Райкин Аркадий Исаакович

Райкин Аркадий Исаакович

Аркадий Райкин — советский артист эстрады, творческий деятель, основатель театра «Сатирикон». За Аркадием Райкиным закрепилось звание мастера сценического перевоплощения и «человека с тысячей лиц». Искусствоведы отмечают, что благодаря ему в отечественной культуре оформился новый вид сценического искусства, отличающийся актуальностью материала и харизматичностью его подачи в исполнении одного центрального актёра.

Что нам известно о Аркадии Райкине

Реальное имя:

Аркадий Райкин

Дата рождения:

24.10.1911 года

Знак зодиака:

Скорпион

Дата смерти:

17.12.1987 года

На момент смерти Аркадию Райкину было:

76 лет

Место рождения:

г. Рига

Гражданство:

🇷🇺  Россия

Семейное положение:

Женат

Дети:

2

Рост Аркадия Райкина:

163 см

Род деятельности:

Актер, Театральный режиссер, Юморист

Видео с участием Аркадия Райкина

Предлагаем вам посмотреть видео про Аркадия Райкина. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Аркадий Райкин - актер, театральный режиссер, юморист. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Аркадия Райкина

Райкин Аркадий Исаакович родился 24 октября 1911 года в Риге (тогда Лифляндская губерния Российской империи; ныне Латвийская Республика) в еврейской семье. Его родители не были связаны с творческой средой. Отец, Исаак Давидович, работал лесным бракёром в Рижском морском порту: контролировал гружёные лесом суда и баржи, отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Мать, Елизавета Борисовна, трудилась акушеркой.

Будущий деятель культуры был первенцем Исаака и Елизаветы. Кроме него в семье росли его сёстры Белла и Софья и брат Макс (разница между старшим и младшим братьями составляла 16 лет). В своей автобиографии «Без грима. Воспоминания» (редактор Д. О. Хвостова) Аркадий Райкин делился, что его родители в общении с детьми придерживались разных подходов, которые они усвоили из собственного детства.

Отношения со своим отцом Аркадий Исаакович называл странными, потому что тот уделял мало внимания детям, но всё же был по характеру более мягким, чем дедушка артиста по отцовской линии. Давид Абрамович происходил из Полоцка Витебской губернии и был, по определению внука, «домашним деспотом», строго следовавшим религиозным и общественным догмам. По его настоянию Аркадия Исааковича пытались отдать в частную древнееврейскую школу.

Несмотря на отсутствие у отца интереса к творчеству, Аркадий Исаакович считал, что унаследовал склонность к лицедейству от него. Когда Исаак Давидович был в радушном настроении, он рассказывал домочадцам забавные истории, в которых мастерски перемешивал правду и выдумки. Позднее, когда Райкин стал профессиональным артистом, его отец помог ему выстроить одну пантомиму, хотя не относился к работе сына как к чему-то достойному внимания.

О матери артист всегда вспоминал с благодарностью, отмечая, что и она, и все её родственники, коренные рижане, отличались мягкостью, деликатностью и отзывчивостью. Её отец, Борис Гуревич, имел медицинское образование, работал провизором и владел аптекой. Брат и сестра матери выбрали творческие профессии (первый стал журналистом, вторая — скульптором), а она, хоть и решила пойти по стопам отца, обладая «природной музыкальностью», часто пела дома.

Первые годы жизни Аркадий Райкин провёл в доме на одной из центральных рижских улиц (тогда Мельничная, сейчас — Дзирнаву). Он описывал свои впечатления от первой поездки на трамвае, наблюдения за соседней частной гимназией, прогулки по Эспланаде — парку возле оперного театра. Но когда ему было пять лет, к Риге в ходе Первой мировой войны подступили немецкие войска, и семья перебралась в Рыбинск Ярославской губернии (ныне Ярославская область).

В Рыбинске Аркадий Исаакович, посетивший с родителями цирк, начал проявлять склонность к театрализованным представлениям. Впервые он принял участие в спектакле, который ставили во дворе дома соседские дети. Постановка была посвящена жизни разбойников, и семилетний Райкин сыграл в ней убитого купца. В девятилетнем возрасте он начал выходить на сцену драмкружка. Также он сам нередко ходил на спектакли в местный театр как зритель.

Когда Аркадию Райкину было десять, его семья перебралась в Петроград (ныне Санкт-Петербург). Здесь он, помимо учёбы в школе, продолжал заниматься в драматическом кружке. Но в 13 лет ему, переболевшему ангиной, поставили ревмокардит (клиническое проявление ревматизма, воспалительное поражение сердца), и врачи не надеялись на то, что ему удастся поправиться. Он девять месяцев провёл в постели, но благодаря заботам матери сумел встать на ноги.

Подростком Аркадий Райкин играл в Передвижном театре Щербакова и театре «Станок». Других профессий, кроме артистической, он не рассматривал. Однако из-за этого у него возникали конфликты с отцом. Аркадий Исаакович писал, что тот отказывался впускать его домой после очередного спектакля или хватался за ремень. Своё отношение к творчеству отец Райкина переменил спустя несколько десятков лет, увидев, что сын сумел достичь положения в обществе.

Для зачисления в Ленинградский техникум сценических искусств (ЛТСИ; ныне Российский госинститут сценических искусств, РГИСИ) молодому человеку было нужно иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился на Охтинский пороховой завод лаборантом, был дежурным по цеху, где производили синтетическую камфору. Помимо профессиональной деятельности, он привлекался к борьбе с кулачеством, которую вели работники предприятия.

В 1930 году, отработав год на заводе, артист успешно прошёл конкурсный отбор в ЛТСИ. Изначально его должны были принять на курс известного творческого дуэта Леонида Трауберга и Георгия Козинцева, но по итогам конкурса направили учиться в мастерской одного из ведущих театральных режиссёров Ленинграда Владимира Николаевича Соловьёва, ближайшего сторонника Всеволода Мейерхольда и специалиста по комедии масок.

Немалое влияние на становление манеры Райкина оказал Михаил Савояров, известный автор-куплетист и мим-эксцентрик, у которого будущий артист брал уроки пантомимы, поскольку в техникуме не было курса по этому виду сценического искусства. Соловьёв использовал навыки своего ученика в студенческом спектакле «Служанка-Госпожа» по опере Джованни Перголези, доверив Райкину роль глухонемого слуги, способного изъясняться только движениями.

Творческая деятельность

Свой творческий путь Аркадий Райкин начинал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (Ленинградский ТРАМ; затем получил название Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; ныне театр «Балтийский дом»), куда был распределён в 1935 году по окончании обучения. Через год артист перешёл в Ленинградский Новый театр (сегодня академический театр им. Ленсовета), но и здесь прослужил не больше двух лет.

Параллельно Аркадий Исаакович начал сниматься в кино. Его первыми работами стали военные фильмы «Доктор Калюжный» Эраста Гарина и его жены Хеси Локшиной (по пьесе Юрия Германа) и «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина. В первом из них он сыграл новоиспечённого врача Моню Шапиро, а во втором — Рубинчика. Но эти его роли были небольшими, и большую часть времени артиста занимала работа в жанре конферанса.

Впервые артист попробовал себя в роли конферансье летом 1938 года. Он рассказывал, что директор Ленинградского театра эстрады Исаак Гершман обратился к нему с просьбой подменить приболевшего конферансье на концерте, организованном в Саду отдыха, и он, несмотря на сомнения, согласился. Как писала историк театра и эстрады Елизавета Уварова, молодой Аркадий Райкин подкупал публику своей естественностью, простотой и ровным, тихим голосом.

Летом 1939 года молодого человека пригласили вести программу в московском саду «Эрмитаж». В это время он создал сатирический номер «Мишка», в котором он впервые проявил искусство трансформации при помощи масок. Зарисовка помогла ему стать лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Второй номер, представленный на конкурсе, назывался «Чаплин». Позднее самого Райкина сравнивали с Чарли Чаплином не только в СССР, но и в Великобритании.

В этом же 1939 году артист вошёл в труппу Ленинградского государственного театра эстрады и миниатюр (ЛГТЭМ; сегодня Театр эстрады им. А. И. Райкина). Елизавета Уварова отмечала, что, судя по архивным материалам, Гершман, получивший распоряжение Ленконцерта создать новое небольшое культурное учреждение на базе Театра эстрады, ранее сотрудничал с Райкиным для изучения его возможностей. В ЛГТЭМ Райкин был приглашён в качестве конферансье.

Ещё одним значимым событием 1939 года в биографии Аркадия Райкина стало его выступление на банкете в Большом Кремлёвском дворце в честь 60-летия Иосифа Сталина в декабре. По воспоминаниям артиста, номер, который он должен был представить, заранее обговаривался, но после аплодисментов юбиляра ему захотелось показать и другие зарисовки. В итоге он показал 14 сатирических номеров, после каждого из которых Сталин и его гости аплодировали ему стоя.

Во время Великой Отечественной войны Аркадий Исаакович был артистом фронтовой бригады. Труппа ЛГТЭМ давала концерты на заводах и полевых станах, землянках, госпиталях, выступала на палубах боевых кораблей. В этот период, в 1942 году, он был назначен художественным руководителем театра. Во время гастролей на Малой земле выступал перед Леонидом Брежневым. Победу коллектив артистов встретил на родине Аркадия Исааковича в Риге.

В 1944 году театр под руководством Аркадия Райкина утратил в названии слово «эстрада», однако некоторое время на его сцене ещё ставились эстрадные номера (с участием акробатов, жонглёров и пр.). Но позднее ЛГТМ начали называть «театром одного актёра». Сам лидер театра говорил, что материал, представляемый в нём, должен быть «актуальным, смешным, лаконичным, образным и в то же время облагораживать душу и сознание зрителя».

Тексты для номеров театра миниатюр в разное время писали Владимир Поляков, Михаил Жванецкий, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Владимир Лифшиц и другие. Для многих, выступавших на сцене театра, этот опыт послужил основой для самостоятельной карьеры руководителя. Так, например, артисты Роман Карцев и Виктор Ильченко создали впоследствии собственные театры. Среди артистов ЛГТМ были также его жена, Руфь Иоффе, и брат Макс.

Несмотря на занятость в театре, творческий деятель снимался в кино. Первой главной ролью Аркадия Райкина стал артист Геннадий Максимов в комедии Николая Досталя «Мы с вами где-то встречались». Но самой известной работой в его фильмографии стал киноальманах Наума Бирмана «Волшебная сила»; Аркадий Райкин сыграл в новелле «Волшебная сила искусства» артиста, заступившегося за свою учительницу, которой досаждали соседи.

Несмотря на успех Аркадия Райкина в кино, в театре, которым он руководил, в 1960-е годы наметился спад. Как отмечают мемуаристы, в своих номерах он показывал проблемы современности, включая саму систему, по которой тогда жила страна, не пересекая черту. Но поставленный в 1970 году концерт Аркадия Райкина «Плюс-минус» по материалам Леонида Лиходеева и Михаила Жванецкого вызвал резкую критику со стороны правительства.

Хотя зрители продолжали смотреть концерты Аркадия Райкина с прежним интересом, отношения Ленинградского театра миниатюры и властей северной столицы становились всё более напряжёнными. Сын артиста, Константин Райкин, вошедший в труппу отцовского театра, уговорил его переехать. В 1982 году в Москве они открыли Государственный театр миниатюр, через пять лет, незадолго до смерти артиста, получивший название «Сатирикон».

Фильмография Аркадия Райкина

  • 1970 Волшебная силаРоль: артист
  • 1969 Вчера, сегодня и всегдаРоль: художник Репкин / директор пуговичной фабрики Кругозоров / директор швейной фабрики Слоновников / пожарник Набатов
  • 1966 Сказки русского лесаРоль: Хлестаков
  • 1965 В первый часРоль: участник "Голубого огонька"
  • 1954 Мы с вами где-то встречалисьРоль: Геннадий Максимов
  • 1942 Концерт фронтуРоль: киномеханик, ведущий концерта
  • 1941 Валерий ЧкаловРоль: Американский журналист
  • 1939 Огненные годыРоль: Рубинчик
  • 1939 Доктор КалюжныйРоль: Шапиро
  • 1932 Первый взводРоль: солдат

Награды и звания Аркадия Райкина

  • 1985 Орден «Отечественной войны» I степени
  • 1981 Герой Социалистического Труда
  • 1980 Орден «Ленина»
  • 1980 Ленинская премия
  • 1971 Орден «Трудового Красного Знамени»
  • 1968 Почётное звание «Народный артист СССР»
  • 1957 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1947 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
  • 1945 Орден «Отечественной войны» II степени

Личная жизнь и семья Аркадия Райкина

Аркадий Райкин, личная жизнь которого интересует многих современников, прожил почти пятьдесят лет в браке с артисткой Руфью Иоффе, выступавшей под псевдонимом «Рома». Существует легенда, что Аркадий Исаакович влюбился в будущую жену ещё подростком, встретив её на выступлении в одной из школ. В своей книге он писал, что пригласил её на первое свидание в кино, стоя в буфете техникума, а уже в зрительском зале сделал предложение.

Свадьба Аркадия Райкина и Руфи Иоффе состоялась в 1935, в год окончания учебного заведения. После этого девушка носила двойную фамилию Иоффе-Райкина. Через три года у них появилась дочь Екатерина, а ещё через 12 лет — сын Константин. В воспоминаниях Райкин делился: он дал это имя сыну потому, что, когда сам был ребёнком, его отец однажды, точно обмолвившись, ласково назвал его Котей, и это хорошо отложилось в памяти.

Несмотря на то, что вокруг артиста всегда было много женщин, Аркадий Райкин и его жена жили мирно (в разных источниках приводятся сведения, что и сама Руфь пользовалась популярностью, и за ней даже ухаживал Леонид Брежнев). Они вместе работали во время Великой Отечественной войны, позднее выступали в одном театре. Дочь Аркадия Райкина, Екатерина, стала актрисой театра им. Е. Вахтангова, а сын Константин руководит «Сатириконом».

Подробности смерти Аркадия Райкина

Биографы отмечают, что Аркадий Райкин в последние годы испытывал проблемы с сердцем из-за эмоциональных потрясений, связанных с препятствованием его работе в Ленинградском театре миниатюр со стороны властей города. В своей книге артист рассказал, что в начале 1970-х его вызвал заведующий отделом культуры ЦК КПСС Василий Шауро, после разговора с которым артиста увезли прямо из кабинета в больницу с инфарктом.

После короткого перерыва Райкин вновь начал выступать в театре, представляя одну-две сатирические зарисовки, в том числе на тему цензуры. Но из-за слабого здоровья он уже не мог выходить на сцену часто. Тем не менее, после переезда в Москву в основанном им театре были представлены спектакли «Лица» и «Мир дому твоему». Также артист продолжал гастролировать. Незадолго до смерти в сентябре 1987 года он выступил в США.

Помимо проблем в театре, в последние годы жизни Аркадий Райкин столкнулся со сложностями в семье, когда его жена после инсульта почти потеряла способность передвигаться. Когда в её состоянии наметились улучшения, она начала приходить на его спектакли, и артист выходил на сцену ради супруги. Но его здоровье не выдерживало таких нагрузок, и 28 октября того же 1987 года он был госпитализирован в Кунцевскую больницу.

Даже в больнице Аркадий Исаакович продолжал работать. Редактор книги «Без грима. Воспоминания» Хвостова отмечала, что, когда она приходила к нему в больницу, он читал текст будущего спектакля «Поезд жизни». Артист умер 17 декабря 1987 года. Причиной смерти Аркадия Райкина считаются последствия ревмокардита. На могиле Аркадия Райкина, похороненного на Новодевичьем кладбище, установлен бронзовый памятник в полный рост.

Дата публикации: 11.08.2021 года
Дата последнего обновления: 19.10.2021 года
Автор:
Андрей Тарковский 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Василий Шукшин 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Михаил Барышников 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔Андрей Гайдулян 👉 Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения - 0

Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *