Бугаев Борис Николаевич

Борис Бугаев

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) — один из ярчайших представителей русского символизма и модернизма. Автор романа «Петербург», который Набоков ставил рядом с «Улиссом» Джойса. Создатель нового жанра «симфонии» — ритмизированной прозы. Теоретик символизма, поэт, критик и мемуарист Серебряного века, оставивший неизгладимый след в русской литературе.

Что нам известно об Андрее Белом

Полное имя:

Бугаев Борис Николаевич

Псевдоним:

Андрей Белый

Дата рождения:

26.10.1880 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

08.01.1934 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Андрею Белому было:

53 года

Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Был женат

Род деятельности:

Писатель, Поэт, Литературовед, Литературный критик

Детство и семья

Бугаев Борис Николаевич родился 26 октября 1880 года в Москве. Отец, Николай Васильевич Бугаев, был профессором математики и деканом физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна Егорова, происходила из обедневшей купеческой семьи и была на 20 лет младше мужа. В семье не было согласия: рационалист-отец и эмоциональная мать постоянно конфликтовали.

Атмосфера противоборства математической логики и музыкальной чувственности глубоко повлияла на будущего поэта. В доме бывали представители московской профессуры, включая Льва Толстого. Отец надеялся, что сын продолжит научную династию. Мать прививала любовь к музыке и литературе. Сам Белый вспоминал: отец влиял на мысль, мать — на волю, а чувствами он разрывался между ними.

Семейные конфликты произвели сильнейшее впечатление на ребёнка. Эти переживания позже найдут отражение в творчестве, особенно в романе «Петербург», где тема конфликта отцов и детей станет центральной. Противоречивая домашняя обстановка заложила основы внутреннего разлада, который будет сопровождать писателя всю жизнь и станет источником творческой энергии.

Андрей Белый в юности

Андрей Белый в юности

Андрей Белый в юности

Андрей Белый в юности

Гимназия: от оккультизма к поэзии

С 1891 по 1899 год Борис обучался в частной гимназии Льва Поливанова, одной из лучших в Москве. В гимназические годы юноша увлёкся буддизмом, оккультизмом и литературой. Вместе с единомышленниками вызывал духов, разглядывал будущее в магическом шаре, искал сверхъестественные способности. Утверждал, что в прошлой жизни был Микеланджело, и умел выходить в астрал.

Поворотным моментом стала встреча с философом Владимиром Соловьёвым в 1895 году. Под его влиянием Белый увлёкся мистической философией и новейшей западной литературой. Изучал Фёдора Достоевского, Генрика Ибсена и Фридриха Ницше, которые оказали огромное воздействие на его творческие искания. Пробудился интерес к поэзии, особенно к русским символистам — Константину Бальмонту, Валерию Брюсову, Дмитрию Мережковскому.

В 1895 году Борис сблизился с семьёй Соловьёвых. Михаил Соловьёв впоследствии предложит псевдоним Андрей Белый, под которым поэт войдёт в историю. В 1896–1899 годах писал прозу, пьесы и стихи, однако большинство из этих произведений уничтожил. Работал над мистерией «Антихрист», оставшейся незавершённой. Эти ранние опыты заложили фундамент будущего творчества символиста.

Университет: от науки к литературе

В 1899 году Борис Бугаев поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, выполняя волю отца. Специализировался на зоологии беспозвоночных, изучал Дарвина и химию. Преподавали светила науки — Анучин, Тимирязев, Вернадский. Параллельно молодой человек не пропускал ни одного номера журнала «Мир искусства», всё больше склоняясь к литературе.

В декабре 1901 года произошло знакомство со старшими символистами — Брюсовым, Бальмонтом, Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Эти встречи окончательно определили выбор в пользу литературы. 28 мая 1903 года Белый получил диплом первой степени. В ту же ночь умер отец. Мистически настроенный юноша увидел в совпадении знак судьбы и полностью погрузился в поэзию.

Осенью 1904 года он поступил на историко-филологический факультет, но в 1905-м прекратил посещать занятия. В 1906 году подал прошение об отчислении. Пришёл к выводу, что точные науки систематизируют лишь отсутствие познания. Подлинная жизнь раскрывается через творчество, а не через научное знание, решил будущий символист.

Андрей Белый

Андрей Белый

Андрей Белый

Андрей Белый

Рождение поэта: «Симфонии» и «Аргонавты»

Начало литературной деятельности Андрей Белый относил к 1900 году, когда начал «Северную симфонию». Так родился новый жанр — ритмизированная проза, построенная как музыкальное произведение. Прорыв соединил музыкальность с прозаическим повествованием. Дебют состоялся в 1902 году — вышла «Симфония (2-я, драматическая)» в издательстве «Скорпион».

Произведение имело три смысла: музыкальный, сатирический и идейно-символический. Тогда же Михаил Соловьёв предложил псевдоним Андрей Белый. Из уважения к отцу Борис не решался печататься под настоящим именем. В 1903 году была опубликована «Северная симфония (Первая героическая)». Осенью вокруг поэта организовался кружок «Аргонавты».

Участники развивали мифологию жизнетворчества, поклонялись концепции «Вечной Женственности» Соловьёва. Следовали символическим путём корабля «Арго» за Золотым руном познания. В 1903 году Белый начал переписку с Александром Блоком, в 1904-м состоялось личное знакомство. С января 1904 года он активно сотрудничал с журналом «Весы».

В 1904 году вышел первый поэтический сборник «Золото в лазури», отразивший идеализацию патриархальной старины и её ироническое переосмысление. Он включал знаменитое стихотворение «Солнце». Всего Андрей Белый написал четыре симфонии, ставшие уникальным явлением в русской литературе. Жанр не имел аналогов в мировой словесности того времени.

Любовные драмы: треугольники с Блоком и Брюсовым

Знакомство с Блоком в 1904 году изменило личную жизнь Белого. Поэт влюбился в жену Блока — Любовь Менделееву, дочь учёного Дмитрия Менделеева. Она ответила взаимностью. Отношения длились около четырёх лет, измучив всех троих.

Когда Менделеева выбрала мужа и захотела вычеркнуть Белого из жизни, поэт оказался на грани самоубийства. Он ощущал себя покинутым всеми. Разрыв нашёл отражение в творчестве: Блок написал «Балаганчик», Белый — сборники «Пепел» и «Урна». Запутанные отношения троих впоследствии преломятся в романе «Петербург».

Параллельно развивалась драма с Ниной Петровской, женой Валерия Брюсова. Эти отношения вдохновили Брюсова на роман «Огненный ангел» (1907). В 1905 году Петровская стреляла в Белого, но промахнулась. После разрыва с Менделеевой Белый уехал за границу. Полгода провёл в Европе, жил в Мюнхене и Париже. Надеялся забыть пережитое.

Эти любовные треугольники оставили неизгладимый след в душе поэта, определили трагическое звучание последующих произведений. Личная драма стала источником творческого вдохновения. Тема любви и страдания проходит через всё творчество Андрея Белого как лейтмотив эпохи Серебряного века.

Теория символизма и первые романы

В 1909 году Белый стал основателем издательства «Мусагет». Начался период интенсивной теоретической работы над осмыслением символизма. Он создал фундаментальные труды, ставшие классикой литературной критики. В 1910 году вышли «Символизм», «Луг зелёный», в 1911-м — «Арабески». Книга «Символизм» включала стиховедческие исследования с концепцией ритмосмысла.

В тот же период Белый написал сборники «Пепел» (1909) и «Урна» (1909), посвящённые трагедии деревенской Руси. Звучали мотивы разочарования, тоски и предчувствия катастрофы. «Пепел» отражал гражданские настроения после революции 1905 года. В 1909–1910 годах написал роман «Серебряный голубь» — первое крупное прозаическое произведение о тайне России.

Главный герой Пётр Дарьяльский, интеллигент и поэт, попадает под влияние секты. Роман посвящён взаимоотношениям интеллигенции и народа. Бердяев отметил гениальный размах автора и выход в ширь народной жизни. В апреле 1909 года Белый сблизился с Анной Тургеневой, художницей и племянницей великого писателя.

23 марта 1914 года они оформили гражданский брак без венчания. Совместно увлеклись антропософией. В декабре 1910 — апреле 1911 года совершили путешествие через Сицилию, Тунис, Египет и Палестину. Литературным итогом стали два тома «Путевых заметок». Восточные впечатления повлияли на последующее творчество символиста.

Андрей Белый

Андрей Белый

«Петербург»: шедевр русского модернизма

Осенью 1911 года Белый начал работу над «Петербургом» — главным произведением жизни. Он замышлялся как вторая часть трилогии «Восток или Запад». К январю 1912-го были написаны первые главы. Первая часть создана за несколько недель в 1912–1913 годах после наития при восхождении на пирамиду Хеопса.

Действие разворачивается на фоне революции 1905 года. Сын сенатора Николай Аблеухов получает задание от террористов убить отца. Роман написан ритмизированной, орнаментальной прозой. Петербург — живое существо, главный герой повествования. Город воплощён как исторический рок, губящий обитателей. В произведении сочетаются пафос и комедия, фантасмагория и гротеск.

Роман опирается на петербургский текст — Пушкина, Гоголя, Достоевского. Белый переосмысляет традицию изображения столицы как призрачного города. Первая редакция вышла в 1913–1914 годах, вторая сокращённая — в 1922-м. Владимир Набоков поставил «Петербург» рядом с «Улиссом» Джеймса Джойса. Роман признан вершиной символизма.

Современники оценили его неоднозначно. Редактор Струве отказался печатать, опасаясь антигосударственной направленности. Блок отмечал поразительные совпадения с «Возмездием», называл злым произведением с отпечатком гениальности. Только две последние главы написаны под влиянием антропософии. Роман стал главным вкладом Андрея Белого в мировую литературу модернизма.

Антропософия: встреча со Штейнером

В мае 1912 года в Кёльне произошла судьбоносная встреча Белого с Рудольфом Штейнером, создателем антропософии. Встреча изменила жизнь писателя. Белый и Тургенева стали приверженцами духовной науки. Два года Белый следовал за Штейнером по Европе, слушая лекции. Он был допущен в эзотерический кружок для избранных учеников.

В 1914 году поселился в Дорнахе, Швейцария. Там началось строительство антропософского храма Гётеанума. Белый работал резчиком по дереву и ночным сторожем на стройке. Храм создавался руками учеников Штейнера. Несмотря на труд, Андрей Белый не забывал о литературе. В октябре 1915 — октябре 1916 года написал автобиографический роман «Котик Летаев».

Друзья опасались, что антропософия погубит писателя. Критики полагали, что он потеряет самобытность и яркость языка. Однако опасения не оправдались: антропософия стала стимулом для творчества. В 1915 году Белый написал статью «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности». Изложил основные положения учения.

Сам Белый говорил, что никогда не отойдёт от Штейнера, потому что знает: в антропософии правда. Несмотря на периодические кризисы и сомнения, связь с учителем он сохранил до конца жизни. Антропософия стала неотъемлемой частью мировоззрения писателя-символиста, повлияв на всё позднее творчество.

Война, революция и Пролеткульт

В августе 1916 года Белый был призван на военную службу и вызван в Россию. Путь лежал через Францию, Англию, Норвегию и Швецию. Жена Ася осталась в Дорнахе — это стало начало конца их брака. В сентябре Белый получил отсрочку. До января 1917 года жил в Москве и Сергиевом Посаде. Воспринял войну как величайшее бедствие.

Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев спасение России. Написал поэму «Христос воскрес», близкую к «Двенадцати» Блока. Октябрьскую революцию также принял, хотя и с оговорками. Видел возможность духовного преображения. После революции активно включился в культурную жизнь советской России.
В 1918–1919 годах участвовал в Пролеткульте, вёл занятия по теории поэзии и прозы для молодых писателей. Опубликовал цикл «На перевале» и очерк «Революция и культура». В 1919 году вышел сборник «Королевна и рыцари». С 1918 по 1921 год развернул бурную литературную деятельность, став крупнейшей фигурой эпохи.

Создал сообщество «Вольфила» — Вольную философскую ассоциацию. Издавал произведения, занимался с начинающими поэтами, читал лекции. Написал автобиографические романы «Записки чудака» (1918–1921) и «Крещёный китаец» (1920–1921). Посвятил революции этюды «Кризис жизни», «Кризис мысли», «Кризис культуры». С конца 1919 года задумывался о возвращении к жене.

Берлинская эмиграция и кризис

В сентябре 1921 года Белый выехал за границу. С октября 1921 по октябрь 1923 года жил в Берлине и Цоссене. Из объяснения с Анной Тургеневой стало ясно: совместная жизнь невозможна. Они окончательно расстались. В Берлине произошла ссора с антропософами, встреча со Штейнером принесла боль и разочарование.

Троцкий в «Правде» писал: «Белый — покойник, и ни в каком духе не воскреснет». Мемуаристы запомнили изломанное поведение писателя. Белый переживал глубочайший личный и творческий кризис в те годы.

Однако берлинский период оказался плодотворным. Белый создал поэму «Глоссолалия» (1922), работал над переработкой «Петербурга». Начал писать мемуары о Блоке и Штейнере, представляющие огромную ценность. Западные антропософы не уважали его как личность, не ценили как писателя. Это причиняло глубокую обиду.

Поняв, что путь в Дорнах закрыт, Белый принял решение вернуться в Россию. В октябре 1923 года окончательно уехал в Москву строить жизнь заново. Сохранил любовь к Штейнеру и верность антропософии, но пронёс обиду за то, что Запад его не оценил.

Андрей Белый

Андрей Белый

Последние годы: Москва и Кучино

Осенью 1923 года в жизни Андрея Белого появилась Клавдия Николаевна Васильева. 18 июля 1931 года она стала супругой Белого. Отношения строились на взаимной поддержке и спокойной привязанности. С 1925 года они поселились на даче в Кучино в Подмосковье. Здесь была написана пьеса по роману «Петербург».

В тот период Белый создал московский цикл: «Московский чудак» (1926), «Москва под ударом» (1926) и «Маски» (1932). Последние годы посвятил мемуарам, представляющим интерес для истории литературы. Вышла трилогия: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (посмертно).

Он пытался примириться с социалистической действительностью и найти место в советской литературе. Появились «Поэма о хлопке» и «Энергия», отражавшие попытку вписаться в идеологию. Последней крупной работой стало исследование «Мастерство Гоголя» (1933), положившее начало новому подходу к анализу текста.

В 1931 году по делу антропософов Белый был признан идеологом антисоветской группы. Однако серьёзных репрессий избежал. Контакт с властью не наладил до конца жизни, что сказывалось на восприятии творчества. Летом 1933 года в Коктебеле получил солнечный удар, затем микроинсульт. Оправиться не смог.

8 января 1934 года скончался на руках жены Клавдии от паралича дыхания. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мозг взят для исследования в Институт мозга, но до сих пор не изучен. В 1978 году была учреждена премия Андрея Белого — первая неподцензурная литературная премия. В 2000 году открыт мемориальный музей на Арбате.

Творческое наследие символиста

Андрей Белый вошёл в историю как ведущий теоретик символизма, лидер младосимволистов. Создал жанр симфонии — ритмизированную прозу по законам музыки. Всего им написано четыре симфонии: «Северная», «Драматическая», «Возврат», «Кубок метелей». Жанр не имел аналогов в мировой литературе того времени.

Стал основоположником орнаментальной прозы 1920-х годов. Влияние Белого на послереволюционных писателей огромно. Шкловский отмечал: «Пильняк — тень от дыма, если Белый — дым». Это направление стало основным в литературе первых лет советской власти. В 1922 году Осип Мандельштам призывал преодолеть Белого как вершину психологической прозы.

Вклад Белого в стиховедение трудно переоценить. Он разработал концепцию ритмосмысла, принципы исследования звукописи и методику изучения словаря писателей. Работы по филологии составляют важнейшую часть наследия. «Мастерство Гоголя» положило начало новому подходу к анализу художественного текста в литературоведении.

«Петербург» был признан вершиной символизма и модернизма. Набоков ставил этот роман рядом с «Улиссом» как величайшее произведение XX века. Он повлиял на писателей, работавших с потоком сознания и ритмизированной прозой. Сам же Андрей Белый остаётся одной из самых загадочных фигур Серебряного века.

Он прожил яркую жизнь, полную творческих поисков и духовных исканий. Постоянно находился в движении между Востоком и Западом, наукой и искусством, революцией и традицией. Его наследие актуально и вдохновляет новые поколения.

Произведения Андрея Белого

  • 1930–1934

    Мемуарная трилогия: «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций»

  • 1922

    Звуковая поэма «Глоссолалия»

  • 1921

    Поэма «Первое свидание»

  • 1914–1915

    Роман «Котик Летаев»

  • 1913–1914

    Роман «Петербург»

  • 1909

    Роман «Серебряный голубь»

  • 1909

    Сборник «Пепел»

  • 1904

    «Северная симфония (1-я, героическая)»

  • 1904

    Сборник «Золото в лазури»

  • 1902

    «Симфония (2-я, драматическая)»

Дата публикации: 10.11.2025 года
Дата последнего обновления: 14.11.2025 года
Автор:
Узнать стоимость размещения: @ThetaGroupBot