Назарова Маргарита Петровна

Назарова Маргарита Петровна

Маргарита Назарова — советская артистка цирка, дрессировщица и киноактриса. Биография Маргариты Назаровой содержит как радостные, так и трагические эпизоды. Артистка вошла в историю, став первой в мире женщиной — укротительницей тигров. Цирковые номера с её участием посещали первые лица СССР. Всесоюзную известность она приобрела благодаря комедии «Полосатый рейс», которую сняли для того, чтобы продемонстрировать талант дрессировщицы.

Что нам известно о Маргарите Назаровой

Реальное имя:

Маргарита Назарова

Дата рождения:

26.11.1926 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Стрелец

Дата смерти:

25.10.2005 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Маргарите Назаровой было:

78 лет

Место рождения:

СССР, РСФСР, Ленинградская губерния, Детское Село

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Была замужем

Дети:

1

Рост Маргариты Назаровой:

162 см

Род деятельности:

Артистка цирка, Актриса

Видео с участием Маргариты Назаровой

Предлагаем вам посмотреть видео про Маргариту Назарову. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Назарова Маргарита Петровна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детство и юность Маргариты Назаровой

Назарова Маргарита Петровна родилась 26 ноября 1926 года в городе Детское Село (до 1917 года — Царское Село; сегодня — Пушкин, входит в состав Санкт-Петербурга). Её родители не были связаны со сферой искусства: отец, Пётр, был лесником, а мать, Ольга, трудилась в школе учительницей младших классов. Будущая артистка цирка и киноактриса была их первенцем: после неё в семье появились девочки Галина и Вера.

Любовь к животным в Маргарите воспитал её отец, когда она была ещё ребёнком. Работая лесником, он разрешал дочерям проводить время в своей сторожке. Девочки росли на природе, вместе с главой семейства выхаживали слабых и раненых птиц и зверей, которых он обнаруживал на вверенной ему территории. Известно, что однажды Маргарите довелось спасти медвежонка, мать которого застрелили браконьеры: она ухаживала за ним, пока он не окреп.

Мать будущей дрессировщицы стремилась дать дочери возможности для разностороннего развития. Заметив в семилетней Маргарите артистические наклонности, она записала её на балет в Дворец пионеров, где та прозанималась не один год. Незадолго до Великой Отечественной войны семья перебралась в Даугавпилс (сегодня — второй по значению город Латвии после Риги). Девушке было 15, когда в самом начале войны город взяли немецкие войска.

Отец семьи отправился на фронт, а мать вместе с Маргаритой и её сёстрами, по одним данным, осталась в Латвии, по другим — бежала в город Павловск под Ленинградом. Установленным фактом является то, что, находясь в зоне фашистской оккупации, девушка вместе с сестрой Галиной попала в плен. Вместе с другими молодыми и работоспособными гражданскими жителями города её посадили в товарный поезд и увезли на принудительные работы в Германию.

Поначалу сёстры трудились в полях, затем их устроили в богатые немецкие семьи прислугой, где они готовили еду и убирали жильё. Владелец дома, где служила будущая артистка, по неизвестным причинам устроил её в кабаре в Гамбурге танцовщицей. Когда ближе к концу войны советские солдаты ворвались в заведение, юная Маргарита Назарова успела объяснить им, что она русская и была привезена сюда захватчиками, и те освободили её.

Начало карьеры артистки

Приехав в 1945 году в Даугавпилс Латвийской ССР, 19-летняя Маргарита Назарова обнаружила в разрушенном городе живыми свою мать и сестёр. Об отце артистки ничего не было известно, он числился пропавшим без вести. Как старшая дочь, Рита стремилась помочь матери обеспечивать семью. Вскоре девушка устроилась в местный театр, куда в послевоенные годы принимали даже без образования, артисткой кордебалета.

Директором театра был артист Константин Константиновский, который стал её супругом и партнёром по сцене. Вместе они появились в спектакле «Платон Кречет»: Константин сыграл главного героя, а Маргарита — ассистентку окулиста. Вскоре они оставили театр, после чего трудились в цирковых ансамблях. Девушка вступила на эстраду с небольшим балетно-акробатическим этюдом, а позднее колесила на мотоцикле по отвесной стене.

Вместе с мужем она поступила в цирковое училище в Москве. Начать работать с животными тоже помог ей супруг, в прошлом заведовавший кинологической службой. В первые годы она ставила номера с более поддающимися дрессировке животными: собаками, кошками, лошадями. К хищным зверям девушка подступалась постепенно. В работе с ними она демонстрировала уверенность, но вела себя ласково. На репетициях и выступлениях её постоянно страховал Константиновский.

Умение работать с хищниками артистка продемонстрировала, усмирив медведя, которого другие дрессировщики не могли загнать в вольер. Маргарита подозвала его к себе с помощью сгущёнки и завела в клетку. Зверь целый час не отпускал её от себя, обхватив лапами, но ей удалось успокоить его и выйти, не пострадав. Но в историю она вошла как первая в мире женщина, взявшаяся за дрессировку тигров и преуспевшая в этом.

В журнале «Советский цирк» отмечалось, что артистка сумела добиться успеха благодаря терпеливому исследованию мельчайших деталей нрава и повадок зверей, с которыми она работала. Например, один из тигров подчинялся ей на репетициях, а на представлениях выходил из-под контроля, поняв, что в окружении людей непослушание редко грозит ему наказанием. Заметив это, она начала проводить репетиции, попросив коллег изображать публику.

Удивление вызывало то, что Маргарита Назарова могла управлять животными за границами цирковой площадки, потому что обычно тигры, очутившись на свободе, начинают вести себя непредсказуемо. Более того, укротительница работала с ними, не имея в руках ничего, что могло бы её защитить, если они выйдут из-под контроля. Она выглядела на манеже так, словно одни из самых больших хищников на планете сами охотно ей подчиняются.

Работа в кинематографе

Впервые на съёмочной площадке Маргарита Назарова оказалась в 1954 году. Братья-режиссёры Александр и Евгений Алексеевы снимали приключенческий фильм «Опасные тропы», действие которого разворачивается в уссурийской тайге. Её мужа, Константина Константиновского, пригласили стать ассистентом Бориса Эдера, основоположника советской школы работы с цирковыми хищниками, который выступил дрессировщиком тигров, привлечённых к съёмкам фильма.

В «Опасных тропах» дрессировщица дублировала Лилию Юдину, игравшую роль Галины Сергеевны. Актриса отказалась играть в эпизоде, где её героиня спасается от тигра, влезая на дерево. Назаровой проделать это не составило труда, но на экране она выглядела, как полагается, испуганной. Одним из хищников, приобретённых киностудией «Мосфильм» для съёмок картины, был Пурш, ставший любимцем артистки. В титрах имя Маргариты не упоминалось.

Вскоре на киностудии «Ленфильм» началась подготовка к съёмкам кинокомедии «Укротительница тигров» Надежды Кошевеловой и Александра Ивановского. К работе с тиграми — теми же, что и в «Опасных тропах» — вновь привлекли Эдера, Константиновского и Назарову. Маргарита, единственная женщина-дрессировщик тигров, была идеальной кандидатурой для дублирования Людмилы Касаткиной, которая играла главную героиню Леночку, мечтающую работать с этими зверями.

Касаткина во время съёмок безапелляционно отказалась входить в вольер с тиграми, что было оправданно — хищники не были привычны к ней. В ходе репетиций животные всё больше привыкали к Назаровой и почти не выказывали агрессии. Достичь этого удалось благодаря тому, что другие дрессировщики по специальной договорённости больше наказывали их, а Маргарита, наоборот, учила выполнять команды с помощью поощрений.

Послушание, которое демонстрировали животные, когда с ними была артистка, изумляло даже опытных дрессировщиков. Особенно поражались её достижениям в работе с тигром Пуншем: Маргарита Назарова могла спокойно вести его на поводке по улице, перевозить в автомобиле или сидеть в ресторане, и он не отходил от неё. Пурш родился в Рижском зоопарке, но тигрица отказалась от него. Вскормленный людьми, он вырос очень послушным.

После съёмок группой дрессировщиков было решено поставить новый цирковой аттракцион — центральный номер цирковой программы — с Назаровой и животными, которые участвовали в фильмах. Тренером группы стал её муж Константин, а сценарий придумал Борис Эдер. Так Маргарита впервые вышла на большую сцену и очень скоро стала известной по всему СССР: о красивой хрупкой женщине, умело справляющейся с уссурийскими тиграми, писали в газетах.

Через три года прославленные дрессировщики приняли участие в праздничной программе Московского цирка, посвящённой VI Всемирному фестивалю молодёжи. Они представили номер «Водная феерия», представляющий собой игру в воде с тигром. Позднее близкие семьи раскрыли секрет, как им удалось приучить хищников к бассейну: сначала они держали их в жарком помещении, а потом предлагали окунуться в резервуар с прохладной водой.

По свидетельству сценариста «Полосатого рейса» Виктора Конецкого, мысль снять фильм с Маргаритой Назаровой высказал Никита Хрущёв: он посетил постановку дрессировщицы вместе с императором Эфиопии Хайле Селассие, приехавшим в СССР с официальным визитом. Когда после номера Маргарита поднялась поприветствовать гостей, генсек удивился, что о первой в мире укротительнице тигров до сих пор нет фильма.

Основой сюжета кинокомедии стал инцидент из жизни сценариста Виктора Конецкого, по совместительству капитана дальнего плавания, который однажды перевозил с острова Врангеля трёх медведей в Мурманск для цирка, и один из них вырвался на палубу. Режиссёром стал Владимир Фетин, а руководителем группы дрессировщиков — Константин Константиновский. Медведей заменили на тигров — все десять принадлежали супругам — и льва Ваську из Ленинградского зоопарка.

Снимать фильм с таким количеством хищных животных было непросто. Артистка говорила, что приходилось следить за настроением всех подопечных, незамедлительно реагировать на проявления их агрессии: отвлекать, успокаивать. Сцена с героем Евгения Леонова, выпрыгивающим из ванны, снималась в квартире супругов. А в эпизоде, где героиня Назаровой барахтается в воде, её дублировал супруг в парике, потому что она плохо плавала и к тому же была беременна.

Комедия стала лидером советского проката — в год выхода картины её посмотрело 45,8 млн зрителей. Но продолжать кинокарьеру Маргарита Назарова не пожелала — после премьеры она вернулась к цирковым представлениям. Лишь в 1967 году появилась в эпизоде драмы «Стюардесса» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова и в 1969-м сыграла саму себя в фильме-концерте «Парад-алле» с Юрием Никулиным, Зиновием Гердтом и другими именитыми артистами цирка.

Фильмография Маргариты Назаровой

  • 1961

    Полосатый рейс

    Роль: Марианна

  • 1954

    Укротительница тигров

    Роль: дрессировщица, дублёр Людмилы Касаткиной в сценах с тиграми

Личная жизнь и семья Маргариты Назаровой

С мужем Константином Константиновским Маргарита Назарова прожила 25 лет, начиная с 1945 года, когда она вошла в труппу Даугавпилсского театра, где он был директором, и заканчивая его смертью. Константин был старше её на шесть лет, но к моменту знакомства имел за плечами солидный жизненный опыт. Уроженец Полтавы, с восьмилетнего возраста он воспитывался в колонии для трудных подростков, а позднее был отобран в Трудкоммуну имени Ф. Э. Дзержинского.

Работать с животными муж Назаровой начал ещё подростком. Учился Константиновский в Харьковском животноводческом техникуме. Потом его направили на кинологические курсы ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление, созданное на базе НКВД). Войну он начал лейтенантом госбезопасности, дослужился до майора, но после победы стал артистом-дрессировщиком. Именно он всегда был рядом с Назаровой, готовый защитить её от внезапного нападения.

Сын Маргариты Назаровой и Константина Константиновского, Алексей, не был их первенцем. До этого она выносила ребёнка, тоже мальчика, но он умер во время родов из-за врачебной ошибки. Алексей появился на свет в апреле 1960 года. А в 1970 году артистка овдовела. Константиновский умер после тяжёлой травмы головы, нанесённой ему тигрицей Юлькой. Вскоре у него было диагностировано воспаление мозга. Врачи провели операцию, но результатов это не дало.

После похорон мужа Маргарита Назарова, которой тогда было 44 года, оказалась в психиатрической лечебнице. Её восстановление от перенесённого стресса продолжалось полтора года, после чего она всё же вернулась к цирковым представлениям. Затем актриса вышла замуж за дрессировщика Мераба Герсеванишвили, работавшего с лошадями, но этот брак сохранялся всего два года, потому что она поняла, что артист не будет для неё таким же надёжным партнёром.

Сын Маргариты Назаровой, Алексей Константиновский, тоже избрал профессию дрессировщика. Из-за переживаний Назарова не могла присутствовать на его номерах после случая, когда на него напала тигрица — его едва удалось спасти. Алексей перебрался в Европу. Поначалу он работал во Франции, затем обосновался с женой Ольгой Страховой в Болгарии. Детей они нарекли в честь родителей мужчины — Маргаритой и Константином. Внуки Назаровой стали воздушными гимнастами.

Последние годы жизни и смерть

По рассказам бывших коллег, в последние десятилетия Маргарита Назарова страдала от мании преследования. После смерти супруга проблемы обострились. Она продолжала давать цирковые представления, но из-за стресса они давались ей всё сложнее. Также трудности артистки связывали с травмами, приобретёнными при работе с животными: однажды тигрица, перескакивая через неё, зацепила когтями её голову, а тигр Пурш, взмахнув лапой, разорвал ей височную артерию.

В последний раз артистка вышла на манеж в цирке Казани в 1983 году, где произошла ещё одна трагедия. Во время подготовки номера она раскачивалась на качелях с одним из тигров под куполом, но сооружение заклинило, хищник запаниковал и, спрыгнув вниз, разбился. Не дожидаясь окончания разбирательства, укротительница отбыла в Горький (сегодня — Нижний Новгород), где у неё была квартира, и так и не вернулась на сцену.

До самой смерти актриса ни с кем не поддерживала связи, помимо семьи сына. По воспоминаниям внучки, Маргариты Наскиновой, она не принимала никакой помощи и не позволяла ничего менять в квартире, где всё оставалось таким же, как и в советское время. Журналистов она так же не жаловала, им всё же удалось снять репортаж о бедственном положении артистки. Друзья дрессировщицы добились того, чтобы ей была назначена персональная пенсия, но она отказалась и от неё.

Умерла Маргарита Назарова 25 октября 2005 года, не дожив до своего 79-летия всего месяц. О кончине народной артистки РСФСР узнали не сразу — с момента смерти прошло три дня. Смерть зафиксировали полицейские, вызванные соседями из-за продолжительной тишины в квартире Маргариты Петровны. Она была похоронена на Федяковском кладбище Нижегородской области. На надгробии артистка изображена с тигром Пуршем.

Признание и память

Ещё при жизни Маргарита Назарова стала героиней документального фильма, снятого Дальневосточной киностудией, который, однако, не сохранился. В 2016 году, в честь 90-летия со дня рождения артистки, режиссёр Константин Максимов снял сериал «Маргарита Назарова», главную роль в котором исполнила киноактриса Ольга Погодина. Именем народной артистки РСФСР был назван Нижегородский цирк, на здании которого была установлена памятная табличка.

Награды и звания Маргариты Назаровой

  • 1969

    Почётное звание «Народный артист РСФСР»

  • 1958

    Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»

Дата публикации: 15.04.2022 года
Дата последнего обновления: 24.05.2022 года
Автор:

Мнения - 0

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x