
Джузеппе Верди
- Базовая информация о персоне
- Ранние годы и образование
- Профессиональный путь
- Произведения
- Смерть
- Личная жизнь
Джузеппе Верди — великий итальянский композитор, творчество которого ознаменовало вершину в мировом оперном искусстве. Написанные им оперы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида», «Отелло» знает и любит весь мир. Он стал автором 26 оперных произведений, струнного квартета, реквиема и других пьес, которые по сей день являются одними из самых популярных в театральном репертуаре.
Что нам известно о Джузеппе Верди
Полное имя:
Джузеппе Фортунино Франческо Верди
Дата рождения:
10.10.1813 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
♎Весы
Дата смерти:
27.01.1901 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Джузеппе Верди было:
87 лет
Место рождения:
Первая Французская империя, Таро, Ле Ронколе
Гражданство:
Королевство Италия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
1
Род деятельности:
Композитор
Ранние годы и образование
Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 года в небольшой деревушке Ле Ронколе, неподалёку от североитальянского города Буссето. Достаток в семье композитора был небольшим. Отец, Карло Верди, являлся владельцем деревенского трактира, а мать Луиджа Верди, в девичестве Уттини, пряла нити для изготовления тканей. Спустя три года после рождения первенца у них появилась дочь.
Джузеппе очень дружил с младшей сестрой, поверял ей все свои мысли и переживания. В возрасте 17 лет она умерла. Её смерть стала первой болезненной утратой, которую он пережил. Несмотря на нестабильное финансовое положение, родители Верди делали всё возможное, чтобы их сын был образованным. Уже в четыре года он получал частные уроки латыни и итальянского языка, которые преподавал ему учитель Байстрокки, работавший в деревенской школе. Сам Джузеппе был зачислен туда, когда ему исполнилось шесть лет.
Байстрокки ушёл из жизни, когда его ученику было восемь лет. К этому времени мальчик поступил в церковный хор и стал алтарником. Его внимание полностью привлёк орган, увиденный им в церкви. Джузеппе попросил обучить его игре на этом удивительном инструменте. Он оказался весьма способным учеником. Поняв, что их сын тяготеет к музыке, родители подарили ему спинет — клавишный инструмент, один из вариантов клавесина.
Мальчик с увлечением учился играть на нём. Этот подарок Верди хранил до конца своих дней. В 1823 году, когда будущему музыканту исполнилось 10 лет, он прибыл из родной деревни в гимназию города Буссето, чтобы начать обучение. Здесь, на главной городской площади, находился большой красивый дом, принадлежавший богатому торговцу Антонио Барецци.
Купец сделал себе состояние на оптовой продаже специй и алкоголя. Карло Верди, отец Джузеппе, являлся одним из его клиентов — закупал вино для своего трактира. Он договорился с Барецци, чтобы тот взял его сына к себе на работу. В 1825 году в возрасте 12 лет мальчик поступил на службу к Барецци, параллельно посещая гимназию.
Также Джузеппе Верди продолжал развивать свой музыкальный талант. Начав учиться в Буссето, он каждое воскресенье проходил несколько километров пешком до родной деревни Ле Ронколе, где играл на органе в церкви во время богослужений. С 13 лет он начал сочинять марши и романсы. Однажды его попросили выступить на одном городском мероприятии, и исполнение Верди удивило всех местных жителей.
Весть о таланте юного Джузеппе дошла до его работодателя, Антонио Барецци, который сам являлся большим любителем музыки. Купец даже основал городской оркестр, сам был в его составе, играл на флейте. Удивительные способности подростка он распознал сразу. Барецци был поражён тем, с какой лёгкостью юный Джузеппе создавал музыкальные произведения. Он начал интересоваться успехами в учёбе деревенского подростка и взял его под своё покровительство.
В 1828 году Барецци устроил в собственном доме первый концерт Джузеппе Верди. Гостями и слушателями стали члены Филармонического общества Буссето. 15-летний дебютант играл увертюру из «Севильского цирюльника». Вскоре Верди и вовсе перебрался в дом Барецци, который нанял его в качестве преподавателя музыки для своей старшей дочери Маргериты.
Она была на 7 месяцев младше Джузеппе. Вскоре между двумя молодыми людьми возникли романтические чувства. Обучая Маргериту Барецци игре на фортепиано, сам Джузеппе получал уроки музыкальной композиции от директора «Филармонического общества» Фернандо Провези. Тот привил ему ещё одно увлечение — чтение хорошей литературы.

Джузеппе Верди в молодости
Профессиональный путь
Джузеппе Верди стал увлечённо изучать произведения классиков — Шекспира, Шиллера, Данте и Гёте. Он понимал — чтобы добиться успеха, нужно двигаться дальше, и в 1832 году отправился в Милан, культурную столицу Италии, намереваясь поступить в консерваторию. Велико было его разочарование, когда молодого человека не приняли по причине «низкого уровня фортепианной игры». Кроме того, Джузеппе указали на возрастные ограничения.
Воодушевлённый финансовой поддержкой Барецци, Верди не покинул Милан, а начал знакомиться с местным бомондом. Он брал частные уроки у Винченцо Лавиньи — маэстро театра «Ла Скала», довольно известного в те времена в музыкальных кругах. Его покровитель почти в полном объёме оплатил эти занятия. Джузеппе вернулся в Буссето к своей Маргерите лишь в 1835 году. Через несколько месяцев он смог получить должность органиста и преподавателя музыки в городской церкви — конечно, не без помощи Антонио Барецци.
К 18-летнему возрасту Верди написал множество музыкальных произведений: кантаты, серенады, концерты. Успехи Джузеппе привели к тому, что в 1835 году он заключил 3-летний контракт на должность директора музыкальной школы Буссето. Первая написанная им опера, «Оберто», была представлена в Милане в театре «Ла Скала» и снискала успех. Однако вскоре произошла огромная личная трагедия молодого музыканта.
Его возлюбленная Маргерита Барецци, которая уже стала ему женой и подарила двоих детей, умерла в возрасте 26 лет от энцефалита. Перед её кончиной один за другим ушли из жизни дочь Верди, годовалая Вирджиния, и сын Ицилио Романо, которому тоже исполнилось чуть больше года.
Джузеппе был оглушён смертью самых близких ему людей. Он обожал свою супругу и души не чаял в детях. В его творчестве тоже наступило тяжёлое время: следующая опера, «Король на час», с треском провалилась. Потерпев неудачу, Верди поклялся больше никогда не писать музыку. Его отговорил Бартоломео Мерелли, импресарио «Ла Скала», убедив дописать третью по счёту оперу «Набукко». Работа над ней продолжалась до 1841 года.
Произведение было поставлено 9 марта 1842 года в Милане и снискало грандиозный успех, утвердив репутацию Джузеппе в качестве талантливого композитора. Всего за год опера Верди облетела всю Европу, а за осенний сезон в том же году «Набукко» поставили рекордное количество раз в театре «Ла Скала» — 57. В последующие три года она покорила не только европейские столицы, но также Нью-Йорк и Буэнос-Айрес.
Период жизни, который последовал за успехом «Набукко», сам Верди охарактеризовал как «шестнадцать лет на галерах». В это время творчеству музыканта сопутствовали как успехи и признания, так и разочарования и неудачи. Но он более не испытывал финансовых проблем и мог не зависеть от своего покровителя, Антонио Барецци. Джузеппе переехал в Милан, завёл влиятельные знакомства и заключил много выгодных контрактов.
Растущие доходы композитор использовал для покупки недвижимости. В 1844 году он приобрёл для семьи большой участок земли площадью 23 гектара неподалёку от места своего рождения, а вскоре позаботился и о создании собственного жилища. Его дом в деревне Сент-Агата, возведение которого началось в 1848-м, был построен к 1880 году и получил название «Вилла Верди».
Здесь он был счастлив со своей второй женой Джузеппиной, и провёл большую часть своего времени до самой смерти. Сейчас особняк открыт для всех поклонников творчества композитора. В 1851 году Джузеппе Верди решил оставить карьеру. Ему исполнилось 38 лет, а он уже был достаточно богат и знаменит, и к тому же влюблён.
Однако Джузеппина Стреппони убедила Верди, что он должен продолжать творчество, и композитор всё же завершил оперу, над которой работал, — «Риголетто». Её успех в Венеции оказался поистине грандиозным, она была признана как одна из выдающихся опер за всю историю музыкального театра. Спустя два года после этого композитор сочинил «Травиату» — ещё одно своё величайшее творение.
Джузеппе Верди стал олицетворением итальянской национальной гордости. Он много интересовался политикой и местом своей родной страны в мире. В его произведениях часто встречаются патриотические мотивы, утверждающие его собственные политические взгляды. К 1861 году композитора избрали в первый итальянский парламент. Однако он редко появлялся там, предпочитая творческую работу.
Вскоре увидели свет его произведения «Сицилийская вечерня», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Сила судьбы». В 1871 году правительство Египта заказало Верди оперу для Каирского оперного театра, построенного в честь открытия Суэцкого канала. Он создал «Аиду». Постановка была встречена с настоящим триумфом. Однако далеко не все произведения ожидал моментальный успех: многие подвергались жёсткой цензуре, так как имели политический подтекст.
В 1874 году Джузеппе Верди создал «Реквием» — в память об уважаемом им итальянском поэте Алессандро Мандзони. С огромным успехом произведение было встречено в годовщину смерти Мандзони в миланском «Ла Скала», продолжило свой триумфальный путь по странам Европы, после чего достигло России. Немецкий композитор Рихард Вагнер, который всегда недолюбливал Верди, остался под огромным впечатлением от «Реквиема».
Казалось, что музыкант окончательно вышел на пенсию и от него более нечего ожидать, однако это было не так. Последними великими операми выдающегося музыканта стали «Отелло» и «Фальстаф», созданные в 1887 и 1893 годах соответственно. На премьере «Фальстафа» в «Ла Скала» присутствовали члены королевской семьи, представители аристократии, критики. Цены на билеты в 30 раз превышали обычную их стоимость. После окончания спектакля зрители устроили овацию, которая длилась час.
Произведения Джузеппе Верди
1893
Фальстаф
1887
Отелло
1874
Реквием
1871
Аида
1867
Дон Карлос
1859
Бал-маскарад
1857
Симон Бокканегра
1853
Травиата
1853
Трубадур
1851
Риголетто
1842
Набукко

Джузеппе Верди
Смерть
За 12 лет до своей смерти Джузеппе Верди мало сочинял, предпочитая проводить время с супругой в собственном доме на родине. Он много занимался благотворительностью — построил часовню и больницу неподалёку от Буссето, соорудил дом отдыха для музыкантов, вышедших на пенсию. 21 января 1901 года 87-летний Верди находился в Гранд-отеле в Милане, где праздновал Рождество и Новый год, когда у него произошёл инсульт.
Удар поразил головной мозг, Верди оказался парализован. С каждым днём он слабел всё больше. Рядом с ним находилась его давняя подруга — оперная певица Тереза Штольц. Ранним утром 27 января великий композитор ушёл из жизни. Местом его захоронения было выбрано Монументальное кладбище Милана, однако через месяц, согласно его завещанию, останки музыканта перенесли в склеп, находящийся на территории Casa Di Riposo — резиденции для музыкантов-пенсионеров, созданной самим Верди.
Церемония перезахоронения сопровождалась огромным скоплением людей. Проводить в последний путь гениального композитора пришли около 300 тысяч человек. Хор из 820 певцов под управлением известного дирижёра Артуро Тосканини исполнял «Va, pensiero» из оперы «Набукко».

Джузеппе Верди
Личная жизнь
Как человек, Верди был достаточно закрытым и никогда не обсуждал с посторонними людьми свои личные дела. В годы раннего творчества он держался в высшем обществе неумело и неловко. Его по-настоящему подкосила трагедия, случившаяся в его семейной жизни — горячо любимая им жена Маргерита Барецци и дети умерли.
Они были ровесниками и познакомились, когда Верди исполнилось 16 лет. Он преподавал дочери своего покровителя-купца пение, обучал её игре на фортепиано. Постепенно между ними возникли романтические чувства. Даже когда Джузеппе отправился покорять Милан и отсутствовал несколько лет, Маргерита продолжала любить и ждать его. 4 мая 1836 года молодые люди поженились.
В течение последующих трёх лет у Верди родилось двое детей. Дочь Вирджиния появилась на свет 26 марта 1837 года, сын Ицилио — 11 июля 1838 года. Девочка заболела и умерла 12 августа 1838 года. Спустя несколько месяцев ушёл из жизни и мальчик, Ицилио. К моменту его смерти семья находилась в Милане, испытывала финансовые трудности. Несмотря на помощь своего отца, Маргерите пришлось продать все украшения, чтобы выручить деньги на жизнь.
Смерть обоих детей повлияла на здоровье молодой женщины — 18 июня 1840 года 26-летняя супруга Джузеппе Верди умерла от энцефалита. В этот страшный для него период он работал над своей второй оперой. Композитор безумно любил жену и детей, их смерть опустошила его. Он с головой окунулся в работу и завёл новые серьёзные отношения не раньше 1848 года.
Тогда 35-летний Верди встретил Джузеппину Стреппони — итальянскую оперную певицу. Она играла главные роли в его операх, критики считали её одарённой артисткой с отличными вокальными данными. Их отношения называли крайне неприличными. В обществе резко осуждали сожительство Джузеппины, у которой до этого родилось несколько внебрачных детей от неизвестных мужчин, и народно любимого Верди.
Тем не менее, они продолжали оставаться вместе. Когда Стреппони потеряла голос и была вынуждена оставить сцену, Джузеппе решил последовать за ней и закончить карьеру. Однако избранница отговорила его, и композитор продолжил писать музыку. Он всегда утверждал, что работал над операми как проклятый, ненавидел писать на заказ и, когда садился за партитуру, сразу начинал испытывать проблемы с желудком и горлом.
Стреппони поддерживала Верди в его начинаниях. Живя вместе с любимым в Буссето, она испытывала на себе всё недовольство местных жителей, которые нарочито избегали её. К тому же связь с певицей рассорила Верди с его родителями. В течение 11 лет пара так и не решилась узаконить свои отношения. Лишь в 1859 году, в маленькой французской деревеньке Коллонж-Су-Салев, они тихо обвенчались в местной церкви. Свидетелями были только кучер и звонарь.
Брак оказался счастливым, несмотря на молву и кривые взгляды. Джузеппе Верди прожил со Стреппони в своём поместье в Сент-Агате до самой её смерти от пневмонии в 1897 году. Он пережил супругу на четыре года. В своём завещании композитор просил похоронить их вместе. При жизни они удочерили и воспитали племянницу его отца Марию Филомену Верди, взяв её в семью, когда девочке было семь лет. Впоследствии она и её муж Анджело Каррера стали наследниками всего их имущества.

Джузеппе Верди