
Рихард Вагнер
- Базовая информация о персоне
- Детство и юность
- Профессиональная деятельность
- Произведения
- Последние годы
- Личная жизнь и семья
Рихард Вагнер — немецкий композитор, дирижёр, автор множества литературных трудов. Считается одним из основных реформаторов оперы, чьи работы сильно повлияли на развитие классических музыкальных жанров. Вагнер является одним из авторов творческой концепции единения всех видов искусств. Он основал собственный театр, где ставил свои произведения. Влияние его творчества на многие виды искусства ощущалось даже спустя десятилетия после смерти.
Что нам известно о Рихарде Вагнере
Полное имя:
Вильгельм Рихард Вагнер
Дата рождения:
22.05.1813 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
13.02.1883 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Рихарду Вагнеру было:
69 лет
Место рождения:
Рейнский союз, Королевство Саксония, г. Лейпциг
Гражданство:
Германская империя
Семейное положение:
Был женат
Дети:
2
Род деятельности:
Композитор, Дирижер
Детство и юность
Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Город Королевства Саксония в то время входил в Рейнский союз. Родители будущего композитора были этническими немцами. Рихард стал младшим ребёнком. Кроме него, в семье были ещё несколько детей. Отец Рихарда служил полицейским клерком. Через полгода после рождения сына он скончался от брюшного тифа, оставив жену и детей на грани нищеты.
Вскоре после этого мать Вагнера снова вышла замуж. Отчимом будущего композитора стал драматург Людвиг Гейер. Семья жила в его доме в Дрездене. До подросткового возраста Рихард носил фамилию отчима, которого тогда считал своим настоящим отцом. Гейер оказал большое влияние на мальчика. Он привил пасынку любовь к театру. С ранних лет тот начал участвовать в постановках как актёр.
Позднее Рихард был зачислен в школу, где впервые увлёкся музыкой. Он начал брать уроки игры на фортепиано. Уже тогда проявился его талант. Мальчик мог играть сложные увертюры на слух. После смерти отчима его перевели в школу-интернат, где он увлёкся оперой. В этот период Вагнер мечтал стать драматургом и начал писать первые пьесы. Позднее он решил положить одну из созданных им трагедий на музыку и стал брать уроки у профессиональных преподавателей.
Учиться музыке молодой человек начал после того, как семья вернулась в Лейпциг. Здесь он изучал гармонию, а затем и композицию. Основным источником вдохновения для Рихарда в то время была музыка Бетховена и Моцарта. Юноша начал писать первые сонаты для фортепиано и пытался создавать оркестровые увертюры. В 1831 году он был зачислен в университет Лейпцига, где профессионально изучал музыку.

Рихард Вагнер
Профессиональная деятельность
Рихард Вагнер уже в студенческие годы начал сочинять крупные произведения. В 1833 году он получил должность театрального хормейстера. К этому же периоду относится его первая законченная опера под названием «Феи». Либретто основано на сказочной итальянской пьесе «Женщина-змея». Опера так и не была поставлена при жизни композитора. Премьера состоялась вскоре после его смерти.
Некоторое время Рихард был музыкальным руководителем в театре Магдебурга. Здесь он создал оперу «Запрет на любовь», которая впервые была поставлена в 1836 году. Но почти сразу после премьеры постановку отменили. Тогда же возникли финансовые трудности у театра, где работал Вагнер, из-за чего он стал банкротом. В 1837 году композитор переехал в Ригу, где устроился в местную оперу.
В течение следующих двух лет Рихард накопил большие долги и был вынужден бежать от кредиторов. Некоторое время он жил в Лондоне, затем в Париже. В этот период он зарабатывал на жизнь тем, что писал статьи и небольшие повести, а также создавал аранжировки к операм других композиторов. В 1842 году Вагнер поселился в Дрездене, где жил до конца 1840-х годов.
После возвращения в Германию Рихард поставил трагическую оперу «Риенци, последний из трибунов». Идея пришла к нему ещё в 1830-х годах. Создание масштабного произведения заняло у Вагнера несколько лет. Премьера состоялась в придворной опере Дрездена. Опера ознаменовала первый творческий успех композитора. В дальнейшем её ставили на сценах Гамбурга, Берлина, Праги.
В следующие годы Вагнер ставил и другие произведения, в том числе «Летучего голландца». Он стал придворным капельмейстером Королевства Саксонии. Жизнь композитора налаживалась, но всё изменило его участие в Дрезденском восстании. Вагнеру были близки взгляды немецких социалистических националистов. Хотя его участие в революции было незначительным, власти выдали ордер на его арест.
Ему пришлось срочно покинуть страну. Он скрывался в Париже, а позднее поселился в Цюрихе. В изгнании композитор жил больше десяти лет. Большую часть этого времени он провёл в Швейцарии, где начал работу над несколькими масштабными произведениями. Здесь был частично написан цикл «Кольцо нибелунга», а также «Тристан и Изольда». Побывал Вагнер и в ряде других европейских стран.
К началу Дрезденского восстания Рихард завершил работу над оперой «Лоэнгрин». Её премьера планировалась в Дрездене, но была отменена. В первый раз «Лоэнгрин» показали в Германии в 1850 году, хотя и без участия Вагнера. Сам он находился в изгнании и был изолирован от немецкого музыкального общества. Не имел композитор и регулярного дохода. Он находился в подавленном состоянии и долго не мог творить.
В Цюрихе Рихард написал цикл эссе. Он представил свою творческую концепцию, согласно которой в опере должны быть объединены все виды искусства, начиная от музыки, заканчивая сценическим мастерством. В это же время композитор впервые начал открыто придерживаться антисемитских взглядов, за что позднее не раз подвергался общественному порицанию.
К 1857 году Вагнер завершил значительную часть цикла «Кольцо нибелунга». После он решил отложить работу, чтобы сосредоточиться на новой идее. Следующий период его творчества был связан с созданием «Тристана и Изольды». В это время у Рихарда действовали несколько дирижёрских контрактов, в том числе с Лондонским филармоническим обществом.
В 1858 году композитор покинул Швейцарию, отправившись в Венецию, затем в Париж. К 1862 году с него сняли политический запрет, наложенный после участия в Дрезденском восстании. Он вернулся в Германию, где продолжил работать над ранее начатой комедией «Нюрнбергские мейстерзингеры». Первые годы после возвращения были для него непростыми, прежде всего из-за материальных трудностей.
Для Вагнера всё изменилось в 1864 году, когда к власти пришёл Людвиг II. Юный король был поклонником творчества Рихарда и в дальнейшем оплачивал все его долги, а также оказывал финансовую поддержку на протяжении всей жизни. Благодаря помощи монарха композитор смог поставить оперы, которые ранее находились под запретом. В этот период в Национальном театре Мюнхена состоялась премьера «Тристана и Изольды».
После 12-летнего перерыва Вагнер вернулся к работе над циклом «Кольцо нибелунга». Он переработал большую часть готового материала. В начале 1870-х годов Рихард перебрался в Байройт, где вскоре завершилось строительство его нового оперного театра. Дом фестивалей открылся в 1876 году. Тогда же состоялась премьера тетралогии «Кольцо нибелунга». Деятельность театра требовала больших затрат, и композитору приходилось дирижировать и браться за другие заказы, чтобы обеспечить его существование.
На протяжении большей части жизни Вагнер создавал не только музыкальные произведения. Его литературное наследие насчитывает сотни работ по теории искусства, политике, философии. Он писал объёмные труды, а также статьи и стихотворения. В последние годы жизни композитор опубликовал автобиографию, которая после его смерти была переиздана.
Произведения Рихарда Вагнера
1882
Драма «Парцифаль»
1871–1874
Опера «Гибель богов»
1868
Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»
1857–1859
Драма «Тристан и Изольда»
1876
Опера «Зигфрид»
1855
Увертюра «Фауст»
1852–1856
Опера «Валькирия»
1852–1854
Опера «Золото Рейна»
1852
Опера «Лоэнгрин»
1845
Опера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге»
1843
Опера «Летучий голландец»
1842
Опера «Риенци, последний трибун»
1836
Опера «Запрет любви, или Послушница из Палермо»
1836
Увертюра «Польша»
1833–1834
Опера «Феи»
1832
Симфония до мажор WWW 29

Рихард Вагнер
Последние годы
В последние годы жизни Рихард Вагнер работал над очередным крупным произведением. Опера «Парсифаль» была основана на средневековом рыцарском романе с одноимённым названием. Идея зародилась у композитора ещё в 1850-х годах, но он приступил к её реализации гораздо позднее. В общей сложности работа над произведением заняла четверть века.
Первые черновики были готовы во второй половине 1870-х годов. Основная же работа велась с 1878 по 1882 год. В этот период Вагнер жил в Италии, куда ему рекомендовали переехать из-за проблем со здоровьем. «Парсифаль» был представлен публике в 1882 году в Байройтском театре. Композитор хотел, чтобы представления проходили только на этой площадке, поэтому даже после его смерти действовал запрет на показ оперы в других театрах страны.
В последние годы Вагнер также продолжал литературную деятельность. Он писал статьи, которые в основном затрагивали политические темы. В последний период своей жизни Рихард заинтересовался христианством и религией. При этом он сохранил антисемитские настроения раннего периода. К моменту премьеры «Парсифаля» композитор был серьёзно болен.
Во время последовавших представлений Вагнер страдал от сильных приступов стенокардии. Ему даже приходилось покидать оркестровую яму, передавая руководство оркестром другим дирижёрам. В августе 1882 года он отправился в Венецию по настоянию врачей. Композитор скончался 13 февраля 1883 года в результате сердечного приступа. Погребальная гондола перевезла тело через Гранд-канал, после чего его доставили в Германию. Вагнер был похоронен в Байройте.

Рихард Вагнер
Личная жизнь и семья
Рихард Вагнер был дважды женат и имел внебрачные связи. Первой его супругой стала актриса театра Кристина Вильгельмина Планер. Свадьба состоялась в 1836 году. Брак продлился 30 лет, но значительную часть этого времени супруги жили раздельно. Между ними часто возникали разногласия. Через год после свадьбы Кристина ушла от Вагнера к другому мужчине. Позднее они возобновили отношения, но в последние годы не жили вместе и не виделись.
Планер скончалась в 1866 году. К этому моменту у композитора уже несколько лет был роман с Франческой Гаэтана Козима Лист. Их отношения начались, когда Франческа была замужем за Хансом фон Бюловым. Она родила Вагнеру двух дочерей, находясь в официальном браке. В 1868 году Франческа попросила у мужа развод. Фон Бюлов согласился на него уже после того, она родила сына от Вагнера.
В 1870 году Вагнер и Козима вступили в брак. Они венчались в лютеранской церкви. После смерти мужа Франческа несколько месяцев провела в затворничестве. В дальнейшем она возглавила фестиваль в Байройте и посвятила свою жизнь сохранению наследия композитора. Их отношения оставались крепкими, несмотря на многочисленные внебрачные увлечения Вагнера.

Рихард Вагнер