Эдвард Григ
- Базовая информация о персоне
- Ранние годы, семья
- Образование
- Карьера в музыке
- Произведения
- Последние годы жизни и смерть
- Личная жизнь
Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист и дирижёр. Григ мастерски сочетал элементы народного фольклора с классическими формами. Одним из наиболее известных произведений композитора считается музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», включающая такие пьесы, как «Утро» и «В пещере горного короля». Творчество Грига внесло весомый вклад в развитие романтической музыки XIX века.
Что нам известно об Эдварде Григе
Полное имя:
Эдвард Хагеруп Григ
Дата рождения:
15.06.1843 года
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
04.09.1907 года
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Эдварду Григу было:
64 года
Место рождения:
Норвегия, г. Берген
Гражданство:
Норвегия
Семейное положение:
Был женат
Дети:
1
Род деятельности:
Композитор, Дирижёр
Ранние годы, семья
Эдвард Хагеруп Григ, впоследствии ставший одним из наиболее ярких представителей норвежской и мировой романтической музыки, родился 15 июня 1843 года в городе Берген — культурном центре Норвегии. По отцовской линии семья Грига происходила из Шотландии. Предком композитора был Александр Григ, купец из Абердина, перебравшийся в Норвегию около 1770 года и занявший в Бергене должность британского вице-консула.
Род Григов происходил из древнего клана МакГрегоров, чьё имя в начале XVII века было запрещено в Шотландии, что заставило представителей этой династии искать новые фамилии и судьбы за пределами родины. Интересно, что дальними родственниками Грига были и известные фигуры Российской империи — среди них флотоводцы Самуил Карлович Грейг и Алексей Самуилович Грейг, а также министр финансов Самуил Алексеевич Грейг.
Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший пост вице-консула, был не только государственным служащим, но и страстным любителем музыки. Он играл в оркестре города Бергена, а его жена — дочь дирижёра Нильса Хаслунна — происходила из музыкальной семьи. Таким образом, род Григов сочетал в себе музыкальную одарённость и художественные интересы с высоким общественным статусом.
Гесина Григ, мать будущего композитора, происходила из влиятельной норвежской семьи Хагерупов. Её отец был епископом, а родственники занимали высокие посты в государстве и церкви. Однако самой Гесине была ближе сцена — она получила профессиональное музыкальное образование в Гамбурге, позднее пела в Лондоне и привезла в Берген не только тонкий вкус к западноевропейской классике, но и традиции немецкой и британской музыкальной педагогики.
Отец Эдварда, Александр Григ, занимавший пост британского вице-консула, не был музыкантом, однако оказывал поддержку жене в её педагогической и концертной деятельности. В домашней атмосфере Эдвард Григ с малых лет был окружён звуками музыки. Мать регулярно устраивала музыкальные вечера, где исполняла произведения Моцарта, Вебера и Шопена, а иногда и пела. Детей в семье было пятеро, и все они получили хорошее музыкальное образование.
Однако именно Эдвард проявил к музыке особенную чувствительность: уже в четыре года он стал самостоятельно подбирать мелодии на фортепиано, а чуть позже начал экспериментировать с аккордами и гармонией. В одном из сохранившихся писем, написанном Григом в зрелые годы, он вспоминает, как в детстве его завораживало взаимодействие звуков и то, как они могут рисовать настроение.

Эдвард Григ в молодости

Эдвард Григ в молодости
Образование
В 1853 году Григ поступил в муниципальную школу в Бергене. Его отношение к школьной учёбе было прохладным — он не отличался особым рвением в изучении общеобразовательных предметов, нередко испытывал скуку и раздражение по поводу однообразия преподавания. В своих дневниковых записях он позднее с иронией вспоминал, как с трудом переносил занятия по математике, но с нетерпением ждал уроков музыки.
Особенное место в его детстве занял учитель музыки — чех по происхождению, композитор и дирижёр Фердинанд Джованни Шедива. Он стал для юного Грига не просто преподавателем, а наставником. Уже в 12-летнем возрасте Эдвард написал своё первое фортепианное произведение. Судьбоносной оказалась встреча семьи Грига с норвежским скрипачом-виртуозом Уле Буллом, которого современники называли «норвежским Паганини».
Булл был не только артистом, но и ярким пропагандистом идеи национального возрождения Норвегии через искусство. Он заметил музыкальные способности юного Эдварда и убедил родителей отправить его в Лейпцигскую консерваторию — одну из самых престижных музыкальных академий Европы на тот момент. Так, в 15-летнем возрасте Эдвард Григ покинул Берген и начал путь профессионального композитора, переехав в Германию.
Оказавшись в Лейпциге, юноша был впечатлён атмосферой, царившей в городе, особенно концертной жизнью: посещение «Гевандхауса» — одного из самых престижных концертных залов Европы — стало для него настоящим откровением. Здесь он слушал произведения выдающихся композиторов классической музыки. Эти впечатления глубоко повлияли на его собственный стиль, о чём он не раз упоминал в письмах.
В Лейпцигской консерватории, славившейся своим высоким уровнем преподавания, дисциплиной, строгой академической программой, а также именами выдающихся композиторов и исполнителей, Григ изучал различные дисциплины: композицию, фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и оркестровку. Его наставником по композиции стал Карл Райнеке — известный немецкий композитор, дирижёр и профессор.
Райнеке проявил к Григу уважение и чуткость, поддерживая индивидуальность своего ученика и не стремясь «перекроить» его стиль под академический шаблон. В одном из писем Григ вспоминал Райнеке как человека «строгого, но справедливого», ценившего творческую свободу. Однако не все педагоги вызвали у Грига такую симпатию. Так, норвежцу не нравился преподаватель по фортепиано Луи Плайди, один из ведущих профессоров консерватории.
Плайди был преподавателем с узконаправленным подходом: он настаивал на технической безупречности, но, по мнению Грига, пренебрегал художественной выразительностью. Григ позже описывал его как сухого и прямолинейного педанта, чьи уроки были для него мучительны. В конце концов, по собственной просьбе Григ был переведён в класс Э.Ф.Венцеля, с которым отношения сложились лучше.
Влияние немецкой романтической школы, в особенности Роберта Шумана, стало заметным уже в ранних сочинениях Грига. Сам композитор называл Шумана своим любимым автором, а его произведения — источником вдохновения. Это отражается, например, в «Четырёх фортепианных пьесах» op. 1 и в «Четырёх романсах» op. 2. Позднее, в 1865 году, он написал сонату для фортепиано, где также заметно влияние стиля Шумана, а местами — и Мендельсона.
Его академическая работа не ограничивалась только композицией: Григ проявил себя как выдающийся пианист. Профессора консерватории отмечали его особую манеру исполнения — вдумчивую, эмоционально насыщенную и технически точную. При выпуске в 1862 году он получил отличные оценки, однако позднее с иронией вспоминал обучение: излишне формализованный подход, сухую подачу материала и неспособность многих педагогов к живому взаимодействию со студентами.

Эдвард Григ
Карьера в музыке
В 1862 году в Швеции состоялся первый концерт Грига. Однако тамошняя музыкальная среда не удержала музыканта, и он вернулся на родину. Но и там уровень музыкальной культуры города оказался недостаточным. Это побудило композитора переехать в Копенгаген, где он создал первые значимые произведения, включая цикл из шести фортепианных пьес, объединённых под названием «Поэтические картинки».
Общество «Эвтерпа», созданное Григом в 1864 году, сыграло важную роль в популяризации скандинавской музыки и знакомстве широкой публики с творчеством композиторов региона. В этот период Григ также активно работал над разнообразными жанрами: сочинил фортепианные «Юморески», увертюру «Осенью», а также Первую скрипичную сонату, которая укрепила его позиции как талантливого автора камерной музыки.
После женитьбы Григ переехал в Осло, где получил приглашение занять место дирижёра филармонического оркестра. С конца 1860-х годов начинается период интенсивного творческого расцвета. Среди значимых произведений этого времени — первая тетрадь «Лирических пьес» и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». Важной вехой стало сотрудничество с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, благодаря которому появилась пьеса «Сигурд Крестоносец».
В середине 1870-х годов он познакомился с драматургом Генриком Ибсеном и написал музыку к его драме «Пер Гюнт». Премьера произведения состоялась в 1876 году и сделала Грига не только национальной, но и международной знаменитостью. Из первоначального цикла «Пер Гюнта», состоявшего из 26 частей, в настоящее время исполняются две сюиты, каждая из которых включает четыре композиции. Наиболее известной мелодией стала заключительная часть первой сюиты — «В пещере горного короля».
В зрелые годы, вернувшись на родину, Григ обосновался на вилле «Тролльхауген». Вдохновением для него служили природа и фольклор Норвегии, что отразилось в таких произведениях, как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и многочисленных сюитах. При этом Григ активно путешествовал по Европе, выступая с концертами и дирижируя, занимался изданием сборников песен и романсов, способствуя популяризации скандинавской музыки. Его музыка к драме «Пер Гюнт», особенно пьесы «Утро» и «В пещере горного короля», получила всемирную известность и впоследствии неоднократно использовалась в кинематографе и мультипликации, включая работы американской студии Warner Bros.
Произведения Эдварда Грига
1886–1887
Соната для скрипки и фортепиано № 3 до минор (соч. 45)
1885
«Из времён Хольберга» (соч. 40)
1883
Соната для виолончели и фортепиано ля минор (соч. 36)
1881
«Норвежские танцы» (соч. 35)
1877–1878
Струнный квартет соль минор (соч. 27)
1874–1875
Музыка к драме «Пер Гюнт»
1868
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (соч. 16)
1867–1901
Сборник фортепианных пьес «Лирические пьесы»
1865
Соната для фортепиано ми минор (соч. 7)

Эдвард Григ
Последние годы жизни и смерть
В 1907 году композитор, несмотря на преклонный возраст и ухудшение здоровья, отправился в турне по Дании и Германии. Осенью того же года вместе с супругой он планировал участие в музыкальном фестивале в Великобритании. Супруги остановились в городе Бергене, в одном из местных отелей, ожидая отправления корабля в Лондон. Однако во время пребывания в отеле Григ почувствовал резкое ухудшение самочувствия.
Срочная госпитализация не спасла композитора — 4 сентября 1907 года он скончался от сердечной недостаточности. По последнему желанию самого Грига, его прах был захоронен рядом с виллой Тролльхауген — домом, где он прожил последние 20 лет своей жизни. Позже здесь была похоронена и Нина Хагеруп. Сейчас вилла Тролльхауген является музеем и хранит подлинный интерьер и предметы быта Грига.

Эдвард Григ
Личная жизнь
Эдвард Григ состоял в браке с кузиной. До роковой встречи с Ниной Хагеруп в Копенгагене, когда она была уже молодой женщиной, композитор помнил её восьмилетней девочкой. Несмотря на то что их родство и окружающие сплетни могли стать преградой, Эдвард Григ не колебался и в 1864 году сделал предложение. Спустя три года пара официально оформила свои отношения.
Молодожёны перебрались в Осло, стремясь избежать давления, которое преследовало их с самой помолвки. Там у них родилась дочь Александра. Однако счастье оказалось недолгим: через год девочка умерла от менингита — заболевания, которое в то время часто заканчивалось летальным исходом из-за отсутствия эффективных медицинских средств. Это стало тяжёлым ударом для семьи и омрачило брак.
Нина глубоко погрузилась в депрессию и закрылась в себе, тогда как Эдвард продолжал сосредотачиваться на творчестве и концертных выступлениях. С течением времени эмоциональная дистанция между супругами только увеличивалась, больше детей у них не было. В 1883 году Нина бросила Грига, однако спустя пару месяцев вернулась, когда состояние здоровья композитора резко ухудшилось.
У Эдварда Грига диагностировали плеврит, который мог перерасти в опасный туберкулёз. Чтобы улучшить здоровье композитора, супруги решили переехать в более благоприятный климат. Они обосновались в горной местности, где построили виллу Тролльхауген — место, которое стало не только домом, но и творческой лабораторией для композитора. Здесь Григ смог восстановить силы и продолжить работу над своими произведениями.

Эдвард Григ




