэндоном

Брюс Ли с сыном Брэндоном

Смерть

20 июля 1973 года Брюс Ли оставался в Гонконге, чтобы встретиться с Джорджем Лэзенби. Они собирались снимать фильм. С 14 и до 16 часов Брюс обсуждал с Рэймондом Чоу работу над проектом «Игра смерти». Затем он отправился к актрисе Бетти Тинг, чтобы поработать над сценарием. У Брюса заболела голова, и она дала ему сильнодействующую таблетку. В её составе были транквилизатор мепробамат и аспирин.

После приёма таблетки Ли ушёл в спальню отдыхать. Через несколько часов его нашли там в бессознательном состоянии. Прибывший врач не сумел вернуть актёра к жизни. Медики в больнице констатировали его смерть. Они установили, что главная причина его преждевременной гибели — отёк головного мозга, спровоцированный аллергической реакцией. Долгое время существовали различные гипотезы, пытавшиеся объяснить причину смерти Брюса.

Существовали предположения, что Брюса убил человек из китайской мафии или мастер боевых искусств. Рассматривалась гипотеза, что он умер из-за перегрева организма, поскольку Ли удалил потовые железы. Актёр считал пот на плёнке неэстетичным явлением. Однако точные причины отёка мозга не были установлены, и долгое время смерть Брюса Ли оставалась загадкой для его поклонников.

Свежие исследования, изложенные в научном издании Clinical Kidney, позволили приблизиться к разгадке. В них указано: Ли скончался из-за недостатка в плазме крови натрия — гипонатриемии. Подобное состояние могло объясняться обильным питьём. Брюс злоупотреблял водой, чем вызвал критическое снижение уровня натрия. По словам его жены Линды, актёр не ел твёрдую пищу, жил на соке и моркови.

Риску гипонатриемии способствовало и злоупотребление алкоголем, которое усилилось в последние месяцы жизни. По словам его друзей, Брюс за один вечер был способен выпить 10—12 бутылочек сакэ. Ситуация осложнилась из-за неспособности почек выводить нужный объём жидкости. Современные исследования, сделанные на базе анализов умирающего Ли и после вскрытия, дают вполне достоверное объяснение его гибели.

После смерти Брюса Ли в Гонконге наступил общегородской траур. Ему отдавали почести друзья и многие тысячи поклонников, потерявших своего кумира. Тело Ли было перевезено в Сиэтл. Там семья попрощалась с ним, и актёр был похоронен. К его могиле на кладбище Лейк-Вью до сих пор идут тысячи поклонников, которым случилось побывать в Сиэтле. Впоследствии семьёй Брюса был основан фонд Брюса Ли.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Награды и звания Брюса Ли

  • 1972

    Золотая лошадь

    Специальный приз жюри за акробатические трюки в фильме («Кулак ярости»)

Дата публикации: 27.04.2024 года
Дата последнего обновления: 21.11.2024 года
Автор: