Александр Збруев
- Базовая информация о персоне
- Интересные видео
- Детство и юность
- Карьера на театральной сцене
- Кинокарьера
- Фильмография
- Интересные факты об актёре
- Личная жизнь и семья
- Персона сейчас
- Награды и звания
Александр Збруев — советский и российский актёр кино и театра, народный артист РСФСР. Актёр считается одной из ярких фигур российского и советского кинематографа, снимался в таких известных фильмах, как «Большая перемена», «Ты у меня одна», «Успех» и др. С 1961 года и по настоящее время служит в московском театре «Ленком Марка Захарова», является одним из ведущих его артистов.
Что нам известно о Александре Збруеве
Полное имя:
Збруев Александр Викторович
Дата рождения:
31.03.1938 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♈Овен
Сейчас Александру Збруеву:
86 лет
Место рождения:
г. Москва
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Женат
Дети:
2
Рост Александра Збруева:
175 см
Род деятельности:
Актёр
Видео с участием Александра Збруева
Предлагаем вам посмотреть видео про Александра Збруева. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Збруев Александр Викторович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Детство и юность
Збруев Александр Викторович родился в Москве 31 марта 1938 года. Виктор Збруев, отец актёра, был убеждённым большевиком с 1919 года. Он состоял в рядах партии, работал в ЧК, в Народном комиссариате связи СССР. До рождения сына Александра его мать была актрисой. Татьяна Збруева имела дворянское происхождение, училась в театрально-кинематографической школе и Кинотехникуме имени Б.В.Чайковского.
В ноябре 1937 года Виктора Збруева арестовали, обвинив «врагом народа». После 6-месячного ареста был приговорён к смертной казни и расстрелян. Маленький Александр никогда не видел отца. Татьяне Збруевой разрешили родить сына в Москве, но сразу после родов её с младенцем выслали из столицы, посчитав неблагонадёжной. В Москву Збруевы вернулись уже в 1944 году.
Их бывшая московская квартира на момент возвращения стала коммунальной, и теперь Збруевым принадлежала только одна комната. Александр жил в Москве вместе с матерью и старшим братом Евгением — сыном Татьяны Збруевой от первого брака. О возвращении Татьяны в театр речь не шла — её считали врагом народа. Она работала в цеху на Московском электроламповом заводе, работа по сменам не позволяла уделять сыновьям много времени.
Збруев провёл детство в компании детей, любивших приключения. В интервью он часто вспоминал, что разгульная жизнь в арбатских подворотнях была весёлой, но спустя годы иногда становится стыдно. Когда-то юный Збруев обворовывал соседей, в подростковом возрасте употреблял алкоголь. Он считался трудным подростком, имел сложный несговорчивый характер, часто игнорировал просьбы матери.
Учёба в школе Збруеву не нравилась. Он получал плохие оценки, имел низкую успеваемость и дважды оставался на второй год. Позднее актёр отшучивался, что в этом смысле переплюнул Ивана Бунина, который был второгодником единожды. Однако Александр имел определённые успехи в школьные годы. Он интересовался спортом, отдавая тренировкам большую часть свободного времени и постепенно прощался с разгульной дворовой жизнью.
Збруев профессионально занимался гимнастикой, стал обладателем первого юношеского разряда. Ещё одним увлечением будущего актёра был бокс. В те годы он не думал о карьере в кино, планировал уйти из школы после 8 класса и работать водителем грузовика. Александр Викторович вспоминал, что воспитание матери-актрисы всё-таки сыграло положительную роль в его жизни.
Ещё в детстве друзья называли его интеллигентом — Александр был задиристым, часто дрался, но умел достойно вести себя в любой ситуации. В результате мать и старший брат отговорили его от карьеры водителя, и он окончить среднюю школу. Однако желания поступать в вуз у Александра Викторовича так и не появилось. С выбором учебного заведения помогла определиться подруга матери, вдова Евгения Вахтангова.
В 1957 году Александр Збруев стал студентом Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина, находящегося в столице. Он поступил с первого раза, учился на курсе у Владимира Этуша. Жизнь молодого человека стремительно менялась. Збруеву нравилась атмосфера театрального училища, он отказался от спиртного и действительно заинтересовался учёбой. Он часто вспоминал свою первую учебную роль — актёр сыграл собаку в «Чудесной встрече».
Александр Збруев в детстве
Александр Збруев в молодости
Карьера на театральной сцене
После завершения учёбы в театральном училище в 1961 году Александра Збруева приняли на службу в театр Ленинского комсомола. Молодой актёр получал преимущественно второстепенные роли и набирался опыта, внимательно наблюдая за игрой старших коллег. Так, в 1961 году Александра Викторовича пригласили на второстепенную роль в постановку «Наташкин мост», в 1962 году он сыграл в спектакле «Центр нападения умрёт на заре».
Его талант был замечен уже в 1963 году: со слов нового режиссёра Анатолия Эфроса, молодой Збруев имел огромный творческий потенциал, который ждёт реализации. Популярность на театральной сцене пришла к молодому актёру после игры в пьесе «О Лермонтове…». Постановщики Ремез и Чеботаревская доверили Александру главную роль — он успешно вжился в образ Михаила Лермонтова.
Режиссёры Анатолий Эфрос и Марк Захаров часто отдавали Александру Викторовичу главные роли в своих постановках. После триумфальной роли в «О Лермонтове…» Збруев получил роль Моисея в спектакле «Двадцать лет спустя», затем появился в образе Володи Белова в постановке «До свидания, мальчики!». На Александра Викторовича обратил внимание знаменитый драматург Эдвард Радзинский, и в результате актёру досталась роль в его спектакле «104 страницы про любовь».
Игра Збруева понравилась Радзинскому, и сотрудничество продолжилось — ему дали роль в постановке «Снимается кино», где режиссёрами были Анатолий Эфрос и Лев Дуров. Популярность Александра Викторовича росла, период 1960—1970-х годов был взлётом театральной карьеры актёра. В 1965 году уже ставшего известным актёра можно было увидеть в главной роли спектакля «Мой бедный Марат».
Затем он играл в «Судебной хронике» сына Бабичевых Вадима, в 1967 году актёр дополнил свой список сыгранных ролей участием в постановке Константина Симонова «Дым Отечества». В следующем году театралы увидели Збруева в образе Сашки Таранца в постановке «Жених и невеста». В 1969 году в театре Ленинского комсомола поставили спектакль по роману Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие» с участием Збруева.
В течение 1971—1975 годов Александру Викторовичу доверяли преимущественно главные роли в известных театральных постановках того времени. Он успешно играл и был положительно отмечен театралами в спектаклях «Лабиринт», «В этом милом, старом доме». В «Лабиринте» Збруеву досталась роль Роберта, в «В этом милом, старом доме» актёром была продемонстрирована глубина образа Макара.
Главный герой Пауль Крамер из постановки «Ясновидящий» Марка Захарова был сыгран Збруевым в 1975 году, следом шла ещё одна главная роль — на этот раз в пьесе «Хория». Получая предложения от кинорежиссёров и уже снимаясь в фильмах, актёр не отказывался от театра. В 1983 году Марк Захаров отдал Збруеву роль 2-го офицера в «Оптимистической трагедии», в 1986 году актёр исполнил роль Андре Марти в «Диктатуре совести».
В конце 1980-х артист играл в разных театральных постановках: например, в «Гамлете» Глеба Панфилова ему досталась роль датского короля Клавдия. Он играл в «Карманном театре» режиссёра Жана Кокто и в «Мудреце», режиссёром которого был Марк Захаров. В 1990-е годы Збруев был задействован в разных спектаклях — в «Школе для эмигрантов», «Варваре и еретике» и множестве других постановок театра Ленинского комсомола.
В 2000-е годы театральная карьера Александра Викторовича продолжалась. В телеспектакле «Шут Балакирева» ему досталась роль обер-прокурора Ягужинского. В «Tout payé, или Всё оплачено» Збруев получил роль Машу. Его репертуар пополнился постановками «Вишнёвый сад», «Борис Годунов», «Женитьба». В 2016 году Александр Викторович появился на сцене в спектакле Константина Богомолова «Князь» по мотивам романа «Идиот» Фёдора Достоевского.
Кинокарьера
Кинодебют Александра Збруева состоялся в 1962 году. Вместе с тогда ещё начинающими молодыми актёрами Андреем Мироновым и Олегом Далем Александр Викторович снимался в фильме «Мой младший брат». Кинолента побила рекорды советского проката — число зрителей составило более 20 миллионов. Вскоре Збруев снялся в военной драме «Пядь земли» в роли лейтенанта Мотовилова.
Одной из работ Збруева на заре кинокарьеры считается роль Александра Алёшина — сотрудника ОБХСС из детектива 1966 года «Два билета на дневной сеанс». Актёр исполнил главную роль, его партнёршей по фильму была Земфира Цахилова. Збруев реалистично изобразил молодого сотрудника силовой структуры, который смог разобраться с организованной преступностью практически в одиночку.
До 1973 года Збруев играл преимущественно серьёзные роли — в его амплуа того времени входят образы солдат, милиционеров. Однако в 1973 году он получил свою по-настоящему звёздную роль Григория Ганжи в культовом советском фильме «Большая перемена». На эту роль пробовались другие актёры, том числе супруг Светланы Крючковой. Однако режиссёр Алексей Коренев в роли Ганжи видел только Збруева.
Кинолента состоит из 4-х серий, вышла в прокат весной 1973 года и стала ожидаемо популярной. Романтическая комедия с сильным актёрским составом (в фильме снялись Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Михаил Кононов) показала Збруева в роли хулигана-романтика, и в данном амплуа он особенно полюбился зрителям. В 1974 году Александр Викторович снялся в музыкальной драме Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых».
Фильмография Александра Збруева насчитывает более 60 киноработ. Он успешно вживался в роли военных, милиционеров, романтических героев, людей искусства. В 1986 году актёр снимался в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» вместе с Ириной Купченко, в этом же году предстал в роли инженера-ловеласа в «Зине-Зинуле» и исполнил роль директора музея в мелодраме «Храни меня, мой талисман».
Збруев постоянно получал предложения о съёмках в разных фильмах — детективах, мелодрамах, романтических комедиях. В 1990-е годы его фильмография пополнилась серьёзными работами: он сыграл Иосифа Сталина в «Ближнем круге», Берёзкина в «Бедной Саше», снялся в фильмах «Всё будет хорошо», «Маэстро вор», «Шизофрения». Актёр играл нового русского, художника, майора спецслужб, демонстрируя феноменальное мастерство перевоплощения.
Роль бывшего боксёра в киноленте «Ты у меня одна» принесла очередную волну популярности Александру Викторовичу. Его персонаж пережил безденежье 1990-х, сложные отношения с женой и дочерью, предпринял попытку уйти к давнишней богатой подруге и сумел понять настоящую ценность семьи и искренних чувств, вернувшись домой. В 2000-е он продолжил сниматься, последний фильм с его участием на сегодня — «Содержанки» 2019 года.
Александр Збруев в фильме «Большая перемена»
Фильмография Александра Збруева
2019
Содержанки
Роль: Пётр Сергеевич
2014
Кино про Алексеева
Роль: Алексеев
1997
Бедная Саша
Роль: Владимир Березкин
1995
Всё будет хорошо
Роль: Константин Петрович Смирнов
1993
Ты у меня одна
Роль: Тимошин Евгений Павлович
1989
Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
Роль: отец
1988
Убить дракона
Роль: Фридрихсен, местный учёный
1986
Одинокая женщина желает познакомиться
Роль: Валентин
1985
Батальоны просят огня
Роль: капитан Борис Ермаков
1972
Большая перемена
Роль: Ганжа
Интересные факты об актёре
В 1995 году Александр Збруев решил заняться бизнесом. Вместе с компаньоном он открыл ресторан «ТРАМ» в подвальном помещении «Ленкома». Ресторан закрылся через 10 лет работы, в 2005 году. Помимо театра и кино, Збруев пел, озвучивал мультфильмы. Например, талант певца он продемонстрировал публике в 1999 году в передаче «Поют звёзды театра и кино». Впоследствии был выпущен музыкальный диск.
Александр Викторович пробовал силы в преподавательской деятельности, но от задуманного быстро отказался. Он был руководителем актёрского курса в РАТИ с 2000 по 2004 год, и этот выпуск оказался единственным в его карьере педагога. В 1990-х годах актёр периодически отказывался от предложений сниматься в детективах. Жанр был популярен, но Збруев считал, что многие однотипные сериалы и кинопроекты быстро забудутся.
Его старший брат был театральным актёром, мать — бывшая актриса, и Збруев вспоминал, что после прогулок с арбатской шпаной часто ходил в Театр имени Вахтангова. Он мог видеть игру именитых актёров бесплатно, поскольку в этом театре служил его старший брат Евгений Фёдоров. Збруев вспоминал, что был очарован игрой Михаила Астангова, Рубена Симонова, Николая Гриценко, однако о карьере актёра на тот момент не думал.
Александр Викторович отличался некоторой аполитичностью. В советские годы он был «не такой как все» — не был членом партии, не вступал в комсомол. Со стороны руководителей творческих союзов отмечалось недоверие: например, его не взяли в Нидерланды на представление фильма «Кольцо из Амстердама». Он снялся в главной роли, но в состав группы, отправившейся в Амстердам, Збруева не включили.
В 24-летнем возрасте молодой Збруев снимался в фильме «Мой младший брат». Вместе с ним съёмочную площадку делили тогда ещё не известные публике Олег Даль и Андрей Миронов. В процессе съёмок компания молодых актёров устроила забастовку — они требовали подачу горячей воды в номер гостиницы, поскольку не могли помыться. Это было неслыханной дерзостью по тем временам, но воду им всё-таки дали.
Актёр вспоминал, что роль Ганжи в комедии «Большая перемена» сделала его узнаваемым среди обычных людей на улице. Збруев рассказывал, что мечтал о серьёзных ролях, не считая участие в этом фильме чем-то особенным. Но узнаваемость была массовой: например, он приходил в магазин, смотрел на товары, изображая мимику своего героя. Продавцы видели Ганжу и часто предлагали купить дефицитные товары по блату.
Легендарная роль Ганжи могла не достаться Александру Збруеву. Среди его претендентов были другие известные актёры — Юрий Векслер, Станислав Садальский, Александр Филиппенко. Режиссёр отдал предпочтение Александру Викторовичу, и образ задиры Ганжи стал знаковым в его карьере. Однако Збруев считал, что это был шаг назад в попытках получить серьёзные роли, и амплуа героя комедии ему не нравилось.
В фильме «Романс о влюблённых» актёру досталась роль хоккеиста Игоря Волгина. Он с юмором вспоминал, что Кончаловский явно выбрал его на эту роль не из-за спортивных достижений, да и играть в хоккей актёр на момент съёмок фильма не умел. В результате ему пришлось проводить довольно много времени на льду, осваивая азы этого спорта в окружении настоящих хоккеистов.
На съёмочной площадке актёр познакомился с известными хоккеистами — Якушевым, Старшиновым, Мальцевым. Збруев смеялся в интервью, когда рассказывал о «киношных» победах на льду. Например, в одном из эпизодов фильма он уверенно обходит команду Швеции и забивает гол в их ворота. Актёр старался представить свою игру со шведами в реальности и не мог не смеяться, понимая, что играть фактически не умеет.
В 2004 году Александр Викторович ушёл в долгий творческий отпуск, иногда появляясь на публике в эпизодических ролях. СМИ распускали слухи и домыслы о здоровье актёра, придумывая причины его отсутствия на экране. Например, публика частично поверила, что у актёра неизлечимый рак, склероз и проблемы с сосудами. Однако, Збруев вернулся в кино и театр в 2014 году и продолжил творческую карьеру.
Александр Збруев в фильме «Батальоны просят огня»
Личная жизнь и семья Александра Збруева
Александр Збруев женат, имеет двух дочерей и внука Льва, который родился в марте 2024 года. Первый брак с актрисой Валентиной Малявиной продлился с 1959 по 1963 год. В 1967 году Александр Викторович женился на актрисе Людмиле Савельевой. Актёр предпочитает проводить время в кругу семьи, не любит афишировать личную жизнь. Младшая дочь Татьяна Збруева — актриса, работает в «Ленкоме Марка Захарова».
Александр Збруев с женой Людмилой Савельевой
Александр Збруев и Валентина Малявина
Александр Збруев сейчас
Актёр продолжает работать на телевидении и играет в театре. Несмотря на преклонный возраст, он находится в хорошей физической форме и справляется с любыми ролями. Александр Збруев участвует в съёмках документальных телепроектов, по-прежнему получает главные и второстепенные роли в театре. Актёр прекрасно выглядит, на вопросы о том, как ему удаётся сохранять «вечную молодость», шутя отвечает, что всему виной спорт.
Александр Збруев и Александра Захарова в театре «Ленком»
Награды и звания Александра Збруева
2024
Орден «Александра Невского»
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность
Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2024 года №108
2018
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
Указ Президента Российской Федерации В. Путина от 29.06.2018 года №377
2015
Золотой орёл
Лучшая мужская роль («Кино про Алексеева»)
2003
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
За спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»
2002
Благодарность Президента Российской Федерации
За большой вклад в развитие театрального искусства
1998
Кинотавр
Лучшая мужская роль («Бедная Саша»)
1997
Орден «Почёта»
За большие заслуги в развитии театрального искусства
1993
Кинотавр
Лучшая мужская роль («Ты у меня одна»)
1989
Почётное звание «Народный артист РСФСР»
За большие заслуги в области советского искусства
1977
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
За заслуги в области советского театрального искусства