Тукай Габдулла Мухамедгарифович

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай — литературный деятель, народный поэт Татарстана, переводчик на татарский язык, публицист, общественный деятель, критик. Автор поэтических трудов общественно-политического содержания «О свободе», «Что рассказывают шакирды», «Чего не хватает сельскому народу». Он является одним из наиболее значимых и видных поэтов Татарстана, внёсших существенный вклад в развитие национальной литературы.

Что нам известно о Габдулле Тукае

Полное имя:

Тукай Габдулла Мухамедгарифович

Дата рождения:

26.04.1886 года

Кто еще родился в этот день:

Узнать

Знак зодиака:

Телец

Дата смерти:

15.04.1913 года

Кто еще умер в этот день:

Узнать

На момент смерти Габдулле Тукаю было:

26 лет

Место рождения:

Российская империя, Казанская губерния, д. Кошлауч

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Не был женат

Род деятельности:

Поэт, Писатель, Переводчик, Публицист, Общественный деятель

Габдулла Тукай в социальных сетях

Видео с участием Габдуллы Тукая

Предлагаем вам посмотреть видео про Габдуллу Тукая. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Тукай Габдулла Мухамедгарифович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детство и юность

Тукай Габдулла Мухамедгарифович был рождён 26 апреля 1886 года (по новому стилю) в деревне Кошлауч Казанской губернии. Отец будущего стихотворца, Мухамедгариф Мухамедгалимов, числился указным муллой в родной деревне. Мать, Мэмдудэ, также происходила из религиозной семьи. Детство Тукая прошло полным лишений. Рано потеряв отца, мальчик воспитывался дедушкой по отцовской линии Мухамедгалимом по просьбе матери, которая была не в силах содержать Габдуллу.

Дед Мухаметгалим Тукай на тот момент, так же, как и покойный отец Габдуллы, служил в местной мечети муллой. Как писал в своих мемуарах Тукай, ему не доводилось видеть за ним ни добра, ни сочувствия, ни сострадания. Будущий поэт часто подвергался укорам, сильно недоедал, жестоко наказывался за мелкие детские провинности. А спустя некоторое время родными мальчика и вовсе было принято решение отдать Тукая в чужую семью.

Как вспоминал Габдулла, это произошло на местной ярмарке, когда родственники будущего поэта спрашивали у прохожих: «Отдаём ребёнка на воспитание, кто возьмёт?». В тот день забрать его вызвался ямщик по имени Мухамметвали, житель Ново-Татарской слободы, у которого не было своих детей. Таким образом, жизнь будущего поэта изменилась, однако вскоре ему было суждено возвратиться в стены дома деда после смерти приёмных родителей.

Вскоре родственники Тукая вновь передали его посторонним людям, но на этот раз недалеко от родной деревни, чтобы тот был под присмотром. Следующие три года юноша прожил в семье крестьянина Сагди в местечке Кырлай, до тех пор, пока его новые приёмные родители были живы. Этот период найдёт отражение в проникновенных строчках автора. Пожалуй, поэт как никто другой понимал чаяния простого народа, сопереживал ему, зная, насколько это тяжело — жить без любви и родного дома.

Габдулла Тукай в детстве

Габдулла Тукай в детстве

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай

Становление поэта

Впоследствии Габдулла Тукай еще не раз менял место жительства. После отъезда из деревни Кырлай юноша поселился в Уральске в семье купца Галиаскара Усманова, придерживавшегося прогрессивных по тем временам взглядов. Приёмный отец отдал Тукая на учёбу в русский класс, где тот проявил невероятный талант в учёбе. В то же время проявились и его писательские способности. Его литературные труды выходили в «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»).

Несколько спокойных лет в новой семье позволили юноше проявить свой талант и оставить в прошлом тяготы и ограничения раннего возраста. Он перевёл на татарский язык басни И. А. Крылова и выпустил их в печать. Также он вдохновляется творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Его значительным творением полностью на татарском языке стал перевод поэтического произведения А. В. Кольцова, в его переосмыслении озаглавленное как «Сон мужика».

Тукай придерживался демократических взглядов, которые он перенял у приёмного отца, и видел будущее своей страны независимым, лишенным насилия. Взрослея, Габдулла начинает печатать стихи, выпускать статьи о событиях «Кровавого воскресенья» 1905 года, что затем будет отражено в его трудах. В это же время Тукай проявляет себя как общественный деятель, появляясь на людских сходках, ставших предвестниками двух революций 1917 года.

Став самостоятельным человеком, Тукай с благодарностью покинул дом Усманова и устремился в Казань, где планировал посвятить себя искусству слова. Неординарные способности поэта, природное обаяние, начитанность и образованность помогли ему в считанные месяцы влиться в ряды местной интеллигенции и заслужить уважение. В центре Казанской губернии он провёл почти шесть лет, ставших наиболее продуктивными в его литературной деятельности.

К 1908 году автор создаёт ряд поэтических работ, очерков и критических статей, посвящённых судьбе русской и татарской общин через призму эпохи. Стихотворные труды, включая «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), подтверждают то, что он преклонялся перед их неподкупностью простого люда и их благородством, которого ему так мало довелось увидеть в ранней жизни.

В этот период формирование юноши как поэта подошло к стадии завершения. Напрочь отвергая «деревенскую идиллию», юный Габдулла Тукай выступил с активной гражданской позицией — рассказывал о деревне правдиво, рассуждал о существующих сложностях, не принижая объективных достоинств, охватывая все контрасты сельской жизни. В его трудах прослеживается, что он испытывал сочувствие к своим современникам, которые осмеливались бороться на собственные права.

Поэт Габдулла Тукай

Поэт Габдулла Тукай

Произведения Габдуллы Тукая

  • 1913

    Надежды народа…

  • 1912

    Чего же не хватает сельскому люду?

  • 1912

    Татарская молодёжь

  • 1911

    Осенние ветры

  • 1909

    Родной язык

  • 1908

    баллада «Водяная»

  • 1908

    поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»

  • 1907

    поэма «Шурале»

  • 1906

    Паразитам

  • 1905

    О свободе

Личная жизнь и семья Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай не был женат и не имел детей. По свидетельствам его друзей, он был робок в общении с дамами, хотя благодаря своему таланту вызывал их интерес. В жизни Тукая была лишь одна девушка, которой удалось стать возлюбленной поэта, — купеческая дочь Зайтуна Мавлюдова. Она сама попросила представить её Габдулле. Но их общение не переросло в брак из-за робости молодого человека. Девушка вышла замуж за другого. Поэт продолжал любить Зайтуну, и на его могиле были высечены строки, посвящённые ей.

Народный поэт Татарстана Габдулла Тукай

Народный поэт Татарстана Габдулла Тукай

Возлюбленная поэта Зайтуна Мавлюдова

Возлюбленная поэта Зайтуна Мавлюдова

Подробности смерти Габдуллы Тукая

В 1912 году Габдулла Тукай посетил Санкт-Петербург. Но подорванное в детстве здоровье и лишения большей части жизни существенно отразились на его самочувствии. Пробыв в столице всего 13 дней, Габдулла направился в подмосковный Троицк, где остановился в доме купцов Яушевых. Там у него сильнее проявились симптомы заболевания (вероятнее всего, туберкулёза), который усугублялся голодом (поэт по собственной доброте раздавал деньги в долг, часто оставаясь без средств даже на еду).

Цепляясь за жизнь, Тукай отправился в казахские степи, чтобы попробовать лечение средствами народной медицины. Но они не принесли ему значимого облегчения. Возвратившись, он трудился в пыльной типографии и, невзирая на слабость, много писал. 15 апреля (по новому стилю) 1913 года поэт скончался. По словам Максима Горького, причиной тому стали «голод и чахотка». Тело поэта было похоронено на татарском кладбище в Казани.

Памятник Габдулле Тукаю в Москве

Памятник Габдулле Тукаю в Москве

Признание и память

В последние годы жизни поэт всё глубже постигал жизнь простых людей. Стихи, которые Габдулла Тукай писал в конце 1900-х — начале 1910-х, показывают его сострадание к чаяниям народа, недовольство автора сложившимся общественно-политическим порядком, низким уровнем образования и отсутствием передовых воззрений у подавляющей части общества.

Оценивая вклад Тукая с позиции сегодняшнего дня, можно с уверенностью сказать, что литератор смог сдвинуть ориентиры традиционных ценностей в пользу прогресса. Он стал реформатором, действовавшим на ниве творчества. Работы татарского поэта переведены на десятки языков мира, а его именем назван ряд площадей и улиц Казани, станция метро, аэропорт, установлено множество памятников в его честь в разных городах России и стран СНГ.

Дата публикации: 08.07.2022 года
Дата последнего обновления: 09.12.2022 года
Автор: