Барышников Михаил Николаевич

Барышников Михаил Николаевич

Михаил Барышников — советский, американский и латвийский артист балета, балетмейстер, актёр. Является одним из самых выдающихся и ярких танцовщиков мирового балета, а также одной из самых влиятельных фигур в современном театральном искусстве. Свою карьеру начал как артист советского Мариинского театра, однако позднее, став невозвращенцем, выступал на сценах американских театров.

Что нам известно о Михаиле Барышникове

Реальное имя:

Михаил Барышников

Дата рождения:

27.01.1948 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Водолей

Сейчас Михаилу Барышникову:

75 лет

Место рождения:

Латвийская ССР, г. Рига

Гражданство:

Латвия

Семейное положение:

Женат

Дети:

4

Рост Михаила Барышникова:

170 см

Вес:

65 кг

Род деятельности:

Артист балета, Балетмейстер, Актер

Видео с участием Михаила Барышникова

Предлагаем вам посмотреть видео про Михаила Барышникова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Михаил Барышников - артист балета, балетмейстер, актер. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Михаила Барышникова

Барышников Михаил Николаевич родился 27 января 1948 года в Риге. Отец будущей легенды мирового балета, офицер Красной армии, был жёстким человеком с тяжёлым характером и почти не уделял времени воспитанию сына, что стало причиной охлаждения между ними в будущем. Главным человеком в жизни артиста всегда была мать: именно она привила сыну любовь к искусству. Так, уже с детских лет она водила его на театральные постановки и в филармонию.

Когда же Михаилу исполнилось девять лет, он определился с выбором будущей профессии: мальчик заявил родителям о своём желании стать артистом балета. Вскоре после этого он поступил в хореографическое училище Риги, где начал обучение под руководством педагога Ю. Капралиса. Последний не только помог юному танцовщику раскрыть свой творческий потенциал, но и стал для него главным наставником.

В 12-летнем возрасте мальчик пережил самое сильное потрясение в своей жизни: вместе с матерью он отправился в поездку на Волгу, где остался у бабушки на каникулы, — тогда он даже не подозревал, что видел мать в последний раз. После этого женщина вернулась в Латвию и покончила с собой. Причина, подтолкнувшая её на такой страшный поступок, так и осталась неизвестной. Вскоре после этого отец женился снова, и мальчик оказался лишним в его новой семье.

В этот период юный танцор много и плодотворно работает в танцевальной студии и совершенствует свою технику. Зная о том, что невысокий рост может повредить его будущей карьере, он проводит много часов за тяжёлыми тренировками, которые оказывают большую нагрузку на его тело, — в конечном итоге ему удаётся вырасти ещё на несколько сантиметров. Когда же ему исполняется 16 лет, он отправляется на гастроли в Ленинград.

Одним из зрителей спектакля рижского театра становится Александр Иванович Пушкин — знаменитый педагог Ленинградского хореографического училища. Мэтр сразу же обращает внимание на мастерство юного танцовщика и предлагает ему продолжить обучение в Ленинграде — воспользовавшись этим предложением, молодой человек проходит вступительный экзамен в одну из старейших балетных школ мира.

Вскоре он становится протеже Александра Пушкина, на тот момент воспитавшего целую плеяду звёзд мирового балета и известного в качестве наставника легендарного танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева. Под руководством именитого педагога Михаил продолжает оттачивать своё мастерство и в скором времени получает возможность продемонстрировать свой талант в полной мере: в возрасте 19 лет он становится солистом Мариинского театра.

Творческая деятельность

С этого момента Михаил Барышников принимает активное участие в постановках классического репертуара русского и мирового балета: он получает ведущие партии в балете «Дон Кихот» по знаменитому произведению Мигеля Сервантеса и в постановке «Спящей красавицы» композитора Петра Чайковского. Кроме того, молодой артист получает возможность сыграть шекспировского Гамлета в балете Н. Червинского.

Признание не заставляет себя долго ждать, и в 1973 году он выступает в качестве организатора творческого вечера, для которого самостоятельно подбирает репертуар. Михаил сотрудничает с ведущими хореографами, а на самом вечере ставит балеты, позднее названные вершиной творчества русского танцовщика. В это же время он гастролирует с труппой за рубежом, однако одна из поездок кардинально меняет всю дальнейшую судьбу артиста.

Так, в 1974 году он отправляется в Канаду, где его театром ставится серия спектаклей. За два дня до завершения гастролей Барышников принимает решение о бегстве из СССР и вместе с эмигрировавшим ранее танцором Александром Минцем и канадским балетным критиком Джоном Фразером начинает подготовку к реализации своего плана. Так, предполагается, что сразу после последнего спектакля артист выйдет из театра, где его будет ждать машина.

Несмотря на предельную простоту, этот план почти был сорван: после завершения спектакля зрители не могли отпустить танцовщика и раз за разом вызывали его на поклон. Кроме того, надеясь получить автограф, поклонники ожидали его снаружи театра. В конечном итоге, Михаил был задержан ими более чем на полчаса, однако ему всё же удалось добраться до машины. Таким образом, в возрасте 26 лет знаменитый русский танцовщик стал невозвращенцем.

Он получает политическое убежище в Америке, а свой удавшийся побег позднее называет одной из самых больших удач в жизни. По словам самого Барышникова, на такое серьёзное решение его подтолкнуло многое: в те годы он уже разорвал отношения с отцом, а на советской сцене исполнил всё, что только хотел исполнить. Постоянное чувство неудовлетворённости собственной жизнью подтолкнуло его искать новый путь творческой реализации.

Новость о бегстве Барышникова из Советского Союза стала главным событием в мире театрального искусства. Если советский балет понёс большую потерю в его лице, то сотрудничество с ним стало большим подарком для США: таким образом, американский театр получил шанс превзойти пользующуюся признанием во всём мире русскую балетную школу. Артист был приглашён в Американский театр балета — одну из ведущих балетных школ Америки.

С этого времени Михаил работает и живёт в Нью-Йорке. В качестве премьера труппы он принимает участие во многих классических постановках, а позднее становится руководителем театра. В рамках своих творческих проектов он сотрудничает с ведущими европейскими и американскими хореографами, а самыми выдающимися работами этого периода становятся его собственные интерпретации балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского.

В эти же годы артист сближается с поэтом Иосифом Бродским. По его собственным воспоминаниям, дружбе с ним предшествовало весьма экстравагантное знакомство. Так, Бродский согласился перейти на «ты» при условии, что подберёт обоим прозвища: «…вместо Миша, он, по созвучию, предложил называть меня Мышь… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — “кот Джозеф” — и тут же добавил: “Мяу!”».

Эти прозвища два гения использовали по отношению друг к другу в течение всех долгих лет дружбы. В годы эмиграции Бродский становится для Барышникова одним из самых близких людей. Сам же нобелевский лауреат регулярно дарит товарищу свои новые книги стихов, а также посвящает ему несколько произведений: среди них наиболее известны «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…».

В 1977 году Михаил дебютирует в кино: он снимается в драме Герберта Росса «Поворотный пункт» — эта картина позволяет ему войти в число претендентов на победу сразу в двух престижных кинопремиях: так, как лучший актёр второго плана он номинируется на «Оскар» и «Золотой глобус». В 1985 году выходит ещё одна кинолента с участием легендарного танцора балета: он играет ключевую роль в драме «Белые ночи».

Сюжет последней картины во многом перекликается с биографией самого артиста: как и он сам, его герой является советским танцовщиком и, желая обрести свободу, решается на побег из страны и становится резидентом США. Художественный фильм был тепло принят аудиторией, а больше всего зрителям полюбился эпизод с его танцем под песню «Кони привередливые» поэта и барда Владимира Высоцкого.

В 1988 году вместе с поэтом и близким другом Иосифом Бродским артист занялся ресторанным бизнесом: на одной из главных улиц Нью-Йорка они открыли ресторан «Русский самовар», который вскоре стал одним из ключевых центров русской культуры в Америке. Оба мэтра были завсегдатаями этого заведения, и, по воспоминаниям людей из их окружения, в ресторане часто можно было услышать русские романсы в их исполнении.

Позднее вышли ещё несколько картин с его участием, а в 1990 году, в возрасте 42 лет, артист уходит из классического балета, чтобы посвятить себя новым направлениям театрального искусства. В это же время он создаёт проект «Белый дуб», ключевым направлением которого становится современный танец. На этом этапе творчества уже известный во всём мире Барышников получает возможность реализовать свой талант в полной мере.

Освободившись от жёстких рамок классического танца, артист много экспериментирует и привносит в танец модерн большое количество новаторских идей. Новое шоу в его исполнении представляет собой не столько театральную постановку, сколько танец-исповедь, который позволяет ему высказаться о силе и слабости человека, быстротечности времени и искусстве. Эти сольные балеты становятся новой вершиной в творчестве артиста.

Одним из самых ярких выступлений этого периода является его танец под звук биения собственного сердца. Так, Барышников выходит на сцену в абсолютной тишине с электродами на груди, соединёнными со звуковым оборудованием зала. Единственное, что слышит зритель, — это биение сердца артиста. Оно же определяет то, какими будет его танец: то учащаясь, то замедляясь, ритм сердца определяет его движения на сцене.

«Белый дуб» становится главным проектом в творчестве русского танцовщика на следующие 12 лет, а после его закрытия в 2002 году он принимает решение о создании Центра искусств Барышникова. В одном из более поздних интервью мэтр называет его важнейшим в своей жизни проектом и характеризует центр искусств как площадку, в рамках которой молодые танцовщики могут пользоваться полной свободой творчества.

В 2004 году, после долгого перерыва артист возвращается к работе в кино: на съёмках завершительного сезона он присоединяется к актёрскому составу популярного телесериала «Секс в большом городе». В этом телевизионном проекте он играет нового возлюбленного главной героини Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Впоследствии эта роль становится одной из самых известных в фильмографии артиста.

В 2013 году, в рамках Манчестерского международного фестиваля, вместе с режиссёром Робертом Уилсоном и американским актёром Уиллемом Дефо звездой мирового балета был представлена новая постановка — спектакль «Старуха» по одноимённой повести советского писателя Даниила Хармса. А через год состоялась премьера американской шпионской киноленты «Джек Райан: Теория хаоса», где Барышников сыграл одного из второплановых героев.

В 2015 году артист начинает сотрудничать с Новым Рижским театром и ставит на его сцене моноспектакль по творчеству И. Бродского. Это шоу существенно отличается от предыдущих работ артиста и не предполагает танца: на протяжении всей постановки Барышников читает стихи русского поэта. Однако эта премьера становится одним из главных событий в мировом искусстве, и цены на билеты возрастают с 40 до 1800 евро.

Позднее Михаил Барышников обратился с письмом к латвийскому парламенту, в котором выразил желание получить гражданство Латвии. Уже в 2017 году, согласно единогласному решению латвийского сейма, он стал её резидентом, после чего вместе с семьёй фактически начал жить на две страны. В это же время артист был включён американским изданием Forbes в сотню самых влиятельных русских ХХ столетия.

Фильмография Михаила Барышникова

  • 2014 Джек Райан: Теория хаосаРоль: Сергей Александрович Сорокин, министр внутренних дел России
  • 1998 - 2004 Секс в большом городеРоль: Александр Петровский
  • 1991 Дело фирмыРоль: Пётр Иванович Грушенко
  • 1987 ТанцорыРоль: Тони
  • 1985 Белые ночиРоль: Коля Родченко
  • 1984 Дон КихотРоль: Базиль
  • 1980 КарменРоль: Дон Хосе
  • 1977 ЩелкунчикРоль: принц
  • 1977 Поворотный пунктРоль: Юрий Копейкин
  • 1971 ФиестаРоль: Педро Ромеро, матадор

Михаил Барышников сейчас

В настоящее время Михаил Барышников продолжает много и плодотворно работать. Он является художественным директором центра искусств, основанного им ещё в начале 2000-х. Кроме того, легенда мирового балета не перестаёт выходить на сцену. По собственному признанию, артист и сейчас не представляет своей жизни без танца и, стараясь сохранить своё тело в хорошей физической форме, ежедневно тренируется.

Одним из последних творческих проектов в кинематографе стала художественная картина «Белый вертолёт». Фильм представляет собой киноверсию одноимённого спектакля латвийского режиссёра А. Херманиса, премьера которого состоялась в 2019 году. И в постановке, и в киноленте главного героя — папу римского Бенедикта XVI — играет сам балетмейстер. Премьера кинокартины запланирована на конец 2021 года.

Личная жизнь и семья Михаила Барышникова

Как и на театральной сцене, в личной жизни Михаил Барышников всегда был страстным и эмоциональным человеком. Долгие годы об увлечениях знаменитого танцовщика ходили всевозможные слухи: так ему приписывали романы не только с его партнёршами, но со многими голливудскими звёздами, включая Шерон Стоун и Изабеллу Росселлини. Сам же артист предпочитал не комментировать домыслы прессы и, как правило, игнорировал провокационные вопросы.

В 1976 году стало известно о его романе с американской актрисой Джессикой Лэнг. Они познакомились на одной из светских вечеринок, и между ними сразу же возникла симпатия. На тот момент Барышников почти не говорил по-английски, однако языковой барьер не стал препятствием для их отношений, и в общении друг с другом они использовали французский. В 1981 году у них родилась дочь Александра, которая, как и отец, выбрала карьеру танцовщицы.

Пара прожила в фактическом браке шесть лет. И хотя оба пытались сохранить отношения ради ребёнка, они расстались через год после рождения дочери. Одной из причин разрыва стала ревность Лэнг к актрисе Лайзе Миннелли, с которой Барышников работал на бродвейской сцене. После этого в течение долгого времени артист предпочитал лишь мимолётные романы, а отвечая на вопросы о своём отношении к браку, называл себя «агностиком».

Тем не менее, позднее он всё же решился на официальный брачный союз: его избранницей стала артистка балета Лиза Райнхарт. В 1989 году у пары родился сын Пётр, а ещё через несколько лет появились на свет дочери Анна (1992) и София (1994). Чтобы заботиться о детях и муже, Райнхарт оставила сцену. Вслед за родителями дети выбрали творческие профессии: так, Пётр профессионально занимается фотографией, а средняя дочь Барышникова, Анна, стала актрисой.

Дата публикации: 20.08.2021 года
Дата последнего обновления: 24.09.2023 года
Автор: